Научная статья на тему 'Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики'

Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения / неиспользуемые земли сельхозназначения / отказ в изменении разрешенного использования земельных участков / оборот земель сельхозназначения / правовой режим земель сельхозназначения / change in the type of permitted use of agricultural land / unused agricultural land / refusal to change the permitted use of land / turnover of agricultural land / legal regime of agricultural land

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.Б. Виноградова, Юлия Рудольфовна Орлова

Авторами рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе изменения вида разрешенного использования (ВРИ) земель сельхозназначения, на основе действующих положений земельного законодательства и анализа материалов судебной практики, сложившейся в различных субъектах Российской Федерации. В целях обеспечения правовой определенности и единообразия судебной практики обосновывается необходимость совершенствования существующего земельного и гражданского законодательства и принятия специального нормативного акта, регламентирующего порядок изменения ВРИ таких земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О.Б. Виноградова, Юлия Рудольфовна Орлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROVERSIAL ISSUES RELATED TO CHANGING THE TYPE OF PERMITTED USE IN RELATION TO AGRICULTURAL LAND: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

The authors examine the main problems that arise in the process of changing the type of permitted use of agricultural land, based on the current provisions of land legislation and analysis of materials from judicial practice that have developed in various constituent entities of the Russian Federation. In order to ensure legal certainty and uniformity of judicial practice, the need to improve existing land and civil legislation and adopt a special normative act regulating the procedure for changing the type of permitted use of such lands is substantiated.

Текст научной работы на тему «Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики»

 001: 10.24412/2072-4098-2023-12267-89-98 Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики

О.Б. Виноградова кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публичного права факультета Управления недвижимостью и права Государственного университета по землеустройству (г. Москва) Ю.Р. Орлова кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)

Юлия Рудольфовна Орлова, yuorlova76@mail.ru

Вопросы, связанные с определением правового статуса и учета земель сельскохозяйственного назначения, площади которых огромны и согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) занимают второе место в структуре всего земельного фонда России после земель лесного фонда (около 22 процентов 1), и особенности их оборота всегда имели важное практическое значение. В связи с этим трудно переоценить реальное социально-экономическое и правовое значение постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 года № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения». Планируется, что во вновь сформированном реестре, разработка которого поручена Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России), будут содержаться систематизированные сведения о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, в том числе информация о земельном участке (с разбивкой по площадям и показателям

плодородия, на которых выращиваются сельскохозяйственные культуры), сведения об объектах недвижимости и мелиоративных системах, расположенных на участках. Предполагается, что в базу будет вноситься и другая важная информация, например о виде разрешенного использования и фактическом использовании земли (о выращивании сельскохозяйственных культур, садоводстве, разведении животных и т. д.) и его эффективности (к примеру подробные сведения о выращенном на участке зерне).

В формировании новой системы будут задействованы множество субъектов, имеющих разную ведомственную принадлежность. Так, например, наполнением системы займутся Росреестр, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и «Роскосмос», а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и владельцы земельных участков - для последних внесение данных будет добровольным, чтобы стимулировать их к участию «в получении полных и достоверных сведений о землях сельхозназначения» 2. Базовой

1 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2021 году. URL: https://cctmcx.ru/upload/iblock/95a/dp78ws0hmayqbeg9ufhokdb97ceruhm4.pdf

2 Земля счет любит. Минсельхоз сведет все данные о сельхозугодьях в одном реестре. URL: https://www.

же будет считаться информация из Росре-естра, которая для получения объективной картины должна быть актуальной.

Следует заметить, что новый реестр создается в рамках реализации государственной программы эффективного вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения (в 2021 году их общая площадь оценивалась в 19,4 миллиона гектаров, или 5 процентов от аграрного земельного фонда Российской Федерации). К концу 2023 года по этой программе предполагается вовлечь 13,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий 3. Летом 2022 года в рамках этой же программы Минсельхоз России начал создавать федеральную карту-схему для актуализации данных о состоянии сель-хозземель и улучшения качества прогнозирования и аналитики 4. Тогда фрагменты схемы были сформированы в шести регионах (Татарстан, Мордовия, Удмуртия, Белгородская, Московская и Калининградская области). В результате Минсельхоз России получил информацию с контурами границ в отношении 12 миллионов гектаров (до этого в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали данные о части сельхозземель). По мнению В. Абрам-ченко, «многие муниципалитеты не были рады предлагаемой цифровизации: не все хотят расставаться с серыми схемами использования сельхозземель» 5.

