Научная статья на тему 'Спортивная двигательная ситуация как деятельностноориентированная модель игры'

Спортивная двигательная ситуация как деятельностноориентированная модель игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИТУАЦИЯ / TRAINING / TECHNIQUE / TACTICS / MODELING / SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Зыков Александр Викторович

В исследовании теоретически обоснована спортивная двигательная ситуация с позиции деятельностно-ориентированной модели игры как модель в тактико-технической подготовке спортсменов игровых видов спорта. Отмечено, что в основе моделирования лежит следующий принцип в случае недостаточности полученного результата возникает замещающая ситуационная модель с активным подбором новых компонентов, создается взаимосвязь между новой целью, условием и задачей, что, в свою очередь, свидетельствует о структуризации и системности процесса. Ситуативность элементов сложной системы, к которой относится тактико-техническая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Зыков Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport motor situation as activity-based model of the game

The study is theoretically proved situational composition as a model and method in technical and tactical training of athletes playing sports. It is noted that in the simulation-based technical and tactical actions based on the following principle in case of failure of the result, there is a situational substitution model with an active selection of new components, creates a new relationship between the purpose and objective of the condition, which, in turn, indicates the structure and systematic process. Situational elements and the composition of a complex system to which the technical and tactical activities is supported by the probabilistic (stochastic) model is presented.

Текст научной работы на тему «Спортивная двигательная ситуация как деятельностноориентированная модель игры»

УДК 796.015.1

В. В. КОЗИН А. В. ЗЫКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СПОРТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИГРЫ

В исследовании теоретически обоснована спортивная двигательная ситуация с позиции деятельностно-ориентированной модели игры как модель в тактико-технической подготовке спортсменов игровых видов спорта. Отмечено, что в основе моделирования лежит следующий принцип — в случае недостаточности полученного результата возникает замещающая ситуационная модель с активным подбором новых компонентов, создается взаимосвязь между новой целью, условием и задачей, что, в свою очередь, свидетельствует о структуризации и системности процесса. Ситуативность элементов сложной системы, к которой относится тактико-техническая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью.

Ключевые слова: спортивная тренировка, техника, тактика, моделирование, ситуация.

Актуальность. Современные спортивные игры отличаются большими физическими и психологическими нагрузками. Их существенной и принципиальной характеристикой является значительное увеличение объема тактико-технических действий игроков при постоянном дефиците времени в жестком противоборстве с соперником [1, 2]. Отсюда в процессе игры возникает множество экстремальных игровых ситуаций, являющихся своего рода неблагополучными, по мнению субъекта, при возникновении которых он должен внести в них изменения и минимизировать ожидаемый ущерб.

Экстремальные игровые ситуации невозможно избежать, они возникают в связи с прямыми факторами соревновательной деятельности, провоцирующими возникновение этих ситуаций. Успешность и надежность двигательной активности во многом зависит от способности спортсмена заметить формирование или хотя бы уже сформировавшуюся игровую ситуацию на ранней стадии, разобраться в ней и найти правильный и доступный выход из нее [3, 4]. Поэтому спортсменов в процессе тактико-технической подготовки необходимо обучать данным компонентам и совершенствовать игровую деятельность, учитывая принципы ситуационного подхода.

Результаты и их обсуждение. Ранее проведенные исследования показали возможность осуществления двигательной активности с учетом следующих компонентов: предваряющее само действие формирование его сенсорной модели, т.е. представления о комплексе должных восприятий; реальные восприятия, формируемые у субъекта в процессе осуществления двигательной активности; сличение (сопоставление, сравнение) этих восприятий с должными, определение и оценивание рассогласований с ними; формирование и корректировка системы телодвижений и движений [5, 6].

Данная сенсорная модель является интегративной в структуре движения и образования ситуации.

В настоящее же время, учитывая кибернетический и ситуационный подходы, целесообразно говорить не о просто сенсорной модели, а о динамичной, алгоритмизированной в локализационном и временном планах афферентной программе — как афферентном компоненте внутреннего действия. При этом необходимо иметь в виду не только восприятия, но и образы как более развитые и обобщающие, экономичные и тоньше дифференцируемые информационные комплексы [7].

Мы придерживаемся позиции, при которой ситуация выступает не как подлинная реальность, ее часть, внешние и/или внутренние реальные условия. Ситуация не вещественна, не материальна, существует лишь как многоступенчатое отображение подлинной реальности, как производное от восприятий, образов, впечатлений, оценок — от субъективных отображений внешних факторов и личностных особенностей. Ситуация — мысленная модель конкретной подлинной реальности, но сформированная не прямым ее моделированием, а посредством предварительного формирования субъективной мысленной схемы подлинной (воспринимаемой) реальности — моделированием уже на основе этой схемы.

Ситуация в большей или меньшей степени строго ориентирована на осуществление намеченного (запланированного) фрагмента деятельности того или иного иерархического уровня. План этого фрагмента и ситуация взаимно влияют друг на друга. Известно, что восприятия, а значит, и дальнейшее осмысление, зависят, в частности, от установки человека и намеченного им пути реализации цели [4, 8].

