Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И БЫТОВАНИЯ В ОРЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИКВИИ, ПРОИСХОДИВШЕЙ ИЗ ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ 51-ГО ЧЕРНИГОВСКОГО ДРАГУНСКОГО ПОЛКА'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И БЫТОВАНИЯ В ОРЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИКВИИ, ПРОИСХОДИВШЕЙ ИЗ ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ 51-ГО ЧЕРНИГОВСКОГО ДРАГУНСКОГО ПОЛКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИКОНА / АФОНСКАЯ ИКОНОПИСЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕЛИКВИЯ / ПОХОДНАЯ ПОЛКОВАЯ ЦЕРКОВЬ / АЛТАРНЫЙ ПРЕСТОЛ / HISTORY OF CHRISTIAN CULTURE / ICON / ATHOS ICONOGRAPHY / HISTORICAL RELIC / MARCHING REGIMENTAL CHURCH / ALTAR TABLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комов И.А., Комова М.А.

В статье на основе собранной авторами информации излагается история создания и бытования уникальной иконы, выполненной на доске от походной полковой церкви 51-го Черниговского драгунского полка, впервые выполняется и приводится комплексное исследование данного нововыявленного памятника иконописи. Целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии и историю почитания образа Пантелеимона Целителя из Никитско-Ахтырского собора города Орла. Авторы статьи в исследовании использовали конкретно-исторический и ретроспективный методы для изучения происхождения явления и его развития в динамике, источниковедческий метод, помогающий сопоставить текст источника о появлении иконы и исторические события, с ней связанные, а также иконографический и иконологический методы, позволяющие описывать в единстве предмет и ее смысловое содержание. Материалом для исследования служат визуальные исследования иконной доски и ее сравнительный анализ с разборными конструкциями престолов походных полковых церквей, а также краеведческие дореволюционные письменные источники по истории бытования престола походной церкви Черниговского полка, из которой была выполнена данная икона святого Пантелеимона. Устный рассказ орловской монахини о переделке престола в икону в 1952 г. представляет собой характерную для орловской провинции устную семейную легенду, передававшуюся устно в течение десятилетий и записанную в наши дни. Проведенные исследования иконной доски и сравнительный анализ ее конструкции с церковными престолами подтверждают записанный рассказ монахини Неониллы (Набоковой Н.М.), что данная иконная доска и по размеру, и по материальным признакам могла первоначально использоваться для престола походной полковой церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE CREATION AND EXISTENCE OF A HISTORICAL RELIC IN OREL WHICH ORIGINATED FROM THE MARCHING CHURCH OF THE 51ST CHERNIHIV DRAGOON REGIMET

Based on the information collected by the authors, the article describes the history of the creation and existence of a unique icon made on a Board from the marching regimental Church of the 51st Chernihiv Dragoon regiment.for the first time, a comprehensive study of this newly discovered icon painting monument is performed. The purpose of this study is to examine the features of iconography and the history of veneration of the image of Panteleimon the Healer from the Nikitsky-Akhtyrsky Cathedral in the city of Orel. The authors of the article used specific historical and retrospective methods to study the origin of the phenomenon and its development in dynamics, a source study method that helps to compare the source text about the appearance of an icon and historical events associated with it, as well as iconographic and iconological methods that allow describing the subject and its semantic content in unity. The material for the research is visual studies of the icon Board and its comparative analysis with collapsible structures of thrones of marching regimental churches, as well as local history pre-revolutionary written sources on the history of the existence of the throne of the marching Church of the Chernihiv regiment, from which this icon of St. Panteleimon was made. The oral story of the Oryol nun about the conversion of the throne into an icon in 1952 is a typical oral family legend for the Oryol province, transmitted orally for decades and recorded today. Studies of the icon Board and a comparative analysis of its design with Church thrones confirm the recorded story of the nun Neonilla (N. M. Nabokova) that this icon Board, both in size and material characteristics, could have originally been used for the throne of a marching regimental Church.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И БЫТОВАНИЯ В ОРЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИКВИИ, ПРОИСХОДИВШЕЙ ИЗ ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ 51-ГО ЧЕРНИГОВСКОГО ДРАГУНСКОГО ПОЛКА»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Комов И.А.

