Научная статья на тему 'Разногласия России и Японии по "северным территориям"'

Разногласия России и Японии по "северным территориям" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1437
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЯПОНИЯ / КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Ю. Д., Коцкая В. А.

В статье рассматриваются разногласия между Российской Федерацией и Японией относительно так называемых «Северных территориях», или, по-другому, Южно-Курильских островов; анализируется история данного территориального спора и позиции стран по нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разногласия России и Японии по "северным территориям"»

Воронцова Ю.Д.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, г. СПб

Коцкая В.А.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, г. СПб

РАЗНОГЛАСИЯ РОССИИ И ЯПОНИИ ПО «СЕВЕРНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ»

Аннотация: В статье рассматриваются разногласия между Российской Федерацией и Японией относительно так называемых «Северных территориях», или, по-другому, Южно-Курильских островов; анализируется история данного территориального спора и позиции стран по нему. Ключевые слова: Российская Федерация, Япония, Курильские острова, территориальная проблема.

«THE NORTHERN TERRITORIES» DISPUTE BETWEEN RUSSIA

AND JAPAN

Summary: Article deals with the dispute between the Russian Federation and Japan regarding the so-called «the Northern Territories», or, in a different way, the South Kuril Islands. The history of this territorial dispute and the positions of countries on it are analyzed. Keywords: Russian Federation, Japan, the Kuril Islands, territorial problem

На сегодняшний момент в международном сообществе наблюдается обострение противостояния Российской Федерации с рядом стран, в число которых можно отнести и Японию, за счет фактора поддержки ею, вводимых Соединенными Штатами Америки санкций, направленных в отношении России. Таким образом, в данных обстоятельствах повышается военно-стратегическая и экономическая значимость территории Курильского архипелага.

Что собственно представляют собой данные острова, история данного территориального спора и позиции сторон?

Курильским архипелагом (Северными территориями) называется цепочка островов, располагаемая между Камчаткой и островом Хоккайдо. Большая Курильская гряда включает в себя такие острова, как Итупур, Парамушир, Кунашир. Самым большим островом Малой Курильской гряды является Шикотан1.

Основным богатством каждого государства считается территория, так как жителей Земли ежегодно становится больше, а ее ресурсы все же ограниченны и истощаемы, по этой причине, с точки зрения геополитики, значимость данного региона, который можно назвать уникальным кладезем биологических, теплоэнергетических и рекреационных ресурсов, будет только возрастать год от года. На данный момент, острова и прибрежная зона Южных Курил богата промышленным запасом руд цветных металлов, нефти и рения, промысловыми видами рыб2.

Для России Курилы также имеют и особую стратегическую значимость для поддержания обороноспособности и национальной безопасности страны, поскольку именно рядом с Курильскими островами находятся проливы, отделяющие Охотское море от Тихого океана.

Относительно споров об исконности островов, хочется отметить, что они беспредметны и безосновательны, поскольку первыми жителями данной территории считаются племена айонов,

3

которые не имели своей государственности .

В 1635-1637 годах японцы в ходе экспедиции составили первую карту данной территории. Первая российская же экспедиция, проходящая в северной части архипелага, была в 1697 году под руководством Владимира Атласова. Спустя почти век, в 1786 году, Курильский архипелаг вошел в состав Российской империи4.

7 февраля 1855 г. между странами был заключен Симодский трактат «О торговле и границах». Примечательным фактом является положение статьи 1 данного соглашения, в соответствии с которым провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Что касаемо самих островов, то Итуруп, Кунашир и острова Малой Курильской гряды признавались японской территорией, Россия же получала остальную часть Курил. При этом, Сахалин провозглашался общим владением - «неразделенной» территорией5.

1 Краткая географическая энциклопедия. Том 2 /Гл.ред. Григорьев А.А. М.: Советская энциклопедия, 1961. 592 с. с илл. и карт., 27 л. карт. и илл., 1 л. отд. карты.

2 Краткая географическая энциклопедия. Том 2 / Гл.ред. Григорьев А.А. М.:Советская энциклопедия, 1961, 592 с. с илл. и карт., 27 л. карт. и илл., 1 л. отд. карты.

3 Алексеев Д.Ю. Курильская проблема и национальные интересы России // Геополитика: интернет-сайт. 2017 Режим доступа: http://geo-politica.info/quotkurilskaya-problemaquot-i-natsionalnye-interesy-rossii.html (дата обращения 18.10.2018).

