Научная статья на тему 'Спортивная метафора в представлении характеристик товара'

Спортивная метафора в представлении характеристик товара Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
644
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ОБЪЕКТ РЕКЛАМЫ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ADVERTISING / OBJECT OF ADVERTISING / CONCEPTUAL METAPHOR / METAPHORIC MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прохоров А. В.

В статье рассматриваются особенности метафорического представления характеристик и свойств объекта рекламы, в частности посредством спортивной метафоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport metaphor in representation of advertising object characteristics

The article deals with the metaphoric peculiarities of advertising objects properties representation, in particular, with the help of sport metaphor.

Текст научной работы на тему «Спортивная метафора в представлении характеристик товара»

I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

СПОРТИВНАЯ МЕТАФОРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИК ТОВАРА

А.В. Прохоров

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

В статье рассматриваются особенности метафорического представления характеристик и свойств объекта рекламы, в частности посредством спортивной метафоры.

Ключевые слова: реклама, объект рекламы, концептуальная метафора, метафорическая модель.

The article deals with the metaphoric peculiarities of advertising objects properties representation, in particular, with the help of sport metaphor.

Keywords: advertising, object of advertising, conceptual metaphor, metaphoric model.

В современной когнитивной лингвистике (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, Л.Г. Лузина, В.В. Петров, А.П. Чудинов и другие) метафора рассматривается как основная ментальная операция, как способ познания, структурирования и объяснения мира.

Основоположники теории концептуальной метафоры Дж. Лакофф и М. Джонсон определяют концептуальную метафору как понимание одних явлений в терминах других [5, с. 27; 19, с. 5]. Концептуальными метафорами принято называть устойчивые соответствия между исходной понятийной областью и новой понятийной областью, которые нашли отражения в культурной и языковой традиции данного общества. Так, для европейской культуры концептуальными метафорами выступают такие устойчивые соответствия как ВРЕМЯ -это ДЕНЬГИ, СПОР - это ВОЙНА, ЖИЗНЬ - это ПУТШЕСТВИЕ и др. [2, с. 11].

Арутюнова Н.Д. отмечает, что особенности сенсорных механизмов и их взаимодействие с психикой позволяют человеку сопо-

ставлять несопоставимое и соизмерять несоизмеримое посредством концептуальной метафоры. Данное устройство, по ее мнению, действует постоянно в любых видах дискурса. Попадая в повседневную речь, метафоры стираются и входят в словарный состав языка [1, с. 9].

Концептуальная метафора, по замечанию Чудинова А.П., «отражает национальное, социальное и личностное самосознание, она формирует отношение человека к миру» [15, с. 26].

Метафора обычно относится не к отдельным изолированным объектам, а к сложным мыслительным пространствам (областям чувственного и социального опыта). В процессах познания эти сложные непосредственно ненаблюдаемые мыслительные пространства соотносятся через метафору с более простыми или с конкретно наблюдаемыми мыслительными пространствами. В качестве иллюстрации подобного соотнесения Л.Г. Лузина приводит примеры сравнения человеческих эмоций с огнем, сферы экономики и политики с играми и спортивными соревнованиями. В подобных метафорических представлениях происходит перенос концептуализации наблюдаемого мыслительного пространства на непосредственно ненаблюдаемое, которое в этом процессе концептуализируется и включается в общую концептуальную систему данной языковой общности [6, с. 55].

В исследованиях концептуальной метафоры используются различные термины для обозначения исходной понятийной области и новой понятийной области. Основные пары терминов приведены в таблице 1 [14-16]:

Таблица 1 - Термины, обозначающие исходную и новую понятийную области

Исходная понятийная область Новая понятийная область

Исходная концептуальная сфера Новая концептуальная сфера

Ментальная сфера-источник (source domain) Ментальная сфера-мишень (target domain)

Сфера-донор Сфера-магнит

Денотативная зона/ реципиент-ная сфера/ направление метафорической экспансии

Референт Коррелят

Приведенные пары терминов отражают суть концептуальной метафоры: одна понятийная область (сфера-источник, сфера-донор) используется в качестве источника для описания объектов и явлений, принадлежащих другой понятийной области (сфера-мишень, сфера-магнит).