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

тг. ёеУгасМо@Ък. ги Комова М.А.

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

тапатпа. оге1@таИ ги

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И БЫТОВАНИЯ В ОРЛЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕЛИКВИИ, ПРОИСХОДИВШЕЙ ИЗ ПОХОДНОЙ ЦЕРКВИ 51-ГО ЧЕРНИГОВСКОГО

ДРАГУНСКОГО ПОЛКА

Аннотация: в статье на основе собранной авторами информации излагается история создания и бытования уникальной иконы, выполненной на доске от походной полковой церкви 51-го Черниговского драгунского полка, впервые выполняется и приводится комплексное исследование данного нововыявленного памятника иконописи. Целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии и историю почитания образа Пантелеимона Целителя из Никитско-Ахтырского собора города Орла. Авторы статьи в исследовании использовали конкретно-исторический и ретроспективный методы для изучения происхождения явления и его развития в динамике, источниковедческий метод, помогающий сопоставить текст источника о появлении иконы и исторические события, с ней связанные, а также иконографический и иконологический методы, позволяющие описывать в единстве предмет и ее смысловое содержание. Материалом для исследования служат визуальные исследования иконной доски и ее сравнительный анализ с разборными конструкциями престолов походных полковых церквей, а также краеведческие дореволюционные письменные источники по истории бытования престола походной церкви Черниговского полка, из которой была выполнена данная икона святого Пантелеимона. Устный рассказ орловской монахини о переделке престола в икону в 1952 г. представляет собой характерную для орловской провинции устную семейную легенду, передававшуюся устно в течение десятилетий и записанную в наши дни. Проведенные исследования иконной доски и сравнительный анализ ее конструкции с церковными престолами подтверждают записанный рассказ монахини Неониллы (Набоковой Н.М.), что данная иконная доска и по размеру, и по материальным признакам могла первоначально использоваться для престола походной полковой церкви.

Ключевые слова: история христианской культуры, икона, афонская иконопись, историческая реликвия, походная полковая церковь, алтарный престол

Каждая реликвия является частью истории как документальное свидетельство, оставшееся от прошлых эпох. Собственно историческая реликвия часто приобретала функцию инсигнии или знака власти. Обладание ею в средневековый период считалось залогом полити -ческого успеха, а потеря — знаком провала. В тоже время культ религиозных реликвий со средневековья до наших дней остается неотъемлемой частью христианской религиозности. Из

них особый интерес представляют контактные реликвии — Ьгаиёеа или предметы, связанные с жизнью известного исторического лица. Эти предметы нередко с почтением передавались от поколения к поколению, прежде чем стать доступными для научного изучения1. Об одной из таких контактных реликвий, обнаруженных в Орле сравнительно недавно, пойдет речь в данной статье.

Целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии и историю почитания образа Пантелеимона Целителя из Никитско-Ахтырского собора города Орла. Авторы статьи в исследовании использовали конкретно-исторический и ретроспективный методы для изучения происхождения явления и его развития в динамике, источниковедческий метод, помогающий сопоставить текст источника о появлении иконы и исторические события, с ней связанные, а также иконографический и иконологический методы, позволяющие описывать в единстве предмет и ее смысловое содержание. Материалом для исследования служат визуальные исследования иконной доски и ее сравнительный анализ с разборными конструкциями престолов походных полковых церквей, а также краеведческие дореволюционные письменные источники по истории бытования престола походной церкви Черниговского полка, из которой была выполнена данная икона святого Пантелеимона.

