Научная статья на тему 'СПИСОК ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ В ЧАСТНОМ ОРЛОВСКОМ СОБРАНИИ: ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ И ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

СПИСОК ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ В ЧАСТНОМ ОРЛОВСКОМ СОБРАНИИ: ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ И ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ИКОНА / ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИКОНОГРАФИЯ БОГОМАТЕРИ / ИКОНА-СПИСОК БОГОМАТЕРИ КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ / ICON / HISTORY OF CHRISTIAN CULTURE / ICONOGRAPHY OF THE MOTHER OF GOD / ICON-LIST OF THE КOZELSHCHANSKAYA МOTHER OF GOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Журавлев А.В.

Целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии, теологического осмысления композиции и историю неизвестного ранее списка иконы Богоматери Козельщанской из частного орловского собрания, что делается впервые. В работе используется иконологический и иконографический методы исследования данной иконы, а также исторический метод - для изучения явления в динамике. Материалом для исследования служат визуальные исследования иконы из частного собрания, а также дореволюционные письменные источники по истории бытования оригинала иконы Богоматери Козельщанская. Автор исследует ранее неизвестный список иконы Богоматери Козельщанская из орловского частного собрания. Материалом для работы служат визуальные исследования иконы Богоматери Козельщанская и ее списков, а также запись семейной легенды о происхождении списка этой иконы. В статье подробно рассматриваются теологическое объяснение символики иконографии и проводится сравнение с иконографическим типом Одигитрии. Автор впервые сопоставляет композицию иконы Богоматери Козельщанская с изображениями Мадонн мастеров круга Леонардо да Винчи, в частности, с композицией «Мадонны с цветком» или «Мадонны Бенуа», принадлежащей письму Леонардо да Винчи. В козельщанской композиции отдаленно воспроизводится ассиметричная поза Богоматери, крест вместо цветка-крестоцвета в руке Младенца и наличие бытовых деталей, например, вместо окна - тумба с чашей слева. Автор производит исследование иконографии и стилистики иконы-списка. На основании стилистического и иконографического анализа исследуемого предмета можно заключить, что данная икона-список Богоматери Козельщанская обладает признаками культурной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIST OF THE MIRACULOUS ICON OG OUR LADY OF KOZELSHCHANSKAYA IN THE PRIVATE ORYOL COLLECTION: HISTORY OF EXISTENCE AND HISTORICAL AND ART RESEARCH

The purpose of this study is to examine the features of iconography, the theological understanding of the composition and the history of the previously unknown list of the icon of our lady of Kozelshchanskaya from the private Oryol collection, which is being done for the first time. The work uses iconological and iconographic methods of studying this icon, as well as the historical method to study the phenomenon in dynamics. The material for the research is visual studies of the icon from a private collection, as well as pre-revolutionary written sources on the history of the original icon of our lady of Kozelshchanskaya. The author explores a previously unknown list of icons of our lady of Kozelshchanskaya from the Oryol private collection. The material for the work is visual studies of the icon of our lady of Kozelshchanskaya and its lists, as well as recording a family legend about the origin of the list of this icon. The article discusses in detail the theological explanation of the symbolism of iconography and compares it with the iconographic type of Hodigitria. For the first time, the author compares the composition of the icon of our lady of Kozelshchanskaya with images of Madonnas by the masters of Leonardo da Vinci's circle, in particular, with the composition "Madonna with a flower" or "Madonna of Benoit", which belongs to the letter of Leonardo da Vinci. The kozelschansky composition remotely reproduces the asymmetric pose of the mother of God, a cross instead of a flower-crucifix in the Baby's hand, and the presence of household details, for example, instead of a window - a pedestal with a bowl on the left. The author researches the iconography and style of the icon-list. Based on the stylistic and iconographic analysis of the object under study, it can be concluded that this icon-list of our lady of Kozelshchanskaya has signs of cultural value.

Текст научной работы на тему «СПИСОК ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ В ЧАСТНОМ ОРЛОВСКОМ СОБРАНИИ: ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ И ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Журавлев А.В.

