Научная статья на тему 'Методология понятия «Социализация» в философско-социальной науке……………………………………………………. . . '

Методология понятия «Социализация» в философско-социальной науке……………………………………………………. . . Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9979
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / первичная социализация / вторичная социализация / ресоциализация / Десоциализация / механизмы социализации / агенты социализации

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Климанова Анна Евгеньевна

В данной статье социализация рассматривается как социальный институт, дается определение понятия социализации, рассматриваются различные теоретические подходы к изучению данного феномена в философско-социальной науке, выявляется сущность и механизмы социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология понятия «Социализация» в философско-социальной науке……………………………………………………. . . »

УДК 316.614 ББК С5 60.5

МЕТОДОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» В ФИЛОСОФСКО-СОЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ

*

А.Е. Климанова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Работа выполнена на кафедре социологии СПбГУСЭ. Научный руководитель -д.с.н., профессор Р.А.Костин.

Человек вступает в мир удивительно «незавершенным». Человеческие качества являют собой социальный продукт, результат социализации -процесс социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе [2].

Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным, общество не смогло бы просуществовать более срока жизни одного поколения. Человеческие существа полностью зависят от социального наследия, созданного бесчисленными поколениями предков в течение многих тысячелетий. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Без социализации у индивидов не было бы тех навыков и представлений, которые необходимы для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе [2].

В научной литературе под социализацией понимается процесс, в контексте которого люди учатся жить в обществе. Она демонстрирует, что социализация являет с собой непрерывный процесс, показывает, что этот процесс заключается в изменении поведения человека под влиянием социальных взаимодействий и что социализация позволяет каждому развиваться, реализовывать свои потенциалы и возможности, совершенствоваться, становясь полноценным субъектом общественных отношений [2].

В научной литературе встречаются различные определения понятия социализации. Социализация - это:

(1) начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм [3,4,5];

(2) развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которое происходит во взаимодействии человека

Климанова Анна Евгеньевна, аспирант кафедры социологии.

Тел.: 8 921 352 81 11; e-mail: [email protected]

со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно

создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [7,8];

(3) включение личности в систему социальных связей на основе усвоения ею ценностей, норм, образцов поведения данной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности и общения [11];

(4) процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида, в данном обществе [10].

Сущность социализации, в рамках субъект-субъектного подхода, состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества, а в рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом [7,8].

Теория и исследования социализации имеют довольно значительную историю. Остановимся на рассмотрении некоторых ее аспектов.

Концепция «зеркального Я» Чарльза Хортона Кули исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество [6]. Ученый считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я» [6].

Концепция Чарльза Хортона Кули основывается на следующих трех утверждениях: (1) в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются другими людьми; (2) люди способны осознавать характер ответных реакций других людей; (3) люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, какими им видятся представления других людей [6,9].

Другие люди - это зеркала, в которые «смотрится» индивид. В постоянном общении с другими людьми формируется собственное «Я» индивида как некая сумма зеркальных «Я» [6,9].

Итогом социализации, согласно данной теории, станет формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и прочие), которые можно считать основой социальной организации [6].

Чарльз Хортон Кули также вводит понятие малых, первичных групп (это семья, ровесники, соседи, местные общины) и вторичных общественных институтов [6]. Решающую роль в процессе социализации индивида социолог отводит первичным группам.

В своей концепции Ч.Х. Кули отмечает, что на процесс социализации оказывает влияние и половое различие. Гендерные особенности в формировании самости лишь подчеркивают то общее положение, что индивиды получают самоидентификацию от общества. Причем и мужчины, и женщины нуждаются в постоянной поддержке со стороны общества. В зрелом возрасте - прежде всего со стороны вторичных общественных институтов [6,9].

Концепция интегрализма П.А. Сорокина предлагает принципиально новый взгляд на человека, цивилизацию и общество [6,9]. Взгляды социолога на процесс социализации человека представляются следующим образом.

Человеческая личность, согласно П.А. Сорокину, формируется под воздействием факторов - космических, биологических, социальнопсихологических, но, прежде всего, социокультурных [6,9].

При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены. Различные социокультурные характеристики не наследуются человеком биологически, а приобретаются им в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается и получает образование [6].

Человек в процессе взаимодействия с другими людьми становится сознательным, рациональным мыслителем и сверхсознательным творцом [6,9].

Человек как интегральное существо (как единство биологического и социокультурного начала) способен отражать и анализировать мир. П. А. Сорокин выделял три основных вида познания человеком окружающей действительности:

(1) с помощью органов чувств или инструментов, их дополняющих (познание эмпирически-чувственной формы окружающей действительности);

(2) с помощью разума и логических операций (познание рационально -умственной формы окружающей действительности);

(3) с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции (познание сверхчувственно-сверхрациональной формы бытия) [6,9].

Концепция Т. Парсонса, создателя школы современного структурного функционализма и теории социального действия, главным исполнителем процессов действия выбирает личностную подсистему, которая главным образом выполняет функцию целедостижения и способна учесть усвоенные в процессе социализации культурные принципы и предписания [6].

Социолог отмечает, что индивид как бы вбирает в себя социальные ценности в процессе общения, в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей [6].

В процессе социализации, по мнению Т.Парсонса, индивид также усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью [6].

Т. Парсонс выделяет три основных механизма социализации индивида:

1) познавательные механизмы (подражание, или имитация, и психическая идентификация, которые опираются на чувства уважения и любви);

2) защитные психические механизмы (с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты);

3) механизмы приспособления (которые тесно связаны с защитными механизмами и сублимируют те конфликты, которые тесно связаны с внешними объектами) [6].