Как и в случае с древнейшими реликвиями, об орловском предмете первоначально сохранялось только устное семейное предание. В 2014 г. авторам статьи удалось записать устный рассказ прихожанки Никитско-Ахтырского собора г. Орла, повествующий об одном уникальном историческом памятнике, сохраненном тайной монахиней Неониллой (в миру Набокова Надежда Максимовна, 1897-1988 гг.). Монахиня Неонилла, передала в 1952 г. в городской соборный храм икону святителя Пантелеимона, написанную по ее заказу. Особенность этой иконы состояла в том, что выполнена она была на доске, которая являлась фрагментом престола походной церкви 51 Черниговского драгунского полка. Изначально перешедшая Н.Б. Набоковой от родителей, эта доска от престола полвека хранилась в ее семье. Затем после приспособления данной доски под написание иконы красками был написан образ св. Пантелеимона Целителя и передан в Орловский Никитско-Ахтырский собор. Затем данная икона была размещена на левом клиросе в трапезной части, где находится в данное время. В 2014 г., по просьбе авторов статьи, переданной настоятелю собора протоиерею Димитрию (Захарову), на нижнем поле иконной доски была прикреплена табличка с составленной на основе записанного предания надписью о происхождении иконы. Фотографии иконы и ее атрибуция были сделаны авторами до прикрепления таблички с надписью, текст которой был предложен Комовой М.А.. Устный рассказ монахини Ниониллы представляет собой характерную для орловской провинции устную семейную легенду2, передававшуюся устно в течение десятилетий и записанную в наши дни. Этот источник требуется подтвердить исследованием предмета, о котором идет речь в рассказе Н.Б. Набоковой.

1 Комов И.А., Комова М.А. Христианские реликвии как культурные ценности: проблемы изучения и сохранения // "Образ" религии: религиозное образование в многообразии религиозных культур: Материалы Международной научно-практической конференции, 2019. С. 157-161.

2 Комова М.А. Жанровая специфика сказаний о чудотворных иконах Верхнеокского региона (в рамках Орловской губернии) // Жизнь провинции: история и современность. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015. С. 209-216.

Так как в устном семейном предании орловской семьи Набоковых упоминается походная церковь Черниговского полка, следует вспомнить его историю, связанную с Орлом. 51 драгунский Черниговский полк был сформирован 16 сентября 1896 г. в г. Орле из эскадронов, выделенных по одному из Елисаветинского, Александрийского, Белорусского, Нарвского, Переславского и Северского драгунских полков (16 сентября 1896 - 6 декабря 1907 гг.)1. С 1 (13) сентября 1897 г. (отметим, что архитектор В.Н. Неделин отмечает 1899 г., как время постройки церкви Покрова Богородицы (гарнизонной ) настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка в городе Орле был известный священник Митрофан Сребрянский (в монашестве Сергий), а шефом полка значилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. Одним из проявлений шефской помощи явился подарок полковой походной церкви, которая временно размещалась во дворе Покровского храма в период расквартирования полка в Орле. Иконы для полковой полотняной походной церкви и богослужебные сосуды и ткани были выполнены художниками и мастерами Строгановского училища технического рисования в Москве, которому покровительствовала великая княгиня Елизавета Федоровна3. Среди подготовленного для богослужения набора предметов для походной войсковой церкви обязательным был деревянный престол, возможно также изготовленный мастерами Строгановского училища.

В 1904-1905 гг. полк принимал участие в Русско-Японской войне. 15 марта 1905 г. отец Митрофан, как опытный пастырь и духовник, был назначен благочинным 61 -й пехотной дивизии, в которую входил полк, и в этой должности прослужил до окончания войны. Во время пребывания в действующей армии отец Митрофан вёл подробный дневник, который печатался в журнале «Вестник военного духовенства», а затем вышел отдельной книгой4. Отец Митрофан вернулся вместе с Черниговским полком в Орел летом 1906 г., продолжая окормлять военных и совершать службы в Покровской гарнизонной церкви. В 1907 г. полк был переименован в 17-й гусарский Черниговский полк (6 декабря 1907 - 1918 гг.). За выдающиеся пастырские труды, понесенные во время войны, отец Митрофан 12 октября 1906 г. был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1908 г. он становится духовником общины Марфо-Мариинской обители, созданной под руководством великой княгини Елизаветы Фёдоровны, затем настоятелем общинного храма5.

Предположительно в 1906 г. вышедший из употребления престол походной церкви был разобран. Доски от него хранились в Орле у безымянной монахини Орловского женского монастыря (предположительно из семьи Набоковых), а в советское время последней хранительницей досок от престола походной церкви Черниговского полка стала упомянутая

1 Кавалерия: Справочная книжка Императорской Главной квартиры (с боевыми путями). Издание 3. - СПб.: Издательство В. Секачева, 1914. - 548 с.

