Научная статья на тему 'Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования культуры здоровья у студентов'

Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования культуры здоровья у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / CULTURE HEALTH / COMPONENTS CULTURE HEALTH / NON-TRADITIONAL PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхорубова О. В.

В статье рассматривается понятие «культура здоровья» и характеристики ее составляющих. Автором предлагается программа спецкурса, направленная на формирование культуры здоровья у студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Form of culture health of future teachers of physical education facilities

In this the author consiers the notion of a meaningful culture of health and presented choracheristics of its components. In practical terms, the program offers a special course aimed at developing a culture health uchitelyaz future

Текст научной работы на тему «Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования культуры здоровья у студентов»

УДК 378.00

СПЕЦКУРС «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ

О. В. Верхорубова

В статье рассматривается понятие «культура здоровья» и характеристики ее составляющих. Автором предлагается программа спецкурса, направленная на формирование культуры здоровья у студентов.

Ключевые слова: культура здоровья, нетрадиционные виды физического воспитания.

Тенденции ухудшения здоровья молодежи, связанные со снижением материального благополучия, ухудшением экологической ситуации, распространением здоровьеразрушительных стереотипов поведения и другими факторами, обусловили проблему формирования культуры здоровья студентов как одну приоритетных задач системы современного образования.

Одними из главных стратегических целей образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, являются: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности. По мнению профессора, ректора Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского А.В. Антюхова, «университет создает полноценные условия для раскрытия творческого потенциала студентов, повышения их социальной обеспеченности и защищенности [1, с. 17]. Одной из приоритетных позиций в организации воспитательной деятельности вуза А.В. Антюхов считает работу по формированию здорового образа жизни студентов.

Результаты научных исследований современных ученых (О.А.Ахвердовой, Н.В.

Багаутдиновой, В.В. Магина, П.А. Кислякова, О.В. Куделиной, И.М. Тартышникова и др.)

свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения здоровья студентов, выбравших педагогическую специальность, сохраняется и приобретает устойчивый характер [1, 2, 4, 5, 7].

В этой связи, можно считать проблему развития культуры здоровья у будущих учителей на современном этапе развития общества актуальной и востребованной.

Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование и воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Среди основных функций культуры общеизвестны следующие:

1.Преобразующая функция культуры (освоение и преобразование окружающей действительности).

2.Защитная функция культуры (поддержание сбалансированного отношения человека и окружающей его среды, как природной, так и социальной).

3.Коммуникативная функция культуры (обеспечение процесса обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем).

4.Познавательная функция культуры (реализация теоретических и практические форм познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе, создает свою картину мира.

5.Информационная функция культуры (обеспечение процесса культурной преемственности, закрепление результатов социокультурной деятельности, накопление, хранение и систематизация информации).

6.Нормативная функция культуры (поддержание равновесия и порядка в социуме в соответствии с общественными потребностями и интересами, действия различных социальных групп и индивидов, обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения людей) [6, с.4].

Так как культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека, приведенные нами функции культуры ориентируют на аналогичные функции культуры здоровья, для которой так же свойственны преобразующая, защитная, коммуникативная, познавательная, информационная, нормативная функции, обеспечивающие господство культуры здоровья как в общественном, так и в личностном планах.

В соответствии с концепцией В.А. Скумина (2002) [6] мы предлагаем характеристику компонентов, составляющих культуру здоровья человека (таблица 1).

Таблица 1

Составляющие культуры здоровья человека и их характеристика_

Содержание составляющих культуры здоровья Характеристика составляющих культуры здоровья

Культура здорового образа жизни Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.

Культура использования опыта, накопленного человечеством Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.

Культура познания самого себя Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.

Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.

Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.

Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что еще я могу сделать для своего здоровья?»

Культура реализации генетического потенциала организма Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.

Культура физическая и культура занятий современными видами спорта Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.

Культура включения в исследовательскую деятельность Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества .

Анализ педагогической литературы и опыт работы автора в вузе выявил потребность в формировании и развитии культуры здоровья педагогов на всех этапах их деятельности [2, 4, 5, 6, 7].

Современные требования к качеству подготовки специалистов высшего образования предусматривают наличие не только высоких профессиональных знаний и компетентности, но и состояние хорошего здоровья, высокой работоспособности. Необходимо, чтобы каждый из выпускников педагогического вуза был компетентен и в вопросах здоровьесбережения [2, с.2]. Здоровый образ жизни учителя является примером для учащихся, а также является одним из показателей готовности учителя к инновационной деятельности по сохранению здоровья у воспитанников. Поэтому, назрела необходимость включения интегрированных курсов, способствующих повышению уровня культуры здоровья будущего учителя.

