И.В. Бабанов
Спортивная социализация как процесс интеграции спортсмена в профессиональное сообщество
В статье рассмотрен процесс спортивной социализации как профессионального становления спортсмена. Автор анализирует основные механизмы спортивной социализации - типизацию, рутинизацию, подражание и их роль в изучаемом процессе, затрагивая такие вопросы, как влияние спортивных субкультур на интеграцию спортсмена в профессиональное сообщество, этические и нравственные проблемы в спорте и роль тренера в их решении. Автор уделяет особое внимание теоретическим основам изучаемого процесса и в заключение, основываясь на проведенном анализе, предлагает определение спортивной социализации.
Ключевые слова: современный спорт, допинг, механизмы спортивной социализации, интеграция, спортивная социализация.
На современном этапе развития общества спорт представляет собой индустрию производства и потребления спортивных практик. Это производство направлено, прежде всего, на удовлетворение социального спроса, потребность в котором возникла с эмансипацией большого спорта, его распространением и превращением его в социокультурный феномен современности.
Спорт стал модой, на него появился спрос, что не могло не повлечь роста предложения, направленного на удовлетворение возникшей потребности. Спорт так глубоко проник во все сферы общества, что каждый человек так или иначе становится потребителем спортивного «товара». Это может быть обсуждение новостей, покупка кроссовок популярного бренда, посещение спортивной секции или фитнес-центра. Все чаще спорт, замаскированный под культуру развлечений, выходит из своих традиционных границ и
© Бабанов И.В., 2016
входит в нашу обычную жизнь, все сильнее втягивая нас в роль активных потребителей спортивного предложения.
Эти процессы закономерно привели к тому, что представление об успешном человеке уже не ограничивается образованием, хорошими манерами, устойчивым социальным положением или финансовым благополучием. Современный житель большого города обязан соответствовать его ритму, везде успевать, а значит быть в хорошей форме, быть подготовлен не только к моральным, но и к физическим нагрузкам. Помимо этого, пропаганда здорового образа жизни политикой государства, фитнес-индустрия, реклама, диктующая нам идеал здорового спортивного тела, культивируют ценности спорта, формируют желание соответствовать современным стандартам и моде.
Огромное количество людей ежедневно приходят в спортивные секции и начинают осваивать различные виды спорта, учиться совершенствовать свое физическое мастерство, сталкиваясь с трудностями адаптации и социализации в новом для них социальном пространстве спортивного зала. Но с развитием технологий и науки происходит усложнение спортивного знания. Бурное развитие спортивного движения, популяризация спорта, появление новых спортивных дисциплин, разработки теоретических основ и сложных тактических построений, углубление и рост спортивного знания, которым должен овладеть человек в процессе его обучения, ставят спортсмена в нелегкое положение. Прибавим сюда сумму взаимоотношений спортсмена с тренером, другими спортсменами, судьями, административным аппаратом, социально-ролевое поведение и определенную спортивную иерархию, и мы обнаружим, что, начав заниматься спортом, индивид сталкивается с рядом проблем, которые носят социальный характер и решение которых представляется нам неоднозначным.
Мы подчеркнем и то, что для нас будет второстепенным понимание спортивной социализации как части глобального процесса социализации личности, т. е. вопроса, как спорт помогает формированию социально компетентной личности, как качества, приобретенные в спортивной деятельности, могут использоваться в деятельности, не имеющей прямого отношения к спорту. Вместо этого мы обратим наше внимание на спортивную социализацию как процесс интеграции спортсмена в новую для него социальную реальность, обозначив основные механизмы и теоретические основания данного процесса. Помимо этого, на основе предпринимаемого нами анализа спортивной социализации как процесса, посредством которого индивид приобретает систему физических и ментальных
диспозиций, на основании которых мы можем называть его спортсменом, автор предложит определение спортивной социализации.