По мнению Баранова А.Н., «основной тезис когнитивной теории метафоры сводится к следующей идее: в основе метафоризации лежат процедуры обработки структур знаний - фреймов и сценариев. Знания, реализующиеся во фреймах и сценариях, представляют собой обобщенный опыт взаимодействия человека с окружающим миром - как с миром объектов, так и с социумом» [2, с. 9].

Центральным понятием теории концептуальной метафоры является понятие «метафорической модели». Вслед за Чудиновым А.П., метафорическая модель, в рамках которой осуществляются переносы из одной понятийной сферы в другую, принято понимать как «существующая и/или складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между понятийными сферами, которую можно представить определенной формулой: “X - это Y”» [15, с. 70]. В качестве примеров метафорических моделей можно привести следующие модели: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это ВОЙНА [15], СПОР - это ВОЙНА (ARGUMENT IS WAR), ВРЕМЯ - это ДЕНЬГИ (TIME IS MONEY) и т.д. [5].

Теория концептуальной метафоры получила свое развитие в работах отечественных и зарубежных ученых. Специфика реализации концептуальных метафор исследуется на материале различных типов дискурса, например, политического (Лакофф Дж., Будаев Э.В., Ряпо-сова А.Б., Стрельников А.М., Чудинов А.П., Шаова О.А., Шибанова Е.О и др.), экономического (Бородулина Н.Ю., Колотнина Е.В., Шибанова Е.О.), рекламного (Lundmark C., Tanaka K., Казанцев А.И., Квят А.Г.), публицистического (Орлова О.Г.), медицинского (Дудец-кая С.Г., Новодранова В.Ф.), поэтического (Рябых Е.Б.) и др.

Чудинов А.П. на основе анализа статей современных российских СМИ выделяет четыре основных разряда моделей, на основе которых строятся концептуальные метафоры:

■S Антропоморфная метафора (понятийные сферы «Анатомия», «Физиология», «Болезнь» и т.д.);

S Натуроморфная метафора (понятийные сферы «Животный мир», «Мир растений», «Мир неживой природы» т.д.);

S Социоморфная метафора (включает концепты, относящиеся к понятийным областям из социальной сферы: «Преступность», «Война», «Театр» и т.д.);

S Артефактная метафора (понятийные сферы «Дом», «Транспорт», «Механизм» и т.д.).

Анализ и описание метафорических моделей из политической речи позволил Чудинову А.П. выделить следующие признаки метафорических моделей:

1. Исходная понятийная область;

2. Новая понятийная область;

3. Типовые для данной модели сценарии, которые отражают наиболее характерные для исходной понятийной области последовательности ситуаций. Например, сценарий «войны» включает ее подготовку, объявление, ведение боевых действий с использованием разнообразного оружия;

4. Относящиеся к данной модели фреймы - это фреймы, понимаемые как фрагмент наивной языковой картины мира, которые структурируют соответствующую понятийную область;

5. Составляющие каждый фрейм типовые слоты - элементы ситуации, которые включают какую-то часть фрейма, какой-то аспект его конкретизации;

6. Компонент, связывающий первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц [14-16].

Представленные в работах Чудинова А.П. признаки метафорических моделей применимы и для описания метафорических переносов в рекламном дискурсе. Метафорический перенос в рекламном дискурсе основывается на проецировании характеристик из исходной понятийной области в новую понятийную область. Задействованные в метафорическом переносе понятийные области структурируются соответствующими фреймами, слоты которых активируются в процессе образования концептуальных метафор в рамках определенной метафорической модели. Основанием метафорического переноса выступают характеристики исходной и новой понятийных областей, между которыми усматривается определенное сходство. К наиболее частотным моделям метафорического переноса в текстах рекламы следует отнести устойчивые соответствия ОБЪЕКТ РЕКЛАМЫ - это ЧЕЛОВЕК, ОБЪЕКТ РЕКЛАМЫ - это ЖИВОТНОЕ (см. [9-12]).

