Научные сообщения магистрантов и
аспирантов
Ю. В Назарова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Б. В. Серегин
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
СПОРТИВНАЯ ЭТИКА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ
В статье рассматривается феномен спорта в контексте профессиональной этики и глобализационной культуры. Показана дихотомия ценностного содержания спорта, как социокультурной модели, основанной на гуманистических идеалах олимпизма и индустрии массовой культуры, что актуализируется в дилеммах (ценности-антиценности) профессиональной морали. В статье исследуется феномен спорта как сегмента культуры, показано, что в эпоху глобализации, в силу определенных причин моральные дилеммы спорта принимают общезначимый культурный и цивилизационный характер. Это дает возможность показать, что спектр ценностей спортивной этики расширяет нормативные возможности профессиональной морали.
Ключевые слова: феномен спорта, спортивная этика, профессиональная мораль, культура, цивилизация, массовая культура, глобализация, нравственные ценности, дилеммы профессиональной морали, аксиология, нормативность морали.
Yu. V. Nazarova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
B. V. Seregin
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
SPORTS ETHICS AS A TYPE OF PROFESSIONAL MORALITY
The article examines the phenomenon of sport in the context of professional ethics and globalization culture. According to the article, the dichotomy of the value content of sports is based on the humanistic ideals of Olympism. The authors analyse the mass culture industry actualized in the dilemmas (values-antivalues) of professional morality. The article describes the phenomenon of sport as a cultural segment and shows that in the era of globalization the moral dilemmas of sport take on a universally significant cultural and civilizational character. This makes it possible to show that the range of values of sports ethics expands the normative possibilities of professional morality.
Keywords: sport phenomenon, sports ethics, professional morality, culture, civilization, mass culture, globalization, moral values, professional moral dilemmas, axiology, normativity of morality.
йО! 10.22405/2304-4772-2019-96-100
Актуальность статьи связана, во-первых, с тем, что спорт в современной культуре представляет собой феномен, имеющий двойственный, противоречивый характер. С одной стороны, ценностный смысл спорта как феномена культуры определяется гуманистическим пафосом идей олимпизма, провозглашенных в знаменитом поэтическом манифесте «Ода спорту» барона П. Кубертена. Ценностное значение этого произведения, определившего идейное содержание спорта, подчеркивает коммуникативное межкультурное значение этого феномена, основанное на уважении к сопернику в состязательном поединке, честность, чистоту и справедливость соревнований, целью которых - духовное и телесное совершенствование человека: «олимпийское движение может стать школой воспитания благородства и нравственной чистоты, равно как физической выносливости и силы» [5, с. 100].
С другой стороны, спорт в современной культуре - это часть современной массовой культуры, экономическая область которой сосредоточена на производстве товаров массового потребления. В мировой науке спорт рассматривается как часть культуры и как профессиональная деятельность. Именно поэтому в научных исследованиях спорт «отнесли к «культуре производства», а различные виды индивидуальной физической активности (фитнес и подвижные игры) стали пониматься в качестве составных частей «культуры досуга». При этом любые спортивные достижения, пропаганда олимпийских идеалов, культ спортивного образа жизни и атрибутов спорта стали рассматриваться как проявления «массовой культуры» [2, с. 2].
В определенном смысле, в эпоху глобализации культур, под влиянием транснациональных компаний, являющихся спонсорами спорта, он модифицируется в товар, который приносит значительную прибыль, оказывая «существенное влияние на формирование системы ценностей, стиля жизни современного человека, на его физический и нравственный облик». Здесь же необходимо подчеркнуть, что спорт в современной культуре, расширяет сферу своего влияния на формирование культурного сознания, становится объектом поклонения и подражательства, принимая характер массового шоу. Институализация спорта, ритуализируя правила спортивных соревнований, в некоторой степени лишает спортивную состязательность ее непосредственности и творческого своеобразия, бюрократизируя и унифицируя регулирование и управление спортивными делами.
Таким образом, спорт в информационном обществе превращается в «специализированную отрасль человеческой деятельности в сфере организации и проведения спортивных мероприятий», которая, интегрируя экономические и политические влияния на социокультурную жизнь, получает одновременно всеобщую поддержку и одобрение общества.
Характерной особенностью эпохи глобализации и ее влияния на культуру, том числе и на спорт, как неотъемлемой части этой культуры, является еще и тот факт, что спорт и спортсмены, как герои спортивных
достижений, активно влияют на массы, в силу чего спорт становится влиятельной общественной силой, авторитетом, приобретает в социокультурном пространстве общезначимый характер, его используют в политических целях, в силу чего, нередко, спорт, спортивные знаменитости становятся ареной политической борьбы.
Все это демонстрирует дихотомию ценностей и антиценностей спорта, в которой, с одной стороны, содержатся гуманистические идеалы и ценности олимпизма и либеральных ценностей, с другой, - антиценности массовой культуры. Это является причиной моральных дилемм и конфликтов, которые принимают публичный характер, широко обсуждаются в средствах массовой информации и в сетях интернета, что подтверждает значимость спорта как сегмента массовой культуры.
Место спорта в культуре. Феномен спорта занимает значительное место в культуре. Это связано с тем, что человеческое общество на протяжении всего своего развития придавало большое значение физическому совершенству и развитию человеческой телесности, гармонизации духовного и телесного, что, в сущности, и определяло высокие идеалы олимпизма. В этом смысле «ценностное понимание телесности тяготеет к интегративному определению данного понятия как синтеза физического и духовного» [3, с. 130-132]. А «качественные и структурные определения телесности могут быть обозначены только в единстве с духовностью как проявлением сознательной и духовной организации человека, с телом как материальным объектом, обладающим духовностью, плотью как «состоянием тела, когда она проступает на собственной поверхности» (Ж. Сартр) [3, с. 130-132]. В то же самое время спорт является по своей сущностной значимости творческой игрой, развивающей ментальность и воображение, что, безусловно, влияет на развитие и совершенствование человека.