Приходя в спортивную секцию, индивид оказывается погружен в новое социальное пространство со своими правилами, обычаями, распорядком дня. Процесс «встраивания» в систему будет регулироваться некоторыми механизмами, которые направлены на закрепление индивида в группе, превращение его в одного из «своих». Нам необходимо сказать, что мы будем понимать под нормой успешной социализации. Под ней мы будем подразумевать установление высокой степени симметрии между субъективным и объективным миром, то есть интернализацию социальных ролей, принятие норм и правил, отождествление себя как члена сообщества, в котором проходила социализация. И наоборот, «неуспешной» мы будем называть такую спортивную социализацию, где расхождения в субъективной и объективной реальности будут настолько существенны, что будут препятствовать нормальному функционированию в спортивной среде.
Нам представляется очевидным, что социальная реальность в зале будет поддерживаться в процессе ее разделения с другими участниками. Основными же агентами социализации станут спортсмены и тренеры, постоянно контактирующие с новичком. Первым механизмом спортивной социализации, который мы рассмотрим, станет типизация. П. Бергер и Т. Лукман говорят о ти-пизациях как об определенных типах социального взаимодействия, которое происходит между социальными агентами, которое может происходить в привычных рамках повседневной жизни1. Они отмечают, что типизации могут видоизменяться, корректироваться или меняться полностью.
Спортсмен в процессе своего обучения постоянно взаимодействует лицом к лицу с другими участниками тренировки. В результате этого взаимодействия происходит обмен информацией, которая может носить когнитивный или эмоциональный аспект. В результате индивид интерпретирует жесты, эмоции, взаимодействия других участников тренировочного процесса, типизирует и интерпретирует их. По ходу пребывания спортсмена в новой социальной среде он изучит большую часть взаимодействий, типизирует их, что позволит ему нормально функционировать в ней. Полностью социализированный спортсмен (в жизни его не будет существовать, так как спортивная социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается) будет знаком со всеми ти-пизациями и полностью изучит все шаблоны ролевого поведения группы.
Конечно, типизация, как механизм спортивной социализации, не ограничивается совокупностью взаимодействий лицом к лицу с социальными агентами или социально-ролевыми установками каждого участника группы, например, новичок, опытный спортсмен, тренер, судья и т. д. «Чем дальше типизации социального взаимодействия удалены от ситуации лицом-к-лицу, - пишут П. Бергер и Т. Лукман, - тем более они анонимны»2. Рассмотрим примеры анонимных типизаций, которые играют не менее важную роль в успешной спортивной социализации. Мужество и мастерство профессиональных спортсменов, плакаты с которыми часто украшают стены спортивного зала, оказывают глубокое социализирующее воздействие. Их спортивные подвиги вдохновляют работать над собой, а принадлежность к одному виду спорта вызывает чувство гордости и желание доказать свою спортивную состоятельность. Это взаимодействие часто опосредовано различными СМИ, когда начинающий спортсмен может «познакомиться» с жизнью профессионалов посредством интервью или фильмов о них, часто о них можно судить на основании встреч, которые, скорее всего, больше не повторятся (на соревнованиях или открытых тренировках).
Спортивная секция в процессе принятия в свои ряды новичка будет давать ему исчерпывающие знания, связанные с конкретным видом спорта, и поверхностные, неточные или общие о том, с чем напрямую не связана. Помимо теоретических основ, связанных с тактикой, схемами взаимодействия с партнерами, советами по восстановлению организма и подготовки к соревнованиям, новичок познакомится с фольклором или субкультурой спортивной секции, которая будет играть интеграционную роль в спортивной социализации. Такие маркеры субкультуры, как определенный вид или марка одежды, которую спортсмены одевают и в повседневной жизни, небольшие атрибуты в виде брелоков, нашивок спортивных секций, сленг, анекдоты или легенды, клятвы и обряды посвящения в спортсмены, помогают новичкам почувствовать себя в «братстве», они чувствуют единение с членами секции, гордятся своей принадлежностью к клубу.
