Научная статья на тему 'Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и судьба памятников наскального искусства России'

Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и судьба памятников наскального искусства России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЮНЕСКО / СИКАЧИ-АЛЯН / ШУЛЬГАН-ТАШ / ROCK ART / UNESCO / SIKACHI-ALYAN / SHULGAN-TASH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дэвлет Е.Г., Леванова Е.С., Пахунов А.С., Грешников Э.А., Гринько А.Е.

Обобщение информации по петроглифам и росписям в пещерах и под открытым небом, входящим в список ЮНЕСКО, а также по объектам из Предварительного списка ЮНЕСКО дает возможность оценить культурное многообразие изобразительных традиций наскального искусства в мире на различных этапах истории человечества и их современную востребованность. В список ЮНЕСКО включены 42 района наскального искусства, которые характеризуются исключительной иконографией изображений. На территории России в Предварительный список ЮНЕСКО включены лишь два памятника федерального значения: «Петроглифы Сикачи-Аляна», расположенные в Хабаровском районе Хабаровского края, а также Шульган-Таш (Капова пещера) в Бурзянском районе Республики Башкортостан. В настоящее время существенно активизировались усилия, направленные на продвижение в список ЮНЕСКО пещеры Шульган-Таш, и формируются предложения по номинации в Предварительный список ЮНЕСКО петроглифов Хакасии, а также номинации с рабочим названием «Петроглифы России» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дэвлет Е.Г., Леванова Е.С., Пахунов А.С., Грешников Э.А., Гринько А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNESCO WORLD HERITAGE AND TENTATIVE LIST: THE ROCK ART SITE IN RUSSIA

The compilation of the information on petroglyphs as well as on the open-air and cave sites with paintings included in the UNESCO World Heritage List and UNESCO Tentative List gives an opportunity to understand the cultural and iconographic diversity of the rock art sites of the various chronology. In the UNESCO Heritage List there are 42 rock art regions of the outstanding attractive artistic traditions. There are only two rock art sites in Russia which are in the UNESCO Tentative List, i.e. rock art site of Sikachi-Alyan in the Khabarovsk region and Shulgan-Tash (Kapova cave) in Bashkortostan. Recently there has been a lot of hork related to rock art care at Shulgan-Tash. A number of rock art sites in Khakassia have been suggested for the nomination into Tentative ist as well as for the transregional nomination of Russian petroglyphs.

Текст научной работы на тему «Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и судьба памятников наскального искусства России»

УДК 902.6

Е.Г. Дэвлет1, Е.С. Леванова1, А.С. Пахунов1, Э.А. Грешников2, А.Е. Гринько1

Институт археологии РАН, Москва, Россия;

2НИЦ «Курчатовский институт», Москва, Россия

СПИСОК ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО И СУДЬБА ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ*

Обобщение информации по петроглифам и росписям в пещерах и под открытым небом, входящим в список ЮНЕСКО, а также по объектам из Предварительного списка ЮНЕСКО дает возможность оценить культурное многообразие изобразительных традиций наскального искусства в мире на различных этапах истории человечества и их современную востребованность. В список ЮНЕСКО включены 42 района наскального искусства, которые характеризуются исключительной иконографией изображений. На территории России в Предварительный список ЮНЕСКО включены лишь два памятника федерального значения: «Петроглифы Сикачи-Аляна», расположенные в Хабаровском районе Хабаровского края, а также Шульган-Таш (Капова пещера) в Бурзянском районе Республики Башкортостан. В настоящее время существенно активизировались усилия, направленные на продвижение в список ЮНЕСКО пещеры Шульган-Таш, и формируются предложения по номинации в Предварительный список ЮНЕСКО петроглифов Хакасии, а также номинации с рабочим названием «Петроглифы России» и др.

Ключевые слова: наскальное искусство, ЮНЕСКО, Сикачи-Алян, Шульган-Таш. DOI: 10.14258/tpai(2016)3(15).-02