Спорт как явление культуры характеризуется не только как способ совершенствования человеческой телесности, но и является фактором, обогащающим культуру, расширяющим границы ее ценностных смыслов. В этом плане нельзя не согласиться с тем, что спорт открывает ценностные возможности человеческой телесности в контексте игровой соревновательности [3, с. 10], с одной стороны, с другой - спорт раскрывает специфические для своей субкультуры ценности, имеющую характерную этическую кодификацию и соответствующую институциональность.
В связи с этим существует мнение, что ценностный смысл спорта в современной глобальной культуре представляет собой модель гражданской религии (Р. Белла) [1, с. 100], в основе которой аксиологические принципы олимпизма, совмещенные с ценностями либерализма как идеологии глобализма [2, с. 24]. Немаловажное значение имеет в связи с этим коммерциализация спорта (влияние транснациональных корпораций, спонсоров, экономические и финансовые системы в различных спортивных институциях: международных спортивных федерациях, НОК), связанная с процессами глобализации, жесткая институализация, диктующая нормы, правила и условия спортивных
состязаний. Именно поэтому «аксиология спорта представляет собой, прежде всего, целый регион сложноразрешимых моральных дилемм, связанных со взаимоотношениями атлетов (проблемы соперничества, конфликта, сотрудничества), гендерным равенством, применением допинга, использованием животных и т.д.» [2, с. 24].
Спортивная этика и профессиональная мораль. Спортивная этика объединяет ценности и нормативность морали, которые определяют ее как вид профессиональной морали, что дает возможность отличия спортивной этики от других видов профессиональной морали (например, этики театра, педагогической этики, этики бизнеса и др.) В этом смысле спортивную этику определяет базовая категория, раскрывающая ее этическое своеобразие. Этической доминантой спорта, стягивающей в систему профессиональной морали нравственные ценности, является моральное и физическое совершенствование, как условие восхождения к телесности, формирующих физическое и ментальное (творческое) развитие человека в игровой соревновательности. Именно этот идеал является мотивацией и условием результативности спортивных практик, раскрывающих ценностные смыслы состязательности, заключенные в различных спортивных кодексах морали олимпизма (например, в Кодексе спортивной этики Совета Европы, Кодексе этики международной федерации легкой атлетики, Кодексе этики и практики обучающих тренеров БАК (Британская Ассоциация Консультирования), этическом кодексе тренера (Фонд профессиональной квалификации Kutsekoda)). В этом смысле понятие «нравственного служения» как «модуса культуры», выражающего коренное значение «этики спорта» (Кыласов А. В.), является результатом, а не идеологическим основанием профессиональной морали, которая в своем ценностном и смысловом назначении принадлежит к сегменту культуры.
В современной культуре спортивная этика как вид профессиональной морали имеет общезначимый характер, в силу чего оказывает значительное влияние на различные сегменты культуры (образование, мода, бизнес, экономика, политика и др.).
Литература:
1. Белла Р. Социология религии // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. 392 с.
2. Кыласов А. В. Спорт как социокультурный феномен современной эпохи глобализации : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Кыласов Алексей Валерьевич. М., 2010. 181 с.
3. Медведев С. Н. Социосоматические измерения спорта: культурфилософский анализ : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Медведев Сергей Николаевич. Самара, 2017. 156 с.
4. Мелешко Е. Д., Афонский А. А. Физическая культура как ценность // Вопросы теории и практики. 2016. № 3-1 (65). С. 130-132.
5. Coubertin P. The Olympic Idea: Discourses and Essays. Lausanne: Carl-Diem-Institut, 1966. 217 p.
References:
1. Bella R. Sotsiologiya religii [Sociology of religion] // Amerikanskaya sotsiologiya: perspektivy, problemy, metody [American sociology: prospects, challenges, methods] / ed. by G. V. Osipov. Moscow: Progress, 1972. 392 p.
2. Kylasov A. V. Sport kak sotsiokul'turnyy fenomen sovremennoy epokhi globalizatsii [Sport as a sociocultural phenomenon of the modern era of globalization]: dis. ... kand. kul'turologii [Cand. Thes. ... Cand. Arts]: 24.00.01 / Kylasov Aleksey Valer'yevich. Moscow, 2010. 181 p.
3. Medvedev S. N. Sotsiosomaticheskiye izmereniya sporta: kul'turfilosofskiy analiz [Sociosomatic dimensions of sport: cultural and philosophical analysis] : dis. ... kand. filos. nauk: [Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 24.00.01 / Medvedev Sergey Nikolayevich. Samara, 2017. 156 p.
4. Meleshko E. D., Afonskiy A. A. Fizicheskaya kul'tura kak tsennost' [Physical culture as a value] // Voprosy teorii i praktiki [Issues of theory and practice]. 2016. No. 3-1 (65). Pp. 130-132.
5. Coubertin P. The Olympic Idea: Discourses and Essays. Lausanne: Carl-Diem-Institut, 1966. 217 p.
Статья поступила в редакцию 06.09.2019 Статья допущена к публикации 30.11.2019
The article was received by the editorial staff06.09.2019 The article is approved for publication 30.11.2019