Спорт как агент социализации молодежи в условиях кризиса социализационной системы российского общества
Негативные процессы в молодежной среде, связанные со снижением уровня ее духовного и физического самочувствия, ставят перед российским обществом и научным сообществом проблему поиска путей выхода из создавшейся ситуации, характеризующейся кризисом социализационной системы. В данной статье автор акцентирует внимание на роли такого важного агента социализации молодежи, как спорт.
Ключевые слова: спорт, социализация, социальный институт, семья, российская молодежь.
S.S. Kosinov, post-graduate of the chair of sociology and psychology of Southern Russian state technical University (Novocherkassk polytechnical Institute); e-mail: [email protected]
Sports as the agent of socialization of youth in the conditions of crisis of sotsializatsionny system of the Russian society
Negative processes in the youth environment, connected with decrease in level of her spiritual and physical health, put before the Russian society and scientific community a problem of search of ways of an exit from the created situation, the sotsializatsionny system which was characterized by crisis. In this article the author focuses attention to roles of such important agent of socialization of youth, as sports.
Key words: sports, socialization, social institute, family, Russian youth.
Косинов Сергей Сергеевич
аспирант кафедры социологии и психологии Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасский политехнический институт) _(е-mail: [email protected])
Традиционно источником негативных явлений в обществе социологи называют кризис социализационной системы общества, ослабление его социализирующей роли. Такая точка зрения была инициирована Э. Дюркгеймом, а затем подхвачена и развита Т. Парсонсом, Дж. Мидом, М. Мид и др. Да, они все разные, имеют свою концептуальную специфику, но, в принципе, для них характерно восприятие социализации как процессе становления и развития личности, основанного на усвоении, принятии, понимании и осознании индивидом на протяжении всей его жизни определенных образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и культурных ценностей, способствующих вхождению человека в социальную жизнь и успешному функционированию в ней [1].
Кризис социализационной системы российского общества, начавшийся в результате кардинальных перемен в общественно-политической и экономической жизни страны в конце прошлого столетия и продолжающийся до сих пор, стал источником многочислен-
ных проблем в российском обществе и, прежде всего, в молодежной среде.
В результате распада ценностной системы российского общества социализация перестала носить преемственный и упорядоченный характер, превратившись в стихийный процесс, в ходе которого молодежь усваивала то, что имело ценность на данный момент посредством влияния тех каналов социализации, которые стали активно влиять на сознание и поведение молодого поколения как носители новых ценностей, новой жизни, нового формата отношений.
Речь, конечно же, идет о СМИ, Интернете, молодежных субкультурах, в то время как традиционные агенты социализации (семья, образование, спорт) оказались в ситуации разглассованности, бездействия, молчаливого созерцания того, что происходит с молодежью в российском обществе.
А российская молодежь стремительно ин-валидизируется, духовно деградирует и скатывается в пропасть всеобщей безграмотности и интеллектуального бессилия. Этому есть эмпирическое и статистическое подтверждение. Так, В.А. Бачинин с тревогой
281
отмечает такие негативные тенденции в российском обществе:
около 40 % новорожденных детей рождаются уже больными или заболевают в первые дни жизни;
миллионы детей живут в состоянии социальной и педагогической запущенности в результате роста в обществе разводов и неполных семей;
в современной России около 700 тыс. детей-сирот и из них 260 тыс. детей проживают вне семьи, в государственных учреждениях; 2 млн. детей и подростков безграмотны; более 6 млн. детей проживают в неблагополучных семьях и нуждаются в социальной поддержке и правовой защите со стороны государства и общества;
ежегодно из дома убегают 90 тыс. детей, пополняя ряды беспризорников, проживающих на вокзалах, на свалках, чердаках, в заброшенных строениях; при этом 85 % беспризорных являются «социальными сиротами» (т.е. детьми, имеющими родителей, не принимающий участие в воспитании и жизни детей по различным, в большинстве случаев аномийным, причинам: аморальный образ жизни родителей, пьянство, наркомания и т.д.) [2].
А.В. Юревич, среди прочих негативных сторон российской реальности, выделяет те, которые непосредственно относятся к молодежи [3]:
увеличение количества самоубийств (в 3 раза Россия опережает по этому показателю США, занимая второе место в Европе и СНГ (после Казахстана) не только среди населения в целом , но и среди молодежи в возрасте до 17-ти лет);
рост несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП.
Показательны в плане духовного обнищания и интеллектуального оскудения досуго-вые предпочтения российской молодежи. Так, социологические данные из Доклада Общественной палаты РФ за 2011 г., показывают, что любимые телепередачи молодежи -развлекательные (Камеди Клаб, Дом-2, КВН, Ледниковый период, Большая разница и т.д.) и информационно-публицистические (Вести, Новости и т.д.) - эти передачи в качестве любимых самостоятельно назвали 37 % и 23 % молодых людей; передачами с интеллектуальной и познавательной тематикой (Галилео, В мире животных, Умники и умницы, Что? Где? Когда? и т. д.) интересуются всего лишь 14 % молодых граждан России [4].
