Научная статья на тему 'Спортивные победы как ценность, объединяющая россиян(на примере зимних Олимпийских игр Сочи-2014)'

Спортивные победы как ценность, объединяющая россиян(на примере зимних Олимпийских игр Сочи-2014) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ / СБОРНАЯ КОМАНДА / СПОРТСМЕНЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / СПОРТИВНЫЕ ПОБЕДЫ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTIFICATION MECHANISM / NATIONAL TEAM / ATHLETES / HISTORICAL MEMORY / SPORTS VICTORIES / OLYMPIC GAMES / ETHNIC IDENTITY / STATE-CIVIL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фадеев Павел Васильевич

На основе исследований ВЦИОМ и Российского общества социологов анализируется механизм идентификации российского общества под влиянием победы сборной команды России на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Описан алгоритм процесса идентификации россиян под влиянием успехов спортсменов в устойчивой последовательности: от индивидуальной эмоциональной рефлексии до обретения единой мотивации к совершенствованию и улучшению существующего мироустройства. Анализ вторичных данных социологических центров позволяет утверждать, что влияние спортивных побед на идентификацию россиян имеет не эпизодический характер, основанный на индивидуальных и коллективных эмоциях, а, напротив, является своеобразным «строительным материалом», цементирующим единство народа. Каждая победа российских спортсменов в престижных состязаниях соотносится в общей исторической памяти людей с прошлыми успехами и достижениями народа. Таким образом, спортивные успехи атлетов способствуют единению всех граждан России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports Victories as a Value Uniting Russians(Through the Example of the Sochi 2014 Winter Olympics)

Based on research performed by the Russian Public Opinion Research Center and the Russian Society of Sociologists, the mechanism for identifying Russian society under the influence of the victory of the Russian national team at the Olympic Games in Sochi in 2014 is analyzed. An algorithm for identifying Russians under the influence of athletes’ successes in a stable sequence is described: from individual emotional reflection to gaining a united motivation toward improvement of the existing world order. An analysis of the secondary data of the sociological centers suggests that the influence of sports victories on the identification of Russians is neither episodic in nature, nor based on individual and collective emotions, but, on the contrary, is a kind of “building material” that strengthens the unity of the people. Every victory of Russian athletes in prestigious competitions is tied in the common historical memory of people to the past successes and achievements of the people. Thus, the successes of athletes contribute to the unity of all citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «Спортивные победы как ценность, объединяющая россиян(на примере зимних Олимпийских игр Сочи-2014)»

Б01: 10.19181Ашр.2020.8.1.7099

спортивные победы как ценность,

объединяющая россиян

(на примере зимних олимпийских игр

сочи-2014)

П. В. Фадеев1

1Институт социологии ФНИСЦ РАН.

117218, Россия, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5

Для цитирования: Фадеев П. В. Спортивные победы как ценность, объединяющая россиян (на примере зимних Олимпийских игр Сочи—2014) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1. С. 120-130. Р01: 10.19М/>тр.2020.8.1.7099_

Аннотация. На основе исследований ВЦИОМ и Российского общества социологов анализируется механизм идентификации российского общества под влиянием победы сборной команды России на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Описан алгоритм процесса идентификации россиян под влиянием успехов спортсменов в устойчивой последовательности: от индивидуальной эмоциональной рефлексии до обретения единой мотивации к совершенствованию и улучшению существующего мироустройства. Анализ вторичных данных социологических центров позволяет утверждать, что влияние спортивных побед на идентификацию россиян имеет не эпизодический характер, основанный на индивидуальных и коллективных эмоциях, а, напротив, является своеобразным «строительным материалом», цементирующим единство народа. Каждая победа российских спортсменов в престижных состязаниях соотносится в общей исторической памяти людей с прошлыми успехами и достижениями народа. Таким образом, спортивные успехи атлетов способствуют единению всех граждан России. Ключевые слова: механизм идентификации; сборная команда; спортсмены; историческая память; спортивные победы; Олимпийские игры; этническая идентичность; государственно-гражданская идентичность.

