Научная статья на тему 'Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи'

Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / ГИПОДИНАМИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / STUDENTS / INDEPENDENT STUDIES / SELF-DEVELOPMENT / PHYSICAL INACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагиев Талгат Абаевич, Альжанов Ханат Худайбергенович, Мальцева Марина Анатольевна, Седельникова Татьяна Алексеевна

Представлены показатели тестирований физических качеств студентов-первокурсников, изучена динамика уровня развития их физических качеств под воздействием или отсутствием систематических занятий физической культурой. Выявлены причины гиподинамии у студентов, не занимающихся физической культурой самостоятельно в летнее каникулярное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагиев Талгат Абаевич, Альжанов Ханат Худайбергенович, Мальцева Марина Анатольевна, Седельникова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS OF NON CORE UNIVERSITY AS A NECESSITY OF MODERN YOUTH

The indicators ofphysical quality tests of incoming first-year students were received during a calendar year with the aim of studying the dynamics of the level of development of physical qualities under the influence or absence of systematic physical training. The causes of hypodynamia in students independently not engaged in physical culture during summer vacation time are revealed.

Текст научной работы на тему «Физическое саморазвитие студентов непрофильного вуза как необходимость современной молодежи»

УДК 796.01

ФИЗИЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Т.А. Сагиев, Х.Х. Альжанов, М.А. Мальцева, Т.А. Седельникова

Представлены показатели тестирований физических качеств студентов-первокурсников, изучена динамика уровня развития их физических качеств под воздействием или отсутствием систематических занятий физической культурой. Выявлены причины гиподинамии у студентов, не занимающихся физической культурой самостоятельно в летнее каникулярное время.

Ключевые слова: студенты, самостоятельные занятия, саморазвитие, гиподинамия, физические качества.

Студенты высших учебных заведений составляют особый социально-деятельностный слой населения, объединяемый функциональ -ными возможностями возраста, специфическими условиями обучения и образом жизни [1. С. 23]. Неоспоримо, обучение в вузах следует относить к категории специфического умственного труда, требующего постоянного, длительного активного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций.

В настоящее время научно-технический прогресс и внедрения информационных технологий обучения, наряду с улучшением условий подготовки учащихся и студентов в современном образовании, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Гиподинамия возникла и по причине создания автоматизации производства, применения достижений технического прогресса в быту, которая помогает удовлетворять потребности людей, замещает усилия человека, выполняя большой объем работы. В то же время с улучшением условий учебно-познавательной, трудовой деятельности наносится «урон» здоровью студенческой молодежи из-за недостаточной двигательной активности. На сегодняшний день наблюдается тенденция ухудшения физического развития, слабая физическая подготовленность, наличие отклонений по состоянию здоровья студентов, поступающих в высшие учебные заведения [2. С. 41].

Здоровье студенческой молодежи является первым и необходимым условием учебы в вузе, дальнейшей благоприятной профессиональной деятельности и бытового благополучия труда. Проблема состояния здоровья современного человека обусловливает необходимость включения молодых людей в решение вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья вне зависимости от их профессионального выбора. Важнейшими слагаемыми здоровья и физического и функционального

потенциала молодых людей являются двигательная активность и физическая подготовленность, обладающие высоким потенциалом оздоровления человека.

Поиск эффективных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов вузов является важной постоянной, основной задачей коллектива преподавателей кафедры физического воспитания. Занятия физической культурой и спортом в вузе для большинства студентов является единственным средством увеличения двигательной активности, и имеют огромное значение для укрепления и сохранения их здоровья. Эффективность процесса физического воспитания студентов, повышается за счет увеличения их двигательной активности на самостоятельных занятиях, особенно в каникулярное время, либо в период экзаменационной сессии.

Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни с физкультурно-спортивной самодеятельной основой, необходимо для того, чтобы будущий специалист ещё в студенческие годы пришёл к осознанию значимости регулярных активных занятий физической культурой и спортом, стал не только профессионалом в области своей трудовой деятельности, но и человеком, который достаточно осведомлен в вопросах восстановления организма после напряжённой работы для сохранения и укрепления здоровья.

Организация исследования: в исследованиях приняли участие 40 студентов-юношей технического высшего учебного заведения, занимающихся физической культурой в группах общей физической подготовки.

Методы исследования: анкетирование, беседа, педагогическое тестирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки уровня развития основных физических качеств и изучения их динамики развития в течение календарного года, мы провели комплекс педагогических общепринятых тестов у вновь поступивших студентов-первокурсников. Тестирование проводилось в три среза: первый срез осуществлялся в начале учебного года (сентябрь-октябрь), второй срез - в конце учебного года (май), третий срез - начало следующего учебного года (сентябрь-октябрь). Гибкость оценивалась с помощью теста «наклон вперед стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье», данный тест выбран из комплекса норм «Готов к труду и обороне» (ГТО) [3. С. 107], общая выносливость - «12-минутный бег тест Купера», сила плечевого пояса -«подтягивания на перекладине», скоростно-силовые качества - «бег на 100 м» и «прыжок в длину с места» (таблица).

Динамика уровня развития физических качеств у студентов в течение календарного года

№ п/п Тесты 1-й срез 2-й срез 3-й срез

1 12-минутный тест Купера, м 2150±50 2360±70* 2270±80

2 Прыжок в длину с места, см 220±8 234±7* 228±6

3 Бег на 100 м, с 15,3±0,5 14,1±0,4* 15,0±0,5*

4 Подтягивания на перекладине, (кол-во раз) 4±1,8 8±1,6* 5±1,7*

5 Наклон вперед стоя с прямыми

ногами на гимнастической скамье, 2±2,3 7±3,2* 5±2,7

см

Примечание: * — достоверно значимые изменения при Р<0,05.

