внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
В пункте 12 перечислены виды основных угроз экономической безопасности Российской Федерации. Среди перечисленных угроз есть и те, которые тесно переплетаются с экономическими угрозами Брянской области, такие как:
- повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
- усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
- высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
- неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
- установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления [1].
При утверждении стратегии Президент Российской Федерации поручил обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности страны.
Опыт работы Управления региональной безопасности Брянской области показывает, что если бы в области был сформирован Совет «экономической безопасности», то Управление могло бы расширить круг своих полномочий, сил и применяемых средств. В данном случае механизм обеспечения экономической, безопасности региона обладал бы системным характером, а деятельность по защите экономических интересов региона более эффективной, что пересекается со стратегией безопасности страны в целом.
Список литературы /References
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030
года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №
208.
2. Стратегия экономического развития Брянской области до 2025 года. Утверждена
постановлением администрации Брянской области 20 июня 2008 г. № 604.
3. Магомедов А.А. Вопросы обеспечения региональной экономической безопасности.
Вестник экономической безопасности, 2015. № 2. С. 94-98.
СПЛЕЛИСЬ БЕРЕЗКА С САКУРОЙ: НОВОСТИ 2018 Г. О МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И
ЯПОНИИ
Бирюкова А.М. Email: Biryukova639@scientifictext.ru
Бирюкова Анастасия Михайловна - студент, специальность: 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат), Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), г. Москва
Аннотация: в данной статье речь идет о всесторонних взаимоотношениях России и Японии, о решении территориального вопроса, касающегося Курильских островов Итуруп, Шикотан, Хабомаи и Кунашир. Рассказывается о решении Москвы и Токио
совместно развивать телемедицину, городскую среду, малый и средний бизнес, энергоресурсы, облачные вычисления, интернет вещей, большие базы данных, открытые данные и искусственный интеллект. Рассмотрена идея провести в 2018 г. Год России в Японии и Год Японии в России, благодаря которому предполагается проведение мероприятий в различных сферах (политической, научной, экономической, культурной, образовательной и др.). Проанализированы договоренность Москвы и Токио о воссоздании Совета губернаторов, план модернизации городской инфраструктуры Владивостока с использованием японских технологий, внедряющий «умные» светофоры, а параллельно создающих туристические объекты, модернизирующие и обустраивающие районы, прилегающие к железнодорожным станциям. Детально проанализированы конкретные инициативы содействия социально-экономическому развитию южных Курильских островов. Ключевые слова: межправительственные соглашения, инвестиционное сотрудничество, обмен технологиями, культурные мероприятия, межнациональное общение, курильский вопрос, мирный договор, модернизация городской инфраструктуры, ракетно-ядерная проблема КНДР, государственный и экономический суверенитеты, ТОР «Южные Курилы».
BIRCH INTERWOVEN WITH SAKURA: NEWS IN 2018 ABOUT INTERSTATE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND JAPAN
Biryukova A.M.
Biryukova Anastasia Mikhailovna - Student, 40.03.01 "JURISPRUDENCE" (BACHELOR),
ALL-RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE (RLA OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF
RUSSIA), MOSCOW
Abstract: in this article we are talking about comprehensive relations between Russia and Japan, on the solution of the territorial issue relating to the Kuril Islands, Iturup, Shikotan, Habomai and Kunashir. It tells about the decision of Moscow and Tokyo to jointly develop telemedicine, urban environment, small and medium business, energy resources, cloud computing, Internet of things, large databases, open data and artificial intelligence. The idea to hold the Year of Russia in Japan and the Year of Japan in Russia is considered in 2018, thanks to which it is planned to hold events in various spheres (political, scientific, economic, cultural, educational, etc.). The agreement between Moscow and Tokyo on the reconstruction of the Council of Governors, a plan for the modernization of Vladivostok's urban infrastructure using Japanese technologies, introducing "smart" traffic lights, and parallel creating tourist facilities that modernize and equip the areas adjacent to the railway stations are analyzed. Specific initiatives to promote the socio-economic development of the southern Kuril Islands have been analyzed in detail. Keywords: intergovernmental agreements, investment cooperation, technology exchange, cultural events, interethnic communication, the Kuril issue, the peace agreement, urban infrastructure modernization, the North Korean nuclear missile problem, state and economic sovereignties, and the Southern Kuriles.
