СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС SPORTS TRAINING AS A MANAGED PROCESS
ВВетков Николай Ефимович
Заслуженный работник Физической культуры РФ, доцент заведующий кафедрой физического воспитания Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС
г. Орел, Россия Vetkov Nikolai Efimovich honored worker of physical culture of the Russian Federation
associate professor head department of physical education Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA
Orel, Russia
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen spor» Orel State University named after I S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Спортивная тренировка в настоящее время рассматривается как специализированный процесс использования физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обусловливающих готовность спортсменов к достижению высоких результатов в избранном виде спорта, базирующийся на общебиологических принципах и закономерностях адаптации.
Abstract. Sports training is currently viewed as a specialized process of using physical exercises in order to develop and improve the qualities and abilities that determine the athletes' readiness to achieve high results in their chosen sport, based on general biological principles and laws of adaptation.
Ключевые слова: спортивная тренировка, тренировочный процесс, подготовленность, тренированность, готовность.
Keywords: sports training, training process, preparedness, fitness, readiness.
Понимание спортивной тренировки как процесса предполагает возможность и необходимость управления этим процессом. Под управлением тренировочным процессом понимается система воздействий на спортсмена с целью его перевода из одного, исходного состояния (с одного уровня подготовленности) в другое, запланированное состояние (на другой, более высокий уровень подготовленности).
Целью управления процессом спортивной подготовки является оптимизация
поведения спортсмена, целесообразное развитие тренированности и подготовленности, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов.
Объектом управления в спортивной тренировке является состояние спортсмена, являющееся следствием применяющихся тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки.
Под состоянием спортсмена понимается интегральная характеристика функций и качеств человека, его реакции на внешние и внутренние стимулы, которые прямо или косвенно направлены на достижение полезного результата спортивной деятельности.
Различают такие понятия, как подготовленность и тренированность, готовность.
Тренированность - это состояние спортсмена, которое характеризуется приспособительными изменениями (преимущественно биологическими и психическими), происходящими в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок, проявляется в повышении работоспособности спортсмена.
Под подготовленностью понимают состояние спортсмена, которое является результатом целенаправленной спортивной подготовки и определяет потенциальные возможности спортсмена для достижения высокого результата.
Под готовностью понимают оперативное состояние спортсмена в конкретный момент времени, способствующее или препятствующее реализации потенциальных возможностей спортсмена.
Наличие объективной информации о состоянии спортсмена и использование этой информации для принятия решения по организации тренировки является необходимым для перевода спортивной подготовки в педагогически управляемый процесс.
Управление тренировочным процессом предусматривает комплексное использование как возможностей системы спортивной тренировки (закономерностей, принципов, положений, средств и методов и др.), так и вне-тренировочных, и внесоревновательных факторов системы спортивной подготовки (специального инвентаря, оборудования и тренажеров, средств восстановления, климатических факторов, организационных моментов и др.). С одной стороны, это определяет чрезвычайную сложность управления в спортивной тренировке, а с другой, - его большую эффективность в случае обоснованности реализованных решений.
Конкретизация системы управления применительно к спортивной тренировке предполагает выделение следующих ее фрагментов.
Первый. Установление исходного состояния спортсмена, определение уровня его подготовленности, характеристик соревновательной деятельности и прогнозирование модельных значений состояния и основных компонентов спортивного мастерства, определяющих достижение запланированного результата.
Второй. Обоснование модели планирования и организации тренировочного процесса с учетом исходного, промежуточного и конечного уровней состояния и компонентов спортивного мастерства, а также условий подготовки.
Третий. Разработка и организация системы комплексного контроля, оценка срочных, текущих и кумулятивных тренировочных эффектов, и адаптационных реакций организма спортсмена.
В системе управления тренировочным процессом принято выделять несколько этапов, основные из них следующие:
1) сбор информации о спортсмене и его состоянии;
2 анализ полученной информации;
3) принятие решения по планированию и организации
тренировочной и соревновательной деятельности;
4) реализация тренировочного плана;
5) внесение коррекций в процесс спортивной подготовки.
Основой для управления тренировочным процессом является информация о состоянии спортсмена, которая поступает к тренеру на основе обратной связи.
Условно различают четыре вида подобной информации:
1) информация о самочувствии, настроении спортсмена, его желании тренироваться и т.п. (субъективная информация);
2) информация о поведении спортсмена (параметры тренировочной и соревновательной деятельности, показатели различных сторон подготовленности спортсмена и т.п.);
3) информация, характеризующая срочный тренировочный эффект (величина и характер изменений в функциональных системах организма спортсмена, вызванных тренировочной нагрузкой);
4) информация, характеризующая отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты (показатели текущего и этапного состояния спортсмена).