4 Словарь современных географических названий / Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. Екатеринбург: У-Фактория, 2006

5 Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией от 26 января 1855 г.

По мере освоения Сахалина между российскими и японскими купцами и моряками возникали определенные проблемы и споры, неурегулированные Симодским трактатом. Поэтому для решения всех возникших противоречий был заключен Санкт-Петербургский Договор «Об обмене территориями» от 7 мая 1875 г., в котором впервые был приведен перечень всех Курильских островов. В соответствии с положениями данного соглашения Россия обязалась передать 18 островов Курильского архипелага в пользу Японии, а последняя, в свою очередь, официально отказывалась от притязаний на Сахалин1.

По завершении Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. страны подписали Портсмутский мирный договор2, который в результате устанавливал мир и дружбу между императорами, а также самими государствами и его подданными. По заключенному соглашению Россия уступала в вечное и полное владение Японии территорию к югу от 50 параллели, а также все острова, которые к ней прилегают.

При этом, стоит указать, что в Приложении №10 к Портсмутскому мирному договору содержалось положение, аннулирующее все торговые договоры, заключенные между государствами до войны. Таким образом, страны не имеют возможности апеллировать к таким соглашениям.

На рубеже окончания Второй мировой войны СССР, США и Великобритания заключили Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока 1945 г., по которому, при условии возврата всех Курильских островов, а также Сахалина, СССР должна была вступить в войну с Японией.

08 сентября 1951 г. японской стороной был подписан Сан-Францисский мирный договор3, который стал официальным завершением Второй мировой войны и провозглашал, что Япония признавала утрату всех прав и претензий, который она имела в отношении территории Курильских островов, а также и на ту часть о. Сахалина и на прилегающие к нему островные территории, суверенитет над которыми был приобретен по итогу Портсмуского договора от 5 сентября 1905 года.

Однако, Советский Союз не стал подписывать данный договор, сославшись на следующие основания: не был оговорен вопрос о выводе вооруженных сил с территории Японии; не было прописано какие непосредственно острова имеются в виду, а также в пользу кого Япония

„4

отказывается от таких территорий .

Таким образом, с точки зрения международного права остался неразрешенным вопрос к территории какого государства относить данные острова, так как они перестали быть японскими, но при этом не стали суверенной территорией Советского Союза.

Так, использовав данный факт, в 1955 году Япония выдвинула претензии в отношении Советского Союза на все Курильские острова, включая Южный Сахалин. Ссылаясь на заключенный в 1855 г. Симодский трактат «О торговле и границах», Япония заявляет, что включение в состав СССР Итурупа, Кунашира, Шикотана и других островов Курильского архипелага является незаконным, так как данные территории никогда не принадлежали России, а также утверждает, что данные острова не подпадают под значение термина «Курильские острова», примененный в Сан-Францисском мирном договоре 1951 г5.

Советский Союз, в свою очередь, заявлял, что его суверенитет над данными территориями базируется на итогах Второй мировой войны, закрепленных в таких международно-правовых актах, как Крымское соглашение 1945 г., Потсдамская декларация 1945 г. и ст. 107 Устава ООН 1945 г6.

Официальное прекращение состояния войны между странами произошло посредством подписания 19 октября 1956 года Московской Советско-японской декларации, по которой СССР и Япония устанавливали мир и возобновляли дипломатические, консульские отношения.

В Декларации фиксировался факт того, что стороны не имели друг к другу никаких претензий, которые возникли у них в результате войны, а также отказ Советского Союза от репарационных претензий по отношению к Японии, а, в соответствии с положением статьи 9, СССР соглашалось на передачу в пользу Японии островов Хабомаи и Шикотан7.

19 января 1960 года Япония пошла на подписание договора «О взаимодействии и безопасности между США и Японией», в соответствии с которым базы Вооруженных Сил США размещались на территории Японии. Советский Союз же рассмотрел данное соглашение, как

1 Санкт-Петербургский договор «Об обмене территориями» между Российской империей и Японией от 7 мая 1875 г.

2 Портсмутский мирный договор между Российской империей и Японией от 5 сентября 1905 г.

3 Сан-Францисский мирный договор от 8 сентября 1951 г.

4 Алексеев Д.Ю., Коломейцева Н.А. «Курильский вопрос»: Политологический анализ // Ceberleninka, 2015 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurilskiy-vopros-politologicheskiy-analiz (дата обращения 19.10.2018).

