Научная статья на тему 'СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ «УЧЕБНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ»: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ «УЧЕБНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ»: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ КАРТА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А.Н., Харина И.Ф.

Значение внимания, как психофизиологического свойства индивида, в современных научных исследованиях трактуется как условие успешной социальной адаптации в социокультурную среду в системе микроуровня. На основе концептуального подхода обоснован содержательный аспект «учебной дорожной карты развития внимания». Аргументом актуальности явились проблемы социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками синдрома дефицита внимания. Цель данной работы - это спортивно-педагогический анализ «учебной дорожной карты развития внимания» личности в разные периоды онтогенеза на основании концептуального подхода. Методика и организация исследования: изыскание проводилось в научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры в период с 2015 по 2020 годы. Объем выборки составил 59 тренеров, 678 студентов и 38 родителей детей с патологиями внимания. Результаты исследования и их обсуждение: содержательный аспект «Учебной дорожной карты развития внимания», опираясь на открытость системы, включает для детей с синдромом Дауна и другими отклонениями в своем развитии способ взаимодействия личности с этнокультурным миром и механизм эффективного развития. Для подростков - это социокультурное понятие, установка на успех, сосредоточенность на реальном объекте, внутреннее самовнушение. А для студентов-спортсменов, имеющих проблемы с социальной адаптацией, - это контроль эмоциональной экспрессии, волевая регуляция деятельности и фактор развития профессионализма. Выводы. Концептуальный подход определяет связь информированности заинтересованных лиц и способности к развитию внимания у детей, подростков и спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры на основе оценки эффективности формирования «учебной дорожной карты развития внимания». Дорожная карта является открытой системой и социокультурная среда вносит свои коррективы в ее построение, пошаговый сценарий развития конкретного лица по индивидуальной траектории, основанной на творческом выборе необходимых для этого средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов А.Н., Харина И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF EFFICIENCY OF "ATTENTION DEVELOPMENT TRAINING ROAD MAP": CONCEPTUAL APPROACH

The value of attention, as a psychophysiological property of an individual, is interpreted in modem scientific research as a condition for successful social adaptation to the socio-cultural environment in the micro-level system. The basic aspect of the "educational road map for the development of attention" is substantiated on the basis of the conceptual approach. The argument of relevance was the problems of social adaptation of student-athletes with signs of attention deficit disorder. The purpose of this work is a sports-pedagogical analysis of the "educational road map for the development of attention" of the personality in different periods of ontogenesis on the basis of the conceptual approach. Methods of investigation: the research was carried out in the research laboratory of the anatomy department of the Ural State University of Physical Culture in the period from 2015 to 2020. The sample size was 59 trainers, 678 students and 38 parents of children with attention pathologies. Research results and discussion: the substantive aspect of the “educational road map for the development of attention”, relying on the openness of the system, includes for children with Down syndrome and other developmental disabilities a way of interaction between the individual and the ethnocultural world and the mechanism of effective development. For adolescents, this is socio-cultural concept, the attitude towards success, concentration on the real object, and internal self-suggestion. For student-athletes who have problems with social adaptation, this is the control of emotional expression, volitional regulation of activity and factor in the development of professionalism. Conclusion. The conceptual approach determines the relationship between the awareness of stakeholders and the ability to develop attention of children, adolescents and athletes studying at the physical culture university based on the assessment of the effectiveness of the "educational road map for the development of attention" formation. The roadmap is open system and the socio-cultural environment makes its own adjustments to its construction, a step-by-step scenario for the development of the particular person along the individual trajectory based on the creative choice of the means necessary for this.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ «УЧЕБНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ»: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

УДК 159.9

СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ «УЧЕБНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ»: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ

ПОДХОД

Александр Николаевич Попов, доктор экономических наук, профессор; Ирина Федоровна Харина, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Значение внимания, как психофизиологического свойства индивида, в современных научных исследованиях трактуется как условие успешной социальной адаптации в социокультурную среду в системе микроуровня. На основе концептуального подхода обоснован содержательный аспект «учебной дорожной карты развития внимания». Аргументом актуальности явились проблемы социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками синдрома дефицита внимания. Цель данной работы - это спортивно-педагогический анализ «учебной дорожной карты развития внимания» личности в разные периоды онтогенеза на основании концептуального подхода. Методика и организация исследования: изыскание проводилось в научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры в период с 2015 по 2020 годы. Объем выборки составил 59 тренеров, 678 студентов и 38 родителей детей с патологиями внимания. Результаты исследования и их обсуждение: содержательный аспект «Учебной дорожной карты развития внимания», опираясь на открытость системы, включает для детей с синдромом Дауна и другими отклонениями в своем развитии способ взаимодействия личности с этнокультурным миром и механизм эффективного развития. Для подростков - это социокультурное понятие, установка на успех, сосредоточенность на реальном объекте, внутреннее самовнушение. А для студентов-спортсменов, имеющих проблемы с социальной адаптацией, - это контроль эмоциональной экспрессии, волевая регуляция деятельности и фактор развития профессионализма. Выводы. Концептуальный подход определяет связь информированности заинтересованных лиц и способности к развитию внимания у детей, подростков и спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры на основе оценки эффективности формирования «учебной дорожной карты развития внимания». Дорожная карта является открытой системой и социокультурная среда вносит свои коррективы в ее построение, пошаговый сценарий развития конкретного лица по индивидуальной траектории, основанной на творческом выборе необходимых для этого средств.

Ключевые слова: внимание, анализ, развитие, эффективность, учебная карта, концептуальный подход, спортивно-педагогическая деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p502-507

SPORTS AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF EFFICIENCY OF "ATTENTION DEVELOPMENT TRAINING ROAD MAP": CONCEPTUAL APPROACH

Aleksandr Nikolaevich Popov, the doctor of economical sciences, professor, Irina Fedorovna Kharina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The value of attention, as a psychophysiological property of an individual, is interpreted in modern scientific research as a condition for successful social adaptation to the socio-cultural environment in the micro-level system. The basic aspect of the "educational road map for the development of attention" is substantiated on the basis of the conceptual approach. The argument of relevance was the problems of social adaptation of student-athletes with signs of attention deficit disorder. The purpose of this work is a sports-pedagogical analysis of the "educational road map for the development of attention" of the personality in different periods of ontogenesis on the basis of the conceptual approach. Methods of investigation: the research was carried out in the research laboratory of the anatomy department of the Ural State University of Physical Culture in the period from 2015 to 2020. The sample size was 59 trainers, 678 students and 38 parents of children with attention pathologies. Research results and discussion: the substantive as-

pect of the "educational road map for the development of attention", relying on the openness of the system, includes for children with Down syndrome and other developmental disabilities a way of interaction between the individual and the ethnocultural world and the mechanism of effective development. For adolescents, this is socio-cultural concept, the attitude towards success, concentration on the real object, and internal self-suggestion. For student-athletes who have problems with social adaptation, this is the control of emotional expression, volitional regulation of activity and factor in the development of professionalism. Conclusion. The conceptual approach determines the relationship between the awareness of stakeholders and the ability to develop attention of children, adolescents and athletes studying at the physical culture university based on the assessment of the effectiveness of the "educational road map for the development of attention" formation. The roadmap is open system and the socio-cultural environment makes its own adjustments to its construction, a step-by-step scenario for the development of the particular person along the individual trajectory based on the creative choice of the means necessary for this.

Keywords: attention, analysis, development, efficiency, training card, conceptual approach, sports and educational activities.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость выбранной нами темы изучения объясняется рядом причин. Прежде всего, образование личности посредством организации ее активной деятельности является многоаспектной [6]. Кроме того, приступая к анализу предмета исследования, необходимо руководствоваться определенной методологией, в данном случае мы опираемся на концептуальный подход. При этом постановка проблемы научного изыскания предполагает спортивно-педагогический анализ, направленный на учет интересов личности в разные периоды онтогенеза. Вектор данной работы направлен на создание единой «учебной дорожной карты развития внимания», полезной для практической деятельности тренерам, а так же учителям физической культуры разнообразных учебных заведений. Актуализация данного исследования так же определена предикторами социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками нарушения концентрации внимания [8], включением данной популяционной единицы в социокультурную среду вуза посредством создания эффективной «учебной дорожной карты».

Рассматриваемую проблему мы развиваем в трех направлениях, а именно: 1) оценка динамики свойств внимания у детей с различными патологиями (синдром Дауна, синдром дефицита внимания и гиперактивности); 2) оздоровление детей и подростков различными средствами физической культуры и спорта; 3) социальная адаптация студентов вуза физической культуры с признаками синдрома дефицита внимания [8].

Их объединение концептуально связано с понятием «внимание», то есть сосредоточение деятельности данных субъектов в каком-то конкретном направлении [8]. И это направление определено эффективностью действий в рамках систем «преподаватель (учитель) - обучающийся (ученик)» или «тренер - спортсмен».

