Научная статья на тему 'Спорт как социокультурный феномен'

Спорт как социокультурный феномен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1467
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ КАК ПРОВОДНИК КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ФУНКЦИИ СПОРТА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Михайлова Татьяна Александровна

В данной статье сквозь призму культурологических теорий был рассмотрен спорт как социокультурный феномен, являющийся связующим звеном между этносами, цивилизациями, и ориентированный на удовлетворение духовных и материальных потребностей социума, являющийся показателем эволюции культуры общества. Особое внимание автор статьи уделяет вопросу влияния спорта на поведение, поступки и сознание людей. В статье активно используется творческое наследие отечественных и зарубежных социологов и философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спорт как социокультурный феномен»

УДК 303.42:796.071.2

Михайлова Татьяна Александровна

магистр социологии, соискатель кафедры социологии Кубанского государственного университета tatyanastydent@yandex.ru

Tat’yana A. Mihailova

Master of sociology, applicant at department of sociology. Kuban State University tatyanastydent@yandex.ru

Спорт как Sport as

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН A CULTURAL PHENOMENON

Аннотация. В данной статье сквозь призму культурологических теорий был рассмотрен спорт как социокультурный феномен, являющийся связующим звеном между этносами, цивилизациями, и ориентированный на удовлетворение духовных и материальных потребностей социума, являющийся показателем эволюции культуры общества. Особое внимание автор статьи уделяет вопросу влияния спорта на поведение, поступки и сознание людей. В статье активно используется творческое наследие отечественных и зарубежных социологов и философов.

Ключевые слова: спорт как проводник культуры общества, культурологические теории, значимые для общества функции спорта.

Annotation. In this article through a prism of culturological theories sport as the sociocultural phenomenon which is a link between ethnoses, civilizations, and focused on satisfaction of spiritual and material needs of society, being an indicator of evolution of culture of society was considered. The author of article pays special attention to a question of influence of sport on behavior, acts and consciousness of people. In article the creative heritage of domestic and foreign sociologists and philosophers is actively used.

Keywords: sport as a conductor of culture in a society, cultural theories, significant social functions of sport.

Спорт на протяжении многих веков был показателем эволюции культуры общества, личности, социокультурных процессов, удовлетворяя духовные и материальные потребности социума. Как социокультурное явление, спорт давно и прочно вошел в жизнь мирового сообщества, удерживая ведущие позиции в нем. Благодаря спорту миллионы незнакомых людей со всего мира съезжаются на соревнования, чтобы «побороться» и выявить сильнейшего на площадке, стадионе, корте и т.д., а не в настоящем кровопролитном бою. К тому же, спорт выступает связующим звеном многих народов, наций, групп, показателем их социо-экономического и культурного уклада жизни, открывает возможности идентификации, устраняет пусть на какое-то время войны, агрессию, показывая и доказывая, что все равны в игре, состязании, у всех есть одинаковые возможности на успех, победив свой страх и соперника. Как сами спортсмены, так и болельщики получают колоссальное удовольствие от спортивных зрелищ. Ко всему прочему, люди, занимающиеся спортом, выглядят здоровыми и бодрыми, на них приятно смотреть, они «зажигают» других своим энтузиазмом.

Ученые различных областей знаний: культурологии, психологии, социологии и др. в своих теориях показывают, какое огромное влияние оказывает культура на личность и общество. Поскольку спорт является проявлением культуры, нам бы хотелось рассмотреть его «сквозь» призму ряда теорий и показать, какое социокультурное влияние он оказывает на людей. Так, теория

социокультурной динамики П.А. Сорокина, теория 3. Фрейда, демонстрирующая связь культуры и бессознательного начала человека, анализ культуры как совокупности знаковых систем К. Леви-Стросса, «игровая культура» Й. Хейзинги отчетливо показывают неразрывную связь культуры и спорта.

В работе «Социокультурная динамика» П.А. Сорокин на основе проведенного социокультурного анализа выделил в европейской культуре (с 580 г. до ню. по 1920-е гг.) 3 социокультурных суперсистемы: чувственную, умозрительную и идеалистическую [3, с. 372-392].

