Научная статья на тему 'Спорные моменты биографии Кузьмы Минина'

Спорные моменты биографии Кузьмы Минина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1662
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗЫВ / НИЖНИЙ НОВГОРОД / МИНИН / ПОЖАРСКИЙ / ОПОЛЧЕНИЕ / АЛЯБЬЕВ / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / ИНТЕРВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морохин Алексей Владимирович, Кузнецов Андрей Александрович

На основании немногочисленных источников реконструируются важнейшие события, связанные с деятельностью одного из организаторов Нижегородского ополчения 1611–1612 гг. – Кузьмы Минина. Анализируются источники о происхождении Минина, сведения о его знаменитом призыве (воззвании) к нижегородцам, другие немногие известные факты его биографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ARGUABLE POINTS IN KUZMA MININ''S BIOGRAPHY

Based on scarce historical sources, this article reconstructs major events related to the activities of Kuzma Minin, one of the organizers of the Nizhni Novgorod People’s Militia of 1611–1612. We also analyze some sources about Minin's ancestry, as well as information about his famous appeal to the citizens of Nizhni Novgorod and some other little-known facts of his biography.

Текст научной работы на тему «Спорные моменты биографии Кузьмы Минина»

К 400-летию НАЧАЛА ПРЕОДОЛЕНИЯ СМУТЫ

УДК 94(47).045

СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ БИОГРАФИИ КУЗЬМЫ МИНИНА © 2012 г. А.В. Морохин, А.А. Кузнецов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 7.11.2012

На основании немногочисленных источников реконструируются важнейшие события, связанные с деятельностью одного из организаторов Нижегородского ополчения 1611-1612 гг. - Кузьмы Минина. Анализируются источники о происхождении Минина, сведения о его знаменитом призыве (воззвании) к нижегородцам, другие немногие известные факты его биографии.

Ключевые слова: Призыв, Нижний Новгород, Минин, Пожарский, Ополчение, Алябьев, Смутное время, интервенция.

Личность «выборного человека Всея Земли», организатора Второго ополчения Кузьмы Минина не одно столетие привлекает внимание ученых, деятелей культуры и политиков. За 400 лет вокруг личности Кузьмы Минина сложился устойчивый круг представлений. Но не все из них подтверждаются историческими источниками. Это обусловлено тем, что документы освещают жизнь Минина лишь на протяжении 5 лет, с 1611 г. по 1616 г.

Источники сообщают, что до 1611 г. он был нижегородец, посадский человек, торговец мясом (и, возможно, рыбой) [1, с. 127, 613, 699; 2, с. 202, 310; 3, с. 116]. Кузьма Минин появляется в истории сразу и вдруг в 1611 г. фактом своего выступления. Что же подвигло его на этот шаг и что же заставило нижегородцев внимать Минину? Вопросы отнюдь не праздные, поскольку в средневековом обществе была велика роль легитимности того или иного деятеля в восприятии его людьми. Эта проблема беспокоила историков XIX в. Известный беллетрист и исследователь нижегородских древностей П.И. Мельников (Андрей Печёрский) решал эту проблему так: староста Нижнего посада «Козьма Минин Сухорукий», живший «в Благовещенской слободе, в приходе Иоанна Предтечи, был известен... своим соотчичам своею честностью и храбростью. Первую он оказывал по делам городовым, вторую во время походов Алябьева и Репнина» [4, а 22, 27-28].

«Походы Алябьева и Репнина» - это характеристика Мельниковым борьбы за Нижний Новгород и прилегающие Поочье и Поволжье.

П.И. Мельников, говоря об участии Минина в походах Репнина и Алябьева, подчеркивал, что он еще до 1611 г. участвовал в борьбе с противниками законного царя Василия Шуйского. Источник этих сведений Мельниковым не был указан. Идеи Мельникова повторил Н.И. Храм-цовский, добавив, по-своему переданную, еще одну идею Мельникова: «В своем кругу Минин пользовался уважением по честности и храбрости. а более того - по своему возвышенному уму, которым достиг. не только безграничной доверенности нижегородцев, но и того, что князь Пожарский. признал его - простого посадского - себе равным» [5, с. 100-101].