В отдельных работах по концептуальной метафоре авторы обращают внимание на связь концептуальной метафоры с получением нового знания и формированием новых понятий. В работе А.П. Чудинова говорится о том, что концептуальная метафора представляет собой механизм, непосредственно связанный с формированием понятий и получением (выводом) нового знания. Концептуальная метафора рассматривается как форма мышления или как когнитивный механизм коммуникативных процессов, механизм получения выводного знания [14, с. 92] (курсив - А.П.). К тому же выводу приводят нас слова

Дж. Серля о метафорическом значении. Дж. Серль считает, что метафорическое значение - это всегда значение высказывания говорящего [13, с. 309; 18, p. 84]. Таким образом, адресат, для того чтобы понять то, что имел в виду говорящий, должен произвести определенные операции по извлечению имплицитного смысла высказывания, т.е. не выраженной в явном виде информации. Концептуальная метафора представляет собой одну из форм концептуализации, в результате чего формируются новые понятия и благодаря чему возможно получение нового знания.

В процессе развертывания концептуальной метафоры в текстах рекламы перенос характеристик из исходной понятийной области в новую понятийную область позволяет выявить сильные импликатуры, которые поддерживаются содержанием рекламного сообщения, и слабые импликатуры, т.е. смыслы, которые в меньшей степени обусловлены содержанием вербальных и невербальных компонентов. Автор рекламного сообщения лишь задает возможные направления интерпретации рекламного сообщения и его некоторые основные смыслы, что провоцирует адресата на самостоятельное выведение интерпретации сообщения. Набор полученных в результате интерпретации им-пликатур зависит от самого адресата рекламного сообщения, «адресат сам решает <...> когда ему надо остановиться в выведении имплика-тур» [4, с. 16].

Авторы рекламных сообщений и их адресаты мыслят по одним и тем же метафорическим моделям, поэтому адресаты посредством инференций восстанавливают заложенные сообщения смыслы, которые не нашли языкового и иконического выражения в тексте рекламы. Процесс инференции, основанный на концептуальной метафоре, заключается в идентификации адресатом языковой реализации концептуальной метафоры в тексте рекламы, т.е. в определении импликатов, восстановлении связи между импликатами и соотвествующими концептуальными характеристиками исходной понятийной области, восстановлении концептуальной связи между переосмысляемыми характеристиками исходной понятийной области и характеристиками новой понятийной области, которая представлена непосредственно объектом рекламы [8-9].

Концептуальная метафора в текстах рекламы рассматривается нами как способ передачи имплицитных смыслов адресанта - импли-катур. Процесс инференции, основанный на импликатурах рекламного текста, заключается в восстановлении концептуальных связей между импликатами (реализациями концептуальной метафоры на языковом уровне), новой понятийной областью и исходной понятийной обла-

стью, а также метафорически переосмысленных характеристик. Исходя из выше сказанного, представляется целесообразным проводить анализ концептуальных метафор, реализующихся в текстах рекламы, в следующем направлении: от языковой реализации концептуальных метафор (вербальных и иконических импликатов) к исходной понятийной области и, далее, к новой понятийной области. На основании своего рода «декодирования» концептуальной метафоры адресат осуществляет инференции.

В последние годы в текстах рекламы получила распространение метафора, посредством которой объект рекламы осмысливается при помощи обращения к понятийно области СПОРТ. Частотное использование понятийной области СПОРТ в качестве источника для формирования концептуальных метафор позволило исследователям выделять спортивную метафору. Специфика использования спортивной метафоры в различных видах дискурса исследовалась в работах Аникина Е.Е., Белютина Р.В., Будаева Э.В., Чудинова А.П. и др.

Чудинов А.П. при анализе политического дискурса охарактеризовал метафорическую модель ПОЛИТИКА - это СПОРТ, а также представил структуру исходной понятийной области СПОРТ. Понятийная область СПОРТ структурирована следующими фреймами: «Виды спорта», «Квалификация спортсменов и итоги соревнований», «Правила игры и наказания» и др. [15].

В текстах рекламы метафорическому осмыслению посредством спортивной метафоры подвергается объект рекламирования, его свойства, качества и характеристики. Конкуренция между брендами в сфере товаров и услуг осмысливается через понятия, присущие спортивной сфере: состязательность, соперничество. В подобной конкуренции побеждает сильнейший (лучший товар / услуга / производитель / бренд). Объект рекламы при этом рассматривается как спортсмен (атлет / игрок / член команды), который может выполнять различные функции, иметь разные амплуа, статус (нападающий / капитан / фаворит / чемпион).