В России в Предварительный список ЮНЕСКО включены два российских объекта (Шульган-Таш (Капова пещера) в Башкортостане и Сикачи-Алян в Хабаровском крае), в то время как памятники наскального искусства из Основного списка отсутствуют [Devlet, Pakhunov, 2016, p. 97-114]. Процесс включения памятника в список ЮНЕСКО трудоемкий и длительный, требующий проведения значительных охранных и консервационных работ. Для многих коллективов и отдельных исследователей, работающих на памятниках наскального искусства, некой сверхзадачей, своего рода идеалом, к которому следует стремиться, является включение памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (рис. 1). Однако пропасть, разделяющая номинантов Предварительного и Основного списков, громадна. Сложность практической реализации данной задачи связана с тем, что зачастую вопрос о продвижении памятника в список ЮНЕСКО во многом определяется волей руководителей региона. В последние годы в Республике Башкортостан много делается для того, чтобы уникальный верхнепалеолитический комплекс с пещерным искусством Шульган-Таш (Капова пещера) получил надлежащую охрану и статус. Постоянное внимание к объекту наследия со стороны Правительства Республики, консультации с зарубежными и российскими специалистами, партнерство с музеем Альтамира-2 и целевая финансовая поддержка позволили сконцентрировать усилия на актуальных вопросах сохранения, консервации пещерного искусства и разработать проект музейного комплекса. Музей рассматривается не только как инструмент популяризации древнейшего искусства, но и как проводник мифологической, эпической традиции башкир. Готовящуюся номинацию предполагалось назвать «Земля Урал-Батыра» [Проблемы сохранения..., 2016].

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-01-00240а.

Сикачи-Алян - важный объект культурного наследия, единственный российский памятник наскального искусства под открытым небом, который включен в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Памятник испытывает постоянное природное и антропогенное воздействие, угрожающее его физической сохранности и целостности. Это связано с повседневной хозяйственной деятельностью, нерегулируемым туристическим посещением и, главное, с интенсивным ежегодным природным воздействием р. Амура. Проблема сохранения валунов с петроглифами Сикачи-Алян как никогда остро встала после катастрофического паводка 2013 г., когда памятник был полностью затоплен [Devlet, 2015, р. 128-141; Devlet, Laskin, 2015, р. 94-105].

Рис. 1. Карта памятников наскального искусства из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО (№1-42) и российских из Предварительного списка ЮНЕСКО (43 - Шульган-Таш; 44 - Сикачи-Алян)

В 2016 г. Министерством культуры РФ в научные организации и органы охраны памятников были направлены запросы о представлении предложений к номинации с рабочим названием «Петроглифы России», которая должна охватить местонахождения различных регионов страны. В июне 2016 г. по инициативе Правительства Монголии в Улан-Баторе прошла международная встреча экспертов, высказывалось намерение властей Монголии выступить с инициативой разработки трансграничной номинации по петроглифам Монголии, России, Китая и Казахстана [Nash, 2016, p. 238-239].

Рис. 2. Диаграмма территориального распределения памятников наскального искусства, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Активизация работы по продвижению археологических памятников и достопримечательных мест в список ЮНЕСКО ставит перед исследователями и органами охраны памятников непростые задачи, а знакомство с зарубежным опытом в текущей ситуации является полезным. Очевидно, что для включения в список ЮНЕСКО необходимо провести значительные охранные и консервационные мероприятия, поднять престиж памятников изобразительной деятельности в глазах общественности. В настоящее время в список ЮНЕСКО включены 42 района наскального искусства, которые характеризуются исключительной иконографией изображений (см. рис. 1) [Дэв-лет и др., 2015, с. 233-237]. С точки зрения опыта управления существенный интерес представляют история признания эстетической и культурно-исторической ценности, особенности стратегий и наработанный опыт системы сохранения, музеефикации и показа. Анализируя распределение памятников по номинациям (см. рис. 2), следует отметить, что в половине случаев наскальные изображения составляют ее основу (Аль-тамира, Шове, французские пещеры в долине р. Везер и другие хрестоматийные па-

мятники). Вторая значительная группа включает 14 номинаций, в которые памятники наскального искусства входят как значимый, специально обозначенный компонент более сложной структуры. Наконец, наименее заметной составляющей являются памятники наскального искусства в третьей группе: 7 объектов выступают лишь сопутствующими, формирующими общий историко-культурный контекст (рис. 3). В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО наименование номинации может не совпадать с названием известного памятника, быть более образным. Символы и образы древних культур, интегрированные в систему современных ценностей, структуру культурного туризма, во многих странах мира являются мощным ресурсом исторической памяти, наиболее привлекательным с эстетической точки зрения и удобным для современного восприятия окном в мир древних культур.

Рис. 3. Диаграмма распределения номинаций наскального искусства (по видам и континентам)

Библиографический список

Дэвлет Е.Г., Фахри А.И., Острирова Е.С., Грешников Э.А., Пахунов А.С., Ульянов А.А. Памятники наскального искусства в списке мирового культурного наследия ЮНЕСКО // IV Северный археологический конгресс : материалы. 19-23 октября 2015, г. Ханты-Мансийск. Екатеринбург, 2015. С. 233-237.