Образуется замкнутый круг рассуждений: нижегородцы вняли Минину, поскольку он пользовался уважением за честность и храбрость; иначе бы его не послушали. Призыв к ратному действу должен был быть убедительным, если он исходил от человека, опытного в военном деле. Это - действительно аргумент, который может быть одним из предположительных объяснений того, почему Минина услышали. Надо констатировать наличие этой проблемы. Однако надо помнить, что нижегородцы своей борьбой в 1606-1610 гг. были подготовлены к тем чрезвычайным мобилизационным мерам, к которым их призвал Минин и его сторонники. Кузьма Минин не мог оказаться в стороне от суровых реалий нижегородской жизни в тот период времени. Только в такой общей характеристике можно согласиться с П.И. Мельниковым и Н.И. Храмцовским.

Как же Минин решился на публичное выступление? Традиционно историки пишут о вдохновлении его явлением Сергия Радонежского. Сведение об этом читается лишь в «Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия, творения Симона Азарьина» [6, с. 476-483], составленной монахом Троице-Сергиевой лавры во второй половине XVII в. Видение именно этого святого в данном тексте неслучайно: сначала архимандрит и келарь Троице-Сергиева монастыря прислали в Нижний Новгород грамоту с призывом подняться на борьбу, а потом Минин во сне видит Сергия Радонежского [6, с. 479]. Сведение расходится с тем доказанным фактом, что Минин с соратниками призвали нижегородцев на борьбу после получения осенью 1611 г. грамоты Гермогена, что послания Троице-Сергиева монастыря пришли позже ее [7, с. 246-248; 8, с. 68-76]. Поэтому сомнения в достоверности сведений Азарьина о грамоте из монастыря не позволяют принять другое его известие о явлении Сергия Радонежского Минину.

Следующий факт биографии Минина - его знаменитое воззвание. Источники представляют несколько его вариантов. Первый вариант речи приводится в «Повести о победах Московского государства», созданной на рубеже 1620-1630-х гг. Основные мотивы этого призыва: разорение Московского (Российского) государства и многих его городов, которое чревато угрозой благополучию Нижнего Новгорода; «побиение» православных, увод в плен жен и чад, лишение имущества; поэтому надо призвать смоленских дворян из-под Арзамаса; лучше им отдать свое имущество и жить; призыв разделить собственность каждого на три части и две трети ее отдать «христолюбивому воинству» [9, с. 29-30].

Второй вариант известен из «Нового летописца», завершенного в 1630 г.: нижегородцы не желали видеть православную веру в латинстве и задумались о помощи Московскому государству; торговец мясом «Козма Минин, ре-комый Сухорук» призвал помочь Московскому государству, не пожалеть животов своих, продавать дворы, закладывать жен и детей, бить челом тому, кто вступился за православную веру и стал военачальником [3, с. 16]. Внимание составителя «Нового летописца» приковано к событиям, в которых участвовал Д.М. Пожарский. Подробный рассказ о возникновении нижегородского ополчения делает основным героем его, а роль Минина сводится лишь к начальному призыву [10, с. 306].

«Третья» речь Минина читается в «Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия»:

Московское государство и его города разорены, население от вельмож до простых людей посечено, опозоренные их жены и дочери уводятся в плен, Москва и другие города «одержими от еретик», только Божья благодать хранит Нижний Новгород, а враги (поляки, литовцы и русские «крестопреступники») хотят его жителей «расхитить». После этого Минин «мало себе нечто в дому своем оставив, а то все житие свое положив пред всеми на строение ратных людей» [6, с. 480].

Еще один вариант косвенно приводится в Пискаревском летописце: «И некоим смотрением божиим лета 7120-го в Нижнем Новеграде некий торговой человек от простых людей, имянем Козьма, прозвище Минин... И почал советовати с своею братьею с нижегородцы з гостьми и с торговыми людьми, и со всякими: како бы им пособити Московскому государь-ству» [11, с. 217].

Источники не приводят тех сведений о словах и действиях Минина, которые впоследствии стали широко и хорошо известны массовому читателю. Источник информации, зафиксированной в нарративных памятниках, определяется в грамотах, рассылавшихся руководством Второго ополчения в города с призывом поддержать инициативу Нижнего Новгорода. В частности, отмечалось, что «всякие люди Нижнего Новагорода, посоветовав меж собя, приговорили животы свои и домы с ними (собранным войском. - Авт.) разделити, жалованье им и подмогу дати». В окружной грамоте Д.М. Пожарского прямо указывалось на причастность к этому Минина: «в Нижнем Новего-роде гости и посадские люди и выборный человек Косма Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, учали ратных людей сподоблять денежным жалованьем» [12, с. 594].