Современная молодежь - компьютеризированная. Компьютер, а точнее - Интернет, стал для молодых россиян не просто важным спутником жизни, но, по сути, незаменимым.
В жизни российской молодежи компьютер на современном этапе занимает очень важное место - 38 % молодых людей более 3-х часов в день проводят за компьютерным столом, при этом в основном ребята проводят время в социальных сетях (79 %), качают фильмы и музыку (79 %), посещают новостные (45 %) и спортивные (33 %) сайты, сайты о путешествиях (27 %), научные ресурсы (23 %) [5].
В результате бурного развития информационных компьютерных технологий социали-зационное пространство стремительно стало компьютеризироваться, а Интернет приобрел статус важнейшего агента социализации. В этом есть, как свои положительные моменты, так и отрицательные.
Наибольшую тревогу в рамках динамичного процесса изменения структуры социалза-ционного пространства и повышения в нем информационно-коммуникативных технологий, опосредованных развитием компьютерной техники и ее ресурсов, по мнению И.В. Юдина, вызывают: клиповость мышления, интертекстуальность и цитатность [6]. Общение, опосредованное сетью Интернет, имеет свою ярко выраженную специфику, отличную от традиционных форм непосредственного общения, и активное вовлечение молодежи в сетевые интеракции и виртуальное общение за счет снижения реального общения способствует деформации сознания, интерактивных практик и навыков взаимодействия с себе подобными в обществе.
Кроме того, через Интернет и сетевые коммуникации идет массированное воздействие на сознание и поведение молодежи, у которой, в условиях невозможности контроля со стороны взрослых процесса сетевого общения, стихийно складывается система мировоззрения, формируются ценностные установки и предпочтения.
Одним словом, происходит манипуляция сознанием молодежи, и этот процесс практически неподконтролен со стороны - настолько сильно проникла Интернет-культура в жизнь молодых россиян.
В этой связи необходим активный поиск тех социализационных механизмов, стратегий, альтернатив, которые смогли бы социализа-ционный процесс направить в нужное русло, даже с учетом уже кардинально изменившейся парадигмы социализации в современном информационном обществе.
Вряд ли можно рассчитывать на то, что наша мысль покажется новой, но мы все-таки считаем необходимым акцентировать внимание на том, что традиционные институты и агенты социализации не утратили своего потенциала и значимости в социализацион-ном процессе, что актуализирует и обуслав-
282
ливает более внимательное отношение ученых к этой проблеме, а именно - к вопросу о роли традиционных агентов социализации в жизни молодых россиян и возможностях повышения их авторитета среди подрастающего поколения.
В данной работе мы обращаемся к спорту как важнейшему агенту социализации молодежи с учетом резкого и катастрофичного по своим последствиям снижения физического и духовного самочувствия молодых россиян.
Официальные данные позволяют без каких-либо прикрас констатировать критическую ситуацию в сфере социального здоровья молодежи: более 80 % подростков потребляют алкогольные напитки; возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет; треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежедневно; рост наркомании - в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков, в 24,3 раза - детей-наркоманов за последние 10 лет; с 1997 г. года смертность от употребления наркотиков увеличилась в 12 раз, среди детей - в 42 раза; с каждым годом наркоманы в России все моложе, уже треть из них -несовершеннолетние, остальные - до 35 лет; из каждых пяти подростков, поступающих в детские больницы столицы, один ребенок -алкоголик, один - наркоман, два - токсикомана [7].
Таким образом, диагноз, который можно поставить российской молодежи, ужасен: она, в своем значительном количестве, социально и физически нездорова, а, следовательно, нас ожидает воспроизводство столь же социально нездорового поколения россиян и дальнейшую регрессию в области социального самочувствия российской молодежи.
Решение столь негативной ситуации в сфере физического и духовного развития российской молодежи, на самом деле, лежит на поверхности - надо развивать в стране спорт и внедрять в молодежной среде ценности спорта как важнейшие через систему социализации на всех ее стадиях и этапах - в детском саду, в школе, вузе, трудовой среде. То, что это реально и действует очень эффективно, было доказано советским государством. Спорт выступал важнейшим элементом социализационной системы и социализа-ционных ценностей. Спортом занимались все и вся, спорт пронизывал все структуры и организации, возрастные когорты и сообщества.
Сегодня российское государство забросило спорт как сферу становления и развития личности, а ажиотаж вокруг тех или иных спортивных событий и явлений, в том числе поддержка тех или иных видов спорта со стороны государства, связаны с иными целями и цен-
ностями - престиж государства, повышение коммерческой привлекательности отдельных видов спорта и т.д.
