Научная статья на тему 'Кузьма Минин: факты и легенды'

Кузьма Минин: факты и легенды Текст научной статьи по специальности «Всеобщая история»

CC BY
533
133
Поделиться
Ключевые слова
Н. НОВГОРОД / К. МИНИН / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / N. NOVGOROD / K. MININ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Морохин Алексей Владимирович, Кузнецов Андрей Александрович

Статья посвящена противоречивым вопросам биографии и деятельности Кузьмы Минина. Авторы обощают последние исследования о месте и дате рождения К. Минина и о последних годах его жизни. В статье содержится информация о его знаменитом Воззвании.

Kuzma Minin: Facts and Legends

This paper is devoted to controversial issues of biography and activity of Kuzma Minin. The text summarizes recent studies about place and birth of K. Minin and his last years of life. The article contains information about the famous Appeal of Minin.

Текст научной работы на тему «Кузьма Минин: факты и легенды»

Морохин Алексей Владимирович,

к. и. н., доцент, заведующий кафедрой историографии и источниковедения Нижегородского ГНИ (Нижний Новгород)

Кузнецов Андрей Александрович,

д. и. н., профессор кафедры истории России Нижегородского государственного педагогического университета (Нижний Новгород)

КУЗЬМА МИНИН: ФАКТЫ И ЛЕГЕНДЫ

Выделим основные проблемные «узлы» биографии Кузьмы Минина.

Отсутствие достоверных сведений о дате и месте рождения народного героя. Источники лишь сообщают, что до 1611 г. он был нижегородец, посадский человек, торговец мясом (и, возможно, рыбой) (РИБ. Т. 13. СПб., 1891. С. 127, 613, 699; Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 202, 310; ПСРЛ. Т. 14. М., 1965. С. 116). Неполнота сведений о Минине порождает версии, «дополняющие» его биографию.

Первые поиски сведений о биографии Кузьмы Минина относятся к XIX в. Они начались в Нижнем Новгороде (Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). Ф. 2. Оп. 6. Д. 345; Ф. 60. Оп. 233. Д. 2025. Л. 1-30; см. также: Дело о потомках Козьмы Минина // Действия НГУАК. Т. 13; Морохин А. В., Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина // Российская История. 2009. № 4. С. 204). Эти поиски привели к злоупотреблениям: в родственники к Минину записывались и в Нижнем, и в Балахне, и в Казани, и в Туле.

Последние полвека наиболее распространено мнение о происхождении Кузьмы Минина из Балахны. В 1965 г. И. А. Кирьянов, опираясь на «существование давнего нижегородского предания, связывающего фамилию Мининых с Балахной», изучил синодики нижегородских Печерского монастыря, Михайло-Архангельского собора и писцовую книгу Балахны. Историк отметил совпадения имен нижегородских и балахнинских Мининых и предположил, что все балахнинские Минины восходят к Мине Анкудинову, отцу Кузьмы Минина (Кирьянов И. А. О Кузьме Минине. (Новые материалы к биографии) // История СССР. 1965. № 1. С. 144-146).

В. А. Кучкин привел новые свидетельства и доводы в пользу предположения И. А. Кирьянова (Кучкин В. А. О роде Кузьмы Минина // История СССР. 1973. № 2. С. 209-211). Это предположение объясняло появление военно-политического тандема «Минин-Пожарский»: под Балахной соляные варницы балахнинских Мининых и князя Д. М. Пожарского стояли рядом. Следовательно, Минин и Пожарский были знакомы еще до событий 1611-1612 гг. Балахнинская версия порождает и проблемы: как в условиях феодального общества с присущей ему привязанностью людей к конкретным средневековым тягловым корпорациям богатый говядарь Минин мог безболезненно для балахнинских налогоплательщиков переехать в другой город?