2 Неделин В.М. Архитектурные древности Орловщины. Книга 2 (ушедшее). - Орел: Вешние воды, 2009. - 192 с.

3 Во имя любви и милосердия / Орел в эпоху императора Александра III. События и люди: Серия «Истории русской провинции». - Орел: Молодёжное братство во имя Великомученика и Победоносца Георгия: Орловское отделение "Общества развития русского исторического просвещения" в память Императора Александра III, 2016. - 167 с.

4 Дневник священника 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елиса-веты Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского, с момента отправления его в Маньчжурию 11 июня 1904 года по день возвращения в г. Орел 2 июня 1906 года. - М.: Отчий Дом, 16. (Репринт: СПб., 1906). - 350 с.

5 Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 2. - Тверь: Булат, 1996. - 527 с.

монахиня Неонилла (в миру Н.М. Набокова), которая впоследствии и заказала выполнение иконы на сохраненной доске от престола в 1952 г.

Следует привести описание и иконографические особенности атрибутируемой иконы. Мученик Пантелеимон на орловской иконе согласно православной традиции изображен в образе стоящего в рост юноши «без бороды, кудрявый» в одеянии, традиционном для изображения целителей поздней иконописной традиции XIX в1., восходящей к греческому письму в живописном стиле, - зеленом (не синем) хитоне с золотыми нарукавниками, светлой рубашке с золотыми поручами и красном плаще, закрепленном фибулой на правом плече. В правой руке ложечка, в левой-коробочка для лекарств, по форме напоминающие реликварий с мощами.

Иконная доска изготовлена из лиственницы. Шпонки, которыми обычно скрепляются иконные доски, здесь отсутствуют. Толщина доски значительно больше, чем доски икон Нового и Новейшего времени подобного размер (82 х 39 х 5 см). Левкас выполнен в виде мелового клеевого грунта. Живописная композиция выполнена в масляной технике.

Стилистически произведение следует живописной традиции мастерских русского Свято-Пантелеимонова монастыря конца XIX в. и имеет много близких особенностей техники и иконографии в живописи Афона. Аналогичные афонские иконы бытовали в собрании практически всех городских храмов России, в том числе храмов Орловской епархии, исходя из описей и фотоматериалов второй половины XIX - начала XX вв. Их привозили русские паломники имперского периода. Одна из таких афонских икон св. Пантелеимона, вероятно, стала образцом для безымянного орловского живописца в 1952 г. Отметим также, что по технико-технологическим и стилистическим признакам икона из Ахтырского храма относится к середине XX в., и не могла быть выполнена раньше. Иначе, чем в афонской иконописи трактован пейзаж, изображающий равнину, а не горы (последняя деталь характерна для живописных мастерских монастырей Афона2). Неярко выражен эффект сфумато (в живописи известный со времен Леонардо прием как смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух; применялся в иконописи сначала греческой, потом русской, начиная с XVII в.). Красочный колорит орловской иконы приглушен по тону и отличается от характерного для греческой живописи тонового контраста в личном и доличном. Отсутствие сложной техники, не сочетающей темперный подмалевок и прописи маслом и лаками, а отличающейся лишь масляной техникой, также говорит о русском происхождении данной иконы. Таким образом, орловская икона повторяет иконографию и живоподобный стиль, разработанные иконописцами мастерских горы Афон конца XIX в., но является репликой середины XX в.

Использование старой престольной доски на орловской иконе не является редкостью. В церковном обиходе бытует традиция использования досок от старых престолов для написания икон, восходящая к древнейшим восточнохристианским преданиям. Напомним, что известнейшая чудотворная икона Божией Матери Владимирская начала XII в. (собрание

1 Комова М.А. Жанровая специфика сказаний о чудотворных иконах Верхнеокского региона (в рамках Орловской губернии) // Жизнь провинции: история и современность. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015. С. 209-216.

2 Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701-1733 год // Труды Киевской Духовной академии. - Киев: Киевская Духовная академия, 1868. № 2. С. 269-315.