Введение и постановка проблемы

Тезис о том, что спорт является одним из факторов, объединяющих многонациональный народ в единую политическую нацию, сегодня стал аксиоматичен и не подвергается жёсткому оппонированию на научных форумах и других площадках для обсуждений и дискуссий. Государственные программы развития и поддержки физической культуры в стране мотивированы именно тем, что спортивные победы в международных соревнованиях сплачивают полиэтничное население России и способствуют росту престижа страны на международной арене. Считается, что спортивные достижения олимпийской сборной Российской Федерации и профильных команд мобилизуют чувство сопричастности к побе-

дам атлетов и гордость за свою страну. Высокие результаты спортсменов на международных соревнованиях генерируют единение на новых началах и занимают своё место в иерархии сплачивающих элементов российской нации, таких как флаг, герб, гимн, общая культура, историческая память, язык и т. п. Этот объединяющий посыл де-факто никем не обсуждается потому, что он «изначально работает», «стал привычным», «овеян экспертизой авторитетных специалистов, учёных и оправдан многовековой практикой» [Ethnic Identity.., 1982: 11].

Между тем спорт — особая сфера жизнедеятельности людей, которая не только генерирует общие ценности народа (патриотизм, самопожертвование, трудолюбие и т. д.), но и создаёт новые объединяющие эмоциональные маркеры общества. Изменение социальных коммуникаций в XXI в., повышение степени «атомизированности» общества и оформившийся переход от коллективистских ориентаций времён СССР (государство, Родина, народ) к индивидуалистским ориентациям настоящего (личность, дом, семья) делают актуальной проблему объединительных ценностей россиян.

Цель данной работы — исследование механизма влияния результатов международных спортивных соревнований на формирование идентичности российских граждан.

Как именно происходит процесс формирования эмоционального соприча-стия (сопереживания) отдельного человека к победам сборной команды страны на мировых первенствах, Олимпийских играх, универсиадах и т. д.? Почему именно спорт является инструментом власти по «цементированию» полиэт-ничного российского общества? Что включает в себя идентификация жителей страны, основанная на международных достижениях российских спортсменов? Является ли она разовой эмоцией, эйфорией, которая сменяется разногласиями, в том числе в сфере межнациональных отношений, или же составляет базовое основание российской идентичности? Эти вопросы лишь косвенно рассматривались в работах, посвящённых социокультурным, политическим, экономическим, религиозным и другим маркерам, объединяющим население Российской Федерации в единую политическую нацию.

Основным методом исследования стал вторичный анализ данных социологических центров — ВЦИОМ и Российского общества социологов — по изучению роли спорта в формировании российской идентичности.

Почти во всех работах, посвящённых влиянию спорта на процессы идентификации полиэтничного населения России, победы сборных команд Российской Федерации на международной арене определялись авторами как «эмоциональное единение народа, имеющее дискретный характер» [Ethnic Identity.., 1982: 15]. Неоспоримым признаётся тезис о том, что спортивные победы российских атлетов для процесса идентификации граждан имеют природу «эпизодической эмоции» [Ethnic Identity.., 1982: 17], которая длится ровно столько времени, пока более «актуальные события не заполнят оперативную память болельщика» [Паначев, 2000: 111].

Объединяющая функция спорта напрямую не отрицается исследователями, однако в общем процессе идентификации населения России победам спортсменов отводится лишь роль «способствующего фактора» [Паначев, 2000: 23—24], по сравнению с такими краеугольными камнями национальной идентичности, как культура, религия, экономический уклад, совместное прошлое, язык и др.

Во многих исследованиях идентичностей россиян международная спортивная жизнь рассматривается как инструмент внешней и внутренней политики государства. Акценты делаются в основном на электоральных претензиях представителей местных элит, которые используют спортивные достижения атлетов для отождествления их с конкретной личностью или политической силой [О'Махоуни, 2010: 7].

