И.В. Бабанов
СПОРТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМЫ
В данной статье рассмотрен феномен спортивной социализации. Автор, опираясь на теорию социального конструирования реальности, описывает вхождение спортсмена в новое социальное пространство, освоение им норм и ценностей спортивного зала. Проанализированы основные механизмы спортивной социализации, выделены и описаны главные из них. Разведены понятия первичной и вторичной социализации. На примере конкретного вида спорта, а именно бокса, показан механизм взаимодействия новичка с тренером и спортивным коллективом. В заключение автор предлагает определение и понимание феномена спортивной социализации.
Ключевые слова: спортивная социализация, спорт, бокс, вторичная социализация, социальное пространство.
Процесс социализации позволяет осуществить передачу социального опыта от индивида к индивиду, обеспечивая нормальное функционирование социальных ролей, ценностей, норм, которые обеспечивают возможность существования самого общества.
Социологическая наука разработала целый комплекс теорий, стремящихся объяснить данный феномен, описать его механизмы и стадии. Но феномену спортивной социализации в научной литературе отводится скромное место. Хотя, будучи одним из частных примеров социализации, спортивная социализация и спорт являются моделью человеческих отношений, наиболее приближенной к реальной жизни.
Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия1.
© Бабанов И.В., 2014
Делая попытку описать феномен спортивной социализации, разобраться в ее особенностях и механизмах, мы опираемся на два подхода к пониманию социализации - символический интеракци-онизм Дж. Мида и социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана.
Дж. Мид разработал концепцию, объясняющую восприятие человека человеком. Он предложил теорию «обобщенного другого». «Обобщенный другой» несет некие нормы и ценности социальной группы, взаимодействие с ним приводит к социальному обмену. Согласно Дж. Миду человек, взаимодействуя в группе с другими людьми, как бы «встает на их место» и видит себя со стороны, оценивает себя в соответствии с представлениями «обобщенного дру-гого»2.
Естественным типом поведения, в результате которого человек овладевает системой значений данного общества и осознает себя, является ролевая игра. Игру Дж. Мид разделил на два уровня - «play» и «game», соответствующие двум основным этапам социализации ребенка и развития его самосознания. Первый этап соответствует начальной стадии социализации, когда ребенок взаимодействует с ограниченным кругом людей и повторяет или имитирует действие окружающих («играет в них», «берет роль других людей»). На втором этапе ребенок уже не беспорядочно принимает роли других людей, а делает это по системе, в зависимости от ситуации, «играет по правилам» («game»).
В спорте (за исключением интеллектуальных видов спорта) понимание часто является «телесным». Тренер может сказать «смотри и делай, как я»3, и это является наиболее эффективным методом обучения. Основным механизмом научения в спорте является подражание.
По мере вхождения ребенка в спортивную секцию его отношения с тренерами, со сверстниками, партнерами по команде приходят в определенную систему. Теперь он не беспорядочно принимает роли других, переходит от одной роли к другой, но делает это по системе, по определенным правилам игры. Точность, эффективность действия в своей роли (начинающий спортсмен) предполагает знание других ролей (тренер, другой начинающий спортсмен, опытный спортсмен, спортсмен-разрядник и т. п.) и значение отношений между другими ролями (например, ролевое взаимодействие «тренер-спортсмен») участников игры.
Игра, в понимании Дж. Мида, - это не только механизм овладения социальными отношениями, но и модель социального взаимодействия индивидов в группе.
Перейдем к рассмотрению спортивной социализации сквозь призму социального конструктивизма П. Бергера и Т. Лукмана. Вслед за этими авторами мы склонны определять социализацию как «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть». Первичная социализация позволяет войти индивиду в общество, вторичную же социализацию они определяют как «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества»4.
Первичная социализация является наиболее важной для индивида, и основная структура любой вторичной социализации будет сходна со структурой первичной социализации. П. Бергер и Т. Лу-кман отмечают, что при первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других. Ведь, как говорилось ранее, значимыми другими обычно являются родители или те, кто занимает место родителей. В детском возрасте общество само предоставляет некую совокупность значимых других, которых ребенок вынужден принять. Во вторичной же социализации, во-первых, ее агентами могут выступать большее количество людей, во-вторых, индивид оказывается в ситуации пусть небольшого, но выбора.
