Цветкова Наталья Александровна, Мужикбаев Леонид Андреевич
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАТАРА В 2000-Е ГГ. КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Данная статья посвящена спортивной дипломатии как особому феномену международных отношений. На примере политики Катара в сфере спорта в 2000-е гг. авторы анализируют возможности спортивной дипломатии и приходят к выводу, что спорт может быть использован не только в качестве одного из инструментов создания положительного образа государства, но и позволяет реализовывать долгосрочные стратегические интересы по модернизации страны и в сфере национальной безопасности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-2/48.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 188-190. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
ROLE AND MEANING OF MYTHS IN THE TREATISE BY ERNST CASSIRER "THE MYTH OF THE STATE"
Ushakova Viktoriya Valer'evna
Nizhnevartovsk State University ushakova2692@mail. ru
The article is devoted to the analysis of the conception of myths in the treatise by Ernst Cassirer "The Myth of the State". The philosopher's ideas about the role of myths in the functioning and development of the state, about dangers threatening cultures, and about the meaning of rationalism in the struggle against irrational mythical views create a conception of "political mythology", which remains topical at present. The paper analyzes the fragments of the written in English treatise "The Myth of the State" that are for the first time translated into Russian.
Key words and phrases: myth; mythology; thinking; culture; politics; state; society.
УДК 327.82
Исторические науки и археология
Данная статья посвящена спортивной дипломатии как особому феномену международных отношений. На примере политики Катара в сфере спорта в 2000-е гг. авторы анализируют возможности спортивной дипломатии и приходят к выводу, что спорт может быть использован не только в качестве одного из инструментов создания положительного образа государства, но и позволяет реализовывать долгосрочные стратегические интересы по модернизации страны и в сфере национальной безопасности.
Ключевые слова и фразы: спортивная дипломатия; «мягкая сила»; публичная дипломатия; Ближний Восток; Катар; имидж государства; внешняя политика; дипломатия.
Цветкова Наталья Александровна, д.и.н., доцент Мужикбаев Леонид Андреевич
Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]; [email protected]
СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАТАРА В 2000-Е ГГ. КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Активизировавшийся в середине прошлого века процесс распада колониальных империй привёл к появлению на карте мира большого числа новых государств. Далеко не сразу новые независимые страны смогли найти своё место в системе международных отношений. Некоторые государства продолжали поддерживать активные связи с бывшей метрополией и развиваться в русле её политики. Другие страны, обнаружившие большие природные ресурсы, сумели осуществить модернизацию страны. Постепенно осваиваясь на международной арене, новые государства начали активно использовать особые инструменты внешней политики. Не осталась вне фокуса их внимания и спортивная дипломатия, которая стала использоваться для продвижения положительного имиджа, а также для решения политических задач.
С тех пор как в декабре 2010 г. Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) обнародовала результаты голосования, подтверждавшие, что Чемпионат мира по футболу 2022 г. пройдёт в Катаре, внимание к этому ближневосточному государству не утихает. Причиной такого внимания является невероятно активная политика Катара в сфере спорта. В начале 2015 г. новый стадион «Аль-Аттийя», который представляет собой уникальный модульный комплекс с возможностью быстрого преобразования в ледовую арену, принял Чемпионат мира по гандболу. В течение 2015 г. в Катаре прошли чемпионат мира по гандболу, а также крупные соревнования по боксу и плаванию. В 2019 г. в Доху стартует XVII Чемпионат мира по легкой атлетике. В борьбе за проведение крупнейшего турнира «королевы спорта» Катару удалось обойти заявки американского Юджина и Барселоны. Даже такой, казалось бы, экзотический спорт, как скачки, оказался в фокусе внимания катарцев, инвестировавших 5 миллионов долларов в спонсорское соглашение с парижским турниром «Приз Триумфальной арки» [1]. Более того, Катар направил средства в футбольные «гранды», такие как французский «Пари Сен-Жермен» (ПСЖ) и «Барселона», провел 47 международных состязаний и выкупил права.