В отдельных работах, посвящённых внешней политике, делается упор на рассмотрении тенденции превращения спортивных соревнований в продолжение прямого соперничества государств в экономической, военной и культурно-экспансионистской сферах. Идентификация граждан страны рассматривается этими авторами в аспекте конкурентной сплочённости «мы—они» [О'Махоуни, 2010: 24].

В контексте заявленной проблематики нельзя оставить без внимания многочисленные работы зарубежных философов и этнопсихологов, в которых содержится идея, что спорт сегодня функционально «идентичен религии в своих объединяющих началах» [Snyder, Spreitzer, 2003: 21]. Приводятся доводы о том, что спортивные состязания возникли как религиозный обряд, так как, согласно греческой мифологии, Ахиллес разгромил объединённый ахейский флот и в честь победы устроил соревнования атлетов, посвящённые богам. Современный спорт, согласно выводам этих авторов, выполняет «замещающую, социоконтрольную и интегрирующую функции, которые свойственны всем религиям, соответственно, его можно признать отдельной метафизической сферой бытия человеческой жизнедеятельности» [Snyder, Spreitzer, 2003: 24].

Идентификация граждан, происходящая под влиянием успехов российских спортсменов, важна для целевых установок государственных программ поддержки и развития отечественного спорта.

Влияние спортивных побед на механизм идентификации

Что такое механизм идентификации и каковы алгоритмы его работы? Какой смысл вкладывается в термин «российская идентичность»? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно определиться с конкретными дефинициями.

Под «механизмом идентификации» мы понимаем процесс отождествления индивида с определённой социальной группой (в нашем случае это сборная команда страны, болельщики, спортивные комментаторы, журналисты).

Термин «российская идентичность» может иметь разное значение в понимании людей — это может быть и государственное, и гражданское самосознание. При формировании государственной идентичности волей лидера, политической

элитой основные идеи закрепляются в официальных документах, воздействуют на общественное сознание, конструируя лояльность государству, представления о его истории, законах, нормах. Гражданская идентичность обычно измеряется принятием ответственности за дела граждан, готовностью действовать во имя их интересов, доверием к окружающим, участием в политической жизни, чувством солидарности, гордостью за свою страну [Дробижева, 2013: 75-76].

Естественно, между государственной и гражданской идентичностью нет непроходимой стены, и наши соотечественники не всегда их различают. В данном случае мы используем понятие «государственно-гражданская идентичность». В случае гражданской идентичности мы уточняем, что это национально-гражданская идентичность, которая включает отождествление себя с гражданами страны, солидарность, ответственность и чувства, переживаемые людьми (гордость, обиды, пессимизм или энтузиазм); здесь присутствуют когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы — готовность к действию во имя этих представлений и переживаний [Дробижева, 2013: 75—76].

Спорт — это прежде всего состязание представителей сообществ, которые благодаря системным тренировкам (подготовке) обретают исключительные качества (силу, реакцию, выносливость, координацию и т. п.). Однако, по мнению норвежского антрополога Ф. Барта, сообщество при этом сохраняет свои базовые признаки «группового союза многих культурных различий» (см.: [Ethnic Groups.., 1989: 32]).

Соответственно, спортивные победы национальной сборной продуцируются в новые объединительные ценности через индивидуальные трактовки общего командного успеха. Разницу индивидуального восприятия не представляется возможным проследить с помощью этносоциологических инструментов. Однако социологический инструментарий позволяет рассмотреть ситуацию в целом и в оценках различных социальных, профессиональных, образовательных и других групп.

Данные исследований ВЦИОМ по восприятию Олимпиады Сочи—2014 показывают сформированность у разных групп респондентов важнейшего ценностного показателя — общего понимания значимости этого события (тот самый «цементный раствор», скрепляющий полиэтничный народ). И перед Олимпийскими играми, и после них превалировала позитивная оценка факта проведения игр в России [Зимняя Олимпиада.., 2019]. Доля недовольных тем, что Олимпиада будет проводиться в России, возросла в «предолимпийские» годы (2011—2013), что может быть связано с дискуссиями о негативных последствиях игр и значительных тратах на их проведение. Тем не менее в 2019 г. оптимизм ожиданий превалирует над пессимистическим сценарием развития российских нации и государства (см. табл. 1). Это значит, что спортивные победы на Олимпиаде—2014 способствовали достижению важной цели — созданию общей идеальной оптимистической модели будущего мироустройства, которая одобряется большинством жителей.