Государственной Третьяковской галереи, Москва), по бытующему церковному преданию, была написана евангелистом Лукой в I в. от Рождества Христова на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В дальнейшем, список почитаемой в Москве Гребневской иконы Богоматери был выполнен на доске от престола Никольского храма, что в Толмачах (ныне храм при Третьяковской галерее, в котором находится чудотворный образ Владимирской Богородицы). Старинную доску от храмового престола конца XVII в. для списка Гребневской иконы предоставил епископ Дмитровский (1889-1901), Виссарион (Нечаев) в 1889 г. Художник Д.М. Струков выполнил список Гребневской иконы и преподнес императору Николаю II. За работу мастер получил в награду перстень с бриллиантами и открытое свидетельство для рисования древностей в монастырях и церквях1.

Следует также изучить форму и материалы, применявшиеся в России для изготовления храмовых престолов. Храмовый престол в христианской теологии сопоставляется с Небесным Престолом, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Престол именуется также "жертвенником" (по-гречески "фисиастирион"), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Согласно рекомендациям архиепископа Аверкия (Таушева): «Святой престол устраивается следующим образом. На четырех деревянных столпах высотой в аршин и шесть вершков (в современных единицах измерения эта высота равняется примерно 98 см, так что вместе с верхней доской высота престола должна составлять 1 метр: Авторы) полагается деревянная доска так, чтобы ее углы точно ложились на столпы, вровень с ними. Площадь престола может зависеть от величины алтаря... Углы верхней доски, называемой трапезой, в местах их сопряжения со столпами заливаются воскомастихом - расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана (Символизируя погребение Христа: Авторы) ... Престол скрепляется четырьмя гвоздями, знаменующими те гвозди, которыми Господь Иисус Христос был пригвожден ко кресту.» . Престол изготавливается из дерева без применения гвоздей или иного металлического крепежа (исключая те кованные гвозди, которые вбиваются по 4 сторонам крышки престола, для которых высверливаются по углам отверстия), а деревянные части скрепляются клинами (деревянные гвозди). Доски, из которых состоит наборная деревянная крышка престола, не должны покрываться или пропитываться любым покрытием (лак, олифа, краска). Отметим, что крышки престолов в соборных храмах с просторными алтарями могут быть значительно больше, чем 1 метр по стороне квадрата. Престолы походных церквей начала XX в. меньше 1 м, что отчетливо видно на сохранившихся фотографиях походной церкви 51 -го Черниговского драгунского полка.

Сохранившаяся иконная доска, исходя из ее размера (82 см) могла использоваться для изготовления крышки престола походной церкви начала XX в. Она имеет хорошие материальные признаки, неплохо высушена, и выровнена. Торцы иконы не обработаны, оборот покрыт морилкой при написании иконы в 1852 г. До этого доска была без покрытия. Также доска не имеет характерных для икон шпонок, которые ставятся на торец или оборотную часть. Доска практически ровная, значит она при высыхании была уже закреплена иным способом (например, гвоздями к деревянной основе) и не подверглась деформации в период конечного высыхания. Торец иконной доски неровный, возможно он первоначально был скреплен пазами или приклеен к деревянной основе. Все эти наблюдения подтверждают записанный рассказ

1 Список Гребневской иконы Богородицы. URL: https://filaretuos.livejournal.com/328668.html (дата доступа: 07.11.2020).

2 Святой престол. URL: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/100/4.html (дата доступа: 07.11.2020).

монахини Неониллы (Набоковой Н.М.), что данная иконная доска и по размеру, и по материальным признакам могла первоначально использоваться для престола походной полковой церкви.

Учитывая, что в августе 2000 г. архимандрит Сергий Сребрянский был канонизирован на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в лике святых новомучеников и исповедников Российских, находка в Орле артефакта, связанного с его именем, делает выявленную икону св. Пантелеимона Целителя из Никитско-Ахтырского собора города Орел исторической реликвией не только для христиан восточного обряда, но и для всех, кто интересуется русской историей XX в. Изучение и сохранение ценностей православной культуры является залогом сохранения единства нашей страны и нашего народа для чего требуется укрепление ее духовного первоисточника — православной веры1.