Хотелось бы отметить, что суперсистемы Сорокина П.А., со своим особенным стилем культуры, закреплены не только в формах морали, искусства, религии, научного знания, экономических и политических отношениях, специфических типах личности и др., но так же очень своеобразно и отчетливо они проявляются в спорте. На разных исторических этапах отношение общества к спорту как к социальному феномену было неоднозначным, так как культура являлась одной из ключевых систем, влиявших на мировоззрение, деятельность и т.д. общества. Согласно теории социокультурных систем Сорокина П.А., в конкретный исторический период развития общества доминирует тот или иной тип культуры. Но, на наш взгляд, интересно то, как со сменой одного типа культуры в другой культурный тип меняются приоритеты и ценности в спорте. Спорт выступал и выступает одним из каналов выра-

43

жения культурных достижений людей. Если преобладают материальные (блага, слава, престиж демонстрации своего превосходства над другими и т.д.), тогда будет доминировать чувственный тип культуры, если духовные (совершенствование физические данных, формирование личностных качеств, самосовершенствованию), то, скорее всего в данных период развития будет доминировать идеациональный (умозрительный) тип культуры.

Зигмунд Фрейд в своей работе «Культура как совокупность знаковых систем» в типологии культуры использовал особенности психики человека. Зигмунд Фрейд считал культуру «проекцией индивидуальной психики на общественный экран», объяснял развитие общества с помощью взаимодействия Я, Сверх-Я и Оно [4, с. 95]. Культура не может полностью одолеть «Оно», поскольку в нем находится психическая энергия человека, но благодаря разуму и культуре человек способен подстраивать «Оно» себе, своим целям, стремлениям, задачам. Согласно Зигмунду Фрейду свои цели культура реализует при помощи сублимации. Сублимация имеет место быть, когда примитивные влечения «Оно» обретают форму интереса к творчеству, познанию, науке, спорту и т.д. В этом случае, согласно Фрейду, культура стоит над человеком и выражает общественные интересы и нормы [4, с. 95].

Другими словами, разумный человек отходит от своих примитивных желаний, реализует свою сексуально-биологическую энергию в различных видах деятельности, в том числе и спорте, тем самым разделяя ценности и культуру общества. Занимая одно из значимых мест в жизни человека, спорт выступает одним из факторов его нравственного развития и формирования личности человека. Спорт, являясь выражением культуры, сублимирует энергию человека на созидательную, общественно-полезную деятельность, например, отстаивать честь свой Родины в турнирах, соревнованиях, при этом человек реализовывает себя и в другой деятельности. Так же спорт вырабатывает в человеке волю, воспитывает моральные, эстетические, интеллектуальные чувства и качества спортсмена, повышает самооценку, позитивный настрой, развивает физические качества. Благодаря спорту, человек одобряет или не одобряет, принимает или нет ценности, элементы культуры, это отчетливо проявляется во взаимоотношениях с людьми, в отношении человека к жизни, работе и т.д. Спорт является неким каналом, помогающим культуре проникнуть в бессознательное человека и закрепиться там, выполняя роль внутреннего контролера, который доминирует над душевной жизнью человека и благодаря чему человек живет как культурное существо, неподвластное внутренним желаниям.

Учение Клода Леви-Стросса основывается на том, что культуротворческая деятельность человека происходит в различных духовных формах и состоит из общечеловеческих универсалий, законов деятельности интеллекта. Этими всеобщими формами являются некие структуры. Под структурой понимается совокупность отношений, которые

остаются стабильными на протяжении длительного исторического периода в различных уголках мира [2, с. 44-46]. На основании данной теории под спортом мы будет понимать некую духовную форму (структуру), реализующую культурную деятельность человека, состоящую из законов, схем и т.д., и, по утверждению К. Леви-Стросса, «переведенных на язык сообщений». Это может проявляться в качестве работы спортсмена над собой, как он вкладывается в этот процесс, т.е. насколько правильно и должным образом он готовит духовно и физически свое тело, как строит отношения внутри команды и т.д. Термины, используемые внутри спортивной группы, будут понятны только людям, имеющим непосредственное отношение к спорту. Спорт, выступая духовной формой (структурой), бессознательно направляет, регулирует культуротворческую деятельность человека, проявляющуюся в правильности его решений и выбора.