Таблица 1

Восприятие респондентами значимости зимних Олимпийских игр Сочи—2014, 2010—2019 гг., закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных

На Ваш взгляд, проведение Олимпиады в Сочи в 2014 г. принесло нашей стране больше пользы или больше вреда? 2010* 2011* Февраль 2013* Ноябрь 2013* 2019

Скорее больше пользы 74 64 62 56 79

Скорее больше вреда 11 19 16 20 10

Затруднились ответить 15 17 22 24 11

*В 2010-2013 гг. задавался вопрос «На Ваш взгляд, проведение Олимпиады в Сочи в 2014 г. принесёт нашей стране больше пользы или больше вреда?». В 2010-2013 гг. проводился общероссийский репрезентативный опрос, метод - 1асе-1о-1асе интервью, опрошено 1600 респондентов.

Успехи российских спортсменов выявили фундаментальное качество нации — осознание ценности внутреннего единства в преодолении трудностей (вызовов современности) для дальнейшего поступательного развития. Спортивные победы не только ускоряют процесс национального единения, но и воскрешают в памяти людей сопутствующие ценности: гордость за страну, желание быть похожим на чемпионов (упорство, стремление побеждать в трудной борьбе, честность, справедливость, взаимопомощь и т. д.).

В этом плане любопытны данные всероссийского социологического исследования «XXII зимняя Олимпиада и XI зимняя Паралимпиада глазами россиян, Сочи—2014»1 [Дулина и др., 2015]. Результаты исследования показали, что более трети опрошенных отметили в качестве позитивного фактора присутствие на стадионах болельщиков из различных субъектов Российской Федерации со своей национальной атрибутикой (гербы, флаги), то есть ценность единства нации признаётся респондентами положительным моментом Олимпиады (см. табл. 2).

Для того, чтобы понять степень влияния успешных выступлений российских спортсменов в Сочи на формирование государственно-гражданской идентичности, необходимо учитывать не только «образ будущего после Олимпиады» и оценку проведения игр, но и реальную оценку последствий. Результаты анкетирования вновь подтвердили, что почти половина респондентов считают победу сборной России на Олимпиаде в Сочи предпосылкой возвращения нашей стране статуса великой державы, утраченного после распада СССР и поражения в холодной войне. Жизнь конкретного человека, по мнению каждого пятого участника опроса, обретёт иное качество благодаря изменившемуся отношению к спорту со стороны государства и людей в целом. Четверть респондентов полагают, что спортивные занятия станут неотъемлемой частью повседневности россиян, а шестая часть респондентов надеется на увеличение государственной поддержки спорта в России (табл. 3).

1 Объект исследования — население страны. Дата проведения — март—апрель 2014 г. Метод сбора информации — анкетирование по месту работы/учёбы. Объём выборки — 2424 респондента. Возраст респондентов от 15 до 86 лет.

Таблица 2

Респонденты о позитивных чертах и зрелищности 0лимпиады—2014, 2014 г., % от опрошенных

Позитивные черты 0лимпиады-2014 Доля опрошенных

Грандиозный спортивный праздник 67,6

Сила духа спортсменов-паралимпийцев 62,0

Стойкость и мужество спортсменов, преодолевающих препятствия, боль травм, демонстрирующих запредельные человеческие возможности 45,0

Информация о спортивной карьере чемпионов, как происходило становление выдающихся атлетов 36,6

Присутствие на стадионах болельщиков не только из стран-участниц, но и из многих городов - столиц субъектов РФ. Было много гербов, флагов республик, исполнялись различные гимны 34,9

Высокая надёжность и безопасность олимпийских соревнований, всё прошло без происшествий, терактов и противоправных инцидентов 34,0

Много информации о новейшем спортивном оборудовании и о том, как наука помогает повысить спортивные достижения 22,6