Литература:

1. Во имя любви и милосердия / Орел в эпоху императора Александра III. События и люди: Серия «Истории русской провинции». - Орел: Молодёжное братство во имя Великомученика и Победоносца Георгия: Орловское отделение "Общества развития русского исторического просвещения" в память Императора Александра III, 2016. - 167 с.

2. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иермонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701-1733 год // Труды Киевской Духовной академии. - Киев: Киевская Духовная академия, 1868. № 2. С. 269-315.

3. Дневник священника 51-го драгунского Черниговского Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны полка Митрофана Васильевича Сребрянского, с момента отправления его в Маньчжурию 11 июня 1904 года по день возвращения в г. Орел 2 июня 1906 года. - М.: Отчий Дом, 16. (Репринт: СПб., 1906). - 350 с.

4. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 2. - Тверь: Булат, 1996. - 527 с.

5. Кавалерия: Справочная книжка Императорской Главной квартиры (с боевыми путями). Издание 3. - СПб.: Издательство В. Секачева, 1914. - 548 с.

6. Комов И.А., Комова М.А. Христианские реликвии как культурные ценности: проблемы изучения и сохранения // "Образ" религии: религиозное образование в многообразии религиозных культур: Материалы Международной научно-практической конференции, 2019. С. 157-161.

7. Комова М.А. Жанровая специфика сказаний о чудотворных иконах Верхнеокского региона (в рамках Орловской губернии) // Жизнь провинции: история и современность. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015. С. 209-216.

8. Комова М.А., Семионкина Н.Г. Правовые аспекты сохранения культурного кода русской цивилизации //Наука и практика, 2016. № 2 (67). С. 157-160.

9. Неделин В.М. Архитектурные древности Орловщины. Книга 2 (ушедшее). - Орел: Вешние воды, 2009. - 192 с.

1 Комова М.А., Семионкина Н.Г. Правовые аспекты сохранения культурного кода русской цивилизации //Наука и практика, 2016. № 2 (67). С. 157-160.

10. Святой престол. URL: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/100/4.html (дата доступа: 07.11.2020).

11. Список Гребневской иконы Богородицы. URL: https://filaretuos.livejoumal.com/328668.html (дата доступа: 07.11.2020).

References:

1. Vo imya lyubvi i miloserdiya [In the name of love and mercy] / Orel v epohu imperatora Aleksandra III. Sobytiya i lyudi: Seriya «Istorii russkoj pravincii». - Orel, Molodyozhnoe bratstvo vo imya Velikomuchenika i Pobedonosca Georgiya: Orlovskoe otdelenie "Obshchestva razvitiya russkogo istoricheskogo prosveshcheniya" v pamyat' Imperatora Aleksandra III, 2016. - 167 p. (in Russian)

2. Dionisij Furnoagrafiot. Erminiya ili nastavlenie v zhivopisnom iskusstve, sostavlennoe iermonahom i zhivopiscem Dionisiem Furnoagrafiotom. 1701-1733 god [Ermine or instruction in the beautiful art, compiled by the monk and painter Dionysius Pornograficos. 1701-1733 year] // Trudy Kievskoj Duhovnoj akademii. - Kiev: Kievskaya Duhovnaya akademiya, 1868. - № 2. - P. 269-315. (in Russian).

3. Dnevnik svyashchennika 51-go dragunskogo CHernigovskogo Ee Imperatorskogo Vysochestva Velikoj Knyagini Elisavety Feodorovny polka Mitrofana Vasil'evicha Srebryanskogo, s momenta otpravleniya ego v Man'chzhuriyu 11 iyunya 1904 goda po den' vozvrashcheniya v g. Orel 2 iyunya 1906 goda [Diary of the priest of the 51st Dragoon Chernihiv of Her Imperial Highness Grand Duchess Elisaveta Feodorovna of the regiment Mitrofan Vasilyevich Srebriansky, from the moment of his departure to Manchuria on June 11, 1904 to the day of his return to Orel on June 2, 1906]. - M.: Otchij Dom, 16. (Reprint: SPb., 1906). - 350 p. (in Russian)

4. Ieromonah Damaskin (Orlovskij). Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki blagochestiya Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi HKH stoletiya [Martyrs, Confessors and ascetics of piety of the Russian Orthodox Church of the twentieth century]. Kniga 2. Tver': Bulat, 1996. - 527 p. (in Russian)