Целью данной работы является спортивно-педагогический анализ «учебной дорожной карты развития внимания» личности в разные периоды онтогенеза на основании концептуального подхода

Границы исследования определены рамками «здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта», а также «особенности концентрации внимания студентов в условиях сочетания умственных и физических нагрузок» [8].

Учебные дорожные карты при этом представляют собой: систему теоретических знаний; руководящие принципы; методы научного исследования; конкретные средства реализации требований спортивно-педагогического анализа эффективности проводимых при этом действий [3, 5].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» в период с 2015 по 2020 годы с соблюдением рекомендаций Этического комитета вуза [2, 4].

Объем выборки составил 59 тренеров со стажем работы 6±0,4 лет, 678 студентов, обучающиеся на дневном и заочном отделениях, и 38 родителей детей с патологиями внимания, занимающихся паралимпийским спортом лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН). Контур выборки - это контингент, имеющий непосредственное отношение к спорту (тренеры, спортсмены, родители спортсменов системы ЛИН).

Разработанный опрос распространялся при помощи Google Forms и направлен на оценку понимания развития внимания заинтересованных субъектов (тренеры, студенты-спортсмены, родители детей с интеллектуальными или поведенческо-неврологическими расстройствами) на основе внедрения учебной дорожной карты в тренировочный процесс. Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 1.2.0 (Россия).

Используемый при этом концептуальный подход является одним из механизмов спортивно-педагогического анализа эффективности «учебных дорожных карт» [1, 6, 7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица 1 - Результат опроса о содержательном аспекте развития «внимания» в рамках реализации «учебной дорожной карты»,%_

Содержательный аспект Студенты-спортсмены (n=678) Тренеры (n=59) Родители детей с патологиями внимания (n=38)

1. Биологическая и психологическая категория 100% 100% 100%

2. Фактор развития профессионализма 97,9% 100% 50%

3. Регулятор деятельности 91,6% 100% 89,5%

4. Способ взаимодействия личности с этно- 87,6% 91,5% 100%

культурным миром

5. Социокультурное понятие 56,6% 77,9% 52,6%

6. Результат взаимодействия в системах мик- 73,2% 86,4% 100%

роуровня

7. Установка на успех 87,6% 89,8% 68,4%

8. Механизм эффективного развития 90,7% 98,3% 89,5%

9. Сосредоточенность на реальном объекте 100% 100% 100%

10. Эмоциональная экспрессия 56,6% 76,3% 97,4%

11. Внутреннее самовнушение 25,1% 11,9% 10,5%

12. Волевая регуляция 32,0% 44,1% 89,5%

Полученные результаты объясняются значимостью внимания, как психофизиологического свойства индивида, для успешной социальной адаптации в социокультурную среду, в первую очередь в системе микроуровня (семья, учебная группа, спортивный коллектив и т.д.). Данное свойство психики позволяет отделять главное от второстепенного в потоке разнообразных сигналов, идущих в реальной действительности. «Внимание» -органически связано с установкой на успех, как спортсменов, так и подростков, детей с различными отклонениями (интеллектуальными нарушениями).

Одна из этих групп - дети с синдромом Дауна и другими отклонениями в своем развитии. Для этой группы «внимание» прежде всего, означает способ взаимодействия личности с этнокультурным миром. Это также биологическая и психологическая категория, результат взаимодействия в системе микроуровня, механизм эффективного развития.

Другая заинтересованная группа - это подростки, средством оздоровления которых является тренировочный процесс во второй зоне мощности. Внимание для них означает также: социокультурное понятие, установка на успех, сосредоточенность на реальном объекте, внутреннее самовнушение.

Однако самый широкий содержательный аспект «внимания» имеет отношение к заинтересованной группе спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры. Речь идет о эмоциональной сфере, волевой регуляции и регуляции деятельности, а также факторе развития профессионализма. Все это предполагает использование на практике специальных приемов (сосредоточение, поддерживание, распределение, подкрепление и

внушение).

О результатах исследования можно судить также по схеме, представленной на рисунке 1. На нем изображены две координаты, влияющие на эффективность «учебных дорожных карт».