В качестве онтологической базы, позволяющей рассматривать экстремальную игровую ситуацию с обозначенных выше позиций, нами выбраны

концепции материалистического дуализма и дея-тельностного дуализма.

Исходя из их содержания следует: материальное первично, а идеальное вторично, производно от материального, но нельзя забывать, что оно и влияет на материальное. Материальное не только непосредственно, но и опосредствованно через идеальное и через зависящую от него функцию изменяет материальное, а идеальное не только непосредственно, но и через материальное изменяет идеальное. Материальное и идеальное в этом аспекте представляют собой единство противоположностей (материалистический дуализм).

Проявляя активность, мы действуем в реальном, материальном мире, при этом руководствуемся своими субъективными представлениями о нем. В этом состоит дуализм — двойственность нашей активности. В управлении ею мы опираемся не на реальное, а на идеальное, совсем не обязательно адекватно отражающее подлинную реальность, материальный мир. Хотя обычно мы и стараемся по возможности правильно отражать существенные для нас компоненты подлинной реальности, но далеко не всегда и не во всем это нам удается. Порой мы сознательно искажаем реальность и часто «видим» то, что ожидаем (деятельностный дуализм).

Материальные объекты, явления, процессы существуют и объективно влияют на нас, но в нашем сознании существуют не они, а представления о них. Согласованная реальность, основанная на знаниях и опыте всего человечества, больше соответствует истинной реальности. Поэтому мы стараемся, чтобы наша воспринимаемая реальность меньше отличалась от согласованной, была как можно ближе к ней по содержанию и структуре. Но, помимо ограниченности наших возможностей в получении адекватной информации об истинной реальности, на формировании ее схемы (воспринимаемой реальности) и целевой модели (ситуации) весьма существенно отражаются наши личностные свойства, взгляды, психологическая установка, вместо значений выступают смыслы (личностные значения), происходит обращенное на себя осмысление наблюдаемой реальности.

В спортивную двигательную ситуацию как целевую модель реальности должно входить то, что может оказаться существенным для формирования соответствующей спортивной двигательной задачи и для ее решения. Ситуация — динамичная модель, реагирующая на изменение восприятий и оценок как внешних, так и внутренних условий, оперативно перестраиваемая, и потому она одновременно, с одной стороны, зависит от процесса формирования спортивной двигательной задачи, а с другой — сама влияет на него [9].

Между тем простой схемой нельзя отобразить сложную систему, передать сложность структуры рассматриваемых процессов. Однако можно выделить наиболее общие компоненты этой системы:

— факторы (явления, закономерности, воздействия, влияния), которые существуют или возникают вне зависимости от субъекта, партнеров, противников, тренеров, судей;

— внутренние условия (внутренняя среда), под которой понимается текущее и оперативное состояние организма субъекта активности;

— материальная среда, включающая в себя и прямо значимые для осуществления намеченной двигательной активности неживые объекты, и всех людей, так или иначе участвующих в совместной

двигательной активности либо как-то иначе существенно с ней связанных (позиционеров ситуации), в том числе и самого субъекта ситуации; но живые объекты рассматриваются здесь только как источники или объекты механических воздействий (исключая их психику).

— мотивационный комплекс;

— сформированная субъектом ситуация: формирование и решение спортивной двигательной задачи ориентировано на ситуацию, теснейшим образом связано с ней, поскольку ее решение протекает в реальности, моделируемой этой ситуацией, а ситуация формируется субъектом на основе предвидения решения именно этой конкретной двигательной задачи;

— представление субъекта ситуации о состоянии и намерениях других позиционеров ситуации.

Формирование ситуаций — практически непрерывный процесс, если иметь в виду то обстоятельство, что реальность все время изменяется, подчас (в том числе в спорте) очень быстро, и потому все время нужно преобразовывать ее модель — ситуацию. Чтобы сформировать ситуацию, адекватную реальности, необходимо обладать информацией о ней [10]. Это требует от субъекта соответствующих знаний, способности экстраполировать развитие реальности (внешней и внутренней), способности успешно рефлексировать тактико-технические действия партнеров и противников, их изменения и решения в изменяющихся условиях [11]. Добавим, что делать это часто приходится в условиях жесткого дефицита времени, крайне затрудняющего сбор достаточной и достоверной информации.

По мере решения задачи реальность изменяется как в связи с активностью спортсмена, так и под влиянием других факторов — следовательно, соответственно должна изменяться и ситуация. В благоприятном случае, в результате активности всех позиционеров ситуации, она постепенно трансформируется в планируемую конечную ситуацию решения двигательной задачи. В неблагоприятном — конечная ситуация отличается от запланированной, так что цель может оказаться реализованной неудовлетворительно или даже не реализованной вообще.

В заключение стоит отметить, что ситуация динамична (меняется во времени). Осуществлять ее изменение адекватно реальности особенно трудно, если реальность меняется быстро и мало поддается контролю со стороны спортсмена-субъекта: он не только не успевает или по другим причинам не может получить необходимую информацию, но даже ту, которую получил, не успевает нужным образом «переработать». Из-за этого он вынужден действовать интуитивно, на основе неполной информации, опираясь на аналогии. Процесс преобразования ситуаций пока не исследован и требует более пристального внимания.