Представителем теории «Игровой культуры» является культуролог Й. Хейзинга. По словам автора, «культура не происходила из игры, она развивалась в игре, т.е. развитие культуры происходило в процессе игры». В основании культур лежит игровое начало [2, с. 46-47]. В своей деятельности, направленной на обновление и изменение окружающего мира, человек «проигрывает» этот деятельный процесс в собственном воображении. По мнению ученого, элементы игры присутствуют во всех сферах материальной культуры и определяют содержание ее формы [1]. Являясь формой культуры, спорт выступает как зрелищное игровое «представление», где спортсмены, соревнуюсь физически, морально, духовно - «играют» между собой, доставляя и себе и зрителям колоссальное удовольствие. Игровая непредсказуемость - это та зрелищность спорта, которую так ждут болельщики, фанаты.

Спорт дает нам возможность как бы побывать в тех жизненных ситуациях, в которых присутствует и дружба, и жесткое соперничество. Но только происходит это не в настоящей, а в спортивной, игровой обстановке. У каждого игрока (спортсмена), тренера, судей и т.д. распределены роли, заранее (на тренировках) «проигрываются» всевозможные комбинации, движения, ситуации. Но никто до конца состязаний не будет знать итога - результата. Немаловажную роль в этом «представлении» выполняют идеалы социальной жизни, духовнозначимые ценности, определяющие действия и поведение социума и личности. Подводя итог, можно отметить, что во всех вышеперечисленных теориях отчетливо видна неразрывная связь культуры и спорта. Как показал проведенный нами междисциплинарный анализ, спорт выступает полноценным социокультурным феноменом, удовлетворяя духовные или материальные потребности общества. Являясь выражением культуры, спорт может быть представлен как сублимация, форма, игра и т.д., выполняя при этом значимые для общества функции:

1. В теории социокультурной динамики П.А. Сорокина спорт выступает показателем социокультурных, экономических, политических изменений в развитии общества, на протяжении многих тысячелетий.

44

2. Согласно учению 3. Фрейда, спорт, являясь выражением культуры и одной из форм сублимации, помогает человеку (спортсмену) использовать сексуально-биологическую энергию не по прямому назначению, а направить ее на созидательную, общественно-полезную деятельность.

3. В теории К. Леви-Стросса спорт представлен в виде некой структуры (формы) культуры, бессознательно направляющей человека (спортсмена) на реализацию культурной деятельности. Здесь спорт выполняет межличностную, интегрирующую социальную функцию, способствуя укреплению национальных связей.

4. Й. Хейзинга рассматривает спорт как зрелищное игровое «представление», где спортс-

Литература:

1. Основные концепции культурологии. Электронная онлайн библиотека. URL : http://bana-uka.ru/5733.html

2. Радугин АЛ. Культурология. Библиотека Гумер. URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad /02.php

3. Сорокин ПА. Социокультурная динамика и эволюционизм. Американская социологическая мысль. М. : Международный университет Бизнеса и Управления, 1996. С.372-392.

4. Фрейд 3. Будущее од ной иллюзии. Сумерки богов; под ред. А.А. Яковлева; пер. с англ. В.В. Бибихина. М. : Политиздат, 1990. 398 с.

мены, соревнуюсь физически, морально, духовно - «играют» между собой, доставляя и себе и зрителям колоссальное удовольствие. Здесь спорт выполняет соревновательную и зрелищную функции.

На основе рассмотренных нами теорий можно сделать вывод, что спорт является полноценным составляющим культуры, выполняя различные социальные функции, он удовлетворяет потребности общества, при этом выступая одним из «рычагов» нравственного воспитания и формирования личности. Спорт - это показатель культуры, ее уровня развития, ценностных ориентаций, господствующих в обществе, моральных и нравственных принципов людей.

Literature:

1. Basic concepts of culturology. Online library. URL: http://banauka.ru/5733.html

2. Radugin A.A. Culturology. Gumer Library. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rad/0 2php

3. Sorokin P.A. Socio-cultural dynamics and evolutionism. American sociological thought. M. : International University of Business and Management, 1996. P. 372-392.

4. Freud Z. Future of an illusion. Twilight of the gods; ed. A.A. Yakovlev; transl. from English V.V. Bibikhin. M. : Politizdat, 1990. 398 p.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.