Из таблицы видно, что по сравнению с нормативами, представленными в программных материалах вуза по физической культуре [4. С. 44], поступившие студенты отличаются низким уровнем развития силы и гибкости, а общая выносливость и скоростно-силовые качества соответствует уровню ниже среднего.

По результатам изучения показателей полученных после второго среза, отмечается тенденция повышения уровня развития всех физических качеств, с достоверной значимостью улучшились все изучаемые показатели. Показатели выносливости возросли на 9 %, скоростно-силовые качества на 6 % Наибольший прирост показателей отмечается в тесте на гибкость (более чем в 2 раза) и силы плечевого пояса (в 2 раза).

После летних каникул мы повторили тестирование и выявили, что с достоверной значимостью снизились показатели силы плечевого пояса (60 %), скоростно-силовых качеств в тесте «бег на 100 м» (на 6 %), в оставшихся тестах достоверно значимых изменений не отмечается, но, тем не менее, выносливость снизилась на 4 %, гибкость на 40 %, взрывная сила в тесте прыжок в длину с места на 3 %.

В дальнейшем, с целью определения количества студентов систематически не упражняющихся в течение продолжительного трехмесячного каникулярного времени и изучения причин, мы провели анкетирование исследуемых студентов, будучи обучающихся уже на 2-м курсе вуза. В результате выявлено, что около 85 % студентов не проявляют систематической самостоятельной двигательной активности. По мнению респондентов, основными причинами являются (наиболее часто встречающие ответы): 1) в июне месяце - интенсивная подготовка к экзаменационной сессии; 2) в июле - прохождение производственной практики, либо временная подработка; 3) в августе - пассивный отдых (общения с близкими, друзьями), решение личных бытовых проблем,

подработка. Но в тоже время студенты убеждены о пользе самостоятельных занятий физической культурой в летний период, заинтересованы и готовы к выполнению план-заданий рекомендуемые преподавателем.

Метод беседы нам позволил уточнить, что студенты недостаточно осведомлены о применении разнообразных средств, методов тренировки направленных на развитие различных физических качеств, приемов регулирования и контроля физических нагрузок, самоконтроля уровня физической подготовленности. В частности, на вопрос касающийся использования наиболее приемлемых упражнений для самостоятельных занятий, студенты перечисляют ограниченное количество упражнений, преимущественно циклические упражнения на развитие выносливости (бег, вело, роликовые коньки), а также силовые упражнения со снарядами.

В дальнейшем, цель нашего исследования будет направлена на разработку плановой программы физической самоподготовки студентов в период летних каникул с учетом акцентированного развития отстающих физических качеств и в целом корректирующей физическое развитие.

Выводы

1. Отмечается низкий уровень развития физических качеств поступающих студентов технического вуза.

2. Занятия физической культуры в течение учебного года комплексно воздействуют на развития всех физических качеств и способствуют доведению их уровня развития до средних показателей.

3. Отсутствие систематической двигательной активности в летние каникулярное время у студентов приводит к значительному снижению показателей всех физических качеств, упадок происходит гетерохронно и в первую очередь снижаются силовые и скоростно-силовые качества.

Список литературы

1. Альжанов Х.Х. Формирование основ ведения единоборств в физическом воспитании студентов в вузе / под общ. ред. Г.М. Грузных. Омск. Изд-во Омского ун-та, 2016. 132 с.

2. Сизова Н.В., Популо Г.М., Чернова Е.Д. Общая физическая подготовка основа спортивной деятельности студента // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии. 2015. С. 40-43.

3. Кабышева М.И. , Глазина Т.А., Подкапаева О.В. О внедрении комплекса «Готов к труду и обороне» на кафедре физического воспитания ОГУ // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №7 (182). С. 105-111.

4. Учебная программа дисциплины «Физическая культура»: для студентов всех специальностей и направлений подготовки очной формы обучения / Л.В. Касатова [и др.]. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014. 55 с.

Сагиев Талгат Абаевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Альжанов Ханат Худайбергенович, канд. пед. наук, старший преподаватель, x. alzhanov@yandex. ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Мальцева Марина Анатольевна, старший преподаватель, marinmalll@,mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный технический университет,

Седельникова Татьяна Алексеевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Омск, Омский государственный технический университет

PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS OF NON CORE UNIVERSITY AS A NECESSITY OF MODERN YOUTH

T.A. Sagiev, H.H. Alzhanov, M.A. Matseva, T.A. Sedelnikova

The indicators of physical quality tests of incoming first-year students were received during a calendar year with the aim of studying the dynamics of the level of development of physical qualities under the influence or absence of systematic physical training. The causes of hypodynamia in students independently not engaged in physical culture during summer vacation time are revealed.

Key words: students, independent studies, self-development, physical inactivity, physical inactivity.

Sagiev Talgat Abayevich, senior lecturer, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Alzhanov Xanat Kudaibergenovich, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, x. alzhanov@yandex. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Maltseva Marina Anatolievna, senior lecturer, marinmalll@mail. ru, Russia, Omsk, Omsk State Technical University,

Sedelnikova Tatyana Alexeyevna, senior lecturer, [email protected], Russia, Omsk, Omsk State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.