Какие цели преследует Катар, активно используя спорт как инструмент внешней политики? Почему именно спорт привлекает внимание руководства страны? Как осуществляется руководство и планирование спортивными проектами Катара? В чем специфика феномена катарской спортивной дипломатии? История, геополитика и внутреннее развитие Катара могут дать ответы на поставленные вопросы. Эмират Катар, получивший независимость от Великобритании в 1971 г., за последние сорок с небольшим лет стал процветающим государством со средним доходом на душу населения около 90 тысяч долларов США. Мощный экономический рывок Катара основан на торговле углеводородами. Небольшой эмират - третья
ISSN 1997-292X
№ 6 (68) 2016, часть 2
189
в мире страна по запасам природного газа (более 900 трлн кубометров) и шестая - по объемам экспорта. Интенсивно наращивая добычу в 2000-е гг., эмират сделал ставку на сжиженный природный газ (СПГ), который танкерами доставлялся в любую точку планеты. Только за 2011 г. объем производства СПГ достиг 77 млн тонн, а общий доход от экспорта газа превысил показатель 2010 г. на 50%. Катар также планирует расширить свой и без того крупнейший в мире флот по перевозке сжиженного газа (54 судна), пополнив его самыми большими в мире супертанкерами класса Q-max [2].
Важной социальной особенностью Катара является тот факт, что из почти двухмиллионного населения страны всей полнотой прав обладает только около 300 тысяч человек, являющихся гражданами страны, остальные же - это гастарбайтеры из Индии, Пакистана, Непала и соседних государств. Вооруженные силы Катара - одни из самых малочисленных в регионе - всего 11 800 военнослужащих [12]. Этот факт повлиял на стратегию поведения государства на внешнеполитической арене. Вместо развития вооруженных сил Катар избрал политику мягкой силы для решения политических задач.
Находясь в непосредственной близости от главной военной и экономической силы региона - Саудовской Аравии и не слишком далеко от конкурирующего в плане поставок газа шиитского Ирана - ещё одного государства, претендующего на роль регионального лидера, и не обладая должной военной мощью, Катар взял курс на лавирование и развитие «мягкой силы». Мощными инструментами политики мягкой силы Катара стали телеканал «Аль-Джазира», система образования и спорт. Как пишет авторитетный аналитик в области спорта Джеймс Дорси, «"мягкая сила" - ключевой элемент катарской стратегии безопасности, появившийся от осознания того, что у страны никогда не будет военной мощи, чтобы защитить себя, вне зависимости от того, сколько вооружения она закупит или сколько иностранцев привлечет в свои вооруженные силы» [6]. «Мягкая сила» должна помочь Катару завоевать доверие мирового сообщества, что может стать важным элементом в случае военного конфликта: «Катар опасается возможного повторения судьбы Кувейта, аннексированного в ходе войны в Персидском заливе 1991 г., и потому использует спорт как геополитический инструмент» [10].
Спортивная дипломатия, активно развиваемая Катаром с начала 2000-х гг., стала продолжением политики лавирования. Аналогично лавированию между Западом и арабским миром, Катар проводит у себя соревнования как континентального или регионального уровня по традиционным видам спорта, так и западные состязания. Нейтральный характер спорта и опыт лавирования неразрывно связаны с ещё одной ролью Катара - посредника при разрешении конфликтов. Катару удается быть медиатором как при подписании соглашения между «Хамас» и «Фатх» (в феврале 2012 г.), так и в организации соревнования по настольному теннису с участием команд КНДР, Южной Кореи, Индии и Пакистана, утверждая свой образ миротворца. Реализуя политику лавирования, Катар оказался наиболее успешен именно как посредник. Основанный и проводящийся на территории эмирата форум Doha GOALS (Gathering of All Leaders in Sports - Собрать всех лидеров в спорте) стал важным форумом, который собирает ведущих акторов современной спортивной дипломатии - функционеров, бизнесменов, медиа и инвесторов - на одной площадке, предоставляя международную арену для усиления роли спорта в сближении культур [5].
