Научная статья на тему 'Спирограф как средство развития графомоторных навыков у школьников с детским церебральным параличом'

Спирограф как средство развития графомоторных навыков у школьников с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ДЦП / СПИРОГРАФ / РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ / CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY / SPIROGRAPH / DEVELOPMENT OF GRAPHOMOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Ольга Сергеевна

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с ДЦП, имеющих различные двигательные патологии, которые, в силу разных причин, испытывают трудности овладения графомоторными навыками. Автором представлен апробированный опыт работы по применению спирографа как инновационного средства развития графомоторных навыков в качестве альтернативы традиционным способам обучения письму и коррекции почерка. В ходе проведенного педагогического эксперимента представлена последовательность действий, а также наглядно показаны результаты и процедура всех этапов эксперимента. Отмечены трудности проводимой работы, а также описаны положительные изменения, которые привели не только к повышению уровня готовности руки детей с ДЦП к овладению графикой письма, но и развитию высших психических функций. В заключение автор приходит к выводу, что спирограф является эффективным и доступным средством коррекции и развития графомоторных навыков у детей с ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIROGRAPH AS A MEANS OF DEVELOPING GRAPHIC MOTOR SKILLS IN SCHOOLCHILDREN WITH CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS

The relevance of the article is due to an increase in the number of children with cerebral palsy, having various motor pathologies, who, for various reasons, have difficulty mastering graphomotor skills. The author presents the proven work experience on the use of the spirograph as an innovative means of developing graphomotor skills as an alternative to traditional methods of teaching writing and correcting handwriting. During the pedagogical experiment, a sequence of actions is presented, and the results and procedure of all stages of the experiment are clearly shown. The difficulties of the work carried out are noted, and positive changes are described that led not only to an increase in the level of readiness of the hands of children with cerebral palsy to master the graphics of the letter, but also to the development of higher mental functions. In conclusion, the author concludes that the spirograph is an effective and affordable means of correcting and developing graphomotor skills in children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «Спирограф как средство развития графомоторных навыков у школьников с детским церебральным параличом»

СПИРОГРАФ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Киселева О.С. Email: Kiseleva683@scientifictext.ru

Киселева Ольга Сергеевна - магистрант, специальность: 6М01500 «Дефектология», кафедра специальной и социальной педагогики, педагогический факультет, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с ДЦП, имеющих различные двигательные патологии, которые, в силу разных причин, испытывают трудности овладения графомоторными навыками. Автором представлен апробированный опыт работы по применению спирографа как инновационного средства развития графомоторных навыков в качестве альтернативы традиционным способам обучения письму и коррекции почерка. В ходе проведенного педагогического эксперимента представлена последовательность действий, а также наглядно показаны результаты и процедура всех этапов эксперимента. Отмечены трудности проводимой работы, а также описаны положительные изменения, которые привели не только к повышению уровня готовности руки детей с ДЦП к овладению графикой письма, но и развитию высших психических функций. В заключение автор приходит к выводу, что спирограф является эффективным и доступным средством коррекции и развития графомоторных навыков у детей с ДЦП.

Ключевые слова: дети с ДЦП, спирограф, развитие графомоторных навыков.

SPIROGRAPH AS A MEANS OF DEVELOPING GRAPHIC MOTOR SKILLS IN SCHOOLCHILDREN WITH CHILDREN'S CEREBRAL PARALYSIS Kiseleva O.S.

Kiseleva Olga Sergeevna - Undergraduate, SPECIALTY: 6M01500 "DEFECTOLOGY", DEPARTMENT OF SPECIAL AND SOCIAL PEDAGOGY, FACULTY OF EDUCATION, NORTH KAZAKHSTAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER M. KOZYBAEV, PETROPAVLOVSK, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: The relevance of the article is due to an increase in the number of children with cerebral palsy, having various motor pathologies, who, for various reasons, have difficulty mastering graphomotor skills. The author presents the proven work experience on the use of the spirograph as an innovative means of developing graphomotor skills as an alternative to traditional methods of teaching writing and correcting handwriting. During the pedagogical experiment, a sequence of actions is presented, and the results and procedure of all stages of the experiment are clearly shown. The difficulties of the work carried out are noted, and positive changes are described that led not only to an increase in the level of readiness of the hands of children with cerebral palsy to master the graphics of the letter, but also to the development of higher mental functions. In conclusion, the author concludes that the spirograph is an effective and affordable means of correcting and developing graphomotor skills in children with cerebral palsy.

Keywords: children with cerebral palsy, spirograph, development of graphomotor skills.

УДК 376.2/4

В последнее десятилетие наблюдается рост количества детей с разнообразными нарушениями, в том числе с двигательной патологией различного генеза. Модернизация систем здравоохранения, образования и соцзащиты ставит перед учеными и практиками задачи разработки не только новых методов диагностики и лечения, но и совершенствования системы социальной поддержки, сопровождения, а самое главное, обучения таких детей и их последующей социализации.

Кузнецова Г.В. рассматривает процесс развития графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации - общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности [1].

Как отмечает Воронская Т.Ф., среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. У школьников с ДЦП, не зависимо от возраста, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции. Выработка автоматических движений затрудняется нарушением мышечного тонуса, силы, ритмичности, точности и скорости движений [2].