УДК 327
Новая эра отношений России с Японией началась с III Восточного экономического форума во Владивостоке в сентябре 2017 г., где было подписано около 50 межправительственных и межведомственных меморандумов, а также соглашений между компаниями двух стран.
Среди документов: меморандум о взаимопонимании между администрацией Приморского края, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», JGC Corporation и Hokuto Social Medical Corporation в сфере
инвестиционного сотрудничества на российском Дальнем Востоке; кредитное соглашение между АО «АЛЬФА-БАНК» и Nippon Export and Investment Insurance, Sumitomo Mitsui Banking Corporation; соглашение о привлечении клубного кредита между Eurochem Group AG и Mizuho Bank. Российский фонд прямых инвестиций и Японский банк международного сотрудничества подписали соглашение о запуске инвестиционного фонда размером в $1 млрд.
ООО «Восточная Горнорудная Компания» - крупнейший в Сахалинской области производитель энергетических углей - и японская Marubeni Corporation подписали меморандум о взаимопонимании. АО «СДС Азот» и Sojitz Corporation, Mitsubisi Heavy Industries Ltd подписали меморандум о намерении по строительству нового газохимического комплекса в Кемерово. ЗАО «Трансмашхолдинг» и Hitachi Ltd заключили меморандум о создании на территории РФ совместного предприятия по производству тяговых систем для пассажирского железнодорожного транспорта. Рамочное соглашение подписано между ООО «Иркутская нефтяная компания» и Japan Oil, Gas and Metals National Corporation.
На полях Восточного экономического форума также подписано дополнение в меморандум о взаимопонимании между ABBYY, Fujitsu и PFU в области решений для обработки многоязычной документации на основе технологий искусственного интеллекта [25].
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин и глава министерства экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко заявили сотрудничестве в области цифровой экономики, в том числе обмениваться такими программам как российская «Цифровая экономика» и японская «Общество 5.0», т.е. демонстрируется стремление к «свободному потоку информации».
Также, Россия и Япония решили совместно развивать телемедицину, городскую среду, малый и средний бизнес, энергоресурсы. Стороны оговорили продвижение инноваций: облачные вычисления, интернет вещей, большие базы данных, искусственный интеллект. [6]
На полях форума также обсудили соглашение между Бурятией и японской организацией по развитию новых энергетических и промышленных технологий (NEDO) в отношении продвижения сотрудничества в рамках системы утилизации отходов по передовым экологическим стандартам. Кроме того, заключено соглашение в части проведения монтажных работ для дальнейшего сотрудничества по экологической безопасности [17].
Члены делегаций интересующих нас государств также подписали: конвенцию между правительствами об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и протокол к ней, меморандум о взаимопонимании по обмену опытом в области повышения производительности труда.
Участие японских партнеров в работе Восточного экономического форума становится доброй традицией, заявил Владимир Путин. «Это хорошая возможность обсудить уже реализуемые совместные проекты, наметить новые ориентиры», - сказал он [3].
В целях дальнейшего развития российско-японских отношений решено провести в 2018 г. Год России в Японии и Год Японии в России. В июле 2017 г. было принято Распоряжение Президента РФ от 05.07.2017 № 236-рп «О проведении Года России в Японии и Года Японии в России» [1], благодаря чему предполагается проведение мероприятий в различных сферах (политической, научной, экономической, культурной, образовательной и др.). Ввиду этого ожидается позитивное воздействие в японско-российских связях. Интерес японского народа к русской культуре давно повышен: основываются содружества, изучаются русский язык и обычаи. Русское население равным образом хочет знать, чем живёт Страна восходящего солнца с богатым прошлым, передовым настоящим и перспективным будущем [27].
«Год будет обширным. Будет очень большая программа, связанная с экономикой, с нашими отношениями в сфере инвестиций на Дальнем Востоке, большие медицинские программы, научные, в частности, связанные с космическими исследованиями, связанные с экологией, с безопасностью... Все это достаточно ново. Это отражает тот уровень доверия, который существует между лидерами государств, и отношениями, которые складываются между нашими странами в целом», - сказал представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой Он сообщил, что официальное открытие перекрестного года состоится 26 мая в Большом театре, программа продлится с конца мая 2018 по май 2019 гг. [18].