Взаимопомощь спортсменов из разных государств, демонстрация дружбы вне политики 13,0

Замечательное зрелище для маленьких детей 12,9

Много интересной информации о тренерах, воспитавших чемпионов 9,3

Иное 0,9

Затруднились ответить 4,2

Примечание: общая доля превышает 100%, т. к. респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 3 Мнение респондентов о влиянии результатов Олимпиады в Сочи на повседневную жизнь каждого человека и всего народа, 2014 г., % от ответивших

Как отразятся результаты Олимпиады в Сочи на вашей жизни и жизни народа? Доля ответивших

Олимпиада вызовет массовое строительство спортивных сооружений в субъектах Российской Федерации 44,6

Россия вновь обретёт высокий авторитет на международной арене и утвердит статус великой державы 42,5

Город Сочи за счёт федерального бюджета станет спортивной столицей юга России 41,5

Школьники пойдут записываться в спортивные клубы и секции 26,8

Изменится отношение народа к занятию спортом и организации соревнований 23,3

Увеличится государственная поддержка спорта, появятся адресные гранты для талантливых спортсменов 16,5

Всё останется по-прежнему 1,7

Иное 5,3

Примечание: общая доля превышает 100%, т. к. респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Анализ приведённых данных позволил выявить особенности идентичности россиян, появившиеся под влиянием победы сборной страны на Олимпиаде. Процесс эмоционального единения граждан по результатам исследования можно представить в виде трёхуровневой структуры. Начальный (базовый) уровень определяет этнокультурную демаркацию по линии «мы—они», «свой—чужой». На этом этапе признаками «своего» являются гражданство, язык и сопричастность всем, чьими стараниями был достигнут общий спортивный успех страны (участники сборной команды, болельщики, журналисты, волонтёры, строители спортивных объектов, полицейские, чиновники и т. д.). Второй уровень включает работу по формированию общенациональной исторической памяти — трансляцию прошлых побед и великих свершений народа и отождествление их с победой сборной команды страны в Сочи. По мнению российского философа Вадима Межуева, это и есть начальный этап процесса «тотального единения нации» [Межуев, 2006: 77—78]. Третий уровень идентификации народа под влиянием спортивных успехов олимпийцев — построение идеальной и общей (неповторимой в мелких деталях для каждого) модели будущего мироустройства под условным девизом: «Героическое прошлое, достойное настоящее, счастливое будущее». Совместное прошлое (общая историческая память) и общая схема будущего жизненного порядка составляют, по мнению многих учёных и политиков, сердцевину «внутреннего монолита нации.

Трёхуровневая схема национального единения выглядит искусственно, если не брать во внимание коммуникацию между элементами системы. Здесь необходимо обратиться к вопросу об источниках информации о событиях на 0лимпиаде—2014 (табл. 4).

Таблица 4

Источники информации о событиях на Олимпиаде в Сочи, 2014 г. % от ответивших

Из каких источников Вы получали сведения о событиях на 0лимпиаде-2014? Доля ответивших

Спортивные и центральные телеканалы 70,7

Интернет-ресурсы, социальные сети 52,6

Коллеги, знакомые, родственники, случайные (незнакомые) люди 19,6

Газеты, журналы, бюллетени, спецвыпуски, спортивные дайджесты 4,7

Новостные и тематические радиопередачи 4,5

Затруднились ответить 2,3

Иное 0,5

Примечание: общая доля превышает 100%, т. к. респондент мог выбрать несколько вариантов ответа.