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

a9202888878@gmail.com

СПИСОК ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ КОЗЕЛЬЩАНСКОЙ В ЧАСТНОМ ОРЛОВСКОМ СОБРАНИИ: ИСТОРИЯ БЫТОВАНИЯ И ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация: Целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии, теологического осмысления композиции и историю неизвестного ранее списка иконы Богоматери Козельщанской из частного орловского собрания, что делается впервые. В работе используется иконологический и иконографический методы исследования данной иконы, а также исторический метод - для изучения явления в динамике. Материалом для исследования служат визуальные исследования иконы из частного собрания, а также дореволюционные письменные источники по истории бытования оригинала иконы Богоматери Козельщанская. Автор исследует ранее неизвестный список иконы Богоматери Козельщанская из орловского частного собрания. Материалом для работы служат визуальные исследования иконы Богоматери Козельщанская и ее списков, а также запись семейной легенды о происхождении списка этой иконы. В статье подробно рассматриваются теологическое объяснение символики иконографии и проводится сравнение с иконографическим типом Одигитрии. Автор впервые сопоставляет композицию иконы Богоматери Козельщанская с изображениями Мадонн мастеров круга Леонардо да Винчи, в частности, с композицией «Мадонны с цветком» или «Мадонны Бенуа», принадлежащей письму Леонардо да Винчи. В козельщанской композиции отдаленно воспроизводится ассиметричная поза Богоматери, крест вместо цветка-крестоцвета в руке Младенца и наличие бытовых деталей, например, вместо окна - тумба с чашей слева. Автор производит исследование иконографии и стилистики иконы-списка. На основании стилистического и иконографического анализа исследуемого предмета можно заключить, что данная икона-список Богоматери Козельщанская обладает признаками культурной ценности.

Ключевые слова: икона, история христианской культуры, иконография Богоматери, икона-список Богоматери Козельщанская

Целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии и историю неизвестного ранее списка иконы Богоматери Козельщанской из частного орловского собрания. В работе используется иконологический и иконографический методы исследования данной иконы, а также исторический метод - для изучения явления в динамике. Материалом для исследования служат визуальные исследования иконы из частного собрания, а также дореволюционные письменные источники по истории бытования оригинала иконы Богоматери Козельщанская.

Согласно легенде, Козельщанская икона в качестве живописного изображения Девы Марии с Младенцем Христом была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны, правительницы Российской империи в 1741-1761 гг1. Это была характерная практика в светской среде середины-второй половины XVIII в., в которой культивировалось предпочтение профессиональных живописных картин на религиозный сюжет перед традиционной русской иконой доживоподобного или живоподобного стиля с его условным характером изображения2. Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху, взяв с собой икону на Украину. В дальнейшем икона поменяла владельцев. В XIX в. она оказалась в собрании семьи Капнистов в селе Козельщина Полтавской губернии и стала их семейной реликвией, проявив чудотворения, которые позднее были изложены в записях. Топонимическое название чудотворного образа Богоматери Козельщанской происходит от названия имения графа Капниста в Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было явлено первое чудо исцеления 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1881 г. Получила исцеление графская дочь Мария, отцом которой приходился граф Владимир Капнист, страдавшая с 1880 г. от болезни ноги.

Известно, что именно с 1881 г. икона из семейного собрания Капнистов стала привлекать паломников. Уже в последней четверти XIX в. было выполнено много списков с этой иконы. Многие из этих списков почитаются в ряде современных храмов в разных уголках Европы. Среди других чтимых списков Козельщанской иконы можно отметить следующие: список из Гомельского Свято-Никольского монастыря; список из Благовещенского храма города Мурома; список из Михайло-Архангельской церкви станицы Тамань Краснодарского края; список из храма Преподобного Серафима Саровского в Луганске,а так же список, хранящийся в храме Козельщанской иконы Божьей Матери в Донецке. Чтимый список Козельщанской иконы находится в Успенском соборе города Хельсинки. Изначально он принадлежал праведному Иоанну Кронштадтскому и был подарен как молитвенное благословение родителям тяжелобольной девочки. Особое почитание икона Богоматери Козельщанская получила в дворянских семьях. Ее списки были во многих дворянских усадьбах юга Российской империи.