Для решения этой задачи, мы предлагаем программу специального курса для студентов 1 курсов Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя».

Целью данного курса является ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления, направленными на укрепление и сохранение здоровья, повышение работоспособности, а также повышение уровня культуры здоровья у студентов.

Знания и умения, предусмотренные программой данного курса, направлены на решение следующих задач:

- ориентация студентов на здоровый образ и стиль жизни;

- коррекция нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья;

- совершенствование ценностно-мотивационных ориентаций в области физической культуры;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- совершенствование профессиональных качеств.

На лекциях студенты знакомятся:

- с содержанием и классификацией нетрадиционных методов оздоровления;

- с основами здорового образа жизни;

- с механизмами влияния различных видов физического воспитания на организм здорового и больного человека;

- с элементами повышения необходимых профессиональных качеств.

На практических занятиях по физической культуре осуществляется изучение практических рекомендаций по рассматриваемым в программе методам оздоровления. Особо следует отметить ознакомление студентов с нетрадиционными видами физического воспитания, такими, как йога, калланетика, пилатес, танцевальная и силовая аэробика и др.

Семинарские занятия способствуют повышению уровня теоретических знаний по физической культуре и культуре здоровья. Методами самостоятельных занятий являются: метод творческих проектов с электронной презентацией, изучение дополнительной научной и популярной литературы по данной тематике.

Ниже приводится примерный учебно-тематический план спецкурса для будущих учителей начальных классов (46 ч.).

Таблица 2.

Учебно-тематический план спецкурса«Нетрадиционные методы оздоровления будущего

учителя» (46 ч.)

№ п/п Темы занятий Лекции Семинарские занятия Практические занятия

Культура здоровья будущего

1. учителя как показатель его культуры и образованности 2 2 2

2. Виды аэробики как фактор 2 2 8

развития культуры здоровья

3. «Дыхательные методы» 2 2 2

оздоровления

4. Очищение организма 2 2 2

5. Аутотренинг 2 4

6. Оздоровление природой с 2 2

экологической составляющей

7. Создание личных комплексов 2 4

оздоровления студентами

Всего: 46 8 14 24

Таким образом, сформировать отношение к культуре здоровья как важнейшей жизненной ценности у студентов, научить вести здоровый образ жизни - необходимые задачи будущего учителя на современном этапе педагогического образования. Внедрение новых технологий, соответствующих форм организации учебной деятельности и нового её содержания имеют большое практическое значение для формирования здоровой личности. Это возможно, на наш взгляд, с помощью разумного сочетания психолого-педагогического и медико-биологического подходов, а основной базой для формирования культуры здоровья у студентов, должна стать физическая культура в образовательном процессе вуза.

In this the author consiers the notion of a meaningful culture of health and presented choracheristics of its components. In practical terms, the program offers a special course aimed at developing a culture health uchitelyaz future. The key words: culture health, components culture health, non-traditional physical education.

Список литературы

1. Антюхов, А.В. Классический университет как системообразующий фактор научно-методического обеспечения непрерывного образования посткатастрофного региона // Актуальные проблемы современного образования. Материалы XIII научно-практической конференции. Брянск: РИО БГУ, 2006. С. 12-19.

2. Ахвердова О.А. Магин В.В. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2002. № 9. С.5-7.

3. Багаутдинова Н.В. Развитие культуры здоровья педагогического вуза (на примере коррекционно-оздоровительных групп): дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2004. 177 с.

4. Гапонюк П.Н. Формирование человеческого капитала как проблема обеспечения качества образования в условиях модернизации // Педагогика. № 5, 2011. С.22-26.

5. Кисляков П.А. Управление качеством здоровьеформирующего образования будущих педагогов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 23 с.

6. Куделина О.В. Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М.: МГПУ, 2008. 27 с.

7. Скумин В.А., Трунин В.В., Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Программа учебной дисциплины «Культура здоровья». СПб.: СПбГУ, 2002. 56 с.

8. Тартышников И.М. Актуальность и проблемы формирования культуры здоровья в системе образования // Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. Воронеж: ВГТА, 2002. С.15-30.

Об авторе

Верхорубова О. В. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, oks.verkhorubova@ yandex.ru.

Oksana Viktorovna Verhorubova - associate Professor of pedagogics, assistant professor of physical education of Bryansk State University namede after academician I. G. Petrovsky.

Form of culture health of future teachers of physical education facilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.