СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 379.851
Н.В. Молчанова
канд. пед. наук, доцент, кафедра социально-культурной деятельности, ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ТУРИСТСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ РОССИИ
Аннотация. Туристское развитие России является одним из перспективных направлений оптимизации культурного и социально-экономического роста жизни населения регионов. Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года в Сочи позволяют утверждать, что организация и проведение международных спортивных мероприятий позволяет воплощать в жизнь проекты и программы по оптимизации и развитию туристского потенциала.
Ключевые слова: событийный туризм, спортивные мероприятия, олимпиада, туриндустрия, социально-экономическое развитие, рекреационный потенциал.
N.V. Molchanova, Volgograd State Institute of Arts and Culture
SPORTING EVENTS AS A FACTOR OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN REGIONS
Abstract. Tourism development in Russia, is one of the perspective directions of optimization of the cultural and socio-economic growth of life of the population of the regions. The Olympic and Paralympic games 2014 in Sochi, allows to assert that the organization and holding of international sports events allows to realize projects and programs for optimization and development of tourist potential.
Keywords: event tourism, sporting events, the Olympics, tourism, socio-economic development, recreational
potential.
Туристская деятельность представляет собой одну из основных прибыльных отраслей, которая приносит значительные выгоды. Туризм как подсистема является структурной единицей всего комплексного плана социокультурного и экономического развития государств и выступает наиболее перспективной функцией программного развития экономики многих европейских стран, например, во Франции и Испании, наряду с такими секторами, как сельское хозяйство, образование, промышленность и др.
Российская Федерация имеет высочайший туристский потенциал, однако занимает далеко не лидирующее место в общемировой практике организации туристской деятельности, что несправедливо, учитывая ее туристско-рекреационные задатки и социально-экономические возможности. До недавнего времени туриндустрия рассматривалась в нашей стране как незначительная или второстепенная отрасль, что является огромным упущением со стороны органов государственной власти. Как показывает опыт, туризм без должного внимания государства не развивается как вид окупаемой досуговой деятельности, более того, в нашей стране игнорирование данной сферы привело к «донорству» туристских потоков и, следовательно, к оттоку за рубеж огромных денежных средств, при снижении доходной части от иностранного и внутреннего туризма.
Влияние Олимпийских игр 2014 года на развитие туристской индустрии
Рассматривая мировую туристскую практику ученые выделяют следующие основные направления привлечения интереса к объектам туризма, наиболее значимым из которых является организация событийного туризма как способа привлечения туристов на массовые зрелища, культурные события и спортивные мероприятия [1].
Рассматривая сегодня опыт проведения Олимпиады, мы видим колоссальное влияние это-
Введение
го события практически на все аспекты развития города-хозяина и другие регионы и страны, в которых проводятся Игры. Такие мероприятия, в особенности успешно организованные, оставляют после себя огромное достояние. Под наследием Игр, как отмечает Морозова С.И., понимаются положительные изменения в социально-экономической и экологической сферах жизни [4].
Можно выделить материальные и нематериальные составляющие наследия Олимпийских игр, в частности, к первым следует отнести новые или реконструированные спортивные и вспомогательные объекты, необходимые для проведения Игр, строительство объектов индустрии гостеприимства, развитие туристских потоков, оптимизация городского хозяйства, улучшенная телекоммуникационная, инженерная, энергетическая, транспортная инфраструктуры и т.д. Ко вторым - нематериальным - объектам можно отнести опыт, знания и навыки, а также развитие чувства патриотизма и национальной гордости; повышение статуса на международной политической арене; толерантность, инклюзивность; социокультурную сферу и социальную политику; экологическую культуру и ответственность.
Сейчас, когда Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года уже окончены, можно определить первые положительные тенденции и перспективы развития туристской индустрии не только в Сочи, но и в других регионах нашей страны. Проведённые игры оказали заметное влияние на деятельность всех сфер национальной экономики. При этом наблюдается отличная пропаганда здорового образа жизни. И конечно же, Олимпийские игры стали мощнейшим стимулом в развитии спорта, ускорилась интеграция России в международное спортивное сообщество. Благодаря Олимпиаде Россия получила право на проведение крупнейших международных спортивных мероприятий, таких как Универсиада 2013, Чемпионат мира по футболу 2018, Гран-при «Формулы-1», Чемпионат мира по хоккею 2016 и др.
Наряду с Олимпийскими играми, в скором времени нашу страну также охватят спортивные страсти международного уровня, а именно Мундиаль 2018 года. Уже сейчас ведётся интенсивная работа по его организации. Как известно, Волгоград был выбран одним из городов места проведения данного чемпионата.
Волгоград примет на своей территории футбольные матчи ЧМ-2018, получит огромные ассигнова ния на подготовку мирового футбольного первенства, которое пройдёт в нашей стране через четыре года. Для обеспечения проведения матчей чемпионата в Волгограде намечено осуществление ряда активных мероприятий, в том числе по экологии, рекламе, охране и безопасности, организации волонтерского движения, а также приведение в соответствие с требованиями ФИФА объектов спортивной, гостиничной, транспортной, медицинской инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства и других отраслей, связанных с чемпионатом.
Спортивный чемпионат, как и любой долгосрочный проект, уже сегодня оказывает прямое и косвенное влияние на развитие региона и его социально-экономические показатели. К прямому влиянию можно отнести воздействие на отраслевой баланс и занятость населения, ВРП. К косвенному эффекту относятся позитивное влияние спорта на некоторые отрасли экономики; прирост капиталовложений; рост доходов, в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере и многое другое.
Из опыта Олимпиады мы видим, что основным источником прибыльности являются трансляции и спонсорство, а также еще одна весомая часть - продажа билетов, не говоря уже о телевидении и других СМИ, которые демонстрируют спортивные мероприятия мировому сообществу, осуществляют рекламную деятельность, стимулируют получение прибыли организаторам спортивных событий, компаниям и рекламным агентствам.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что во время подготовки, проведения и после окончания мероприятий уровня Олимпиады открываются новые вакансии. Сегодня в Волгограде уже формируется следующая занятость:
1. временная - специалисты для строительных работ, дополнительное гостиничное и транспортное обслуживание, волонтеры;
2. постоянная - персонал и руководство гостиниц, ресторанов, технический персонал и т.д. В результате большинство учебных заведения города нацелены на подготовку кадров
высшей квалификации не только в туристской сфере, но и в сопутствующих отраслях. Данные изменения и перспективы привлекают в наш регион большое количество молодёжи. Помимо развития основных сфер народного хозяйства наблюдается и динамика межотраслевых производств: изготовление спортивного инвентаря, сувенирной продукции, производство продуктов питания, сферы услуг.
В итоге хотелось бы спрогнозировать ожидаемую эффективность от предстоящего проведения ЧМ 2018 года. Предполагается: а) рост социально-экономического состояния региона;
б) увеличение туристского интереса к региону и, следовательно приток самих туристов;
в) повышение качества жизни местного населения; г) развитие культурной и досуговой сферы и др. Положительная динамика развития региона наблюдается уже сегодня и стремительно набирает обороты.
Список литературы:
1. Бабкин А.В. Специальный виды туризма. М: Совет. спорт, 2008. - 252 с.
2. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего Зарубежья. СПб.: СПбГУ, 2005. - 384 с.
3. Дементьев С. Событийный туризм / С. Дементьев, Я. Хвилер // Турбизнес. 2009. Март. С. 51-53.
4. Морозова С.И. Экономическое влияние Олимпийских игр на экономику региона и страны проведения: (на примере зимней Олимпиады 2014 г.) / С.И. Морозова, А.С. Васильева // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 7-9.