Во время первичной социализации ребенок «интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый»5, тогда как во время вторичной социализации перед индивидом открывается ^количество миров (работа, учебный, спортивный коллектив).
Мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернали-зируемые в процессе вторичной социализации. Ведь в процессе первичной социализации конструируется основной, главный мир индивида, на который будет идти опора во вторичной социализации.
Первичная социализация предполагает знакомство с социально предопределенным ходом событий. «В возрасте А ребенок должен изучать X, в возрасте В он должен изучать Y, и так далее. Каждая такая программа в той или иной степени содержит социальное признание биологического роста и дифференциации»6.
П. Бергер и Т. Лукман считают, что первичная социализация завершается, когда «в сознании индивида укоренено понятие обобщенного другого и все, что его сопровождает». С этого момента индивид становится полноправным членом общества. Но на этом
процесс не заканчивается: «Социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается...»7
Этот же факт отмечает А. Ковалева: «...ее (социализации) результат практически никогда не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализаци-онные функции»8.
Л. Апциаури пишет: «Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной. Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. А спортивный фактор в силу своей специфичности как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющейся социализации»9.
Говоря о спортивной сфере, мы говорим о вторичной социализации.
Говоря о механизмах спортивной социализации, выделим несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизмов ее реализации. Главным механизмом спортивной социализации мы считаем подражание. Под ним мы понимаем «произвольное или непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми»10.
В спорте, как и в искусстве, остро стоит проблема соотношения теории и практики. Как можно заставить спортсмена исправить элемент действия, который, по мнению тренера, он недостаточно хорошо выполняет? Телесные практики ставят перед преподаванием определенные задачи, решение которых не представляется нам однозначным. В спорте научение происходит посредством, как выразился П. Бурдье, «молчаливой, практической коммуникации, "от тела к телу"»11. И именно механизм подражания играет здесь главную роль.
Механизм идентификации - это эмоционально-когнитивный процесс освоения норм и ценностей группы, моделей поведения. На основе этого механизма формируются идентификация себя как спортсмена, принадлежность к группе, отождествление себя с ней. Благодаря идентификации мы можем говорить о состоявшемся спортсмене со своими идеалами, целями, установками.
За процесс оценивания, принятия (или непринятия) ценностей, норм, поведенческих сценариев отвечает другой механизм социализации - рефлексия. С ее помощью он может формироваться
и изменяться в результате анализа и осознания той социальной реальности, в которой функционирует. Здесь стоит еще раз подчеркнуть активное начало индивида: его свободу выбора, взаимовлияния его самого и того общества, в котором он функционирует. Эти механизмы наиболее значимы и применимы с точки зрения спортивных практик.
Для понимания процессов социализации в боксе необходимо наблюдение его изнутри. Только соединение теории и практики может дать нам полное представление о таком сложном и малоизученном виде спорта, как бокс, и понять такой сложный процесс, как социализация в спорте.
Новичок, пришедший в спортивный зал впервые, попадает в совершенно новую для него социальную реальность. Будущий спортсмен, являясь представителем своего «социального мира», будучи «незнакомцем», начинает усваивать нормы и правила, по которым взаимодействуют представители спортивной секции, включая персонал, тренеров и спортивный коллектив. Новичок, глядя на остальных спортсменов, приписывает им мотивы действия. Глядя, как действия повторяются, и наблюдая реакцию на эти повторения (коллектива и тренера), новичок типизирует эти действия. В ходе их взаимодействия эти типизации будут проявляться в специфических образцах поведения или в социальных ролях, которые будут выполнять спортсмены по отношению друг к другу.
