Научная статья на тему 'Спортивные секции как профилактика гиподинамии у ординаторов медицинского университета'

Спортивные секции как профилактика гиподинамии у ординаторов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гиподинамия / профилактика / спортивные секции / физическая активность / ординаторы. / physical inactivity / prevention / sports sections / physical activity / residents

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонов Артур Русланович, Герасимов Павел Евгеньевич, Чучин Владимир Валерьевич, Каплун Инесса Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос о влиянии гиподинамии на умственную работоспособность и физическую активность ординаторов Саратовского государственного медицинского университета. Анализируются причины развития гиподинамии у студентов после окончания университета. Проводятся исследования, раскрывающие причины развития гиподинамии ординаторов, а так же приводятся меры профилактики, способные защитить от данной проблемы. Подчёркивается важность регулярных занятий физической культурой, посещений спортивных секций и после окончания университета. Указывается, что уровень физического и умственного состояния человека начинает снижаться уже через несколько месяцев малоподвижного образа жизни, что в будущем может привести к гиподинамии. Сделан вывод о том, что регулярная физическая активность является действенной мерой профилактики гиподинамии ординаторов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонов Артур Русланович, Герасимов Павел Евгеньевич, Чучин Владимир Валерьевич, Каплун Инесса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports sections as prevention of physical inactivity in residents of the medical University

The article discusses the impact of physical inactivity on mental performance and physical activity of residents of Saratov State Medical University. The reasons for the development of physical inactivity in students after graduation are analyzed. Studies are being conducted revealing the causes of the development of inactivity of residents, as well as preventive measures that can protect against this problem. The importance of regular physical education classes, visits to sports sections and after graduation is emphasized. It is indicated that the level of physical and mental state of a person begins to decline after a few months of a sedentary lifestyle, which in the future may lead to inactivity. It is concluded that regular physical activity is an effective measure to prevent physical inactivity of medical university residents.

Текст научной работы на тему «Спортивные секции как профилактика гиподинамии у ординаторов медицинского университета»

Спортивные секции как профилактика гиподинамии у ординаторов медицинского

университета

Sports sections as prevention of physical inactivity in residents of the medical University

Тихонов Артур Русланович

ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Tikhonov Artur Ruslanovich

teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru

Герасимов Павел Евгеньевич

канд.,пед.наук, ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Gerasimov Pavel Evgenievich

Cand. Pedag. Sci., teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru.

Чучин Владимир Валерьевич

доцент, ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Chuchin Vladimir Valerievich

docent,

teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru.

Каплун Инесса Геннадьевна

ст.преподаватель кафедры физвоспитания СГМУ им. В.И. Разумовского, Россия, Саратов. e-mail: sam28031985@mail.ru

Kaplun Inessa Gennadievna

teacher of the Department of Physical Culture Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky,

Russia, Saratov, e-mail: sam28031985@mail.ru.

Аннотация.

В статье рассматривается вопрос о влиянии гиподинамии на умственную работоспособность и физическую активность ординаторов Саратовского государственного медицинского университета. Анализируются причины развития гиподинамии у студентов после окончания университета. Проводятся исследования, раскрывающие причины развития гиподинамии ординаторов, а так же приводятся меры профилактики, способные защитить от данной проблемы. Подчёркивается важность регулярных занятий физической культурой, посещений спортивных секций и после окончания университета. Указывается, что уровень физического и умственного состояния человека начинает снижаться уже через несколько месяцев малоподвижного образа жизни, что в будущем может привести к гиподинамии. Сделан вывод о том, что регулярная физическая активность является действенной мерой профилактики гиподинамии ординаторов медицинского вуза.

Annotation.

The article discusses the impact of physical inactivity on mental performance and physical activity of residents of Saratov State Medical University. The reasons for the development of physical inactivity in students after graduation are analyzed. Studies are being conducted revealing the causes of the development of inactivity of residents, as well as preventive measures that can protect against this problem. The importance of regular physical education classes, visits to sports sections and after graduation is emphasized. It is indicated that the level of physical and mental state of a person begins to decline after a few months of a sedentary lifestyle, which in the future may lead to inactivity. It is concluded that regular physical activity is an effective measure to prevent physical inactivity of medical university residents.

Ключевые слова: гиподинамия, профилактика, спортивные секции, физическая активность, ординаторы.

Key words: physical inactivity, prevention, sports sections, physical activity, residents.

Введение. Гиподинамия является одной из важнейших проблем современного общества. В эпоху цифровизации мира люди начали все меньше уделять времени физическому развитию, в результате чего подвергаться негативному воздействию малоподвижного образа жизни как на работе, так и в повседневной жизни, вследствие чего стали все больше попадать в зону риска развития гиподинамии. Одной из групп населения, которые попадают в зону риска, являются ординаторы медицинских вузов. Занятия по физической культуре в ординатуре не предусмотрены по учебной программе, а на посещение спортивных секций на базе университета не хватает времени из-за высокой загруженности на лекционных занятиях и практике.