Из вышесказанного видно улучшение условий межнационального общения, открывается возможность большему количеству людей обоих народов сотрудничать и обмениваться опытом. Ввиду этого Япония скорректировала визовый режим для россиян: срок действия визы представителям образовательной, предпринимательской и культурной областей увеличили до 5 лет (было 3 года). Туристам предоставляется многократная виза сроком на 3 года, и в Японии можно быть до 1 месяца. При самостоятельной оплате путешествия отпадает необходимость в предоставлении принимающей стороною письменных гарантий. Данный подход к организации взаимоотношений России и Японии предоставляет возможность как глубже познать культуру и традиции обеих наций, так и создать, и укрепить сотрудничество на взаимовыгодных условиях, которое открывает новые перспективы перед этими странами [5].
Особым шагом в конце января 2018 г. стала договоренность Москвы и Токио о воссоздании Совета губернаторов, о чем сообщил председатель комитета по международным делам Константин Косачев. «Он существовал во время СССР. С японской стороны есть структура, которая объединяет губернаторов, с российской стороны пока такого аналога нет, и поэтому функции координатора будет исполнять Совет Федерации, работу будет курировать Валентина Матвиенко, функции секретариата исполнит наш Консультативный совет по российско-японским межпарламентскому и межрегиональному сотрудничеству»,- сказал Косачев. К маю, в связи с открытием перекрестных годов России и Японии, планируется завершить организационную часть этой работы, дабы запустить проект в полном масштабе [11].
«В рамках сотрудничества между консультативным советом и дискуссионным клубом мы с господином Хиросигэ Сэко (министр экономики, торговли и промышленности Японии) уже выделили 73 пары российских сенаторов и членов палаты советников парламента Японии, которые представляют соответствующие регионы, имеющие совместные проекты сотрудничества. Мы видим свою задачу в том, чтобы, с одной стороны, помогать в реализации уже имеющихся проектов, а с другой - находить новые, чтобы выводить их в зону внимания правительственных структур», - сказал Константин Косачев.
Замглавы МИД Японии в свою очередь отметил, что в 2018 г. отмечается 20-летняя годовщина со дня подписания соглашения о сотрудничестве между префектурой Хоккайдо и Сахалинской областью. «Продвигается сотрудничество в широком круге областей, и я высоко оцениваю такое межрегиональное сотрудничество и считаю его образцовым примером, расширяющим диапазон отношений между нашими странами», - добавил Манабу Хории [23].
Власти Хоккайдо предложили российским парламентариям пять пакетов сотрудничества. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев. «Губернатор Хоккайдо (Харуми Такахаси) считает, что отношения ее губернаторства с Сахалином являются пионерскими. Она предложила пять пакетов сотрудничества и считает, что их можно развивать и в системе двух регионов, и в системе отношений Хоккайдо с регионами Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов», - высказал Мезенцев [9].
Отметим, что Москва ценит данный настрой Токио и готова его поддерживать, о чем заявил уже упомянутый ранее К. Косачев: «Япония в части развития отношений с
Россией действует очень инициативно, и в этом смысле выделяется на общем фоне стран «семерки», которые достаточно жестко формулируют свою российскую политику после известных событий на Украине» [13].
Следующим шагом на пути развития российско-японских отношений назовем предложение Японии России плана модернизации городской инфраструктуры Владивостока с использованием японских технологий, внедряющий «умные» светофоры, которая регулирует сигналы в зависимости от оценки загруженности дорог, а параллельно создает туристические объекты, модернизирует и обустраивает районы, прилегающие к железнодорожным станциям. Кроме того, Токио хочет предложить ремонт старых канализационных труб без проведения земельных работ и создание мусоросжигательных мощностей по японскому образцу, позволяющих сократить вредные выбросы в атмосферу. Похожий модельный проект японской стороны предлагается для реализации и в Воронеже [14].
Также, Япония рассчитывает продвигать взаимодействие с Россией и по ракетно-ядерной проблеме КНДР: Пхеньян испытал межконтинентальную баллистическую ракету нового типа «Хвасон-15». По итогам пуска было объявлено, что она может нести ядерную боеголовку, а в зоне ее досягаемости находится вся территория США. В ответ на это СБ ООН единогласно принял резолюцию об ужесточении санкций в отношении КНДР. Об этом японский премьер-министр Синдзо Абэ заявил, отвечая в парламенте на вопрос лидера партии «Комэйто» Нацуо Ямагути [20].