В соответствии с необходимостью управления различными состояниями спортсмена в процессе тренировки выделяют несколько видов управления:
1. Этапное управление, направленное на оптимизацию подготовки в крупных структурных образованиях тренировочного процесса (этапы многолетней подготовки, макроциклы, периоды) (рис. 1):
2. Оперативное управление, целью которого является оптимизация реакций организма, режима работы и отдыха, характеристик двигательных действий при выполнении отдельных упражнений и их комплексов, программ тренировочных занятий.
Этапное управление тренировочным процессом.
Этапное управление предусматривает планирование и организацию тренировочного процесса в больших циклах подготовки для достижения целей конкретного элемента макроструктуры (этапа многолетней подготовки, макроцикла или периода). Этапное управление предусматривает такое построение тренировочного процесса в его крупных структурных компонентах, которое обеспечило бы достижение запланированных результатов и структуры соревновательной деятельности, а также степени совершенства различных сторон подготовленности (физической, технической, тактической и др.).
^ Сбор информации о спортсмене и его состоянии
Анализ полученной информации
Принятие решения по организации тренировочного / процесса
Реализация тренировочного плана
Внесение необходимых коррекций в процесс / спортивной тренировки
Рис. 1. Этапы управления тренировочным процессом
Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возраст оптимальном для каждого вида спорта.
Специализация имеет «многоборный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических качеств и формировании двигательных навыков, которые имеют важное значение для 7спешной специализации в избранном виде спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок, требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодам. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.
На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.
Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.
Эффективность этапного управления определяется, во-первых, наличием четких представлений об уровне тренированности и подготовленности, которого должен достичь спортсмен в конце конкретного элемента макроструктуры; во-вторых, отбором и рациональным применением во времени средств и методов подготовки; в-третьих, наличием объективной системы комплексной оценки эффективности процесса подготовки и его коррекции.
Эффективность этапного управления обусловливается, прежде всего, наличием представлений об оптимальной структуре соревновательной деятельности и соответствующей структуре тренированности и подготовленности спортсмена в избранном виде спорта. Односторонность сведений или несоответствие данных, определяющих структуру соревновательной деятельности и подготовленности, резко ограничивает возможность объективного управления тренировочным процессом.
Важнейшей операцией в цикле этапного управления является разработка моделей соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов,
которые должны быть использованы в качестве ориентира на данном этапе подготовки.
Следующими операциями являются, оценка функциональных возможностей спортсмена, уровня его подготовленности, эффективности соревновательной деятельности и сопоставление индивидуальных данных с модельными как основы для выбора направлений работы и путей достижения заданного эффекта. Далее разрабатывается общая технология спортивного совершенствования на данном этапе подготовки, осуществляется постановка частных задач и подбор эффективных средств и методов их решения. Следующей операцией является рациональная постановка задач, распределение средств и методов в различных структурных образованиях процесса подготовки.
Завершающими операциями указанного цикла являются поэтапное сравнение фактических и плановых результатов, планирование корректирующих воздействий и, наконец, реализация достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.
После окончания цикла достигнутый эффект подготовки сопоставляется с плановыми характеристиками моделей соревновательной деятельности и подготовленности и начинается очередной цикл этапного управления.
Литература
1. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры / А. А. Гужаловский. - М. : Физкультура и спорт, 2011. — 274 с.
2. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. - М. : Лепсос, 2011. - 368 с.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, СпортАкадем-Пресс, 2008. - 544 с.
4. Построение и содержание тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов на различных этапах годичной подготовки /под ред. Б. Н. Шустина. -М, 2008.
References
1. Guzhalovskij A. A. Osnovy teorii i metodiki fizicheskoj kul'tury [ Fundamentals of the theory and methods of physical culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 2011, 274p.
2. Zaharov Е. N., Karasev A.V., Safonov A.A. Enciklopediya fizicheskoj podgotovki [Encyclopedia of physical fitness ]. Moscow, Lepsos Publ, 2011, 368p.
3. Matveev L. P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methods of physical culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ,, SportAkadem-Press Publ., 2008, 544p.
4. Shustina B. N. (ed.). Postroenie i soderzhanie trenirovochnogo processa vysokokvalificirovan-nyh sportsmenov na razlichnyh etapah godichnoj podgotovki [The construction and maintenance of the training process of highly skilled athletes at various stages of the annual training]. Moscow, 2008.