Это будет происходить даже в том случае, если каждый будет придерживаться своей, отличной от других, роли. У новичка появляется возможность принятия роли другого в той или иной ситуации. По мере реакции значимых других (в нашем случае спортсмена или тренера) он будет судить, насколько корректна и насколько подходит каждая роль к той или иной ситуации. Взаимодействия становятся предсказуемыми, действия ожидаемыми. На определенный «знак», «сигнал» будет дан адекватный ответ, который предполагает понимание между коммуникаторами.
С этого момента совместная деятельность определяется само собой разумеющимся набором рутинных действий. Повседневная жизнь в пространстве спортивного зала становится все более тривиальной. Новичок интегрируется в него и становится полноправным членом данного общества.
Мы рассматриваем бокс как молодежную субкультуру и настаиваем, что современный мир боксерских практик можно рассматривать именно как отдельный, саморегулирующийся, довольно замкнутый мир молодежной субкультуры, попасть в который и закрепиться в котором непросто.
Боксерский зал - относительно закрытое социальное пространство, в нем существует свой особенный фольклор в виде боксерских анекдотов, баек, рассказов. Это же в своей статье отмечает Л. Вакан: «.значение этих повторяющихся разговоров не стоит недооценивать, так как они представляют собой часть процесса социализации, они исподволь обучают боксеров "правилам игры", прививают ученикам ценности и оценочные категории бойцовского мира»12. Вторичная социализация требует приобретения специфически ролевого словаря, необходимого для коммуникации внутри группы. Чем словарь обширнее, тем более осложняется процесс социализации, но, овладев этим лингвистическим инструментом, спортсмен становится «своим», его коммуникация внутри группы заметно упрощается.
Боксеры подчиняют себя тренировкам, спортивный режим просачивается в их личную жизнь, спортивное питание, пробежки, сборы и соревнования, постоянные ограничения и монотонность тренировочного процесса делают из них спортсменов. Тело, служащее одновременно инструментом и целью, регулярно подвергается тяжелой, утомительной работе.
Тренировку можно сравнить с работой, а спортсменов с фабрикантами, которые работают над своим телом, навыками и умениями, чтобы соревнования по сравнению с повседневной рутиной тренировок показались им легкой разминкой13.
Но эта тяжелая работа окупается атмосферой, которая царит в спортзале, с мужской дружбой, принадлежностью к группе, небольшой гильдии, славившейся своей силой и смелостью, выражающейся на тренировках во взглядах, улыбках, разговорах, дружеских советах. Но если спортсмен попал в это пространство, ощутил эту атмосферу, то вряд ли откажется от бокса.
Вторичная социализация в спорте - довольно сложный и неоднозначный процесс. Сложность интеграции в отдельно взятую общность (замкнутую систему) связана с объемом знания, который индивид должен получить, умениями, которым должен научиться, тем объемом ценностей и норм, которые должен интернализиро-вать, чтобы нормально функционировать в данной общности.
Спорт, в частности бокс, - это отдельная социальная сфера, один из «подмиров», вхождение в который связано с преодолением определенных испытаний и трудностей, не только имеющих ценностное или нормативное значение, но связанных с физическими возможностями человека, его волевыми способностями. Это приобретение специфически ролевого знания, когда роли связаны с социальным статусом, который, в свою очередь, непосредственно
связан со спортивной «успешностью» и состоятельностью спортсмена.
Социализация в спорте, на наш взгляд, - это всестороннее и последовательное вхождение индивида в мир спортивных практик путем освоения телесных и ментальных схем.
Примечания
1 Апциаури Л. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. С. 13.
2 Цит. по: Мудрик А. Социализация человека. М., 2004. С. 9-10.
3 Бурдье П. Начала: Пер. с фр. M.: Socio-Logos, 1994. С. 132.
4 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. С. 212-213.
5 Там же. С. 219.
6 Там же. С. 222.
7 Там же. С. 224.
8 Ковалева А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 11. С. 109-111.
9 Апциаури Л. Указ. соч. С. 13.
10 Цит. по: Мудрик А. Указ. соч. С. 34.
11 Там же. С. 133.
12 Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: к социологии кулачного боя // Логос. 2006. № 3. С. 116.
13 Там же. С. 104-140.