По мнению разработчиков, общая база данных поможет устранить несоответствие сведений в различных источниках, которые

существовали с момента принятия в июле 2002 года Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Указанный закон был принят в эпоху пятого этапа в развитии отечественного земельного законодательства, поэтому реализация его отдельных положений на практике сразу вызывала массу дискуссионных вопросов, ответы на которые даже спустя 20 лет не получили законодательного закрепления. Также пора задуматься о совершенствовании Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», который в результате поправок последних лет оказался выхолощенным 6.

Ведущий эксперт в области земельного права И. Прокофьев, определяя актуальность этого вопроса и необходимость его разрешения на законодательном уровне, отмечает следующее: «в настоящее время однообразия судебной практики по данным вопросам попросту не существует» 7. При этом он обращает внимание на то, что при рассмотрении идентичных споров суды разных регионов России могут выносить абсолютно противоположные по своему содержанию решения, что во многом усложняет проблему.

Прежде всего это связано с тем, что при решении вопроса некоторые правоприменители руководствуются нормами не Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, а актами органов

kommersant.ru/doc/5811972

3 Земли на карту. Минсельхоз решил создать схему распределения земельных ресурсов страны. URL: https:// www.agroinvestor.ru/markets/article/40400-zemli-na-kartu-minselkhoz-reshil-sozdat-skhemu-raspredeleniya-zemelnykh-resursov-strany

4 Минсельхоз сведет все данные о сельхозугодьях в одном реестре. URL: https://sia.ru/?section=484&action= show_news&id=445897

5 Аграрный вице-премьер В. Абрамченко ждет от Госдумы новых инструментов для перераспределения брошенных сельхозземель в хорошие руки. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5693652

6 Подробнее см. Волков С.Н., Липски С.А. Проблемы действующего правового механизма выявления неиспользуемых земель, принудительного прекращения прав на них и их последующего вовлечения в хозяйственный оборот // Аналитический вестник «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения». 2016. № 24 (623). URL: http://council.gov.ru/media/files/WyC seiCSCxNCIfXD9S6VMfFMkwnp0AAT.pdf

7 О правовых позициях ВС по спорам об изменении вида разрешенного использования земли. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/o-pravovykh-pozitsiyakh-vs-po-sporam-ob-izmenenii-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemli/

местного самоуправления и субъектов Российской Федерации, которые, по их мнению, более детально регламентируют принятие таких решений, возникающих в ходе оборота земли. Такие акты выносятся на основе подзаконных нормативных правовых актов, которые, по сути, не могут противоречить нормам федерального законодательства.

Как показывает судебная практика, наибольшее количество споров вызывает реализация норм, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, что обусловлено наличием пробелов в законодательном регулировании самого механизма изменения вида разрешенного использования. Специальный федеральный закон, который регулировал бы порядок (механизм) изменения одного вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий на другой вид, до сих пор не принят и вряд ли будет принят в ближайшее время, учитывая длительность процесса разработки и принятия аналогичных актов, связанных с земельными отношениями в прошлом, когда проекты отдельных нормативных актов, регулировавших земельные вопросы, обсуждались в течении двух-трех лет и потом так и оставались в статусе проекта.

Следует отметить, что согласно существующим правилам допускается изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения только после перевода этих земель в другую категорию и только в исключительных случаях, что фактически означает невозможность такой процедуры на практике. Этот вывод основан на нормах Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Обобщая сложившуюся практику российских арбитражных судов за последние 5 лет (с 2018 по 2022 год), можно прийти к выводу о возможности классификации всех споров, касающихся изменения вида разрешенного использования участков земли, на

три самостоятельные группы. Первую группу образуют споры, связанные с отказом в изменении разрешенного использования земельных участков; вторая группа - споры, связанные с нарушением процедуры изменения разрешенного использования земельных участков; третья группа - споры о признании незаконными правовых актов об изменении разрешенного использования земельных участков 8. При этом специалисты допускают, что третья группа споров представляет собой автономную группу, поскольку речь идет об оспаривании (вследствие признания незаконными) правовых актов об изменении разрешенного использования земельных участков, решение в отношении которых принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность указанных органов определяется самостоятельной группой нормативных правовых актов, в том числе принимаемых и действующих как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующей редакцией статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодек) допускается разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства трех видов: основной, условно разрешенный, вспомогательный. При этом законодательно определено, что установление вида разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне является обязательным, а само изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Однако на практике реализация этого положения весьма затруднена ввиду ограниченного действия норм Градостроительного кодекса в отно-