Цель исследования: доказать, что занятия в спортивных секциях являются мерой профилактики гиподинамии ординаторов.

Задачи исследования:

- изучить научную литературу по вопросу профилактики гиподинамии;

- провести исследование среди ординаторов медицинского университета и выявить степень их умственной и физической работоспособности;

- предложить меры профилактики гиподинамии у ординаторов.

Материалы и методы исследования.

Для решения теоретических задач исследования мы проанализировали научные источники по изучаемой проблематике.

Проблеме малоподвижного образа жизни уделяется значительное внимание, в том числе и со стороны Всемирной организации здравоохранения. Учёные изучающие данный вопрос пришли к выводу о необходимости принятия срочных мер с целью повышения уровня физической активности юношей и девушек подросткового возраста. Авторы исследований утверждают, что показатели физической активности более 80% подростков в мире находятся ниже рекомендованного уровня (не менее одного часа в сутки). Учёные обращают внимание на то, что при отсутствии двигательной активности деформируются нейронные связи в одном из отделов головного мозга, который так же ответственен за функционирование симпатической нервной системы. По этой причине малоподвижный образ жизни может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям и гиподинамии. В свою

очередь при гиподинамии мышцы слабеют и атрофируются, уменьшается сила и выносливость, страдают функции позвоночника и суставов. Эти обстоятельства подтверждают актуальность проблемы гиподинамии уже в подростковом возрасте [1].

Гиподинамия - это состояние организма при котором нарушаются его основные функции (кровообращения, дыхания, пищеварения, опорно - двигательного аппарата) при значительном снижении двигательной активности.

Гиподинамия оказывает негативное воздействие и на работу головного мозга. Отмечается утомление, уменьшение уровня трудоспособности, снижение концентрации внимания, бессонница, сокращение интеллектуальной деятельности, излишняя дистрофия и т.д. При недостаточной двигательной активности происходит более быстрое изнашивание организма. Из-за малоподвижного или сидячего образа жизни раньше времени появляется бессилие и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение [2].

Одним из условий формирования и совершенствования механизмов адаптации к умственным нагрузкам является двигательная активность, которая может выступать как оптимизирующий фактор. Физические нагрузки активизируют перестройки разных функций организма, влияют на умственную работоспособность, внимание и концентрацию, оперативное мышление, объём перерабатываемой информации. Все эти аспекты безоговорочно влияют на работоспособность и успеваемость обучающихся [3].

Следует отметить, что скорость утомления зависит и от специфики труда.

При выполнении однообразной монотонной работы, при напряжении мышц и редкой смене позы утомление наступает значительно быстрее. Отношение человека к выполняемой работе также играет роль в появлении утомления. Если выполняемая деятельность нравится, то даже в напряжённые периоды чувство утомления не возникает достаточно длительное время [4].

Ещё одной из причин развития гиподинамии является отсутствие культуры здорового образа жизни. Ведущая роль в пропаганде здорового образа жизни в вузе должна отводиться преподавателям физкультуры и тренерам спортивных секций. Тренер и преподаватель во время спортивных тренировок и занятий по физической культуре воспитывают у студентов любовь к здоровому образу жизни и сознательному отношению к своему здоровью. Имеющиеся в открытом доступе стадионы, дворцы спорта, игровые площадки не решают проблему гиподинамии. У современных студентов нет культуры здорового образа жизни, нет потребности в движении, хотя почти все знают, что гиподинамия приводит ко многим заболеваниям. Поэтому у студентов именно во время тренировок в вузе должна сформироваться культура здорового образа жизни, а воспитать и привить её студентам должен профессиональный тренер - преподаватель [5].

Следует отметить, что регулярные занятия даже самыми простыми физическими упражнениями приводят к стимулированию функций головного мозга, способствуют улучшению кровообращения, концентрации внимания, памяти, снятию психологического напряжения и т.д. [6].

Для выполнения практических задач исследования нами был проведён эксперимент на базе Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского, в котором приняли участие две группы, проходящих обучение в ординатуре. Первую группу (экспериментальную) составили 20 ординаторов, которые занимались в различных спортивных секциях (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика). Во вторую группу (контрольную) вошли 20 ординаторов не посещающих спортивные секции и ведущие малоподвижный образ жизни. Тренировочный процесс у первой группы состоял из двух тренировок по одному часу в неделю. Вторая группа занималась в обычном учебном режиме (малоподвижный образ жизни). Эксперимент проводился в начале и в конце учебного года. Изучались показатели испытуемых по тесту Бурдона и тесту Купера. Тест Бурдона использовался для оценки устойчивости внимания. Тест Купера был направлен на

определение физической подготовленности ординаторов. Данные исходной и итоговой диагностики ординаторов по данным тестам представлены в таблице 1 и в таблице 2 соответственно. Результаты исследования.