Например, в следующем рекламном тексте новая модель автомобиля описывается как «новый игрок премьер-лиги» (т.е. лиги, объединяющей лучшие команды и, соотвественно, игроков): Hyundai №.. Новый игрок премьер-лиги. Он амбициозен и уверен в себе. Он знает, чего хочет. Он знает, цену победе. Потому что, начиная игру в премьер-лиге, по-другому не может быть [Изображение футбольного поля] (Клаксон, сентябрь 2005, №16 - реклама автомобиля Hyundai №).

Конкуренция между компаниями, их товарами и услугами, как и в спортивных единоборствах (бокс, борьба), призвана выявить лучше-

го представителя (победителя, чемпиона): HD 700. Чемпион в тяжелом весе (Автомобили и цены, 19-25 сентября 2005, №37 - реклама грузового автомобиля Hyundai HD 700).

Автомобиль Volkswagen описывается как «самый надежный член команды», перед которым «можно ставить амбициозные цели»: Серьезные задачи заводят. Чем тяжелее, тем интереснее! Коммерческие автомобили Volkswagen- это самый надежный член вашей команды, перед которым можно ставить амбициозные цели, например, проведение Олимпиады в Сочи <... > (Русскийрепортер. 2013. №6 - реклама официального дилера автомобилей Volkswagen).

В рекламе автомобиля Volkswagen Golf оказываются задействованными участки различных фреймов понятийной области СПОРТ:

Честный матч в истории. В поле зрения появился достойный игрок. Golf Match оснащен климат-контролем, противотуманными фарами <...>. Три версии двигателя TSI дают реальный шанс на быстрый выбор фаворита. На первый взгляд может показаться, что такой член команды - дорогое удовольствие. Но в действительности это выгодный маневр: стоимость полной экипировки - от 665 000 рублей.

У честной игры - неоспоримое преимущество (Караван историй, июль 2012, №7 - реклама автомобиля Volkswagen Golf Match).

Актуализируемые понятия «правила игры» (честный матч, честная игра), «уровень спортсмена» (достойный игрок), «статус» (член команды), атрибуты (полная экипировка) позволяют спортивной метафоре разворачиваться и структурировать весь рекламный текст.

Использование спортивной метафоры в текстах рекламы позволяет в оригинальной форме представить качества и характеристики рекламируемого объекта, сформировать положительный имидж объекта, обозначить его лидирующее место среди конкурентов (компаний, фирм, продуктов, услуг).

Список литературы

1. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.

2. Баранов А.Н. Предисловие редактора // Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Эдиториал УРСС, 2004. С. 7-21.

3. Квят А.Г. Метафорические модели позиционирования товаров и услуг // Лингвокультурология. 2009. №3. С. 96-105.

4. Кулаева Е.В. Лексическая прагматика англоязычной журнальной рекламы: Автореф. канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2001.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Эдиториал УРСС, 2004.

6. Лузина Л.Г. Когнитивная метафора // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С. и др. М.: МГУ, 1996. С. 55-56.

7. Попова Е.С. Рекламный текст и проблемы манипуляции: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2005.

8. Прохоров А.В. Концептуальная метафора как средство передачи имплицитной информации в рекламном дискурсе (на материале рекламы лекарственных средств) // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы 3-й международной научно-практической конференции (заочной). 1 марта 2005 г. Ч. 2.

9. Прохоров А.В. Концептуальная метафора как основа процесса инфе-ренции (на материалы рекламных текстов) // Актуальные проблемы прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации в современном научном контексте: Мат-лы межд. науч. конф. Липецк 2009. С. 126-130.

10. Прохоров А.В. Метафорика современного рекламного текста // Политическая лингвистика. 2009. №2. С. 133-137.

11. Прохоров А.В. Метафорика современной рекламы // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 60. 2011. № 33 (248). С. 115-117.

12. Прохоров А.В. Процесс инференции в понимании рекламного текста // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №8. С. 225228.

13. Серль Дж. Р. Метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 307-341.

14. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): Монография. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2001.

15. Чудинов А.П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе // Вестник ВГУ. Серия лингвистика и межкуль-турная коммуникация. 2001. №2. С. 26-31.

16. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003.

17. Чудинов А.П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1. С. 91-105.

18. Searle J.R. Metaphor // Metaphor and Thought. Ed. by A. Ortony. Second edition. Cambridge University Press, 1993. p. 83-111.

19. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago, L.: The University of Chicago Press, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.