Почитаемая икона Божией Матери Козельщанская принадлежит к богородичным образам, прославленным в позднейший период. После проявления ее особых качеств, Козельщанская икона стала достаточно хорошо известна в южных областях России и на Украине. По характеру письма икона имеет итальянское происхождение, восходя к живописным композициям XV-XVI вв., воспроизводящих известные картины мастеров Возрождения. Композиции иконы Богоматери Козельщанская близка изображениям Мадонн мастеров круга Леонардо да Винчи, в частности, «Мадонне с цветком» (или «Мадонна Бенуа», 1478 г., Государственный Эрмитаж) . Леонардовская композиция изображала Деву Марию с Младенцем на левой руке. Дева Мария представлена Леонардо очень юной. Она протягивает Младенцу цветок крестоцвета, символизирующий Распятие. Младенец тянется к цветку, который поглощает Его внимание. Художники итальянского периода кватроченто часто решали религиозные сюжеты в бытовом плане. Жанровость усиливается деталями: окном с

1 Поселянин Е.Н. Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. - СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, [1909]. — 608 с.

2 Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игумен Лука (Головков), Осташенко Е., Попова О., Смирнова Э., Языкова И., Яковлева А. История иконописи. История. Традиции. Современность. VI-XX века. - М.: АРТ-БМБ, 2002. - 287 с.

3 Кустодиева Т., Лифшиц Н. Итальянская живопись в Эрмитаже. - Лен.: Аврора. - 166 с.

подоконником, скромной деревянной скамьей, на которой сидит Мария. Поза Девы Марии также лишена торжественности: торс не занимает центральное место, а смещен влево, что уравновешивается светлым окном. В козельщанской композиции отдаленно воспроизводится ассиметричная поза Богоматери, крест вместо цветка-крестоцвета в руке Младенца и наличие бытовых деталей: вместо окна - тумба с чашей слева. Такая связь двух композиций возможна через посредство нескольких копий с леонардовского оригинала, которые могли быть написаны позднее, уже в XVI в.

Иконография Богоматери «Козельщанская» восходит к западноевропейскому образцу. Но заказчики списков этой прославленной в небольшой период времени иконы в Х1Х-ХХ вв. не акцентировали внимание на протографах иконографии. Копии иконы им требовались уже не как списки с профессионального произведения западноевропейского искусства, а как предмет почитания и возможной помощи в скорбях, такой же, какой обладал почитаемый оригинал из собрания Капнистов.

Список иконы Богоматери Козельщанская находится в частном собрании Журавлевых в городе Орле. Владельческие надписи, печати, штампы на обороте отсутствуют. Но в семье Журавлевых сохранилась семейная устная легенда, которая впервые излагается в данной статье. Данная икона с конца XIX в. передавалась по женской линии. Прабабушка до революции 1917 г. помогала по дому в нескольких дворянских усадьбах, в частности, в Пальне-Михайловке, усадьбе Стаховичей, а также в усадьбах Борки, Захаровка и Воловское, где гостила известная танцовщица Матильда Кшесинская. Вероятно, после разорения одной из них прабабушка смогла сохранить эту икону. В советский период эту небольшую икону прабабушка хранила в сундуке на чердаке своего частного дома.

Икона-список датируется согласно экспертной оценке М.А. Комовой концом XIX-начало XX вв1. Образ Богоматери с Младенцем выполнен в живописной академической манере в масляной технике на кипарисовой дощечке размера 17,6х14,2х2,1мм. Место написания установить пока невозможно, но автор, исходя из высокого уровня стиля и рисунка, несомненно получил столичное живописное образование. Мы можем предположить, что живопись на иконе масляная, традиционная для академического письма Санкт-Петербурга, положенная на тонкий левкас без паволоки2.

Основа состоит из трех досок (склеенных между собой) со шпонками. Деревянная доска, крепкая, идеально ровная, без следов от жучка. Две торцевые врезные шпонки (полностью сохранились) клиновидной формы, что встречается крайне редко. Такие размеры и форма шпонок и обеспечили иконной доске стабильность в сохранении формы и защитили доску от выгибания и диагонального коробления.