Без сомнения, спортивная субкультура будет зависеть от конкретного вида спорта, ее сформировавшего, более того, она будет зависеть от такого понятия, как «дисперсия» спорта, под которой П. Бурдье понимал различные способы заниматься одним и тем же видом спорта. «Так, теннис, - пишет Бурдье, - в маленьких муниципальных клубах, когда занимаются в джинсах и кроссовках "Адидас" на жестком покрытии, имеет очень мало общего с теннисом в белом костюме и плиссированной юбочке, что было
правилом двадцать лет назад и что воспроизводится в клубах для избранных»3.
Вторым механизмом спортивной социализации будет рутини-зация. Под рутинизацией, как механизмом спортивной социализации, мы будем понимать особое отношение к повседневным ритуалам, которые становятся привычными спортсмену и не требуют дополнительных разъяснений или мотивирующих действий к их выполнению. Другими словами, происходит переход от формулы «Мы делаем это снова» к «Так это делается».
Таким образом, рассматриваемый нами мир приобретает устойчивость и ясность в сознании спортсмена. Он не кажется ему, как раньше, чужим и загадочным, спортсмен начинает понимать логику действия, воспринимать этот мир как часть основного мира, где он живет. Постоянно повторяющиеся типизации со временем станут для новичка привычными и знакомыми, не будут больше вызывать вопросов, а будут выполняться при помощи лингвистической объективации со стороны тренера или партнера. Добавим сюда мелкие ритуалы, которые новичок будет выполнять на «автопилоте» просто потому, что так делают все, так принято или это закономерная часть тренировки. Например, рукопожатие с тренером и партнерами, запись в журнал, десятиминутная разминка в начале, помощь тренеру, разговор с партнером, игровая часть тренировки, десятиминутный бег или силовые упражнения в конце и т. п. Со временем, благодаря повторениям, новичок будет знать все нюансы процесса, начиная от того, где взять ключ от раздевалки, если ты опоздал, до правил общения с судьями на соревнованиях. Усвоение ритуалов и норм поведения будет являться маркером успешной спортивной социализации.
Отметим, что само понятие правил играет в спортивной социализации очень важную роль. Это комплексное понятие включает в себя формальные правила поведения в зале, список которых обычно вывешен на видном месте, неформальные правила, или обычаи, принятые в зале, о которых можно узнать только из поведения старших спортсменов, тренера или заключить из того, что «никто так не делает» или «здесь так не принято» (в основном они сводятся к тому, чего нельзя делать в зале). Помимо этого существуют правила игры в конкретный вид спорта и неформальные правила «рыцарского поведения» фэйер-плей. Со всеми правилами новичку предстоит познакомиться и принять их. Даже формальные правила конкретного вида спорта не такое простое понятие, как может показаться на первый взгляд. Эти правила по своей сути нелогичны и усложняют путь к победе. Как отмечает Гуттман: «Играть
в игру - значит пытаться достичь определенной, заранее известной цели, оставаясь в рамках установленных правил, когда эти правила запрещают использовать более эффективные пути, оставляя предпочтительными менее эффективные (конститутивные правила), и когда такие правила принимаются просто потому, что делают данные действия возможными (игровое отношение)»4. Действительно, интернализация ребенком того факта, что, спрятав мяч в карман и дойдя до лунки, положить его туда гораздо проще, чем посредством ударов клюшкой загнать мяч в лунку, но правила требуют идти по более сложному пути и повсеместное принятие правил не упрощают игру, но делают ее возможной.