5. Kavaleriya: Spravochnaya knizhka Imperatorskoj Glavnoj kvartiry (s boevymi putyami) [Cavalry: Reference book of the Imperial Headquarters (with combat paths)]. Izdanie 3. - SPb.: Izdatel'stvo V. Sekacheva, 1914. - 548 p. (in Russian)

6. Komov I.A., Komova M.A. Hristianskie relikvii kak kul'turnye cennosti: problemy izucheniya i sohraneniya [Christian relics as cultural values: problems of study and preservation] // "Obraz" religii: religioznoe obrazovanie v mnogoobrazii religioznyh kul'tur: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. P. 157-161. (in Russian)

7. Komova M.A. ZHanrovaya specifika skazanij o chudotvornyh ikonah Verhneokskogo regiona (v ramkah Orlovskoj gubernii) [Genre-specific tales of miraculous icons Verhnekamskogo region (in the framework of the Oryol province)] //ZHizn' provincii: istoriya i sovremennost'. Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Nizhegorodskij gosudarstvennyj universitet im. N.I. Lobachevskogo. - 2015. - P. 209-216. (in Russian)

8. Komova M.A., Semionkina N.G. Pravovye aspekty sohraneniya kul'turnogo koda russkoj civilizacii [Legal aspects of preserving the cultural code of Russian civilization] //Nauka i praktika. 2016. № 2 (67). P. 157-160. (in Russian)

9. Nedelin V.M. Arhitekturnye drevnosti Orlovshchiny [Architectural antiquities of the Oryol region]. Kniga 2 (ushedshee). Orel: Veshnie vody, 2009. 192 p. (in Russian)

10. Svyatoj presto [The Holy see]: [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://eparhia-saratov.ru/Content/Books/100/4.html - Data dostupa: 07.11.2020. (in Russian)

11. Spisok Grebnevskoj ikony Bogorodicy [List Grebnevskoy icon of the Mater of God]: [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://filaretuos.livejoumal.com/328668.html - Data dostupa: 07.11.2020. (in Russian)

THE HISTORY OF THE CREATION AND EXISTENCE OF A HISTORICAL RELIC IN OREL WHICH ORIGINATED FROM THE MARCHING CHURCH OF THE 51st

CHERNIHIV DRAGOON REGIMET

Komov I.A.

Oryol State University named after I. S. Turgenev

mr.defrackto@bk.ru

Komova M.A.

Oryol State University named after I. S. Turgenev, mariamna.orel@mail.ru

Annotation: Based on the information collected by the authors, the article describes the history of the creation and existence of a unique icon made on a Board from the marching regimental Church of the 51st Chernihiv Dragoon regiment.for the first time, a comprehensive study of this newly discovered icon painting monument is performed. The purpose of this study is to examine the features of iconography and the history of veneration of the image of Panteleimon the Healer from the Nikitsky-Akhtyrsky Cathedral in the city of Orel. The authors of the article used specific historical and retrospective methods to study the origin of the phenomenon and its development in dynamics, a source study method that helps to compare the source text about the appearance of an icon and historical events associated with it, as well as iconographic and iconological methods that allow describing the subject and its semantic content in unity. The material for the research is visual studies of the icon Board and its comparative analysis with collapsible structures of thrones of marching regimental churches, as well as local history pre-revolutionary written sources on the history of the existence of the throne of the marching Church of the Chernihiv regiment, from which this icon of St. Panteleimon was made. The oral story of the Oryol nun about the conversion of the throne into an icon in 1952 is a typical oral family legend for the Oryol province, transmitted orally for decades and recorded today. Studies of the icon Board and a comparative analysis of its design with Church thrones confirm the recorded story of the nun Neonilla (N. M. Nabokova) that this icon Board, both in size and material characteristics, could have originally been used for the throne of a marching regimental Church. Keywords: history of Christian culture, icon, Athos iconography, historical relic, marching regimental Church, altar table

Для цитирования: Комов И.А., Комова М.А. История создания и бытования в Орле исторической реликвии, происходившей из походной церкви 51 -го Черниговского драгунского полка// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 57-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.