Таблица 1. Исходный и итоговый показатели ординаторов в I и II группах в тесте Бурдона

Ординаторы Средний результат в начале года (до эксперимента) Средний результат в конце года (после эксперимента)

I группа (экспериментальная) 6 8

II группа (контрольная) 5 5

Смысл теста Бурдона заключается в том, что испытуемые получают бланки с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Далее необходимо было ряд за рядом вычёркивать из тих бланков определённые буквы. По прошествии каждой минуты проводится контроль и делается отметка. Результаты оценивались по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Отведённое время на выполнение задания составляет 5 минут.

Согласно данному тесту результаты расшифровываются следующим образом: 10 баллов - устойчивость внимания очень высокая, 8-9 баллов - устойчивость внимания высокая, 4-7 баллов - средняя, 2-3 - низкая, 0-1 балл - очень низкая [7].

Во время прохождения теста Купера испытуемые должны были выполнить четыре круга следующих упражнений: 10 отжиманий, 10 прыжков (первоначальная позиция — упор лежа, перенос ног прыжком к рукам и их возврат), 10 скручиваний на пресс из положения лежа на спине - поднятие ног и туловища одновременно, 10 выпрыгиваний из приседа. Выполнить данное задание необходимо как можно быстрее. Уровень физической подготовленности считается отличным, если на всю серию ушло менее 3.00 минут, если 3-4 минуты - это хороший уровень, 4-5 минут - средний, более 5 минут - низкий уровень [8].

Таблица 2. _ Исходный и итоговый показатели ординаторов в I и II группах в тесте Купера

Ординаторы Средний показатель в начале года (до эксперимента) Средний показатель в конце года (после эксперимента)

I группа (экспериментальная) 3.30 мин 2.50 мин

II группа (контрольная) 3.50 мин 4.10 мин

Как видно из результатов исследования, у первой группы, которая занималась в спортивных секциях, показатели теста Бурдона стали выше, чем были в начале года, а у второй группы результат не изменился. В тесте Купера средний показатель у первой группы стал высоким, тогда как у второй группы ухудшился до среднего. Это факт говорит о том, что наша двигательная активность, наше физическое состояние влияет на утомляемость и уровень устойчивости внимания. В свою очередь, низкие результаты по данным показателям

свидетельствуют о малоподвижном образе жизни, что отрицательно сказывается на здоровье человека и может привести к гиподинамии.

Заключение:

Вышеизложенное указывает на то, что значительная часть обучающихся в ординатуре обладает невысокой физиологической динамичностью, которая способствует формированию гиподинамии и, как следствие, влечёт за собой трудности с успеваемостью и работоспособностью ординаторов. Следует обратить внимание на то, что в образовательной программе ординатуры отсутствуют учебные занятия по физической культуре и спорту. В свою очередь, умственная и физическая работоспособность является одним из основных критериев в профессиональной подготовке будущего специалиста здравоохранения. Результаты эксперимента показали, что результаты первой группы стали выше и относительно второй группы, и относительно самих себя до и после исследования. Можно говорить о том, что посредством регулярных занятий в спортивных секциях происходит стимулирование процессов работоспособности. Следует помнить, что необходимо как минимум два

раза в неделю посещать спортивные секции, так как физические тренировки не только улучшают концентрацию и устойчивость внимания, но и приводят физическое состояние организма в тонус. Одним из вариантов решения проблемы гиподинамии ординаторов мы видим во введении в их учебную программу обязательных занятий по физической культуре, а так же в широкой теоретической информированности студентов о последствиях малоподвижного образа жизни и пользе физических нагрузок. Для большей эффективности к решению проблемы гиподинамии рекомендовано подходить комплексно, а именно: физические нагрузки, отказ от вредных привычек, прогулки на свежем воздухе, коррекция избыточного веса, сбалансированное питание.

Список используемой литературы:

1. Беликова О. Ю. Гиподинамия и её влияние на состояние здоровья студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований / О.Ю. Беликова, Г.Г. Ломоносова, А.А. Калько - 2016.-№ 11-4. -С. 619-620.

2. Ефанов А. Ю., Ефанова С.А. Современный взгляд на гиподинамию как фактор риска сердечнососудистых заболеваний // Медицинская наука и образование Урала. 2015. Т. 16. № 2-1(82). С. 153-158.

3. Качелаева Ю.В. Гиподинамия и здоровье человека. / Ю.В. Качелаева, Р.Р. Тахаутдинов. - Мир научных открытий, 2010.

4. Моисеева Н. И., Сысуев В. М. Временная среда и биологические ритмы.- Л., 1981.

5. Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. и высш учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003-512 с.

6. Герасимов П.Е., Кочеткова Ю.А. Значение спорта и физической культуры в жизни современной молодёжи // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 5-6 (61). С. 56-59.

7. Психологический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psychojoumal.ru/tests/1211-korrekturnaya-proba-test-burdona.html?ysclid=loe9eo2zj5484674941

8. Тест Купера [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rsport.ria.ru/20230417/test-kupera-1865910373.html?ysclid=lopfy9lig5839260820

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.