Известно, что школьники с одинаковыми клиническими формами ДЦП могут иметь существенные различия в степени выраженности как двигательных расстройств в общем, так и моторных функций рук. Учёт этого обстоятельства имеет существенное значение в выборе методов и стратегии при подготовке руки к письму и непосредственно обучению письму. Учитывая специфику нарушений школьников с ДЦП, нами был апробирован в работе спирограф, который позволяет развивать графомоторные навыки у детей данной категории с интересом и в более короткие сроки, чем традиционными способами.

Спирограф был изобретен в 1962 году британским инженером Дэнисом Фишером (DenysFisher) для черчения плавно изгибающихся линий во время работы над взрывателями для авиабомб, однако запатентованный создателем товар и в качестве детской игрушки стал приобретать свою популярность уже в 1965 году [3].

Спирограф представляет собой пластину с вырезанными кругами или овалами и набором вкладышей, оснащенных зубчатыми краями. Вкладыши содержат в себе фигуры разной формы и размером, обводя которые создаются разные рисунки.

Для определения эффективности применения спирографа в качестве развития графомоторных навыков у школьников с ДЦП, нами был проведен педагогический эксперимент на базе КГУ «Средняя школа № 13» г. Петропавловска СевероКазахстанской области в течение 2018-2019 учебного года.

На констатирующем этапе эксперимента нами была проверена сформированность данных навыков с помощью методики С.О. Филипповой «Определение уровня готовности руки к овладению графикой письма». Выборку составили учащиеся с ДЦП 1 - 6 классов. По результатам первоначальной диагностики, были получены следующие данные: 78% учеников имели низкий уровень сформированности графомоторных навыков, 22% - средний, высокого уровня не выявлено.

В процессе формирующего эксперимента происходило знакомство со спирографом, его назначением и способом использования. В течение года проводилось обучение техническим навыкам работы. При этом особое внимание уделялось правильному положению руки, расслаблению кисти во время равномерного движения, правильному наклону ручки. Чтобы добиться необходимого для успешного письма уровня развития тонкой моторики, преодолеть нарушение манипулятивной функции рук, слабость, неточность движений, ограничение их объема и крайне низкий уровень координации, нами использовалась система упражнений, формирующих, развивающих и совершенствующих тонкомоторные навыки. Для

этого предварительно организовывалась пальчиковая гимнастика, упражнения на выработку умения перераспределять мышечный тонус. Важным условием получения симметричного рисунка являлось четкое следование по контуру обводимой фигуры.

В начале работы у школьников с ДЦП отмечались трудности в виде частых отрывов ручки от листа бумаги, наблюдалось соскальзывание и смещение основы спирографа, нефиксированность вкладыша. Движения были отрывистыми и некоординированными, сила нажима ручки постоянно менялась.

В процессе работы со спирографом технические приемы рисования способствовали развитию двигательных ощущений, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора также содействовали и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, школьники с ДЦП учились ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Выполнение данного вида работы вызывает особый творческий интерес в создании различных рисунков. Подбирая диаметр нужного размера и цвет для выполнения рисунка, школьниками с ДЦП были оформлены картины и альбомы.

Согласно мнению исследователей, таких как Сальникова Т.П., Ахутина Т.В., Кузева О.В., Романова А.А. и др., при нормативном развитии показателями сформированности письменного навыка являются: отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля, ритмичность и плавность выполнения, значительное увеличение скорости письма [4, 5, 6].

Для выявления уровня развития графомоторных навыков нами был проведен контрольный эксперимент в середине 2019 - 2020 учебного года теми же методами, что и на формирующем этапе эксперимента. По результатам повторной диагностики, были получены следующие данные: 56% учеников остались на низком уровене сформированности графомоторных навыков, 33% уже имели средний и 11% -высокий уровень.

Это свидетельствует о том, что у школьников с ДЦП произошли положительные изменения в развитии графомоторных навыков. Использование спирографа способствовало не только развитию мелкой моторики рук, но и повышению уровня готовности руки детей с ДЦП овладению графикой письма. Кроме того спирограф развивает воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию, моторику рук и координацию движения кисти, улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма, учит моделированию цветов и пространственному мышлению, совершенствует эстетические способности, что особенно важно для школьников с ДЦП. Результаты нашей деятельности показывают, что практическая деятельность со спирографом способствует подготовке руки школьников с ДЦП к овладению письмом.

Считаем, что представленный нами педагогический опыт работы на сегодняшний день является достаточно актуальным, отличается новизной, технологичностью, при этом не требуется никаких дорогостоящих технических затрат. Педагоги дошкольных образовательных учреждений и школ могут использовать спирограф как одно из интересных средств подготовки детской руки к письму.

Список литературы /References

1. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста // Коррекционная педагогика, 2004. № 1 (3). С. 59-66.

2. Воронская Т.Ф. Обучение письму детей с проблемами в развитии: Методическое руководство к прописям. М.: Книголюб, 2006. 40 с.

3. Кулик С.И. Спирограф. Теория и практика / С.И. Кулик. Москва: Наука, 2007. 120 с.

4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.

5. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М.: В. Секачев, 2008. 132 с.

6. Кузева О.В., Романова А.А., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ особенностей становления графомоторных навыков у младших школьников // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2014. № 5 (99). С. 101-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.