Министр иностранных дел Японии Таро Коно высказался о мерах урегулирования ракетно-ядерной проблемы КНДР: «Такие действия абсолютно недопустимы. Мы должны, используя все средства, довести давление на Северную Корею до максимума и заставить ее изменить свою политику. Мировое сообщество должно сплотиться и твердо потребовать конкретных действий для урегулирования существующих проблем ради достижения общей цели Японии и России - денуклеаризации Корейского полуострова. Для этого необходимо тесное взаимодействие наших двух стран» [4].
Подход КНДР к развитию ракетно-ядерной программы не изменился, несмотря на последние шаги Пхеньяна по налаживанию отношений с Сеулом. «Северная Корея в связи с зимней Олимпиадой в Пхёнчхане развертывает дипломатию улыбок, - приводятся слова министра обороны Японии Ицунори Онодэра. Однако ее позиция в деле разработки ядерного оружия и баллистических ракет совершенно не изменилась». [21]
Однако, в русско-японских отношениях сохраняется «непростая история»: заключая все вышеназванные соглашения и многие другие, мирного договора между государствами до сих пор нет, т.е. состояние войны продолжается и по истечении 72 лет с момента подписания Японией акта о безоговорочной капитуляции во Второй мировой войне. Причина отсутствия самого важного правового документа -«курильский тупик», о котором далее пойдет речь.
Вопрос состоит в том, каким законам какой страны - России или Японии - будет подчиняться японский бизнес на Южных Курилах (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), ведь Япония оспаривает суверенитет России над этими четырьмя островами и называет их «северными территориями» [8].
Несмотря на то, что российская сторона, и в первую очередь помощник президента России Юрий Ушаков, неоднократно заявляла о том, что любая хозяйственная деятельность на островах Южной Курильской гряды должна осуществляться на основе российского законодательства, японцы не считают это решение окончательным.
«Премьер-министр Японии, после возвращения президента Путина на Родину, дал интервью, из которого следовало, что речь идёт не о следовании российскому законодательству, а о создании нового формата и особого, специального законодательства, которое, как говорят японцы, не подвергало бы сомнению их позицию о том, что эти острова - японские», - объясняет профессор Восточного университета Анатолий Кошкин точку зрения японской стороны. «По сути дела, речь
идёт о фактическом предоставлении японцам на нашей суверенной территории статуса экстерриториальности, что естественно является нарушением действующей Конституции Российской Федерации», - считает эксперт [19].
Глава московского представительства РОТОБО (Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами) Дайсукэ Саито объяснил причины такой позиции японцев. «Если Япония признает юрисдикцию России над северными территориями, а японские предприятия будут вести деятельность в соответствии с российским законодательством, то получится, что Япония сама отвергнет свои позиции, заключающиеся в том, что северные территории являются исконными территориями Японии», - подчёркивает Дайсукэ Саито.
Японская сторона озабочена тем, чтобы в рамках соглашений с Россией японскому бизнесу на Курилах были бы предоставлены возможности работы без признания верховенства российского законодательства. «Если предусматривается создание особой экономической зоны, то между Японией и Россией должно быть заключено межправительственное соглашение или договор, в соответствии с которым будет учреждена особая компания совместного управления», - полагает японский представитель [2].
Стороны пока не пришли к согласию относительно того, как будет, и будет ли в принципе, согласовываться законодательство двух стран в ходе совместного освоения островов.
Как подчеркнула официальный представитель МИД России Мария Захарова, юридические вопросы совместного хозяйствования на Курилах будут обсуждаться после того, как будут приняты конкретные проекты развития островов. «Планируется согласовать ряд конкретных инициатив, реализация которых содействовала бы социально-экономическому развитию южных Курильских островов, - заявила Захарова. После этого будем готовы обсуждать с японской стороной юридические рамки их осуществления» [22].
«Сейчас сложно ожидать, что Россия пойдет на столь серьёзную уступку Японии, что позволит применять японское законодательство на Южных Курилах, - заявил преподаватель МГИМО(У), эксперт Российского совета по международным делам Владимир Нелидов. Возможно, будут найдены какие-то компромиссные формы, будет выстроена какая-то система, которую можно будет интерпретировать и так, и этак: японцы будут говорить, что они добились уступок от российской стороны, российская сторона сможет утверждать, что всё осуществляется на основании законодательства Российской Федерации», - полагает эксперт.