Проверка предположения Кирьянова-Кучкина показала, что совпадений имен балахнинских и нижегородских Мининых меньше, чем различий: 3 против 18. Следов бытования нижегородского предания о рождении Кузьмы Минина в Балахне не найдено. Б. М. Пудалов, используя данные о жене и сыне Минина, предложил гипотезу, согласно которой Кузьма Минин родился в 1570-е гг. в Нижнем Новгороде (Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина // Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижний Новгород, 2007. С. 184-195). Сторонники балахнин-ской версии происхождения Минина убедительных аргументов не предлагают (Карташева М. В. О происхождении Кузьмы Минина // Российская История. 2009. № 4. С. 202-203). Исследование балахнинских документов XVII в., в которых имеются сведения о балахнинских Мининых-Анкудиновых, показало, что Кузьма Минин среди них не упоминается (Сироткин С. В. «Братья» и сестры Кузьмы Минина: Генеалогический этюд // Мининские чтения. Труды участников международной научной конференции. Нижний Новгород, 2010. С. 138-151).

Версия о татарском происхождении Минина не выдерживает критики (Дорофеев Ф. А. Фантом Кириши Минибаева как зеркало российской фолк-хистори // Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижний Новгород, 2007. С. 239-249; Козляков В. Н. Современная мифология Смутного времени // Смутное время: Итоги и уроки. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Иваново, 2011. С. 77-78).

Вопросы рождает и знаменитое воззвание Минина к нижегородцам. Оно известно по ряду источников. Первый вариант речи приводится в «Повести о победах Московского государства», созданной в конце 1620-х или на рубеже 1620-1630-х гг. Поводом к призыву Минина стало появ-

ление недалеко от Нижнего Новгорода смоленских дворян, составивших основу ополчения. Основные мотивы этого варианта призыва: разорение Московского (Российского) государства и многих его городов, которое чревато угрозой благополучию Нижнего Новгорода; «побиение» православных, увод в плен жен и чад, лишение имущества; поэтому надо призвать смоленских дворян из-под Арзамаса; лучше им отдать свое имущество и в правой вере жить; призыв разделить собственность каждого на три части и две трети отдать «христолюбивому воинству» (Повесть о победах Московского государства. Л., 1982. С. 29-30).

Второй вариант воззвания известен из «Нового летописца», завершенного между 14 июля и до 1 сентября 1630 г. Речь Минина невелика: нижегородцы не желали видеть православную веру в латинстве и задумались о помощи Московскому государству; торговец мясом «Козма Минин, реко-мый Сухорук» призвал помочь Московскому государству, не пожалеть животов своих, продавать дворы, закладывать жен и детей бить челом тому, кто вступился за православную веру и стал военачальником (ПСРЛ. Т. 14. М., 1965. С. 116). Исследователи отмечали внимание составителя Нового летописца к событиям, в которых принимал участие Д. М. Пожарский. Подробный рассказ о возникновении нижегородского ополчения делает основным героем его, а роль Минина сводится лишь к начальному призыву. Вслед за ним нижегородцы решают послать за Пожарским и начинается рассказ о нем (ПСРЛ. Т. 14. М., 1965. С. 116). Возможно, начальные фразы проповеди Минина «были... приписаны позднее к рассказу о Пожарском, чтобы немного усилить роль Минина» (Вовина-Лебедева В. Г. Новый летописец: История текста. СПб., 2004. С. 306).

Третья речь Минина читается в «Книге о новоявленных чудесах преподобного Сергия», составленной монахом Троице-Сергиевой лавры Симоном Азарьиным во второй половине XVII в. Положения воззвания земского старосты у Азарьина таковы: Московское государство и его города разорены, население от вельмож до простых людей посечено, опозоренные их жены и дочери уводятся в плен, Москва и другие города «одержими от еретик», только Божья благодать хранит Нижний Новгород, а враги (поляки, литовцы и русские «крестопреступники») хотят его жителей «расхитить». После этого Минин «мало себе нечто в дому своем оставив, а то все житие свое положив пред всеми на строение ратных людей», примеру земского старосты последовали и другие нижегородские «гости и торговые люди» (Азарьин С. Книга о чудесах преподобного Сергия // Памятники древней письменности. Вып. 70. СПб., 1888. С. 34-35).