5 Красноухов С. История российско-японского территориального спора. Досье // Тасс: интернет-сайт. 2016 Режим доступа: https://tass.ru/info/3873269 (дата обращения 18.10.2018).

6 Красноухов С. История российско-японского территориального спора. Досье // Тасс: интернет-сайт. 2016 Режим доступа: https://tass.ru/info/3873269 (дата обращения 18.10.2018).

7 Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г.

направленное против СССР, и отказался обсуждать имеющиеся разногласия о Курилах, так как это бы расширило сферу влияния американских войск, базирующихся на ее территории1.

После этого, СССР отрицал, что территориальный спора между странами существует, и рассматривал Курильский архипелаг как часть своей суверенной территории.

Но ситуация начала меняться в период «Перестройки» - апреле 1991 года, когда М.С. Горбачев подписал «Совместное советско-японское заявление». Положение пункта 4 данного Заявления предполагало, что будет осуществлена разработка и последующее заключение мирного договора между государствами, а также оговорена проблема раздела Курильских островов2.

Также, наличие территориального спора было подтверждено в октябре 1993 г., подписанием Токийской декларации о российско-японских отношений, которая фиксировала взаимное желание сторон разрешить продолжающийся долгое время территориальный спор.

Однако, несмотря на многочисленные попытки правительств двух стран, на данном этапе развития отношений между Россией и Японией Мирный Договор, который урегулировал бы принадлежность спорных территорий, так и не был разработан.

Так, 14 ноября 2004 г. Лавров С. В., глава МИД РФ, в преддверии визита Президента РФ в Японию, заявил о готовности Российской Федерации, как государства-продолжателя Советского Союза признать, ратифицированную Верховным Советом СССР Декларацию 1956 года, «в которой предполагалось отдать Японии два южных острова, и на этом поставить точку. Соответственно, провести границы, заключить мирный договор»3.

Однако, японская сторона, признавать положения Советско-японской декларации 1956 г. не спешит, делая упор на Симодский трактат 1855 г., по которому претендует на 4 крупных острова Курил.

При этом, в 2008 году, Япония начала вводить в отношении спорных островов термин «незаконно оккупированные северные территории». Однако, в 2012 году заменила данный термин на более дипломатический - «занятые без юридических оснований»4.

8 февраля 2018 года Премьер-министр Японии Синдзо Абэ официально заявил на первом Общенациональном съезде за возвращение «северных территорий», что существует возможность проведения военных действий с целью возвращения «северных территорий».

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что вопрос о разногласиях сторон и о разграничениях «северных территорий» регулярно обсуждался и обсуждается и по сей день на российско-японских переговорах.

На наш взгляд, поскольку единственным ратифицированным и Российской Федерацией, и Японией после Второй мировой войны является Советско-японская декларация 1956 года, то именно этот двусторонний договор должен послужить отправной точкой начала переговоров между странами, и как следствие, заключение на его основе, Мирного договора.

На данный момент международно-правовой практикой выработано две основных формы урегулирования территориальных споров: судебная и договорная.

Исходя из истории данного территориального спора, стороны скорее придерживаются выбора именно договорной формы при разрешении своих разногласий.

На данном этапе развития русско-японских отношений существует несколько вариантов решения возникшей спорной ситуации, в частности, в двустороннем соглашении может быть зафиксировано, что часть островов перейдет под юрисдикцию Японии через определенный период времени, например, через 50 или 100 лет, а также возможен вариант, что Японии будут переданы острова, но прилегающее к ним морское пространство и ресурсы останутся в собственности России. Другим вариантом разрешения проблемы может являться двусторонний договор о судоходстве в акватории Курильских островов, которое было бы доступно лишь для кораблей России и Японии. Часто обсуждается вариант совместной эксплуатации островов.

Также, как вариант разрешения территориальных разногласий между Россией и Японией может служит так называемый правовой метод. Так, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, для разрешения вопроса принадлежности Южных Курильских островов могут быть созданы специальные международные судебные органы. В таком случае, страны будут вести переговоры под контролем данных органов либо предоставить возможность разрешить Суду этот спор.

Однако, на наш взгляд, самым оптимальным решением спора будет применение сторонами интегрированной сделки в части совместного суверенитета и совместного пользования Южными Курильскими островами, поскольку Россия обладает значительным запасом полезных

1 Красноухов С. Проблема Курильских островов в отношениях России и Японии // РИА Новости: интернет-сайт. 2012 Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20120424/632862793.html (дата обращения: 16.10.2018).