На практике остро стоит вопрос восприятия ситуации спортсменом и квазиситуация тренера, которые в разной степени не совпадают, что часто становится причиной разногласий между ними в оценках выполнения задания. Такое несовпадение, с одной стороны, результат различного сенсорного восприятия, а с другой — различны понимание происходящего, установки, оценки возможностей, опыт анализа, знание путей и способов эффективного поведения в сходных случаях.

Заключение. Существующие трактовки в различных литературных источниках представляют

О

СП

Е

Т

ситуацию как реальность, которая существует отдельно от субъекта и которую субъект, по своему усмотрению, может выбирать. Однако ситуация и реальность — разные предметные области, отсюда происходит путаница и неправильное истолкование определения «ситуация».

В свою очередь, «ситуацию» предлагается понимать как модель схемы в сознании субъекта, с возможностью моделировать прошлое (ретроспективная ситуация), настоящее (текущая ситуация), будущее (прогнозируемая или проспективная ситуация). Ситуация, в данном случае, выступает не как реальность, а как динамическая схема (модель) в сознании субъекта.

Целью для спортсмена является преобразование исходной «ситуации» в желаемую. Однако относительно игровых видов спорта, где ежесекундно меняются условия, а вместе с тем задачи и сама игровая ситуация, остается вопросом, где начинается и заканчивается последняя. Точнее сказать, сколько задач должно быть в одной ситуации, какого они должны быть масштаба и каким образом происходит восприятие условий для обозначения игровой ситуации. На данном этапе эти вопросы остаются открытыми, оставляя почву для размышлений специалистам в области физической культуры, спорта и тренерам.

Спортсмен стремится изменить исходную ситуацию в желаемую, т.е. в конечную цель либо в ситуацию, способствующую эффективному, благоприятному, безопасному продолжению действий спортсмена. Отсюда следует, что и другие спортсмены стремятся к тому же. Однако в силу того, что умственные процессы восприятия окружающей реальности у всех различны, может произойти рассогласованность действий партнеров по команде и неправильное представление о действиях противоборствующих игроков.

В виду того, что реальность никогда не стоит на месте, а постоянно меняется, находится в движении, формирование ситуаций и выполнение действий спортсменом осуществляется при помощи экстраполяции. Субъект должен стремиться к уменьшению различия между программируемой, желаемой, конечной ситуацией и реальностью, в которой он окажется. Чем меньше будет это различие, тем меньше придется затрачивать умственных и физических сил по устранению этого несоответствия. Тренер также должен понимать, что, как и почему выполняет спортсмен. А для этого представить себе его ситуацию и всю ее динамику. При этом он должен не только представить себе все «глазами и сознанием спортсмена», что сделать непросто, но и оценивать ее с позиций спортсмена.

Одной из важнейших составляющих адекватного, целесообразного оценивания, понимания, взаимодействия и противодействия между спортсменами, тренерами, судьями, зрителями будет являться стремление к формированию максимально схожих «ситуаций» — их типизации.

Представленные результаты позволяют проанализировать деятельность спортсменов с новой

точки зрения, рассмотреть проблему восприятия и принятия решения спортсменами с позиции ситуационного подхода.

Библиографический список

1. Козин, В. В. Характеристика технико-тактической деятельности нападающих баскетболистов 15 — 17 лет в условиях противодействий защитников / В. В. Козин // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2010. — № 2. — С. 35-41.

2. Суворов, В. В. Моделирование упражнений на основе типологической структуры двигательных циклов футболистов в матче / В. В. Суворов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1. - С. 86-89.

3. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 3. - С. 53-55.

4. Коренберг, В. Б. Основы спортивной кинезиологии : учеб. пособие / В. Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.

5. Терехов, В. А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задачи (эвристика) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Терехов. - М., 1967. - 18 с.

6. Турецкий, Б. В. Особенности принятия решений в ситуациях рефлексивного управления при единоборстве фехтовальщиков / Б. В. Турецкий // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 11. - С. 13-16.

7. Коренберг, В. Б. К теории спортивной двигательной активности / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 7-11.

8. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. -2014. - № 1 (125). - С. 167-172.

9. Сираковская, Я. В. Игровой метод как средство сопряжения технико-тактической и психологической подготовки в спортивном ориентировании / Я. В. Сираковская, О. В. Ильичева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 20. -№ 3. - С. 110-113.

10. Юсупова, Н. И. Поиск траекторий движения многозвенного манипулятора в сложном трехмерном пространстве / Н. И. Юсупова // Вестник Уфимского гос. авиац. техн. ун-та. -2007. - Т. 9. - № 2. - С. 71-75.

11. Бальсевич, В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 57-62.

КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея.

ЗЫКОВ Александр Викторович, аспирант кафедры теории и методики футбола и хоккея. Адрес для переписки: cousi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2015 г. © В. В. Козин, А. В. Зыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.