После того как нижегородцы поддержали инициативу Минина и подписали приговор об организации ополчения, ему был поручен сбор средств. Согласно приговору, у Минина были полномочия «страх на ленивых налагати», продавать дворы нерадивых плательщиков. Он «нижегородских посадцких торговых и всяких людей окладывал, с ково что денег взять, смотря по пожитком и по промыслом» [2, с. 353]. Для найма служилых людей Минин собирал с нижегородцев «третью деньгу» (т.е. треть состояния). По косвенным данным, эти деньги были большей частью добровольными пожертвованиями, но имел место и принудительный заем с богатых торговцев [13, с. 26, 64].

Нет сведений и о том, где и когда Минин обратился с призывом к нижегородцам. Манкиев

полагал, что Минин произнес свою речь «встав посреди народа на площади» [14, с. 300], правда, не указав на какой. Позднее это утверждение закрепилось в историографии [15, с. 445; 16, с. 22; 17, с. 103; 18, с. 9]. Нижегородским исследователям надо было лишь точно определить ее «адрес». П.И. Мельников полагал, что знаменитое воззвание к нижегородцам состоялось «на торгу в народном собрании» [4, с. 25].

А.С. Гациский полагал, что Минин выступал у Ивановских ворот [19, с. 151]. К началу XX в. эта версия утвердилась, благодаря тому, что П.И. Мельников произвольно указал на проживание Минина недалеко от этого места. Свидетельство тому - картина К.Е. Маковского, где выступающий Минин изображен у храма Иоанна Предтечи, расположенного у подножия Ивановской воротной башни Нижегородского кремля. Сейчас эта точка зрения является господствующей. Она же повлияла в конечном итоге и на создание еще двух «фактов» биографии Минина: 1) от Ивановской башни, где началось складывание ополчения, оно отправилось на Москву; 2) Минин выступал именно там, потому что рядом находилась земская изба, где он как земский староста регулярно бывал, следовательно, он жил где-то неподалеку. Между тем ни для локализации места клича Минина, ни для локализации пункта выхода ополчения, ни для установления адреса Минина данных нет. Тем не менее Ивановская башня Нижегородского кремля, храм Иоанна Предтечи являются «местами памяти», связанными с Мининым и ополчением.

В качестве реальной военной силы было решено пригласить дворян и боярских детей из захваченных поляками уездов Смоленской земли. Смоляне, опытные воины, были пожалованы руководителем Первого ополчения князем Д.Т. Трубецким поместьями в Арзамасском уезде взамен утраченных, но не были приняты местными жителями. Однако обстоятельства и время появления в Нижнем Новгороде смолян также остаются до конца не выясненными. Согласно «Новому летописцу», они сами отправили челобитчиков, «чтобы их приняли к себе в Нижний» (видимо, на службу за жалованье), после чего смолян вместе с дворянами Дорогобужа и Вязьмы пригласили и «нача давати жалованье, что збираху в Нижнем» [3, с. 117]. Согласно другим источникам, с инициативой призвания смолян выступили нижегородцы [9, с. 30-31; 6, с. 481]. «Карамзинский хронограф» также сообщает, что жители Нижнего Новгорода сами «присылали» к смолянам, чтоб те «в Нижний пришли». Этот же источник называет и

дату отправления смоленских дворян в Нижний Новгород — «о Дмитриев день», т. е. 26 октября [2, с. 353] 1611 г. По расчетам П.Г. Любомирова, прибыть в город они могли уже 28 октября [8, с. 91-93] 1611 г. Итак, последовательность событий при организации Второго ополчения, в которой участвовал Минин, остается неясной.

Интересное предположение о целях призвания в Нижний Новгород смолян выдвинул

В.Н. Козляков: «не исключено, что был предпринят найм ратных людей для обороны города» [20, с. 167]. Это значило, что «земский центр сопротивления подмосковным казакам и самообороны создавался в Нижнем Новгороде исподволь», а приглашенные смоляне первоначально должны были решать исключительно локальные задачи.

