Исаева Н.Н. ©
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
СПЛОЧЕННОСТЬ ВОИНСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования сплоченного воинского подразделения.
В статье раскрывается сущность и структурные компоненты сплоченности, такие как ценностно-ориентационное единство, боевая слаженность подразделения или сработанность, психологическая совместимость военнослужащих.
Ключевые слова: сплоченность, воинское подразделение, ценностно-ориентационное единство, боевая слаженность, сработанность, психологическая совместимость,
военнослужащие.
Keywords: cohesion, military unit, value-orientation unity, combat coordination, harmony, psychological compatibility, military.
В настоящее время в столь сложных политических и экономических условиях, в которых оказалась наша страна внутренние войска МВД России должны отличаться высокой эффективностью боевой деятельности.
Одним из факторов, повышающих эффективность служебно-боевой деятельности личного состава является изучение проблемы сплочения воинских подразделений. Наряду с совершенствованием индивидуальной воспитательной работы с каждым военнослужащим, методики занятий по общественно-государственной и боевой подготовке, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, реализации мероприятий психологического профотбора, все чаще командиры подразделений, их заместители по работе с личным составом, военные психологи сталкиваются с необходимостью согласования совместных действий военнослужащих в подразделениях, убеждаются, что без учета такого социальнопсихологического фактора как сплоченность невозможно качественное освоение военнослужащими современной техники и оружия, поддержание высокой боевой готовности и решение поставленных перед подразделением в целом служебно-боевых задач.
Известно, что воинская деятельность в большинстве своем деятельность коллективная, и достижение поставленных целей, выполнение задач воинским коллективом происходит в различных, тесно связанных между собой сферах деятельности. Основными из них являются: ценностно-ориентационная, военно-профессиональная и межличностнобытовая.
Структурные компоненты сплоченности в этих сферах деятельности будут следующими [2, 60].
Ценностно-ориентационная сфера деятельности имеет побудительно-ориентационное назначение и призвана сформировать единство взглядов, ценностных установок военнослужащих, а так же стремление к единству у воинов в период адаптации, на начальных этапах формирования коллектива. Ценностно-ориентационное единство, как компонент сплоченности, предполагает прежде всего общность взглядов на предназначение внутренних войск, на необходимость защиты Отечества от внутреннего врага, соблюдение конституционных норм, на высоко-профессиональное освоение боевой техники и вооружения, на формирование высокого уровня боевого мастерства, поддержание крепкой
© Исаева Н.Н., 2015 г.
воинской дисциплины и правопорядка; отсутствие принципиальных противоречий в подразделении по профессиональным, моральным нравственным, и религиозным вопросам.
Объективно ценностно-ориентационное единство проявляется в силе и степени направленности: убеждений, потребностей, мотивов, установок, целей военнослужащих и субъективно реализуется в желании сотрудничать, в чувстве доверия к сослуживцам. Расхождение во взглядах на вопросы морали и нравственности, справедливости могут стать непреодолимым барьером на пути к установлению ценностного единства подразделения. Единство в ценностно-ориентационной сфере играет определяющую роль в сплочении воинского подразделения.
В военно-профессиональной сфере сплоченность проявляет себя как боевая слаженность подразделения или сработанность. Выполнение служебных обязанностей в составе подразделения способствует лучшей адаптации военнослужащих и дает возможность более полно узнать личностные особенности каждого военнослужащего, его достоинства и слабые места. В результате улучшается взаимопонимание, снижается количество межличностных конфликтов, взаимных обид и непредсказуемых поступков, появляется уверенность в сослуживце, его профессиональном мастерстве. И таким образом, повышается эффективность решения поставленных перед подразделением служебно-боевых задач.
Боевая сработанность военнослужащих так же может достигаться и за счет взаимного дополнения отдельных социально-психологических качеств военнослужащих одного подразделения. Так, осмотрительность и основательность командира может дополняться быстротой исполнения приказания подчиненными.
Боевая сработанность объективно проявляется в таких показателях боевой деятельности, как эффективность совместного ратного труда. Субъективно сработанность подразделения воспринимается как профессиональное взаимопонимание по служебным вопросам.
В межличностно - бытовой сфере основным результатом сплоченности воинского коллектива является психологическая совместимость. Объективно психологическая совместимость проявляется в бесконфликтности общения и совместной служебно-боевой деятельности военнослужащих. Субъективно она воспринимается как взаимная эмоциональная удовлетворенность от общения во время службы и во внеслужебной обстановке.
В целом психологическая совместимость оказывает положительное воздействие на психологическую атмосферу коллектива и способствует скорейшему его сплочению, повышая тем самым эффективность служебно-боевой деятельности подразделения.
Исходя из вышесказанного, сплоченность можно определить как социальнопсихологическое явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, военно-профессиональной и межличностнобытовой сферах деятельности. Основными результатами сплоченности являются ценностноориентационное единство, боевая сработанность и высокий уровень психологической совместимости членов воинского подразделения [3, 165].
Подразделение военнослужащих - это воинский коллектив, в котором взаимоотношения строятся на основе руководящих документов Главного Командования внутренних войск МВД России и Общевоинских Уставов ВС РФ, статьи которого требуют от офицеров организовывать и проводить работу по сплочению личного состава.
При сплочении воинского коллектива в центре внимания командира подразделения должен постоянно находиться актив подразделения, который имеет большие педагогические возможности влияния на происходящие в коллективе социально-психологические явления.
В настоящее время в педагогике существуют различные подходы к воспитанию. Некоторые из них могут лечь в основу формирования сплоченного воинского коллектива. Это такие подходы как амбивалентный, ценностный, средовой и личностно-деятельностный подходы в воспитании.
Сплочение воинского коллектива - дело сложное, требующее не только целенаправленной, целеустремленной, плановой, организованной и активной деятельности командира подразделения, но и использование глубоких психолого-педагогических знаний методологических основ процесса формирования сплоченности, в том числе - научных подходов, которые лежат в основе формирования данного явления.
Литература
1. Исаева Н.Н. Изучение психологической совместимости курсантов в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России // Вестник торгово-технологического института. - 2010. - № 3. - С. 277-279.
2. Исаева Н.Н., Шарухин А.П. Шимко С.Ю. Воинский коллектив подразделения внутренних войск МВД России как объект психологического анализа и педагогической деятельности: монография. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. - 318 с
3. Шарухин А.П. Технологии сплочения коллектива военнослужащих и развития в нем здорового психологического климата // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки. Сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного-института внутренних войск МВД России. - СПб., 2014. - С. 165-168.