Для реализации спортивной дипломатии как инструмента формирования имиджа державы-миротворца в 2005 г. был создан ключевой актор катарской спортивной дипломатии - Инвестиционное Агентство Катара (Qatar Investment Authority, QIA) [7]. Агентство создало отдел по инвестициям в спорт (Qatar Sports Investments), который занимается скупкой спортивных проектов в разных странах, прибыльных с имиджевой точки зрения. По словам эмира, «в условиях нынешнего кризиса многие страны предпочитают хранить деньги у себя, а не вкладывать их в зарубежные предприятия. Для нас же это уникальная возможность, подобных которой в следующие 20 лет не предвидится» [2].
В 2011 г. Отдел приобрел французский футбольный клуб «Пари Сен-Жермен», инвестировав средства в покупку игроков мирового уровня, таких как Златан Ибрагимович, и разместив на футболках логотип ка-тарского Министерства туризма. Подобная политика продемонстрировала мировому сообществу один из мотивов инвестиции - привлечение туристов в Катар [8; 11]. Ведущий европейский клуб, имеющий множество трофеев, - это отличная «витрина» для продвижения бренда страны. Катарский «островок» в центре Парижа, напичканный «звёздами» и с Эйфелевой башней на эмблеме, - отличный повод заговорить о Катаре не только как о сырьевой державе.
Следующей громкой сделкой в сфере футбола стало спонсорское соглашение, подписанное в 2011 г. между испанской «Барселоной» и Катарским фондом образования, науки и общественного развития (Qatar Foundation). «Барселона» впервые в истории разместила на своих футболках логотип спонсора из Катара [4]. Теперь же футболки с рекламой Катара продаются по всему миру миллионными тиражами.
Агрессивные инвестиции в спортивные проекты за рубежом привели к изменению имиджа страны. Министр спорта Катара Салах бин Ганем аль-Али однажды публично отметил, что в студенческие годы в Америке у него спрашивали: «А где находится Катар?». «Сейчас люди спрашивают: "Может, хотите инвестировать в наш спорт, в нашу команду?"» [1].
Ещё одна важная отрасль катарских спортивных инвестиций - это сфера масс-медиа. Канал «Аль-Джазира Спорт» включает десятки телеканалов, транслирующих огромное количество спортивных состязаний с целью, прежде всего, познакомить с ними арабский мир и Африку. Экспансия катарского канала продолжилась, и в июне 2012 г. «Аль-Джазира Спорт» купил два французских канала BeIN Sport 1 и BeIN Sport 2. Созданный холдинг выкупил большое количество рейтинговых трансляций, среди которых трансляции Испанской футбольной Примеры, Лиги 1 Франции, Лиги Чемпионов УЕФА и Лиги Европы УЕФА. Несмотря
на крупные суммы инвестиций в покупку прав на трансляции, цены на абонементную подписку канала не выше средних, что оправданно в долгосрочном периоде.
Однако следует обратить внимание на одну особенность катарской политики в сфере спорта. Принятие решений в сфере спортивной дипломатии принадлежит узкому кругу лиц, приближенных к правящему клану и не имеющих специальных знаний в сфере спорта. Однако все они представляют собой продукт «политики лавирования»: большая часть высокопоставленных катарских чиновников получили образование на Западе и являются носителями арабских ценностей. Наличие женщин в составе управленцев спортивной политики Катара - это еще один имиджевый ход, выделяющий данную страну в лице мирового сообщества среди других стран залива, традиционно ассоциирующихся с законами шариата.
Амбициозные проекты Катара в сфере спорта невозможно оценить однозначно. Возможно, дорогостоящие инвестиции в спортивный сектор окупятся и помогут диверсифицировать сырьевую экономику, и Катар станет Меккой спортивного туризма. Но для реализации политики «мягкой силы» необходимы не только миллионные инвестиции, но и реальные изменения в обществе. Однако Катар столкнулся с целым рядом обвинений со стороны правозащитных и экологических организаций. Авторитетная международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала отчёт о проблеме нарушения прав человека в обществе, а также рабочих, возводящих объекты к Чемпионату мира по футболу 2022 г. [9].