2 Совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 г.

3 Кузнецова О. Токио назвал слова Сергея Лаврова о Курилах неприемлемыми // Комерсантъ: интернет-сайт. 2016 Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2901771 (дата обращения 16.10.2018).

4 Красноухов С. История российско-японского территориального спора. Досье // Тасс: интернет-сайт. 2016 Режим доступа: https://tass.ru/info/3873269 (дата обращения 18.10.2018).

ископаемых, а у Японии обладает современными технологиями. При содействии и сотрудничестве двух стран на Курилах будет работать принцип взаимодополняемости.

Таким образом, можно сделать вывод, что разногласия о «северных территориях» могут считаться вполне решаемыми, если и Российская Федерация, и Япония увеличат степень политического доверия и взаимопонимания, и как итог - начнут продвигать принцип взаимной выгоды.

Пристатейный библиографический список:

1. Симодский трактат о торговле и границах между Россией и Японией от 26 января 1855 г.

2. Санкт-Петербургский договор «Об обмене территориями» между Российской империей и Японией от 7 мая 1875 г.

3. Портсмутский мирный договор между Россией и Японией от 25 августа 1905 г.

4. Приложение № 10 к Портсмутскому мирному договору между Россией и Японией от 25 августа 1905 г.

5. Крымское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г.

6. Сан-Францисский мирный договор от 8 сентября 1951 г.

7. Совместная декларация СССР и Японии от 19 октября 1956 г.

8. Совместное Советско-японское заявление от 18 апреля 1991 г.

9. Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 г.

10. Алексеев Д.Ю. «Курильская проблема» и национальные интересы России // Геополитика: интернет-сайт. 2017 Режим доступа: http://geo-politica.info/quotkurilskaya-problemaquot-i-natsionalnye-interesy-rossii.html (дата обращения 18.10.2018).

11. Алексеев Д.Ю., Коломейцева Н.А. «Курильский вопрос»: Политологический анализ // Ceberleninka: интернет-сайт. 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kurilskiy-vopros-politologicheskiy-analiz (дата обращения 19.10.2018).

12. Красноухов С. История российско-японского территориального спора. Досье // Тасс: интернет-сайт. 2016. Режим доступа: https://tass.ru/info/3873269 (дата обращения 18.10.2018).

13. Винникова Р. В. Территориальный спор между Россией и Японией: история вопроса и международно-правовые формы урегулирования // Ceberleninka: интернет-сайт. 2016 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/territorialnyy-spor-mezhdu-rossiey-i-yaponiey-istoriya-voprosa-i-mezhdunarodno-pravovye-formy-uregulirovaniya (дата обращения: 14.10.2018).

14. Иокибэ К. Япония и Россия: трактовка истории и территориальная проблема // Московский центр Карнеги: интернет-сайт. 2016. Режим доступа: https://camegie.ru/publications/64149 (дата обращения 14.10.2018).

15. Красноухов С. Проблема Курильских островов в отношениях России и Японии // РИА Новости: интернет-сайт. 2012. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20120424/632862793.html (дата обращения: 16.10.2018).

16. Полярное право / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.; Под ред. А.С. Скаридова. Москва, 2017.

17. Скаридов А.С. Морское право: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2012.

18. Яковлев Г. Д. Проблема Курильских островов в японо-российских отношениях // Союз машиностроителей России: интернет-сайт. 2012-2013 гг. Режим доступа: http://www.unionexpert.ru/index.php/zhurnal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/analitika-online/item/679-problema-kurilskih-ostrovov-v-yapono-rossiyskih-otnosheniah (дата обращения 14.10.2018).

<■>-»

Скаридов А.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право: учебник для СПО / А.С. Скаридов. М.: Юрайт,2018. 355с. (Серия: Профессиональное образование).

В учебнике рассматриваются основные положения международного морского права, проанализированы и систематизированы важнейшие международно-правовые и национально-правовые источники и иные публикации российских и зарубежных специалистов в области морского права, сопоставляются и оцениваются различные научные доктрины. Наряду с публично-правовыми нормами анализируются нормы международного частного права, регламентирующие морские перевозки и иные аспекты морепользования; оценивается развитие российского морского права в контексте эволюции национальной морской политики. Книга предназначена для студентов вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», юристов-международников, курсантов морских училищ.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОРСКОЕ ПРАВО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.