Сохранность иконы хорошая: оборот доски не деформирован, имеет идеально ровную поверхность без следов жучка. Иконная доска клееная, но шов на стыке небольших дощечек виден очень слабо. Сама основа, на которой изображены Богородица с Богомладенцем, состоит из отдельной тонкой цельной дощечки в 5-6 мм толщиной, которая приклеена к двум другим с оборота методом паркетирования. Все три части между собой скреплены клеевым составом. На лицевой части утраты красочного слоя отсутствуют, видны незначительные сколы, возможно от падения иконы.

1 КомоваМ.А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков. - М.: Индрик, 2012. - 512 с.

2 Витхамар А. Энциклопедия русской иконы. История, сюжеты, школы, художественные особенности. - М.: Фирма Бертельсманн Медиа Москау АО, 2011. - 263 стр.

В среднике представлено поколенное изображение Богородицы и Младенца Иисуса Христа, который в правой руке держит крест. На столике рядом с изображением помещены чаша и ложка с крестом. В стороне от изображения стоит чаша и около неё лжица. На Богоматери сине-зеленый мафорий с красным подбоем, горизонтальные складки которого вычурно драпируют ее фигуру, рубашка Богомладенца и плат Богоматери почти белые. На мафории Богородицы три звезды — одна на челе и две на плечах. Все детали и символы традиционны для иконографии Богоматери Козельщанской.

В композиции сохранена традиционная структура, сочетающая поля и средник. Основной художественный акцент сделан на ликах Христа и Его матери. Надписи отсутствуют. Отсутствие теонимограмм с кратким упоминанием имени Бога и Богоматери является отличием европейской картинной живописи от иконописи. Отсутствие надписей на данном списке иконы Богоматери Козельщанской являются наследием живописного оригинала, написанного западноевропейским живописцем.

Иконография данного образа Богоматери относится к типу Одигитрии (Путеводительницы), изначально имевшему особенно торжественный и монументальный вид в византийском искусстве. Но в искусстве Нового времени эта монументальность утратилась, композиция Одигитрии была дополнена множеством мелких деталей, изменились жесты. Иконы миниатюрного письма вообще утратили в новейший период строгость и статуарность отличавшую иконы средневекового периода.

Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Богородица несет людские молитвы к Нему, Она ходатайствует за молящихся перед Ним, она сохраняет грешников на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

Композиция экспертируемой иконы уникальна и позволяет легко отличить её от других православных Богородичных образов. Изображение Богородицы поколенное. На данной иконе Богоматерь сидит так, что видны её колени, покрытые мафорием, на котором изображены три звезды — одна на челе и две на плечах (являются традиционными элементами богородичной иконографии, признаками девства Марии до, во время и после рождества Христова). У Младенца Христа отсутствует гиматий. Богомладенец изображён в одной нижней рубашке. Он полулежит на сгибе левого локтя Богородицы. Под Него подложено свёрнутое покрывало, которое придерживает Мать. Справа от Богородицы расположен край низкого стола, на котором стоит Чаша, а рядом с ней лежит Лжица. В правой руке Христа - крест. Можно предполагать, что художник поместил около Предвечного Младенца эти изображения, имея в виду указание на Него, как на будущего установителя таинства Святого Причащения. Также изображение престола или стола с Распятием в левой нижней части композиции является характерной

деталью западноевропейских светских картин на религиозный сюжет, где изображается моление персонажа или показывается особое расположение персонажа к теме веры.

Данная икона из собрания Журавлевых исследовалась в соответствии с ее спецификой, были выявлены ее формально-стилистические качества, особенности ее происхождения и бытования, иконографические отличия. В ходе стилистического и иконографического анализа было выявлено, что между стилем данного произведения и живописными иконами Богоматери Козельщанской русского письма конца XIX в. есть существенные совпадения.

Икона Богоматери Козельщанская, написана в академической живописной манере. Икона прекрасно решена в композиционном и цветовом плане, темно-оливковый фон (стилистика столичной академической живописи на религиозный сюжет конца XIX в.). Образ иконы Богоматери Козельщанской написан в стилистике работ художников, окончивших Сакнкт-Петербургскую Академию художеств, ориентированных на приемы западноевропейской живописи, укорененные в русском искусстве XIX в., представляя собой новый иконописный стиль синодального периода .