Подводя итог, следует сказать, что феномену катарской спортивной дипломатии невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, пример небольшого государства показателен с точки зрения грамотного планирования и реализации целей спортивной дипломатии. С другой стороны, такие амбициозные проекты могут стать отражением последствий глобализации, которая позволяет «небольшим богатым странам с периферии претендовать на мировое влияние» [3]. Окажется ли спорт мостом между Катаром и остальным миром или так и останется дорогостоящей игрушкой в руках шейхов - покажет время.
Список литературы
1. «Катар хочет иметь свой клуб в АПЛ». Как богатые шейхи покоряют мировой спорт [Электронный ресурс]. URL: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/voronin/717145.html (дата обращения: 06.12.2015).
2. Мирзаян Г. Катару придётся протрезветь [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2012/17/kataru-pridetsya-protrezvet/ (дата обращения: 06.12.2015).
3. Boniface P., Verschuuren P., Billion D., Aby R. Le « sport power »: le sport au service de la reconnaissance internationale du Qatar [Электронный ресурс]. URL: http://www.lesclesdumoyenorient.fr/La-diplomatie-du-sport-au-Qatar.html (дата обращения: 06.12.2015).
4. Conn D. How Qatar Became a Football Force: from Barcelona to PSG and World Cup [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/football/2013/nov/18/qatar-barcelona-psg-world-cup-2022 (дата обращения: 06.12.2015).
5. Doha GOALS: Vision [Электронный ресурс]. URL: http://www.dohagoals.com/en/goal/vision (дата обращения: 06.12.2015).
6. Dorsey J. Qatar's Sports-Focused Public Diplomacy Backfires [Электронный ресурс]. URL: http://mideastsoccer.blogspot. com/2014/02/qatars-sports-focused-public-diplomacy.html (дата обращения: 06.12.2015).
7. Qatar Investment Agency: About [Электронный ресурс]. URL: http://www.qia.qa/AboutUs/Pages/default.aspx (дата обращения: 06.12.2015).
8. Qatar National Development Strategy 2011-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.net/2379478-Qatar-national-development-strategy-2011-2016.html (дата обращения: 06.12.2015).
9. Qatar: Promising Little, Delivering Less - Qatar and Migrant Labour Abuse Ahead of the 2022 Football World Cup
[Электронный ресурс]. URL: https://www.amnesty.org/en/documents/mde22/1570/2015/en/ (дата обращения: 06.12.2015).
10. Reiche D. Investing in Sporting Success as a Domestic and Foreign Policy Tool: the Case of Qatar [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/9740060/Investing_in_sporting_success_as_a_domestic_and_foreign_policy_tool_the_case_ of_Qatar (дата обращения: 06.12.2015).
11. Sports Sector Strategy (2011-2016). Qatar [Электронный ресурс]. URL: http://www.aspire.qa/Document/Sports_sector_ strategy_final-English.pdf (дата обращения: 06.12.2015).
12. The SIPRI Military Expenditure Database [Электронный ресурс]. URL: http://www.sipri.org/research/armaments/milex/ milex_database (дата обращения: 06.12.2015).
SPORTS DIPLOMACY OF QATAR IN THE 2000S AS A TOOL OF FOREIGN POLICY
Tsvetkova Natal'ya Aleksandrovna, Doctor in History, Associate Professor Muzhikbaev Leonid Andreevich
Saint Petersburg University n.tsvetkova@spbu. ru; leonid_muzhikbaev@mail. ru
This article is devoted to sports diplomacy as a special phenomenon in international relations. By the example of Qatar policy in the field of sports in the 2000s the authors analyze the possibilities of sports diplomacy and come to the conclusion that sport can be used not only as one of the tools of the creation of the positive image of the state, but also allows implementing long term strategic interests related to the modernization of the country and national security.
Key words and phrases: sports diplomacy; "soft power"; public diplomacy; Near East; Qatar; image of state; foreign policy; diplomacy.