8 См. Приженникова А.Н. Вид разрешенного использования земельного участка: Обзор судебной практики // Образование и право. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastkabzor-sudebnoy-praktiki

шении земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие сельскохозяйственных угодий определено в статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в соответствие с которой под ними понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и т. п.). В составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В связи с этим в одном из рекомендательных писем от 29 мая 2017 года № N 14-06641 -ГЕ/17 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, определяя общий порядок изменения вида разрешенного использования, обратила внимание на тот факт, что в пункте 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения зонирования определены соответствующими федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом нормами ЗК РФ регулируются отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую 9. В то же время законодатель вводит ограничения и определяет, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, в другую категорию не допускается при условии, что их кадастровая стоимость на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) или если эти земли относятся к ценным продуктивным сельскохо-

зяйственным угодьям.

Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капительного строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса «градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения». То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что «градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения».

Вместе с тем сотрудниками Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии обращается внимание на то, что согласно существующим правилам, закрепленным в части 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ, «перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Также общеизвестно, что принципом оборота земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения является принцип сохранения целевого использования земельных участков, и он при этом является опреде-

9 Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 мая 2017 года № 14-06641-ГЕ/17 «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения». URL: http://ppt.ru/docs/pismo/rosreyestr/n-14-06641-gye-17-133838

ляющим. Вероятно, именно по этой причине законодатель вводит ограничения на изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Такие ограничения заключаются в невозможности использования земельного участка для сельскохозяйственных целей без изменения категории земель такого участка. В то же время в пункте 2 статьи 7 ЗК РФ указано, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 44. Именно этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере земельных отношений в том числе сельскохозяйственного назначения.

Наличие отмеченных обстоятельств позволяет сделать вывод, который подтверждается материалами судебной практики, о невозможности изменения вида разрешенного использования для земель сельхозназначения. Приведем примеры.

Так, Верховный Суд Российской Федерации не разрешил изменить вид разрешенного использования и использовать дачный участок, расположенный на сельхозземлях, под магазин. Согласно материалам дела изначально на землях сельскохозяйственного назначения было расположено дачное товарищество, один из членов которого просил переоформить его участок под вид разрешенного использования «магазины». Нижестоящие суды поданный иск поддержали. Однако Верховный Суд Российской Федерации как вышестоящая инстанция принял окончательное решение и отменил решения нижестоящих судов, обязываю-

щих внести изменения в запись вида разрешенного использования, усмотрев в решениях нижестоящих судов нарушение законодательства 10.

Валерий К. потребовал в суде признать незаконным решение Аргаяшского отдела Росреестра по Челябинской области, который отказал ему в требовании изменить вид разрешенного использования участка «для ведения садово-дачного хозяйства» на вид разрешенного использования «магазины». Следует пояснить, что существующий механизм изменения вида разрешенного использования предусматривает обращение собственника земельного участка с такой просьбой (об изменении) в Росреестр, который может удовлетворить просьбу собственника или отказать ему в удовлетворении заявленного ходатайства. В связи с этим Валерий К. потребовал в суде признать незаконным решение Аргаяш-ского отдела Росреестра по Челябинской области. 7 августа 2020 года суд первой инстанции - Аргаяшский районный суд Челябинской области - удовлетворил иск и возложил на Росреестр обязанность изменить вид разрешенного использования. С этим решением согласились и поддержали его суды апелляционной и кассационной инстанций - Челябинский областной суд и затем Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (2 июня 2021 года). При этом позиции судов были основаны на том, что искомый земельный участок расположен на территории дачного объединения и не относится к землям сельскохозяйственных угодий. Вид разрешенного использования был изменен на садово-дачное хозяйство в 2008 году. При этом градостроительный регламент территориальной зоны ведения садоводства и огородничества предусматривает в качестве одного из вспомогательных видов разрешенного использования категорию «магазины». Однако Судебная

10 Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2021 года № 48-КАД21-18-К7. URL: https://legalacts.ru/sud/kassatsionnoe-opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-22122021-n-48-kad21-18-k7 (дата обращения: 10.03.2023).

коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решения нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение в Аргаяшский районный суд 11. Свое решение Судебная коллегия аргументировала следующим: поскольку федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий на другой вид, не принят, такое изменение невозможно. Это закреплено и в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования возможно только после перевода этих земель в другую категорию. Такая процедура допускается лишь в исключительных случаях. В рассматриваемом случае суд не усмотрел заявленную причину перевода исключительной.

Интересным представляется факт, по которому суд обосновывает свою позицию. Поскольку земельный участок К. в границы населенного пункта не включен и относится к землям сельскохозяйственных угодий (пашня), новый земельный участок был образован посредством выдела доли из земель сельскохозяйственных угодий, расположенных на поле кормового севооборота. Таким образом, по мнению вышестоящего суда, у нижестоящих судов не имелись основания для изменения категории разрешенного использования этого объекта и признания незаконным решения управления Росреестра по Челябинской области.

Аналогичное решение - отказ в удовлетворении жалобы - было принято и по жалобе дачного потребительского кооператива «Евразия». Дачный кооператив обратился в Первоуральский городской суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра о признании незаконным решения Управления Росреестра, которым

приостановлены действия по внесению в кадастровый учет земельного участка по вопросу изменения вида разрешенного использования с «для ведения сельского хозяйства» на «для ведения дачного хозяйства». В дополнение заявленных требований председатель дачного кооператива просил возложить на сотрудницу Росрее-стра обязанности внести соответствующие изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости 12. Однако по результатам рассмотрения жалобы заявителю было отказано.

Интересными представляются доводы административных ответчиков относительно обязательной смены категории земельного участка при изменении вида разрешенного использования. В обоснование своей позиции они посчитали, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Хотя подобный порядок для этой группы споров не предусмотрен.

Государственный регистратор провела правовую экспертизу документов, представленных для государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Она проанализировала материалы Государственного фонда данных землеустройства (они ранее были получены в результате проведения землеустройства), после чего установила, что согласно проекту перераспределения сельскохозяйственных угодий, включенного в состав Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, оспариваемый земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (пашни). Об исключении спорного земельного участка из состава сельскохозяйственных угодий в Управление информация не поступала, на основании чего она приостановила регистрацию изменения вида разрешенного использования. Аргументируя

11 Там же.

12 Решение от 29 марта 2019 года № 2А-753/2019 2А-753/2019~М-396/2019 М-396/2019 по делу № 2А-753/2019.

Ш1_: https://sudact.ru/regular/doc/0x8ZoZpp6YWP (дата обращения: 10.03.2023).

свою позицию, административный истец указывает, что основанием для внесения изменения в вид разрешенного использования в отношении указанного участка является муниципальный правовой акт - постановление Администрации городского округа Первоуральск «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу», однако этот документ не является основанием для принятия государственным регистратором решения о внесении изменений в вид разрешенного использования этого земельного участка. При изложении своей позиции представитель ответчика, сотрудник службы, указала, что в соответствии с классификатором такой вид разрешенною использования, как «для ведения дачного строительства», не предусмотрен. Существует вид «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)». Иной вид для разрешенного использования не предусмотрен. В связи с этим размещение дачных домов может осуществляться исключительно на земельных участках с соответствующим видом разрешенного использования. Они же законодательно отнесены к такой категории земель, как «земли населенных пунктов» со всеми вытекающими правовыми последствиями и ограничениями 13.

Имело место и иное решение. Так, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим распоряжения администрации «О включении земельных участков

в границы населенного пункта» из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения. Соответственно, включение их в границы населенного пункта противоречит пункту 3 статьи 95 ЗК РФ 14.

Анализ представленных решений и научных работ ведущих авторов в сфере земельного права позволяет сделать вывод о том, что в условиях изменения земельного и смежного (градостроительного, гражданского и т. д.) законодательства вопрос обеспечения эффективности действия норм земельного права, безусловно, имеет определяющее значение для того, чтобы правовое регулирование земельных отношений было результативным. Наиболее важными являются вопросы, связанные с установлением круга субъектов, управомоченных на изменение вида разрешенного использования; процедурными особенностями такого изменения; определением последствий несоблюдения установленных процедур и последствий использования участка с нарушением предусмотренных ограничений. По мнению В.А. Евстегнеева, действие правовых норм при регулировании этих отношений обусловлено значением земли как объекта правового регулирования, являющегося природным ресурсом и природным объектом 15.

