УДК 796/799
Уманец Е.Е. студент 3 курса факультет ветеринарной медицины
Цветкова Ю.В. старший преподаватель кафедра физической культуры и спорта ФГБОУВО "Омский ГАУ им П.А. Столыпина"
Россия, г. Омск
СПОРТ БЕЗ ГРАНИЦ
Аннотация: Статья про людей с ограниченными возможностями, и как важен спорт в их жизни и реабилитации.
Ключевые слова : Спорт, инвалиды, реабилитация инвалидов.
Umanets E.E.
Tsvetkova Ju.V.
SPORT WITHOUT BORDERS.
Annotation: The article about people with disabilities and importance of sport in their life and rehabilitation
Keywords: Sports, disabled people, rehabilitation of disabled people.
В России, согласно официальной статистике, 12,5 млн людей с ограниченными возможностями здоровья, многим из них инвалидность диагностирована с детства. При этом более 7 млн инвалидов доступны занятия физической культурой и спортом. Все это ставит особые задачи перед государством и обществом по адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в социум.[1]
Одним из важных инструментов реабилитации инвалидов является спорт. Для кого-то это возможность расширить свои функциональные возможности, улучшить здоровье, а для кого-то — шанс овладеть высоким спортивным мастерством и даже пополнить ряды паралимпийской сборной страны.
Физическая культура и спорт противодействуют ненормальному психологическому и антисоциальному поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности.
Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, то есть тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе.
Таким образом, физкультура и спорт в значительной степени способствуют освобождению человека с тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей. [8]
Роль физической культуры и спорта в жизни инвалида:
• терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
• психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями- это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
• физкультура и спорт - средство социальной реинтеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром. Таким образом, физкультура и спорт облегчают и ускоряют возвращение инвалидов в общество, способствуют признанию их как равноправных граждан. Существуют виды спорта и игры, в которых инвалиды могут принимать участие наравне со здоровыми людьми (например, сидя в креслах-колясках стрелять из лука, играть в кегли, настольный теннис и др.).
Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. [3] Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:
• устойчивость - оптимальный уровень биохимических и физиологических констант и их высокая стабильность. Эти свойства обеспечивают значительную неподатливость организма к возмущающим влияниям физических упражнений;
• сопротивляемость - способность тренированного организма к более полной мобилизации функций, что связано со значительным диапазоном сдвигов во внутренней среде и всей вегетативной сфере. Это позволяет тренированному организму без ущерба выдерживать большие отклонения гомеостатических констант при мышечной деятельности;
• переносимость - выработанное в процессе тренировки свойство организма сохранять определенный уровень работоспособности при крайне неблагоприятных условиях, связанных с выполнением тяжелой и утомительной работы, большим недостатком кислорода, воздействием высокой и низкой температуры и т.д. При этом возникают такие сильные отклонения от гомеостатических констант, которые нетренированный организм вообще не в состоянии перенести, а тренированный к ним адаптирован.
В настоящее время именно плавание рассматривается как
эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Плавание - один из немногих видов спорта, развивающий абсолютно все группы мышц. Плавание показано инвалидом всех категорий. [8]
Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности -совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями. [3]
Физкультура и спорт должны стать толчком, который может помочь восстановлению или установлению контакта инвалидов с окружающим миром, тем самым облегчая и ускоряя их возвращение в общество, признание в качестве равноправных граждан.
Многие инвалиды успешно преодолели свои физические недостатки благодаря регулярным занятиям спортом, и сумели достигнуть при этом высоких результатов.
Использованные источники:
1. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / М. М. Кузьменко, В. В. Баранов, Ю. В. Шиленко , 1994.
2. Социология медицины / А. В. Решетников , 2006. Э.Отношение населения к здоровью / отв. ред. И. В. Журавлева , 1993.
4. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. Учебн. пособие / С. П. Евсеев , 2004.
5. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации / А. В. Царик , 2004.
6. Технология оздоровительной физической культуры / А. В. Селуянов , 2001.
7. Биомеханика инвалидов-спортсменов / В. И. Дубровский., А. В. Дубровская, 2010.
8. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга для родителей / Под ред. Е.И. Холостовой , 2008.
9. Занятия физической культурой и спортом в структуре физической и социально-психологической реабилитации инвалидов / А.А. Томенко, 2010.