«Общий смысл ситуации в том, что стороны смогут развивать экономическое сотрудничество столько, сколько это будет возможным. Какой-то предел, несомненно, будет, и этот предел будет обусловлен теми разногласиями относительно суверенитета над островами, которые никуда не делись», - уверен Нелидов [7].
По словам Анатолия Кошкина, если Россия в первую очередь заинтересована в развитии своих восточных территорий и экономическом сотрудничестве с Японией, то японцы, наоборот, мотивированы стремлением закрепиться в регионе, а не возможной экономической выгодой. Отмечается, что сам по себе Курильский вопрос не оказывает серьёзного влияния на общий уровень экономического сотрудничества России и Японии. Более того, «в советские времена, когда наша позиция была твёрдая, когда японцы это понимали, они шли на широкое торгово-экономическое сотрудничество с нашей страной и получали прибыли от этого», - утверждает эксперт. «Я отнюдь не являюсь противником торгово-экономических связей с Японией, но я противник того, чтобы это сотрудничество использовалось для создания ситуации, при которой наша страна может пойти на территориальные уступки», - заявляет Кошкин [19].
В. Нелидов согласен, что Курильские острова не представляют «жизненно важного интереса» для японского бизнеса. По его словам, если бы существовала
особая экономическая заинтересованность японских деловых кругов в Курилах, «то японский бизнес пошёл бы туда раньше, несмотря на какие-то политические проблемы, или, по меньшей мере, попытался бы их обойти». Однако, эксперт отмечает, что добиться политических результатов за счёт экономического сотрудничества стремятся обе стороны [8].
Здесь интересна позиция профессора Университета Цукуба Ицуро Накамура: «Пусть России принадлежит государственный суверенитет над северными территориями, а экономический суверенитет будет у Японии. Япония, продвигая экономическую деятельность с Россией, может управлять экономически. Северные территории не смогут обойтись без совместной экономической деятельности с Японией, и Япония и Россия заключат договор о совместном управлении. Моделью может стать международный договор по Шпицбергену» [16].
Однако, это не единственное яблоко раздора в российско-японских отношениях. Токио не поддержал размещение самолетов ВКС РФ на аэродроме Итурупа: распоряжение правительства России, разрешающее министерству обороны использовать для базирования авиации аэродром на острове Итуруп, противоречит позиции Токио в отношении южной части Курильского архипелага. С таким заявлением выступил генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсихидэ Суга. «Это связано с усилением военных приготовлений на четырех северных островах. По дипломатическим каналам мы донесли свою точку зрения, согласно которой это противоречит позиции нашей страны в отношении островов», - заявил чиновник.
Самолеты и вертолеты ВКС России получили право базироваться там вместе с гражданской авиацией. На острове Кунашир боевое дежурство несет дивизион «Бал», а на острове Итуруп - комплекс «Бастион». Они прикрывают с моря острова Матуа и Парамушир, на которых планируется в нынешнем году построить пункты материально-технического обслуживания кораблей Тихоокеанского флота [10].
Также, как камень преткновения может выступить создание ТОР «Южные Курилы». Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании ТОР «Курилы» на острове Шикотан в селе Малокурильское. Создание комплекса будет проходить в три этапа: в 2017 г. построят гостиницу для персонала, в 2018 г. - новый консервный завод и несколько зданий для обеспечения производства, а к 2020 г. - два морозильных завода с роботизированными линиями и завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб. Планируется, что продукция предприятия будет поставляться на внутренний рынок России, также в страны АТР.
Как рассказал Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, то по прогнозам сумма частных инвестиций в эти проекты может составить 10 млрд. руб., сборы в бюджет до 2026 г. - 5,8 млрд руб., а полная реализация проекта ТОР «Курилы» увеличит ВРП Сахалинской области на 5,2 млрд руб. [24].
Также, на Курилах начались учения по противодействию незаконным вооруженным формированиям. В них задействованы две тысячи военнослужащих Восточного военного округа и около 500 единиц техники, в том числе вертолеты Ми-8 АМТШ. Япония выразила России протест. Об этом сообщил министр иностранных дел Таро Коно, но дал понять, что учения не повлияли на планы премьер-министра Японии Синдзо Абэ посетить Россию в мае этого года [12].