Способность к развитию внимания у детей, подростков и спортсменов

т

0 -► Информированность заин-

тересованных лиц

Рисунок 1 - Концептуальное представление исследуемой проблемы анализа эффективности «учебной карты развития внимания»: 1 - дети, с интеллектуальными или поведенческо-неврологическими расстройствами, 2 -подростки, 3 - спортсмены, обучающиеся в вузе физической культуры

Во-первых, это информированность названных ранее заинтересованных субъектов. И, во-вторых, это способность к развитию «внимания» у данного контингента.

Кривая эффективности на этом рисунке имеет отношение к детям, подросткам или действующим спортсменам. В то же время она характеризует и деятельность тех, кто добивается положительных результатов в системе «педагог (тренер, учитель) - заинтересованное лицо». Именно это положение и определяет суть концептуального подхода в рамках спортивно-педагогического анализа эффективности «учебных дорожных карт».

Под данными картами при этом понимается визуализация перспективного развития заинтересованных лиц в рамках координат: кто - что - когда - ради чего - действительно ли надо это делать. Говоря иначе, это: определенный инструмент эффективной деятельности; система, состоящая из следующих элементов:

1 типологизация и сравнение ситуаций в сфере - названных ранее - заинтересованных лиц;

2 определение допустимой ошибки при построении типологии, необходимой для оценки эффективности спортивно-педагогической деятельности;

3 поиск средств для достижения целей спортивно-педагогического анализа;

4 анализ эффективности и оценка возможных последствий действий в сфере социокультурной среды детей, подростков и спортсменов;

5 собственно действия по реализации поставленных целей;

6 оценка возможностей тренерско-преподавательского состава к работе с заинтересованными лицами;

7 на основе информации по пунктам 4, 5 и 6 производится оценка эффективности «учебных дорожных карт». Особую роль при этом играет «ожидаемая полезность действий» по названным ранее направлениям, определенным образом связанным между собой адаптацией в социум.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В работе - в рамках концептуального подхода - рассмотрены вопросы спортивно-педагогического анализа «учебной дорожной карты развития внимания». Концептуальный подход определяет связь информированности заинтересованных лиц и способности к развитию внимания у детей, подростков и спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры. Эта связь и лежит в основе оценки эффективности формирования конкретной «учебной карты», называемой специалистами «дорожной».

2. Во многом суть любой «дорожной карты» учебной направленности связана с перспективой (стратегий развития изучаемого объекта). В нашем исследовании - это подготовка будущих тренеров, педагогов, способных к оптимизации своей деятельности в рамках минисистемы, объединяющих воспитанника и тренера. При этом важна культура мышления, высокий уровень которой достигается постепенно. Дорожная карта является открытой системой и социокультурная среда вносит свои коррективы в ее построение.

3. Расширяющиеся границы спортивно-педагогического анализа в сфере адаптивной физической культуры и подготовки профессиональных спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры, позволяют структурировать действия направленные на достижение общей целевой установки с учетом возможных - в перспективе - инициатив инновационного характера; проектирование предметных методических систем, направленных на освоение технологий развития внимания; создание информационной образовательной среды, в рамках которой совершенствуются все элементы минисистем спортивно-педагогической направленности. Все это определяет «учебную дорожную карту развития внимания» в качестве проекта, пошагового сценария развития конкретного лица по индивидуальной траектории, основанной на творческом выборе необходимых для этого средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабик, Т.М Особенности аналитической деятельности в сфере спортивно-педагогического образования в вузе физической культуры / Т.М. Бабик, А.Ф. Попова, Т.В. Борисова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 2. -С. 3-13.

2. Особенности организации научного исследования в сфере физической культуры и спорта (работа этического комитета УралГУФК) / Е.В. Быков, О.И. Коломиец, А.Н. Коваленко, А.В. Чипы-шев, О.А. Макунина // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2019. - № 1 (21). - С. 63-69.

3. Загвязинский, В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 3-5.

4. Методологические подходы при организации научных исследований в сфере физической культуры и спорта / О.И. Коломиец, Е.В. Быков, Н.П. Петрушкина, Н.А. Симонова // Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. -Том 14, - № 1.- С. 11-23.

5. Пак, Н.И. Учебные дорожные карты как средство личностно-ориентированного обучения / Н.И. Пак, Е.Г. Дорошенко, Л.Б. Хегай // Образование и наука. - 2015. - № 8. - С. 97-108.

6. Попова, А.Ф Формирование культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания в сфере единоборств / А.Ф. Попова, Т.В. Борисова, Н.И. Павлов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 2. - С. 98-107.