Сохранившиеся источники не сообщают о словах и действиях Минина, впоследствии хорошо известных массовому читателю. Все версии мининского призыва к нижегородцам были созданы через несколько десятилетий после описываемых событий и разнятся между собой. Источник информации, зафиксированной в летописных памятниках, определяется в грамотах, рассылавшихся руководством Второго ополчения в города с призывом поддержать инициативу Нижнего Новгорода. В частности, отмечалось, что «всякие люди Нижнего Новагорода, посоветовав меж собя, приговорили животы свои и домы с ними (собранным войском. — А. М., А. К.) разделите, жалованье им и подмогу дати». В другой грамоте говорилось, что нижегородцы «сами себя ни в чем не пощадили». А в окружной грамоте Д. М. Пожарского прямо указывалось на причастность к этому Минина: «в Нижнем Новегороде гости и посадские люди и выборный человек Косма Минин, ревнуя пользе, не пощадя своего имения, учали ратных людей сподоблять денежным жалованьем» (ААЭ. Т. 2. СПб., 1836. № 201. С. 339; № 213. С. 272; СГГД Ч. 2. М., 1819. № 281.

С. 594).

Хорошо известные действия Минина, содержащие призыв к нижегородцам собирать ополчение для спасения страны и слова о том, что в случае нехватки средств для этого нужно быть готовым к тому, чтобы продать свои дома и заложить жен и детей, впервые были приведены историком И. И. Голиковым, собравшем все эти сведения из доступных ему источников в единый нарратив и добавившем новые и яркие подробности действий Минина (Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Изд. 2-е. Т. 12. М., 1840. С. 445). Затем из сочинения И. И. Голикова эти подробности были заимствованы последующими поколениями историков. Так сформировалось расхожее представление о словах и делах нижегородского земского старосты.

Последние дни жизни Минина содержат немало загадок. Известно, что, уже будучи думным дворянином, Минин в связи с антиправительственными выступлениями в Казани в конце 1615 - начале 1616 г. был отправлен царем в Казанский уезд «для сыску, очево Татаровя и Черемиса заворовали» (Дворцовые Разряды, по высочайшему повелению изданные II Отделением собственной Его Императорского Величества канцелярией. Т. 1. СПб., 1850. С. 208; Попов А. Изборник... С. 362). На обратном пути в Москву, как сообщает Столяров хронограф, Минина «на дороге не стало» (Попов А. Изборник... С. 363). Нижегородские историки, занимавшиеся

изучением вопроса о времени смерти Минина, пришли к выводу, что он скончался в период между мартом-июнем 1616 г. (Парийский С. Справка о времени кончины Минина // Волгарь, 1916. № 124. С. 2; ОР РНБ. Ф. 585. On. 1. № 6709. JI. 1-1 об.).

Надо констатировать, что небольшой круг разнородных источников, содержащих сведения о Кузьме Минине, способствовал возникновению многих необоснованных утверждений как о деятельности этого народного героя, так и об основных вехах его биографии.

Ключевые слова: Н. Новгород, К. Минин, Смутное время Information about the article:

Authors: Morokhin, Aleksey Vladimirovich, Ph. D. in History, Nizhegorodsky state Pedagogical university, Nizhni Novgorod, Russia, alexmorohin@vandex.ru;

Kuznetsov, Andrey Aleksandrovich, Doctor in History, Nizhegorodsky state Pedagogical university, Nizhni Novgorod, Russia, nalbuz@mail.ru Title: Kuzma Minin: Facts and Legends

Summary: This paper is devoted to controversial issues of biography and activity of Kuzma Minin. The text summarizes recent studies about place and birth of K. Minin and his last years of life. The article contains information about the famous Appeal of Minin. Key words: N. Novgorod, K. Minin, The Time of Trouble