Из вышеупомянутого можно смело заявить, что Россия стремится к взаимовыгодным схемам экономического сотрудничества с Японией, которые внесли бы вклад в укрепление доверия между двумя странами. Приведу слова заместителя министра иностранных дел РФ Игоря Моргулова: «Наша цель - выйти на действительно взаимовыгодные схемы коммерческой деятельности, что соответствовало бы экономическим интересам компаний двух стран, подтолкнуло бы сотрудничество соседних регионов - Сахалинской области и Хоккайдо, ну и, конечно, внесло бы реальный вклад в укрепление доверия между двумя странами».
Со своей стороны, его японский коллега Такэо Мори напомнил об осуществлении двух поездок на южные Курилы в прошлом году экспертных групп из Японии, организации посещения могил предков бывших жителей островов, создании новых контрольно-пропускных пунктов. «Такие меры способствуют налаживанию доверия между народами двух стран», - сказал Мори. По его словам, японская сторона настроена обсудить проблему мирного договора между двумя странами с учетом ожидаемого в мае визита в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ [15].
«Самое главное для японско-российских отношений - заключение мирного договора. Так сказал президент Путин во время своего визита в Японию, -подчеркнул Синдзо Абэ. - На этот раз мы полны решимости, что именно нашими руками мы подпишем мирный договор». Глава японского правительства пообещал, что тесная и активная работа в этом направлении будет непременно продолжена [26]. Так пусть же стороны заключат этот долгожданный мирный договор, и, наконец, не только фактически, но и формально будет снят «военный режим» и «непонятная» история прекратит свое существование, а «курильский тупик» будет разрешен.
Список литературы /References
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=693474#0/ (дата обращения: 18.02.2018).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eastrussia.ru/material/chto-takoe-osobyy-rezhim-/ (дата обращения: 18.02.2018).
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/08/30/n_10500182.shtml/ (дата обращения: 18.02.2018).
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/interview/588785/ (дата обращения: 18.02.2018).
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/news/652340/(дата обращения: 18.02.2018).
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3403801/ (дата обращения: 18.02.2018).
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news24today.info/ostrova-pretknoveniya-k-chemu-privedyot-sovmestnoe-osvoenie-kuril-rossiey-i-yaponiey.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravdoryb.mfo/ostrova-pretknoveniya-k-chemu-privedyot-sovmestnoe-osvoenie-kuril-rossiey-i-yaponiey-121519.html/. (дата обращения: 18.02.2018).
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://rg.ru/2018/01/26/kosachev-iaponiia-vydeliaetsia-na-obshchem-fone-stran-g7.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/02/02/tokio-ne-podderzhal-razmeshchenie-samoletov-vks-rf-na-aerodrome-iturupa.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/world/20180127/1513435917.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/world/20180207/1514117571.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/politics/20180126/1513367720.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
14. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://ria.ru/economy/20180204/1513935955.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180206/1514040105.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170825/1501056911.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170907/1501987056.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/culture/20180131/1513716361.html/ (дата обращения: 18.02.2018).
19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian.rt.com/russia/article/400815-kurilskie-ostrova-rossia-yaponia/ (дата обращения: 18.02.2018).
20. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4904554/_ (дата обращения: 18.02.2018).
21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4970740/_ (дата обращения: 18.02.2018).
22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/politika/4322709/ (дата обращения: 18.02.2018).
23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/4904821/ (дата обращения: 18.02.2018).
24. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/vef-2017/articles/4538427/ (дата обращения: 18.02.2018).
25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/vef-2017/articles/4542819/, (дата обращения: 18.02.2018).
26. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/vef-2017/articles/4542991/ (дата обращения: 18.02.2018).
27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2018god.net/2018-god-yaponii-v-rossii/ (дата обращения: 18.02.2018).
ЕВРОПЕЙСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
США
Буденный А.А. Email: Budennyy639@scientifictext.ru
Буденный Алексей Алексеевич - соискатель на ученую степень кандидата политических наук, Институт США и Канады Российской академии наук, Центр военно-политических исследований, г. Москва
Аннотация: статья посвящена рассмотрению европейского командования вооруженных сил Соединенных Штатов Америки, которые насчитывали после Второй мировой войны более полутора миллиона человек преимущественно в европейских странах. Раскрываются количество и места дислокации данного командования по сегодняшний день, в том числе во время и после окончания «холодной войны», а также по сегодняшний день. Упоминается действующий командующий вооруженными силами США в Европе и одновременно объединенными вооруженными силами Североатлантического альянса, а также его план действий в современных условиях.
Ключевые слова: европейское командование, дислокация, Соединенные Штаты Америки, НАТО.