7. Попов, А.Н. Понятие метода в образовательном процессе вуза физической культуры / А.Н. Попов, А.Ф. Попова, А.Н. Коваленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-8. - С. 165-171.

8. Makunina, O.A. Physical culture and sport university students' psycho-physiological predictors of social adaptation / O.A. Makunina, E.V. Bykov, I.F. Kharina // International Journal of Applied Exercise Physiology. - 2020. - Т. 9, № 10. - С. 116-121.

REFERENCES

1. Babik, T.M., Popova, A.F. and Borisova, T.V. (2021), "Features of analytical activity in the field of sports and pedagogical education in the university of physical culture", Izvestiya Tula State University. Physical Education. Sport, No. 2, pp. 3-13.

2. Bykov, E.V., Kolomiets, O.I, Kovalenko, A.N., Chipyshev, A.V. and Makunina, O.A. (2019), "Peculiarities of organization of scientific research in the sphere of physical culture and sports (work of the ethical Committee of Uralgufk)", Scientific and sport Bulletin of the Urals and Siberia, No. 1, Vol. 21, pp. 63-69.

3. Zagvyazinskiy, V.I. and Manzheley, I.V. (2016), "All-round approach to pedagogical research on physical culture and sports issues", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3. pp. 3-5.

4. Bykov, E.V. Kolomiets, O.I., Bykov, E.V., Petrushkina, N.P. and Simonova, N.A. (2019), "Methodological approaches in the organization of scientific research in the field of physical culture and sports", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport, Vol. 14, No. 1, pp. 11-23.

5. Pak, N.I., Doroshenko, E.G. and Hegaj, L.B. (2015), "Educational roadmaps as a means of student-centered education", The Education and Science Journal, No. 8 (127). pp. 97-111.

6. Popova, A.F., Borisova, T.V. and Pavlov, N.I. (2020), "Formation of culture of personal-oriented leadership by means of self-knowledge in the sphere of single combats", Izvestiya Tula State University. Physical Education. Sport, No. 2, pp. 98-107.

7. Popov, A.N., Popova, A.F. and Kovalenko, A.N. (2017), "The concept of method in the educational process of the university of physical culture", Problems of Modern Pedagogical Education, No. 578, pp. 165-171.

8. Makunina, O.A., Bykov, E.V. and Kharina, I.F. (2020), "Physical culture and sport university students' psycho-physiological predictors of social adaptation", International Journal of Applied Exercise Physiology, Vol. 9. No. 10. pp. 116-121.

Контактная информация: kharina.i.f@list.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2021

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ

Ирина Николаевна Рахманина, кандидат психологических наук, доцент, Астраханский государственный университет; Татьяна Юрьевна Овсянникова, кандидат психологических наук, доцент, Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие», Астрахань; Светлана Борисовна Тайсаева, кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В статье рассматривается положительное влияние музыки на психоэмоциональное и психофизическое самочувствие человека в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №22» г. Астрахани. В исследовании приняли участие 100 подростков в возрастном диапазоне от 11 до 14 лет, среди которых 87 девочек и 13 мальчиков. были использованы следующие методы исследования: методика САН, опросник «Анти-Стресс», использовались математико-статистические методы анализа психологических данных. При сравнении показателей экспериментальной группы после воздействия с контрольной группой, по показателям «тревожность» и «агрессивность» намечается тенденция к их уменьшению за счет влияния музыки. На снижение утомляемости влияет функциональная музыка, а на повышение уровня угнетенности влияет не только музыка, но и другие факторы. Улучшение под влиянием функциональной музыки отмечается по такому показателю как «работоспособность по скорости», а на снижение значений по показателю «работоспособность по времени» влияет не только музыка, но и другие факторы. Для оценки достоверности сдвига в показателях психоэмоционального состояния подростков в экспериментальной группе использовался критерий Стьюдента для зависимых выборок и критерий Вилкоксо-на. Достоверные различия были выявлены для переменной «активность» (опросник Анти-стресс), наблюдается тенденция к достоверным различиям для шкал «тревожность», «агрессивность». Сравнительный анализ в контрольной группе выявил достоверные различия для переменных «активность» (методика САН), «тревожность», то есть на такие показатели как «агрессивность» и «активность» оказывает положительное влияние функциональная музыка. Таким образом, функциональная музыка в зависимости от характера оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние подростков: понижает уровень тревожности, агрессивности, угнетенности и утомляемости, улучшает настроение.

Ключевые слова: функциональная музыка, подростки, психоэмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.