Вокруг Минина и князя Пожарского возник совет, в который вошли авторитетные представители «служилого города» (князь И.Д. Болхов-ской), местного духовенства (архимандрит Печерского монастыря Феодосий, протопоп Спа-со-Преображенского собора Савва Евфимьев), приказного аппарата (дьяк Василий Юдин). В составе совета не видно воевод. С.Ф. Платонов отмечал наличие в Нижнем Новгороде «особого от городского административного штата», руководимого Д.М. Пожарским, И. Биркиным, дьяком В. Юдиным и Кузьмой Мининым [21, с. 348; 22, с. 12]. Особый - это значит отдельный, отстоящий от городских властей, т.е. нижегородских воевод. После падения Василия Шуйского, которому верно служили нижегородские воеводы и служилый город, и приглашения «семибоярщиной» на престол королевича Владислава, нарушения этого договора Сигизмундом III, бесчинств тушинцев и других деструктивных сил нижегородское руководство оказалось в кризисе. Во второй половине 1610 г. Нижегородским уездом управляли воеводы А.А. Репнин, А.С. Алябьев,

В.В. Аничков. Все они получили эти должности из рук Василия Шуйского. В 1611 г. первым воеводой в Нижний Новгород был назначен князь В.А. Звенигородский - ставленник «семибоярщины». Неизбежно между ними должны были возникнуть трения. Кроме того, «назначенцы» Василия Шуйского после его падения потеряли ценностные ориентиры в своей деятельности, в которую были вовлечены нижегородские служилые люди.

На фоне этого «кризиса верхов» в Нижнем Новгороде стала развиваться инициатива по самоорганизации всех свободных людей. Она воплотилась в создании «Городового совета». Возможно, этот орган при параличе воеводской

власти и взял управление городом и выстраивание стратегии поведения в свои руки.

Благодаря Минину с его дальновидностью и практической хваткой делового человека, Второе ополчение отличалось хорошей организацией. Это способствовало его успеху. Во второй половине февраля 1612 г. из Нижнего Новгорода выступил передовой отряд ополчения во главе с князем Дмитрием Петровичем Лопатой (Пожарским) и дьяком Семейкой Самсоновым. В конце февраля - начале марта выступили и основные силы ополчения, двинувшиеся по маршруту Балахна - Юрьевец - Решма - Ки-нешма - Плесо (Плес) - Кострома - Ярославль.

«Новый летописец постоянно подчеркивал, что на протяжении похода все действия по организации движения исходили от двух человек -Пожарского и Минина [3, с. 122-123]. Простояв несколько месяцев в Ярославле, ополчение в конце июля 1612 г. двинулось к Москве. Во время сражения в Замоскворечье 24 августа с отрядами гетмана Ходкевича Минин проявил незаурядный воинский талант и мужество, лично возглавив ночную контратаку [3, с. 125-126].

Избрание в феврале 1613 г. Земским собором нового царя Михаила Фёдоровича Романова означало прекращение полномочий «Совета всея земли». Новый монарх оценил деятельность земского старосты из Нижнего Новгорода. Минин получил чин думного дворянина с жалованьем в 200 руб. в год; двор в Нижегородском кремле; с. Богородское (при нем 9 «деревень живущих» и 3 пустоши) в Нижегородском уезде и поместье в 1630 четвертей земли. Чуть позже, по жалованной грамоте от 20 января 1615 г., эти земли были переведены в вотчину Кузьме, его сыну Нефеду и всем потомкам «в род их неподвижно». При выдаче этого документа 23 февраля 1615 г. с Минина, по приказу постельничьего К.И. Михалкова, не взяли даже положенную пошлину, что может свидетельствовать о расположении царя Михаила Фёдоровича к Минину [23, с. 101]. Это отношение косвенно подтверждает и тот факт, что челобитье Минина, поданное царю в мае 1615 г. о том, чтобы всех его родственников, холопов и крестьян судили не в Нижнем Новгороде, а в Москве, было удовлетворено.

Административные и финансовые способности Минина также по заслугам были оценены правительством царя Михаила Фёдоровича. Неслучайно именно Минину был поручен сбор первой пятины «в Москве с гостей, гостиной и суконной сотен и с черных сотен и слобод» [13; с. 26]. Также известно, что Минин вместе с боярами подписывал в конце 1614 г. грамоту в

Польшу, участвовал в управлении государством во время похода царя на богомолье в Троице-Сергиев монастырь в 1615 г.

Последние дни жизни Кузьмы Минина содержат немало загадок. Известно, что в связи с антиправительственными выступлениями в Казанском уезде в конце 1615 - начале 1616 г. Минин был отправлен царем вместе с боярином Г.П. Ромодановским и дьяком М. Поздеевым в Казанский уезд «для сыску, очево Татаровя и Черемиса заворовали» [2, с. 362]. На обратном пути в Москву Минина «на дороге не стало» [2, с. 363]. Нижегородские историки второй половины XIX - начала XX в. пришли выводу, что он скончался в марте - июне 1616 г.