Спорт перестал носить характер всеобщей ценности, стиля жизни и результаты налицо -родители с самого раннего детства делают акцент на интеллектуальной подготовке детей, забывая часто о должном физическом развитии; затем ситуация повторяется в детском саду и в школе, особенно в последней, так как школьное обучение, по сути, свелось к подготовке и последующей сдаче ЕГЭ. Физическое самочувствие и развитие детей в школе перестало носить характер первостепенной значимости. И уже сами родители озабочены чрезмерными умственными нагрузками детей в школе в ущерб физическим [8].
Вместе с тем, известно, что спорт привносит в жизнь человека иные краски, иной тонус, определенный режим, заряжает его энергией. Спортивные занятия налагают на занимающегося спортом определенные ограничения, связанные со стилем жизни, привычками, от которых приходится отказываться ради достижения спортивных целей. Спорт и такие стилевые привычки, как употребление спиртного, табачных изделий, наркотических препаратов и др. несовместимы, что автоматически определяет спортивную молодежь в группу ведущих здоровый образ жизни. Кроме того, спорт дисциплинирует, формирует силу воли, целеустремленность, а также ряд других качеств, положительно влияющих на личность и ее взаимодействие с окружающим миром.
Человек сам несет ответственность за свое здоровье после того, как вышел из под опеки родителей, но если последние не заложили в нем любовь к спорту и физическим упражнениям, вероятность того, что в самостоятельной жизни индивид будет активно заниматься спортом, минимальна. В этой связи, конечно же, невозможно рассматривать социализирующее воздействие спорта вне его тесной связи и взаимообусловленности с институтом семьи и образования.
Относительно состояния базового института социализации у исследователей практически не возникает противоречий - он переживает очень трудные времена и в силу своей трансформации не может эффективно выполнять социализационные функции [9]. Ряд негативных явлений в функционировании института семьи в современной России (рост численности разводов и неполных семей, снижение рождаемости, повышение детской и молодежной смертности, рост семейного насилия, социального сиротства и молодежного экстремизма и т.д. [10]) говорят о том, что этот социальный институт выступает ис-
283
точником социализационных рисков в российском обществе.
Эта точка зрения подтверждается данными И.Ф. Дементьевой, согласно которым в современных российских семьях (35 %), имеющих школьников, царит равнодушие, отсутствие интереса друг к другу и допускается рукоприкладство [11]. Рост таких семей выступает фактором эскалации социализационных рисков и воспроизводства самых негативных явлений в молодежной среде.
В частности, как уже отмечалось, особую тревогу вызывает снижение здоровья и духовного потенциала российской молодежи. И если относительно духовных ценностей российской молодежи данные исследователей еще отличаются противоречивостью, и этот вопрос вызывает некоторую дискуссию (мнения ученых разделились по поводу духовно-нравственного развития молодых россиян: одни считают, что молодежь духовно деградирует, другие не склонны давать столь резкие оценки духовной составляющей молодых россиян), то по вопросу о физическом состоянии молодого поколения россиян разночтений мы не встретим - все без исключения отмечают снижение ее физического самочувствия.
В этой связи значительно увеличивается социализационная роль спорта, тем более, что со спортом сейчас связывают не только физическое развитие, но и профессиональные стратегии и в целом возможности жизненной самореализации и достижения успеха.
Мы видим, как растет популярность российских спортсменов, которые не замкнулись на спортивной карьере, а, выйдя за ее пределы, проявили свои способности в других сферах профессиональной деятельности. Сейчас можно в различных передачах и шоу-программах увидеть знакомые лица наших спортсменов.
При всем этом необходимо отметить, что росту популярности спорта и внедрении спортивных ценностей в молодежной среде объективно препятствуют достаточно смешные, на наш взгляд, причины - банальное отсутствие возможности занятий спортом для молодежи различных категорий: сельской, малообеспеченной, учащейся и т.д., а также неразвитость спортивной инфраструктуры по стране в целом. Смешно это выглядит на фоне огромных вложений в отдельные виды спорта (например, футбол), в отдельных игроков (продажа и перепродажа за баснословные суммы, а также в команды (например, «Челси») при ситуации полного развала спортивной сферы российского общества как
сферы спортивной социализации и воспитания подрастающего поколения.
Исследователи указывают на определенные барьеры финансового, материально-технического, территориального характера, препятствующие росту спортивной молодежи в стране [12]. С 1991г., как отмечает Ю.А. Косова, сеть физкультурно-спортивных сооружений сократилась примерно на 20 % . По данным федеральной службы государственной статистики, сегодня эта сеть составляет 225 тыс. единиц, которые могут единовременно принять около 5 млн человек, что соответствует всего лишь 17 % действующего норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений [13].