Придерживаясь иконографии Богоматери Козельщанской, автор экспертируемой иконы работал в живописной манере, близкой позднеакадемической живописи. Икона написана добротно, с тщательной проработкой форм. Мазки сглажены. Икона написана по рисованной графье, которую можно рассмотреть, если наклонить икону относительно света. Доска, на которой изображена икона, изготовлена из качественного выдержанного материала. По качеству доски и живописи можно сказать, что икона в XIX в. писалась на заказ. Иконографический сюжет иконы Богоматери Козельщанская является востребованным, но не имеет широкого распространения. Небольшой размер иконной доски говорит о том, что икона могла быть выполнена усадебным живописцем, получившим столичное образование.

На основании стилистического и иконографического анализа исследуемого предмета можно заключить, что данная икона Богоматери Козельщанская обладает признаками культурной ценности2. Главными аргументами для такого решения являются древность происхождения (более 50 лет), а также детальное композиционное, тематическое и образное сходство с живописными иконами, выполненными в мастерских Центральной России конца XIX в. Для определения исторической, культурной и художественной ценности экспертируемой иконы использовались следующие критерии: традиционность композиционного решения и художественной манеры, слаженность и продуманность колористического построения, восходящей к известным произведениям русской живописи XIX в.; возраст происхождения старше 50 лет; технически сложный метод изготовления иконы (живописные слои выполнены не упрощенным машинным или поточным методом, а вручную, в традиционной живописной манере, в соответствии со старинными технологиями, разработанными в русской живописи XIX в., что отвергает версию об отсутствии качества), эстетическая и научная ценность (русские иконы, выполненные в позднеакадемической традиции, являются примером непрерывной традиции русского искусства, что активно изучаются известными учеными-искусствоведами, специализирующимися по стилистике поздней иконописи). Икона представляет коллекционный интерес как произведение станковой живописи (иконописи), выполненное на хорошем

1 Косолапое А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. - СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. - 169 с.

2 Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Понятие культурных ценностей: Лекция. - М.: ВНИИ МВД России, 1993. - 238 с.

38

профессиональном уровне; перемещение его через границу без специального разрешения запрещено.

Изучая иконографию, почитание и бытование списков иконы Богоматери Козельщанская, следует отметить, насколько важно для каждой российской семьи изучение и сохранение христианских культурных ценностей. Именно через такие небольшие исследования человек ощущает связь со своим Отечеством, с православной культурой, с ценностями своей страны и ее истории1.

Литература:

1. Витхамар А. Энциклопедия русской иконы. История, сюжеты, школы, художественные особенности. - М.: Фирма Бертельсманн Медиа Москау АО, 2011. - 263 стр.

2. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М., игумен Лука (Головков), Осташенко Е., Попова О., Смирнова Э., Языкова И., Яковлева А. История иконописи. История. Традиции. Современность. VI-XX века. - М.: АРТ-БМБ, 2002. - 287 с.

3. КомоваМ.А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков. - М.: Индрик, 2012. -512 с.

4. Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. -СПб.: Государственный Эрмитаж, 2010. - 169 с.

5. Кузнецова Н.И., Растопчин В.Г. Понятие культурных ценностей: Лекция. - М.: ВНИИ МВД России, 1993. - 238 с.

6. Кустодиева Т., Лифшиц Н. Итальянская живопись в Эрмитаже. - Лен.: Аврора. - 166 с.

7. Поселянин Е.Н. Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. - СПб.: Книгоиздательство П. П. Сойкина, [1909]. — 608 с.

8. Семионкина Н.Г., Комова М.А. Правовые аспекты сохранения культурного кода русской цивилизации // Наука и практика, 2016. № 2 (67). С. 157-160.