Посмертная судьба останков Минина волновала потомков, рождались и новые легенды о «спасителе Отечества». Посетивший Нижний Новгород в 1794 г. писатель Н. Ильинский, искавший могилу Минина в Спасо-Преображен-ском соборе, отметил: «прискорбно мне было, что нет на том месте ни памятника, ни надписи.» [16, с. 66]. Французу Кюстину, посетившему Нижний Новгород в 1839 г., нижегородский губернатор М.П. Бутурлин сообщил, что по распоряжению императора Николая I в 1837 г. перестроил и перенес обветшавший Спасо-Преображенский собор «шагов на пятьдесят дальше» вместе с прахом Минина [24, с. 297-292]. Интерес Н. Ильинского к месту захоронения был вызван тем, что он узнал о нем из труда И.И. Голикова. Тот сообщал о поклонении Петра I могиле Минина в Спасо-Преображенском соборе. Как показала проверка, данных о речи Петра I над могилой Минина нет. Тем не менее сюжет о поклонении первого русского императора праху «спасителя Отечества» был закреплен стараниями П.И. Мельникова и его ученика, впоследствии крупного историка, С.В. Ешевского [25, с. 186-206]. Между тем лишь изыскания Н. Ильинского заставили нижегородские власти определить место захоронения Минина и его дальнейшее оформление. Источников о захоронении Минина в Нижнем Новгороде нет. Тем не менее останки из «погребения Минина» в 1929 г. были извлечены (перед взрывом собора) и переданы в музей. Погребены они были в 1962 г. в Михайло-Архангельском соборе.

Неполнота сведений о Минине порождает версии, «дополняющие» его биографию. Первые поиски таких сведений о Кузьме Минине относятся к XIX в. Они начались в Нижнем Новгороде и привели к злоупотреблениям: в «родственники» к Минину записывались и в Нижнем, и в Балахне, и в Казани, и в Туле.

Последние полвека наиболее распространено мнение о происхождении Кузьмы Минина из Балахны. В 1965 г. И.А. Кирьянов, изучив синодики нижегородских Печерского монастыря, Михайло-Архангельского собора и писцовую книгу Балахны, отметил совпадения имен нижегородских и балахнинских Мининых и предположил, что все балахнинские Минины восходят к Мине Анкудинову, отцу Кузьмы Минина [26, с. 144-146]. В.А. Кучкин привел новые доводы в пользу предположения И.А. Кирьянова [27, с. 209-211]. Оно объясняло появление военнополитического тандема «Минин - Пожарский»: под Балахной соляные варницы балахнинских Мининых и князя Д.М. Пожарского стояли рядом. Балахнинская версия порождает и проблему. Как в условиях феодального общества с присущей ему привязанностью людей к конкретным средневековым тягловым корпорациям богатый говядарь Минин мог безболезненно для балахнинских налогоплательщиков переехать в другой город?

Проверка предположения Кирьянова - Куч-кина показала, что совпадений имен балахнин-ских и нижегородских Мининых меньше, чем различий: 3 против 18. Следов бытования нижегородского предания о рождении Кузьмы Минина в Балахне не найдено. При изучении данных о жене и сыне Минина можно допустить, что Кузьма Минин родился в 1570-е гг. в Нижнем Новгороде [28, с. 184-195]. Исследование балахнинских документов XVII в., в которых имеются сведения о балахнинских Мининых-Анкудиновых, показало, что Кузьма Минин среди них не упоминается [29, с. 138-151]. Версия последнего времени о татарском происхождении Минина не выдерживает критики [30, с. 239-249; 31, с. 77-78].

Немало споров было и по поводу братьев и сестер народного героя. У Минина имелась сестра Софья, которая в 1654 г. была старицей Московского Зачатьевского женского монастыря [29, с. 138]. Известно, что у Кузьмы были братья Сергей и Безсон [28, с. 184-195].

Небольшой круг разнородных источников, содержащих сведения о Кузьме Минине, способствовал возникновению многих необоснованных утверждений как о деятельности этого народного героя, так и об основных вехах его биографии. Неподтвержденные известия о Минине широко распространены и в Нижнем Новгороде, и по всей России. Многие из них закрепились в общественном сознании благодаря идеологическим заказам в императорской России и в СССР (особенно перед Великой Отечественной войной и в ходе ее).