Куда более сложным вопросом в процессе спортивной социализации является вопрос соблюдения правил фэйер-плей, которые соблюдать не обязательно, точнее, за несоблюдение их игрок не получает непосредственного наказания во время игры. Здесь стоит упомянуть еще об одном важном механизме спортивной социализации - подражании, под которым мы будем понимать сознательное или бессознательное воспроизведение спортсменом модели поведения или опыта других индивидов, значимых в конкретном социальном пространстве. Этот механизм играет важнейшую роль в передаче социального опыта и обучении «быть спортсменом». Если негласным правилам зала новичок может научиться только подражая поведению других спортсменов, то обучение правилам фэйер-плей - это комплекс мер, важнейшую роль в котором будет играть тренер. Здесь мы сталкиваемся с проблемой научения, которая особенно остро стоит в спорте. Ведь в спорте, как и в искусстве, возьмем, к примеру, классический танец или балет, очень часто понимание является телесным, тренер только и может сказать «смотри и делай, как я». П. Бурдье касался вопроса соотношения теории и практики не только в спорте, но и в танце, говоря, что «неоднократно замечено, что книги, написанные очень знаменитыми танцорами, не передают почти ничего из того, что составляет "гениальность" их автора»5.
Как в спорте заставить понять кого-то, как делается то или иное упражнение, передать технику выполнения элемента, является основной задачей для каждого тренера. И механизм подражания играет важную роль. Мы выделяем два типа подражания: произвольное - когда спортсмен по просьбе тренера повторяет за ним движения, и непроизвольное - когда спортсмен непроизвольно копирует поведение тренера или партнера. Проблема этического спортивного поведения требует комплексного подхода, тренеры обязаны прививать это на тренировках и следить за выполнением принципов фэйер-плей всеми спортсменами.
Нарушения нормы, приносящие выгоду нарушителям, совершенно неизбежно порождают подражание, если они не влекут за собой возмездие, внушающее страх наказания или компенсации, и при этом ставят в худшее положение тех, кто честно придерживается правил6.
Бескомпромиссность современного спорта, желание победить любой ценой, ориентированность на рекорд оставляют свой след на процессе спортивной социализации. Итог соревнований, каким бы он ни был, является для спортсмена важным маркером, отправной точкой, временем работать над своими ошибками, анализировать и двигаться дальше. Непринятие ничейного результата (посредством дополнительного времени, серии пенальти и т. д.) ведет к тому, что 90% спортсменов будут цитировать знаменитые слова Пьера де Кубертена о победе и участии и уходить с поля проигравшими. А стресс от проигрыша прямо пропорционален тому, как близко спортсмен подошел к возможности стать чемпионом.
Но мы настаиваем на том, что поражение не может быть столь деструктивным и распространенным одновременно. В спортивных неудачах заложен огромный социализирующий потенциал. Спорт, будучи моделью всего общества, где поражение и неудачи являются неотъемлемой его частью, способен подготовить молодежь к трудностям взрослой жизни, дать им бесценный опыт их преодоления и напомнить, что, как и в спорте, в жизни возможны любые исходы - главное не сдаваться, не опускать руки и твердо двигаться к назначенной цели.
В заключение скажем, что все три основных механизмов спортивной социализации - типизация, рутинизация и подражание -тесно связаны друг с другом, изучение их требует комплексного подхода, направленного на установление связей между ними. Данная статья ставила целью обозначить механизмы спортивной социализации, играющие, на наш взгляд, ведущие роли в изучаемом процессе, предложить теоретические основания для дальнейшего изучения спортивной социализации.
Спортивная же социализация, как интеграция спортсмена в профессиональное сообщество, представляется нам последовательным вхождением индивида в пространство спортивных практик путем интернализации телесных и ментальных схем, которое осуществляется при непосредственном участии тренера и спортивного коллектива и опосредовано воздействием спортивной субкультуры.
Примечания
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности М., 1995. C. 56.
2 Там же. C. 57.
3 Бурдье П. Начала / Пер. с франц. Н.А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1994. [Электронный ресурс] URL: http://bourdieu.name/content/programma-dlja-sociologii-sporta (дата обращения: 07.08.2016).
4 Гуттман А. Игра, забавы, состязания, спорт // Логос. 2014. № 3. С. 196.
5 Бурдье П. Указ. соч. С. 208
6 Ленк Х. Этика спорта как культура честной игры: Честное соревнование и структурная дилемма. [Электронный ресурс] URL: http://magazines.russ.ru/ nz/2004/35/lenk21.html (дата обращения: 07.08.2016).