Телевидение играет определяющую роль в системе массовых коммуникаций — с помощью него более 70% россиян получали сведения о выступлениях спортсменов с соответствующими комментариями журналистов и репортё-

ров. Это обстоятельство позволило некоторым исследователям задолго до Олимпиады сделать вывод о «возможности манипулирования массовым сознанием населения в угоду определённым политическим интересам» [Кузнецов, 2005: 27]. Однако 53% респондентов получали информацию из «неподконтрольных» интернет-ресурсов, что объективно уравновешивает общую статистическую картину искренних и управляемых эмоций россиян от победы национальной сборной на 0лимпиаде—2014. Пятая часть опрошенных получала сведения «из вторых рук» — из рассказов друзей, знакомых, родственников и коллег. Подобное общение чревато опасностью восприятия чужого эмоционального отношения к победе спортсменов. Однако этот «эмоциональный секонд-хенд» — продукт не вертикальной коммуникации, а горизонтальных общественных связей, что также может усиливать эмоциональность воспринимаемого спортивного события.

Заключение

Олимпиада в Сочи в качестве объекта исследования является ярким примером влияния спорта на формирование российской идентичности. Олимпийская сборная России состояла из лучших представителей профильных видов спорта, включённых в программу зимних Игр. Россию представляли спортсмены разных национальностей, которых болельщики всех национальностей поддерживали как «своих». Это способствовало разрушению «образа врага», сложившегося в отношении некоторых этнических групп. Усиливали данный эффект и СМИ, повсеместно транслировавшие воодушевленные репортажи об успехах национальной сборной России на Олимпийских играх.

Механизм идентификации россиян под влиянием спортивных побед представляет собой схему, включающую три уровня: этнокультурную демаркацию («мы—они», «свой—чужой»), восприятие события в парадигме общей исторической памяти (отождествление прошлых побед и свершений народа с победой спортсменов на Играх в Сочи) и построение оптимистической модели будущего совместного мироустройства в рамках страны.

Спортивные успехи являются одним из многих факторов, усиливающих сплочённость российской нации. Эмоциональное единение, вызванное спортивными победами, постоянно нуждается в подпитке другими цементирующими факторами: экономическим ростом, развитием социально-политической системы общества, подъёмом культуры и духовной жизни населения страны. Победы спортсменов на престижных соревнованиях вызывают к жизни такие общенациональные ценности россиян, как гордость за свою страну, готовность защищать Родину и стремление к дальнейшему совершенствованию мироустройства.

Успех сборной России в Сочи не забудется, не «затеряется» среди многочисленных событий исторической памяти россиян, напротив, он будет постоянно «работать» (уже в качестве исторического события), скреплять единство нации и корреспондировать с героическим прошлым российского народа.

Список литературы

Дробижева Л. М. Российская идентичность: факторы интеграции и проблемы развития // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 1. С. 74—84.

Дулина Н. В., Икингрин Е. Н., Никифорова А. А. Отношение студентов страны к Олимпийским играм в Сочи: общее и особенное (по итогам социологического исследования) // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. ИНИОН РАН. 10. Ч. III. С. 166—170.

Зимняя Олимпиада в Сочи: пять лет спустя [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [сайт]. Пресс-выпуск № 3914 от 26.03.19. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9616 (дата обращения: 22.04.2019).

Кузнецов Д. В. Массовое сознание в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. на соиск. учён. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.11 «Социальная философия» / Кузнецов Денис Владимирович; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2005. 170 с.

Межуев В. М. Идея культуры: Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 326 с.

О'Махоуни М. Спорт в СССР: физическая культура, визуальная культура / пер. с англ. Е. Лямина, А. Фишман. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 304 с.

Паначев В. Д. Спорт как социальный институт в развитии личности: дис. на соиск. учён. степ. канд. социол. наук: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / Паначев Валерий Дмитриевич; Пермский гос. технич. ун-т. Пермь, 2000. 230 c.

Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences / Ed. by F. Barth. Bergen; London, 1989. 395 р.

Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change / Ed. by G.de Vos., l. Romanucci-Ross. Chicago; London, 1982. 395 р.

SnyderE., SpreitzerE. Social Aspects of Sport. New Jersey: Prentice-Hall, 2003. 350 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления в редакцию: 30.11.2019. Принята к публикации: 13.01.2020. Сведения об авторе

Фадеев Павел Васильевич, кандидат социологических наук, научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. E-mail: erving45@gmail.com Author ID РИНЦ: 799093

DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7099

Sports Victories as a Value Uniting Russians

(Through the Example of the Sochi 2014 Winter Olympics)

Pavel V. Fadeev1

llnstitute of Sociology of FCTAS RAS.