Безусловно, приведенные судебные решения и проведенный анализ показали, что проблема совершенствования земельного законодательства в сфере перевода земель из одной категории в другую является одной из самых острых, нуждающихся в доработке как для более полного

13 Там же.

14 Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года № 35-АПА19-5.

15 См. Евсегнеев В.А. Вопросы обеспечения эффективности норм земельного права // Состояние и перспективы развития науки экологического и земельного права: сборник материалов XXV Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» / отв. ред. проф. А.К. Голиченков. М.: Издательство Московского университета, 2022. С. 83-84. URL: https://www.law.msu.ru/uploads/files/2022-05-27_Sofrino_%D0%98%D1%82%D0%BE%D0 %B3.pdf

понимания содержания законодательной базы в сфере земельного права, так и для упрощения процедур, связанных с переводом земель из одной категории в другую, в будущем. В условиях изменения территориальных границ России в связи с вхождением в ее состав территорий еще 4 новых регионов (Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской и Херсонской областей), богатых плодородными сельскохозяйственными уго-диями, и увеличением площади более чем на 100 тысяч квадратных километров эта проблема в ближайшие годы приобретет еще большую актуальность. Потребуются внесение ясности и четкости в конкретные процедурные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования, и устранение пробелов в национальном земельном законодательстве.

По мнению специалистов, суды придают важное значение соблюдению процедуры и полномочиям лиц, которые ее проводят 16. Это отмечает и Президиум Верховного Суда Российской Федерации в обзоре своей практики от 14 ноября 2018 года 17. Высшая судебная инстанция подтверждает возникновение на практике сложностей, например, в следующих случаях:

• при установлении круга субъектов, которые управомочены на изменение вида разрешенного использования;

• при учете особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена, и процедурных особенностей такого изменения;

• при использования участка с нарушением предусмотренных ограничений.

Очевидно и то, что для изменения категории земельного участка необходимо четкое основание. А пока законодатель и суды стараются минимизировать урон, который может быть причинен сельскохозяйственным угодьям при использовании их не по целевому назначению.

Таким образом, в настоящее время возможность изменения разрешенного использования сельскохозяйственных угодий теоретически существует, но является достаточно трудоемким процессом, связанным с многочисленными сложностями и нюансами. Рациональным шагом следует признать необходимость разработки и принятия закона, который регламентировал бы использование земельных участков и определял порядок проведения зонирования территорий, для которых не установлены градостроительные регламенты, соответственно, до установления особого правового режима отсутствует и возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в России в 2021 году. URL: https://cctmcx. ru/upload/iblock/95a/dp78ws0hmayqbeg9 ufhokdb97ceruhm4.pdf (дата обращения: 02.12.2023).

2. Земля счет любит. Минсельхоз сведет все данные о сельхозугодьях в одном реестре. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5811972 (дата обращения: 2.12.2023).

3. О порядке ведения государственного

16 Подробнее см. Рогачева А.И., Кивленок Т.В. Проблемы изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основе анализа судебной практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izmeneniya-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemel-praktiki (дата обращения: 05.0 6.2023).

17 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311024/

* Также в статье и соответствующих постраничных сносках авторами приведены дела, рассмотренные судами высших и региональных инстанций. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

реестра земель сельскохозяйственного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 года № 154. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Земли на карту. Минсельхоз решил создать схему распределения земельных ресурсов страны. URL: https://www.agroin vestor.ru/markets/article/40400-zemli-na-kar tu-minselkhoz-reshil-sozdat-skhemu-rasprede leniya-zemelnykh-resursov-strany (дата обращения: 17.05.2023).

5. Минсельхоз сведет все данные о сельхозугодьях в одном реестре. URL: https:// sia.ru/?section=484&action=show_news&id= 445897 (дата обращения: 15.03.2022).

6. Аграрный вице-премьер В. Абрамчен-ко ждет от Госдумы новых инструментов для перераспределения брошенных сель-хозземель в хорошие руки. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/5693652 (дата обращения: 02.12.2023).

7. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения : Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ : в редакции от 29 декабря 2022 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2023 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Волков С. Н., Липски С. А. Проблемы действующего правового механизма выявления неиспользуемых земель, принудительного прекращения прав на них и их последующего вовлечения в хозяйственный оборот // Аналитический вестник «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения». 2016. № 24 (623). URL: http://council.gov.ru/media/files/WyCseiCSCx NCIfXD9S6VMfFMkwnp0AAT.pdf

9. О правовых позициях ВС по спорам об изменении вида разрешенного использования земли. URL: https://www.advgazeta. ru/novosti/o-pravovykh-pozitsiyakh-vs-po-spo ram-ob-izmenenii-vida-razreshennogo-ispolzo vaniya-zemli/ (дата обращения: 10.03.2023).

10. Приженникова А. Н. Вид разрешенного использования земельного участка:

Обзор судебной практики // Образование и право. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastkabzor-sudebnoy-praktiki (дата обращения: 09.03.2023).

11. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ : в редакции от 29 декабря 2022 года. URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ 39dc72c976ad75cbd1bbdc145

12. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ : в редакции от 6 февраля 2023 года (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 марта 2023 года). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_33773/

13. Об изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения : письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 мая 2017 года № 14-06641-ГЕ/17. URL: http://ppt.ru/docs/pismo/rosreyestr/n-14-06641-gye-17-133838 (дата обращения: 14.03.2023).

14. О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 44. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Евсегнеев В. А. Вопросы обеспечения эффективности норм земельного права // Состояние и перспективы развития науки экологического и земельного права : сборник материалов XXV Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического, земельного права и законодательства» / отв. ред. проф. А. К. Голиченков. М. : Издательство Московского университета, 2022. 303 с.

16. Рогачева А. И., Кивленок Т. В. Про-

блемы изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основе анализа судебной практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-izmeneniya-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemel-praktiki (дата обращения: 05.0 6.2023).

* *

17. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка : утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года. URL: https://www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_311024/ (дата обращения: 22.05.2023).

Окончание. Начало на с. 75

скидку по ипотечному кредиту. Она не превышает 1%, но, учитывая сроки и размер ежемесячных платежей, дает существенную экономию.

«Застройщикам это тоже выгодно, потому что мы максимально быстро получаем деньги», - отметил коммерческий директор Time Development Юрий Раловец. По его словам, один день ожидания для застройщика составляет примерно 0,85% от оборота, а это ежемесячная экономия в размере от 100 млн р. до 150 млн р. Немалые деньги. И никакого человеческого фактора: люди в процессе оформления сделки не участвуют, и все действия сторон абсолютно прозрачны. Автоматизация процессов, уверен эксперт, может привести к дальнейшему удешевлению ипотеки и стоимости недвижимости.

Правда, по мнению специалистов портала МИР КВАРТИР, кое-какие нюансы остаются. Например, предупреждают эксперты, новая процедура регистрации может вызвать коллапс работы МФЦ по всей стране после новогодних праздников, поскольку, согласно регламенту, «на все про все» сейчас отводится 15 минут. За это время сотрудник обязан принять и загрузить документы, и с учетом различных ситуаций этого времени не всегда хватает. Скажем, если регистрация требует получения клиентом кодов в SMS. Кроме того, непонятно, что будет с клиентами, у которых нет мобильных телефонов. Не все пожилые люди используют этот вид связи. «С 1 января вы сможете, придя в МФЦ, подать документы не только в бумажном виде, но также с помощью ЭЦП в электронном формате. И можно будет в МФЦ провести сделку так же, как уже несколько лет делают банки», - успокоила руководитель офиса «Митино» ИНКОМ-Недвижимость Наталия Борзенкова.

Так или иначе, страна планомерно отказывается от бумажного документооборота. И чем быстрее пройдет процесс, тем меньше придется гражданам бегать по инстанциям за разными бумажками, выразили надежду опрошенные эксперты. Например, выписки ЕГРН на все свои объекты недвижимости собственник теперь может заказать, буквально не вставая с дивана, и совершенно бесплатно - через сайт Госуслуг. Причем, приходят они практически моментально, а не с недельной задержкой, как это было раньше при заказе через МФЦ.Опыт последних лет показывает, что государственный сервис движется в правильном направлении, учитывая индивидуальные потребности человека, резюмируют специалисты портала МИР КВАРТИР.

Информация предоставлена сайтом «<Единый ресурс застройщиков» https://erzrf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.