Концепция Т.Лукмана и П.Л. Бергера о социальном конструировании реальности основывается на том, что общество обладает объективной фактичностью: общество - это человеческий продукт, объективная

реальность, а человек - это социальный продукт. Вместе с тем, общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений [1].

Социализация, согласно теории Т. Лукмана и П. Л. Бергера, представляется процессом освоения личностью норм и ценностей общества [1]. Основной составляющей процесса социализации является интернализация (интериоризация) - глубокое усвоение индивидом ценностей и норм конкретного социокультурного контекста [1].

Социологи выделяют понятия первичной и вторичной социализации: первичная - это социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой становится членом общества; вторичная - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества [1], а также понятие «значимых других» - людей, играющих решающую роль в процессе социализации, чьи суждения и действия являются образцом при формировании собственного мнения, суждения или линии поведения индивида [1], иначе говоря, агентов социализации.

Согласно теории Т. Лукмана и П.Л.Бергера, появление в жизни индивида новых «значимых других» приводит к тому, что он начинает приспосабливаться к новому жизненному миру, переосмысливать свою биографию, приобретать новые ценности. Этот процесс социологи называют ресоциализацией, когда прошлое человека перетолковывается, чтобы соответствовать новым реалиям [1]. Т.Лукман и П.Л. Бергер выделяют также понятие десоциализации и определяют его как утрату индивидом ранее приобретенных норм и ценностей [1].

Концепция Н.Смелзера рассматривает процесс социализации под воздействием культурных и биологических факторов, а также систематизирует такие теории развития личности, как теории Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мида, З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. Колберга, Э. Эриксона, Р. Гоулда и других [14].

Н.Смелзер выделяет биологический, культурный контекст социализации, а также рассматривает понятие социобиологии.

Биологический контекст социализации состоит в том, что, хотя людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и прочие, по всей видимости, в их генах не запрограммированы более сложные виды поведения. Они вынуждены учиться одеваться, добывать пищу или строить для себя укрытие. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, они медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. В течение первого года жизни выживание ребенка полностью зависит от заботы взрослых, в то же время длительность периода зависимости ребенка от взрослых полезна для него с точки зрения развития, он получает возможность усваивать некоторые навыки (например, способность говорить) [14].

Культурный контекст социализации основывается на том, что каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они разные. Данные культурные ценности лежат в основе социальных норм (социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения [4]). Некоторые нормы представлены в законах, некоторые - нет. Однако на поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает единообразия. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и кто социализируется [14].

Некоторые социологи считают, что, хотя культура влияет на поведение, характер человека формируется на основе биологических факторов. Определение взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением является предметом споров. Ученые, называемые социобиологами, полагают, что генетические факторы оказывают значительное влияние на человеческое поведение. Они настаивают, что многие типы человеческого поведения могут быть генетически обусловлены. Это является результатом эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом. Некоторые биологические особенности человеческой натуры стимулируют употребление мясной пищи, создание структур власти,

совершенствование половых ролей и охрану своей территории. Гены и стимулируют, и сдерживают некоторые виды поступков [14].

Согласно Н. Смелзеру, социализация, то есть пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям, имеет две цели: способствовать нашей интеракции на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря освоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. На процесс социализации огромное влияние, по мнению ученого, оказывают классовые, этнические и культурные различия [14].

Н. Смелзер выделяет четыре основных механизма социализации, такие, как имитация (осознанное стремление ребенка копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами); идентификация (процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых), стыд и вина, которые являются негативными механизмами и запрещают определенное поведение ребенка или подавляют его [14].

Социолог также определяет агентов социализации. К ним он относит тех людей, которые заинтересованы в освоении и воплощении в жизнь индивидом социальных ролей, которые способствуют процессу социализации [14].

Социализация - двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного воздействия и социального контроля, призванные обеспечить определенные результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур [12].

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникациям и научению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни общества. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида (например, СМИ), другие - на отдельных стадиях жизни (например, семья, школа, группа ровесников, рабочие коллективы) [12,13].

Процесс социализации продолжается всю жизнь человека. Социализация предполагает одновременное усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего (их) социального (ых) статуса (ов); овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами культуры; приобретение

собственного социокультурного опыта и личностной (социальной,

этнической и так далее) идентичности; достижение статуса «взрослого» -самостоятельного и автономного деятеля (субъекта), способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид [12,13].

Через процессы социализации обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества и задаются их качественные параметры, обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития [12,13].

Социализацию следует рассматривать как один из основных социообразующих процессов наряду со стратификацией и институционализацией, который проявляется на всех уровнях и охватывает все сферы общественной жизни [12].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Издательство «Медиум», 1995.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2007.

3. Кравченко А.И. Социология. М.: Академический проект: Мир, 2004.

4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Логос, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

5. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002..

6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: Издательство «Экзамен», 2007.

7. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня / Московский психолого-социальный институт. М., 2006.

8. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2006.

9. Социологическая теория: история, современность, перспективы: альманах журнала «Социологическое обозрение» / Центр фундаментальной социологии. СПб: В. Даль, 2008.

10. Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; уч. секр. О.Е. Чернощек. М.: Норма, 2008.

11. Социология. Основы общей теории: Учебник / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2009.

12. Социология: Краткий тематический словарь / Российский государственный университет. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

13. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов; В.Л. Абушенко; Г.М. Евелькин; Г.Н. Соколова; О.В. Терещенко. М., 2003.

14. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.