24/35, b. 5, Krzhizhanovskogo str., Moscow, Russia, 117218

For citation: Fadeev, P. V. (2020). Sports victories as a value uniting Russians (through the example of the Sochi 2014 Winter Olympics). Sociologicheskaja nauka isocial'najapraktika. Vol. 8. № 1. P. 120—130. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.1.7099

Abstract. Based on research performed by the Russian Public Opinion Research Center and the Russian Society of Sociologists, the mechanism for identifying Russian society under the influence of the victory of the Russian national team at the Olympic Games in Sochi in 2014 is analyzed. An algorithm for identifying Russians under the influence of athletes' successes in a stable sequence is described: from individual emotional reflection to gaining a united motivation toward improvement of the existing world order. An analysis of the secondary data of the sociological centers suggests that the influence of sports victories on the identification of Russians is neither episodic in nature, nor based on individual and collective emotions, but, on the contrary, is a kind of "building material" that strengthens the unity of the people. Every victory of Russian athletes in prestigious competitions is tied in the common historical memory of people to the past successes and achievements of the people. Thus, the successes of athletes contribute to the unity of all citizens of Russia.

Keywords: identification mechanism; national team; athletes; historical memory; sports victories; Olympic Games; ethnic identity; state-civil identity.

References

Drobizheva L. M. (2013). Rossijskaja identichnost': faktory integracii i problemy razvitija. [Russian identity: integration factors and development problems]. Sotsiologicheskaja nauka isocial'naja praktika. № 1. P. 74-84. (In Russ.).

Dulina N. V., Ikingrin E. N., Nikiforova A. A. (2015). Otnoshenie studentov strany k Olimpijskim igram v Sochi: obshhee i osobennoe (po itogam sociologicheskogo issledovanija). [The attitude of students of the country to the Olympic Games in Sochi: general and special (based on the results of a sociological study)]. Rossija: tendencii iperspektivy razvitija. INION RAN. 10. Ch. III. P. 166-170. (In Russ.).

Kuznetsov D. V. (2005). Massovoe soznanie v sovremennom rossijskom obshhestve: social'no-filosofskij analiz. [Mass consciousness in modern Russian society: socio-philosophical analysis] M. MGU publ., 170 p. (In Russ.).

Mezhuev V. M. (2006). Ideja kul'tury: Ocherkipofilosofii kul'tury. [The idea of culture: Essays on the philosophy of culture.] M.: Progress-Tradicija publ., 326 p.

O'Mahouni M. (2010). Sport v SSSR: fizicheskaja kul'tura, vizual'naja kul'tura. Per. s angl. E. Ljamina, A. Fishman. [Sport in the USSR: physical education, visual culture] M.: Novoe literaturnoe obozrenie publ., 304 p. (In Russ.).

Panachev V. D. (2000). Sport kaksocial'nyj institutv razvitii lichnosti. [Sport as a social institution in personality development]. Permskiy gos. tekhnich. un-t, 230 p. (In Russ.).

Zimnjaja Olimpiada v Sochi: pjat' let spustja. (2019). [Winter Olympics in Sochi: five years later]. WCIOM: [sajt]. Press-vypusk № 3914 ot 26.03.19. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9616 (data obrashhenija: 22.04.2019). (In Russ.).

Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. (1989). Ed. by F. Barth. Bergen; London, 395 p.

Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. (1982). Ed. by G. de Vos., l. Romanucci-Ross. Chicago; London, 395 p.

Snyder E., Spreitzer E. (2003). Social Aspects of Sport. New Jersey: Prentice-Hall, 350 p.

The article was submitted on November 30, 2019. Accepted on January 13, 2020. Information about the author

Fadeev Pavel Vasil'evich, Candidate of Sociology, Researcher,

Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia.

E-mail: erving45@gmail.com

ORCID Id: 0000-0001-5767-0329

Web of Science ResearcherId: AAF-6975-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.