References:

1. Vithamar A. Enciklopediya russkoj ikony. Istoriya, syuzhety, shkoly, hudozhestvennye osobennosti [Encyclopedia of Russian icons. History, stories, schools, artistic features]. - M.: Firma Bertel'smann Media Moskau AO, 2011. - 263 p. (in Russian)

2. Evseeva L., Komashko N., Krasilin M., igumen Luka (Golovkov), Ostashenko E., Popova O., Smirnova E., YAzykova I., YAkovleva A. Istoriya ikonopisi. Istoriya. Tradicii. Sovremennost'. VI-XX veka [History of icon painting. History. Traditions. Modernity. VI-the twentieth century]. - M.: ART-BMB, 2002. - 287 p. (in Russian)

3. Komova M.A. Ikonnoe nasledie Orlovskogo kraya XVIII-XIX vekov [Icon heritage of the Oryol region of the XVIII-XIX centuries]. - M.: Indrik, 2012. - 512 p. (in Russian)

4. Kosolapov A.I. Estestvennonauchnye metody v ekspertize proizvedenij iskusstva [Natural science methods in the examination of works of art]. - SPb.: Gosudarstvennyj Ermitazh, 2010. - 169 p. (in Russian)

1 Семионкина Н.Г., Комова М.А. Правовые аспекты сохранения культурного кода русской цивилизации // Наука и практика, 2016. № 2 (67). С. 157-160.

5. Kuznecova N.I., Rastopchin V.G. Ponyatie kul'turnyh cennostej: Lekciya [The concept of cultural values: Lecture]. - M.: VNII MVD Rossii, 1993. - 238 p. (in Russian)

6. Kustodieva T., Lifshic N. Ital'yanskaya zhivopis' v Ermitazhec [Italian painting in the Hermitage]. Len.: Avrora, 174. - 166 p. (in Russian)

7. Poselyanin E.N.Bogomater': polnoe illyustrirovannoe opisanie Eya zemnoj zhizni i posvyashchennyh Eya imeni chudotvornyh ikon [The Mother of God: a complete illustrated description Of her earthly life and the miraculous icons dedicated to Her name]. - SPb.: Knigoizdatel'stvo P. P. Sojkina, [1909]. — 608 p. (in Russian)

8. Semionkina N.G., Komova M.A. Pravovye aspekty sohraneniya kul'turnogo koda russkoj civilizacii [Legal aspects of preserving the cultural code of Russian civilization]// Nauka i praktika. 2016. № 2 (67). P. 157-160. (in Russian)

LIST OF THE MIRACULOUS ICON OG OUR LADY OF KOZELSHCHANSKAYA IN THE PRIVATE ORYOL COLLECTION: HISTORY OF EXISTENCE AND HISTORICAL AND

ART RESEARCH

Zhuravlev A.V.

Oryol State University named after I.S. Turgenev a9202888878@gmail.com

Abstract: The purpose of this study is to examine the features of iconography, the theological understanding of the composition and the history of the previously unknown list of the icon of our lady of Kozelshchanskaya from the private Oryol collection, which is being done for the first time. The work uses iconological and iconographic methods of studying this icon, as well as the historical method to study the phenomenon in dynamics. The material for the research is visual studies of the icon from a private collection, as well as pre-revolutionary written sources on the history of the original icon of our lady of Kozelshchanskaya. The author explores a previously unknown list of icons of our lady of Kozelshchanskaya from the Oryol private collection. The material for the work is visual studies of the icon of our lady of Kozelshchanskaya and its lists, as well as recording a family legend about the origin of the list of this icon. The article discusses in detail the theological explanation of the symbolism of iconography and compares it with the iconographic type of Hodigitria. For the first time, the author compares the composition of the icon of our lady of Kozelshchanskaya with images of Madonnas by the masters of Leonardo da Vinci's circle, in particular, with the composition "Madonna with a flower" or "Madonna of Benoit", which belongs to the letter of Leonardo da Vinci. The kozelschansky composition remotely reproduces the asymmetric pose of the mother of God, a cross instead of a flower-crucifix in the Baby's hand, and the presence of household details, for example, instead of a window - a pedestal with a bowl on the left. The author researches the iconography and style of the icon-list. Based on the stylistic and iconographic analysis of the object under study, it can be concluded that this icon-list of our lady of Kozelshchanskaya has signs of cultural value. Keywords: icon, history of Christian culture, iconography of the Mother of God, icon-list of the Kozelshchanskaya Mother of God

Для цитирования: Журавлев А.В. Список чудотворной иконы Богоматери Козельщанской в частном орловском собрании: история бытования и историко-искусствоведческое исследование// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.