В Нижнем Новгороде средством информирования людей о Кузьме Минине стала визуализация - памятники и места памяти (гробница, храмы, памятники архитектуры). Тем не менее бороться с неподтверждаемыми представлениями не имеет смысла: ведь они играют роль исторической идентификации общества, позволяя свою современность встраивать в цепь времен и поколений. Более продуктивно, на наш взгляд, оперируя достоверными и проверенными сведениями, показывать феномен народной инициативы в условиях социокультурного кризиса.

Данная статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ в 2012 г. и плановом периоде 2013-2014 годов (шифр заявки 6.3487.2011): «Общественный договор» в практиках политогенеза и преодоления социокультурных кризисов: исследования теоретических, историографических и мемориальных аспектов.

Список литературы

1. Российская историческая библиотека. Т. 13. СПб., 1891. С. 127, 613, 699.

2. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. 551 с.

3. Новый летописец // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. XIV. М.: Наука, 1965. 290 с.

4. Мельников П.И. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время // Отечественные записки. 1843. № 7. Отд. 2. С. 1-32.

5. Храмцовский Н.И. История и описание Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Книги, 1998. 608 с.

6. Подвиг Нижегородского ополчения. Т. 1. Н. Новгород: Книги, 2011. 624 с.

7. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. М.: Аграф, 1999. 336 с.

8. Подвиг Нижегородского ополчения. Т. 2. Н. Новгород: Книги, 2011. 672 с.

9. Повесть о победах Московского государства. Л.: Наука, 1982. 159 с.

10. Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 400 с.

11. Пискаревский летописец // ПСРЛ. Т. XXXIV. М.: Наука, 1978. 292 с.

12. Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. М., 1819.

13. Веселовский С.Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Фёдоровича. М., 1908. 234 с.

14. Манкиев А.И. Ядро российской истории. М., 1770. 400 с.

15. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Т. 12. М., 1840. 856 с.

16. Ильинский Н.С. Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа нижегородского купца Козьмы Минина. СПб., 1799. 78 с.

17. Львов П.Ю. Минин и Пожарский спасители Отечества. СПб., 1810. 226 с.

18. Данилевский В. Кузьма Минин. М.: Госполи-тиздат, 1942. 19 с.

19. Гациский А.С. Последний летописец. Н. Новгород: Книги, 2001. 716 с.

20. Козляков В.Н. Развитие земской идеи в Нижегородском ополчении // Мининские чтения. Н. Новгород: ННГУ, 2007. С. 163-179.

21 . Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М.: Памятники ист. мысли, 1995. 470 с.

22. Речь проф. Платонова на торжественном заседании Нижегородской ученой архивной комиссии 25 авг. 1911 г. // Мининские чтения. Н. Новгород: ННГУ, 2005. С. 7-13.

23. Буганов В.И. «Выборный человек всею землею» Кузьма Минин // Вопросы истории. 1980. № 9. С. 90-102.

24. Кюстин А. Николаевская Россия. М.: Политиздат, 1990. 352 с.

25. Морохин А.В., Кузнецов А.А. «Спаситель Отечества»: о начале формирования образа Кузьмы Минина в отечественной историографии // Мининские чтения. Н. Новгород: Кварц, 2011. С 186-206.

26. Кирьянов И.А. О Кузьме Минине (новые материалы к биографии) // История СССР. 1965. № 1.

С. 144-146.

27. Кучкин В.А. О роде Кузьмы Минина // История СССР. 1973. № 2. С. 209-211.

28. Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина //

Мининские чтения. Н. Новгород: ННГУ, 2007.

С. 184-195.

29. Сироткин С.В. «Братья» и сестры Кузьмы Минина: генеалогический этюд // Мининские чтения. Н. Новгород: РИО ЦАНО, 2010. С. 138-151.

30. Дорофеев Ф.А. Фантом Кириши Минибаева как зеркало российской фолк-хистори // Мининские чтения. Н. Новгород: ННГУ, 2007. С. 239-249.

31. Козляков В.Н. Современная мифология Смутного времени // Смутное время: итоги и уроки. Иваново: «Иваново», 2011. С. 74-80.

SOME ARGUABLE POINTS IN KUZMA MININS BIOGRAPHY A. V. Morokhin, A. A. Kuznetsov

Based on scarce historical sources, this article reconstructs major events related to the activities of Kuzma Minin, one of the organizers of the Nizhni Novgorod People’s Militia of 1611-1612. We also analyze some sources about Minin's ancestry, as well as information about his famous appeal to the citizens of Nizhni Novgorod and some other little-known facts of his biography.

Keywords: appeal, Nizhni Novgorod, Minin, Pozharsky, Alyabyev, the Time of Troubles, intervention, People’s Militia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.