Боле того, сложившаяся в России сеть спортивных сооружений характеризуется не только недостаточным количеством, но и крайне неудовлетворительным в ряде случаев состоянием многих объектов по техническим и санитарно-гигиеническим характеристикам.
Эмпирические данные также показывают, что россияне неудовлетворенны состоянием спортивной инфраструктуры в стране (только 24 % респондентов в исследовании В.Е. Кирсанова положительно оценили инфраструктуру для развития детского и юношеского спорта) [14].
В завершении данной статьи хотелось бы подчеркнуть, что мир спорта привлекает своей ценностной спецификой, своими нормами и жизненными стандартами, которые способствуют совершенствованию, как духовному, так и физическому. Таким образом, спорт обеспечивает поддержание физического и морального духа молодого поколения. Он не имеет возрастных ограничений, если речь не идет о большом спорте, а следовательно, может сопровождать человека всю жизнь, доставляя ему радость орт физических занятий и спортивного состоянии, обогащая новыми эмоциями и настоящими друзьями.
Спорт - это не только важный социальный институт и агент социализации молодежи, спорт - это стиль жизни, образ мышления и мировосприятия. И при этом неважно, на профессиональном или любительском уровне человек занимается им. Важно другое - что значит спорт для человека, какое место в его жизни он занимает.
И в этой связи спорт как ценность должен выступать важнейшим элементом воспитания молодого поколения россиян, для чего таковую значимость он должен имеет на уровне всего российского общества, а это значит, что проблема спорта в России, независимо от того, каков ее демографический срез, носит общесоциальный характер, и решать ее сле-
284
дует совместными усилиями государства, общества, семьи, школы, отдельного индивида.
1. Тезариус социологии: темат. слов.-справ. /под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 244.
2. Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 120-121.
3. Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. 2009. № 10. С. 70.
4. Социальный портрет молодежи Российской Федерации // Аналитический доклад. М., 2011. С. 39-40.
5. Социальный портрет молодежи Российской Федерации // Аналитический доклад. М., 2011. С. 13.
6. Юдин И.В. Информационное пространство и трансляция культурных ценностей в современной России // Власть. 2009. № 6. С. 48.
7. Социальный портрет молодежи Российской Федерации // Аналитический доклад. М, 2011. С. 31-32.
8. Кирсанов В.Е. Спорт как институт социализации молодежи // Власть. 2008. № 10. С. 88.
9. См.: Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы в современной России. Ростов-на-Дону, 2009.
10. См., например: Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9; Карцева Л. В. Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001; Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. М., 2009.
11. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 107.
12. Кирсанов В.Е. Спорт как институт социализации молодежи // Власть. 2008. № 10. С. 90.
13. См.: Косова Ю.А. Современное состо-
яние отрасли физической культуры и спорта и пути ее реформирования // Транспортное дело России. 2009. № 2.
14. Кирсанов В.Е. Спорт как институт социализации молодежи // Власть. 2008. № 10. С. 89.
1. Tezarius of sociology: темат. words. -справ. / under the editorship of Zh.T. Toshchen-ko. M.: YuNITI-DANA, 2009. P. 244.
2. Bachinin V.A. The childhood and children's TV in a social context // Sociological researches. 2009. No 10. P. 120-121.
3. Yurevich A.V. Moral condition of modern Russian society // Sociological researches. 2009. N 10. P. 70.
4. Social portrait of youth of the Russian Federation // Analytical report. M., 2011. P. 39-40.
5. Social portrait of youth of the Russian Federation // Analytical report. M., 2011. P. 13.
6. Yudin I.V. Information space and translation of cultural values in modern Russia // the Power. 2009. No 6. P. 48.
7. Social portrait of youth of the Russian Federation // Analytical report. M., 2011. P. 31-32.
8. Kirsanov V.E. Sports as institute of socialization of youth // Power. 2008. N 10. P. 88.
9. See: Vereschagin A.V. Transformation of institute of a family and demographic processes in modern Russia. Rostov-on-Don, 2009.
10. See, for example: Dementyev I.F. Social well-being of a family // Sociological researches.
2008. No 9; Kartsev L.V. The Russian family at a turn of two centuries. Kazan, 2001; Gavrov S.N. Historical change of institutes ofa family and marriage. M., 2009.
11. Dementyev I.F. Social well-being of a family // Sociological researches. 2008. No 9. P. 107.
12. Kirsanov V.E. Sports as institute of socialization of youth // Power. 2008. No 10. P. 90.
13. See: Kosovo Yu.A. Modern state of branch of physical culture and sport and way of its reforming // Transport business of Russia.
2009. No 2.
14. Kirsanov V.E. Sports as institute of socialization of youth // Power. 2008. No 10. P. 89.
285