Проблемы сохранения, консервации палеолитической живописи Шульган-Таш и развитие туристической инфраструктуры достопримечательного места «Земля Урал-Батыра» : материалы Международного научного симпозиума. Уфа : НПЦ МК РБ, 2016. 160 с.

Devlet E., Pakhunov A. Rock art studies in Northern Russia, the Urals and the Far East 2010-2014 // Rock Art Studies. News of the World V / P. Bahn, N. Franklin, M. Strecker, E. Devlet (eds). Oxford : Archaeopress, 2016. P. 97-114.

Devlet E. Rock art from the Russian Far East: The Sikachi-Alyan Tentative World Heritage Site // Human Origin Sites and the World Heritage Convention in Eurasia. World heritage series. Papers 41. Heads 4. Volume I / eds. Nuria Sanz. Paris : France, 2015. P. 128-141.

Devlet E.G., Laskin A.R. Petroglyphs of Khabarovsk territory: the impact of the 2013 Amur and Ussuri flooding // Archaeology, ethnology and anthropology of Eurasia. 2015. Vol. 43 (4). P. 94-105.

Nash G. Report on the UNESCO conference on rock art, Ulaanbaatar, Mongolia, 30th and 31st May 2016 // Rock Art Research. Melbourne, Australia. Volume 33, Number 2. November 2016. P. 238-239.

E.G. Devlet, E.S. Levanova, A.S. Pakhunov, E.A. Greshnikov, A.E. Grinko THE UNESCO WORLD HERITAGE AND TENTATIVE LIST: THE ROCK ART SITE IN RUSSIA

The compilation of the information on petroglyphs as well as on the open-air and cave sites with paintings included in the UNESCO World Heritage List and UNESCO Tentative List gives an opportunity to understand the cultural and iconographic diversity of the rock art sites of the various chronology. In the UNESCO Heritage List there are 42 rock art regions of the outstanding attractive artistic traditions. There are only two rock art sites in Russia which are in the UNESCO Tentative List, i.e. rock art site of Sikachi-Alyan in the Khabarovsk region and Shulgan-Tash (Kapova cave) in Bashkortostan. Recently there has been a lot of hork related to rock art care at Shulgan-Tash. A number of rock art sites in Khakassia have been suggested for the nomination into Tentative ist as well as for the transregional nomination of Russian petroglyphs.

Key words: rock art, UNESCO, Sikachi-Alyan, Shulgan-Tash.

References

Devlet E.G., Fakhri A.I., Ostrirova E.S., Greshnikov E.A., Pakhunov A.S., Ul'yanov A.A. Pamyatniki naskal'nogo iskusstva v spiske mirovogo kul'turnogo naslediya YuNESKO [Monuments of Rock Art in the List of the World Cultural Heritage of the UNESCO]. IV Severnyy arkheologicheskiy kongress : materialy. 19-23 oktyabrya 2015 g. [IV Northern Archaeological Congress: Pproceedings. 19-23 October, 2015 in Khanty-Mansiysk]. Khanty-Mansiysk ; Ekaterinburg, 2015. Pp. 233-237.

Problemy sokhraneniya, konservatsii paleoliticheskoy zhivopisi Shul'gan-Tash i razvitie turisticheskoy infrastruktury dostoprimechatel'nogo mesta "Zemlya Ural-Batyra" : materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma [Problems of Preservation, Conservation of the Palaeolithic Paintings Shulgan-Tash and Development of Tourism Infrastructure Attractions "Land of Ural-Batyr": Materials of the International Scientific Symposium]. Ufa : NPTs MK RB, 2016. 160 p.

Devlet E., Pakhunov A. Rock Art studies in Northern Russia, the Urals and the Far East 2010-2014. Rock Art Studies. News of the World V / P. Bahn, N. Franklin, M. Strecker, E. Devlet (eds). Oxford : Archaeopress, 2016. Pp. 97-114.

Devlet E. Rock art from the Russian Far East: The Sikachi-Alyan Tentative World Heritage Site // Human Origin Sites and the World Heritage Convention in Eurasia. World Heritage Series. Papers 41. Heads 4. Volume I / eds. Nuria Sanz. Paris : France, 2015. Pp. 128-141.

Devlet E.G., Laskin A.R. Petroglyphs of Khabarovsk territory: the impact of the 2013 Amur and Ussuri flooding // Archaeology, ethnology and anthropology of Eurasia. 2015. Vol. 43 (4). P. 94-105.

Nash G. Report on the UNESCO conference on rock art, Ulaanbaatar, Mongolia, 30th and 31st May 2016 // Rock Art Research. Melbourne, Australia. Volume 33, Number 2. November 2016. P. 238-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.