Научная статья на тему 'К проблеме определения понятия «Культура здоровья» будущего учителя'

К проблеме определения понятия «Культура здоровья» будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / CULTURE HEALTH / COMPONENTS CULTURE HEALTH / CULTURE HEALTH FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхорубова Оксана Викторовна

В статье автором содержательно рассматривается понятие «культура здоровья» и представлены характеристики ее составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верхорубова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Form of culture health of future teachers of as one of the objectives of its training

The “health culture”notion considered in the article by the author meaningfully and its constituents' characteristics are presented.

Текст научной работы на тему «К проблеме определения понятия «Культура здоровья» будущего учителя»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 378.00

Верхорубова Оксана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный университет им. академика И.Г Петровского

Oks. [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ» БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье автором содержательно рассматривается понятие «культура здоровья» и представлены характеристики ее составляющих.

Ключевые слова: культура, культура здоровья, культура здоровья будущего учителя.

Современная социальная политика Российской Федерации ориентирована на улучшение качества жизни как общества, так и отдельного гражданина. Характер социальной адаптации человека к изменяющимся условиям среды, особенности принятия норм конкретной социокультурной сферы влияют на процесс становления личности молодого человека - будущего специалиста [9, с. 3].

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года основополагающими принципами определены следующие: сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости и т.д.

Процесс модернизации российского образования, ориентированный на вхождение в мировое образовательное пространство, вызвал изменения в системе высшего профессионального образования. В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иные подходы, содержание и отношения в системе высшей школы. Большое внимание уделяется не только вопросам образования, но и вопросам воспитания будущих специалистов, среди которых выделяются вопросы охраны, укрепления и сохранения здоровья.

Высшие учебные заведения, аккумулируя в себе кадровые, методические и материальные ресурсы, должны выступать как здоровьесберегающая образовательная среда, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья студентов.

Однако в настоящее время состояние здоровья студентов приобретает негативную устойчивую тенденцию, что подтверждается результатами научных исследований ученых (О.А. Ахвердовой, Н.В. Багаутдиновой, П.А. Кислякова, О.В. Куделиной, Г.А. Мысиной и др.) [1; 2; 3; 4; 6; 7; 9].

Студенческий возраст - период активного формирования личности. В диссертации Г.А. Мыси-

ной (2011) отмечается, что только 30% студентов практически здоровы, а 70% имеют отклонения в состоянии здоровья [9, с. 4].

Будущий учитель, на наш взгляд, это компетентный и осведомленный специалист не только в вопросах своей профессиональной деятельности, но и в вопросах здоровьесбережения. Именно учитель будущего, - это учитель с устойчиво сформировавшимися ценностями здорового образа жизни и культурой здоровья, что, является одной из задач его профессиональной подготовки.

В связи с этим, можно считать проблему формирования культуры здоровья на современном этапе развития общества актуальной и востребованной.

В данной статье мы считаем важным и актуальным рассмотреть сущность понятия «культура здоровья будущего учителя».

Анализируя педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что смыслы, вкладываемые в понятие «культура здоровья», расходятся в представлениях современных ученых (таблица 1).

Как видно из приведенных данных (таблица 1), понятие «культура здоровья» многогранно и не имеет точного научного толкования. Можно выделить существенные признаки, присущие понятию «культура здоровья будущего учителя»:

- как социально-педагогическое явление [11];

- как способ творческой самореализации личности [2, с. 8];

- как «валеологическая культура и валеологи-ческая образованность личности»[8].

В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В.А. Скуминым с соавторами (2002), духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека [11, с. 27]. А здоровье - духовное, психическое, физическое - служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры. Таким образом, мы предлагаем определять культуру здоровья как «интегративное личностное образование, являющиеся выражением гармоничного богатства и целос-

© Верхорубова О.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

83

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Таблица 1

Определение понятия «культура здоровья будущего педагога» современными отечественными учеными

Ф.И.О. ученого Содержание понятия «культура здоровья»

Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова Это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленный типологическими особенностями данного человека и конкретными условиями жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина, С.В. Попов, Л.Г. Татарникова Это сложная динамическая и функциональная система, характеризующаяся семейнобытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью.

Т. Никифорова Это личностное качество, обеспечивающее сохранение, укрепление и формирование здоровья, благодаря знаниям и творческому осмыслению принципов здорового образа жизни, раскрытию своих потенциальных возможностей.

Е.А. Багнетова Это осознанная реализация способов сохранения и укрепления здоровья, основанная на философско-мировоззренческом опыте, духовно-нравственных ценностях и отношениях в конкретных региональных и образовательных условиях.

Т.В. Карасева Это личностная и профессиональная культура здоровья педагога, которая является совокупностью реализуемых на практике ценностных ориентаций, моральнонравственных установок, личностно-профессиональных качеств будущего педагога.

Н. А. Рыбачук Это многомерное социально-педагогическое явление, характеризующееся степенью развития системы формирования позитивных ценностей.

Н. В. Багаутдинова Это способ творческой самореализации личности в разнообразных видах его деятельности, составляющих профессионально-педагогическую культуру.

А.М. Митяева Это валеологическая образованность, валеологическая сознательность, валеологическое поведение.

Таблица 2

Составляющие культуры здоровья будущего учителя

Содержание составляющих культуры здоровья Характеристика составляющих культуры здоровья

Культура здорового образа жизни Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной деятельности); правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.

Культура использования опыта, накопленного человечеством Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.

Культура познания самого себя Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.

Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.

Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равномерным.

Культура общения с доктором При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что еще я могу сделать для своего здоровья?»

Культура реализации генетического потенциала организма Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.

Культура физическая Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.

Культура - спортивноориентированная Это стремление развиваться и достигать существенных результатов в одном из видов спорта.

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

тности личности, универсальности ее связей с окружающими людьми, а также способности к творческой и активной жизнедеятельности» [1, с. 2]. Исходя из этого определения, мы выстраиваем свою экспериментальную работу, основной задачей которой является выявление педагогических условий, путей и средств формирования культуры здоровья будущего учителя. В оригинальной таблице 2 мы предлагаем характеристику элементов, составляющих культуру здоровья будущего учителя.

Исходя из характеристики составляющих «культуру здоровья» становится понятно, что наиглавнейшую роль в культуре здоровья играет культура здорового образа жизни. Но, не стоит забывать про физическую культуру, не смотря на то, что ее положение в конце таблицы. Всегда нужно помнить, что «в здоровом теле здоровый дух». Укрепляя свое тело, мы формируем и психическое здоровье, и нравственное, что очень важно для будущего учителя. «Воспитание культуры здоровья» - процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [2, с. 35]. Таким образом, культура здоровья будущего учителя - это формирование отношения к здоровью как первейшей ценности, это умения вести «культуру здорового образа жизни», а самое главное - это самовоспитание и самоорганизация самого студента в плане оздоровления в вузе.

Библиографический список

1. Ахвердова ОА. Магин В.В. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9. - С. 5-7.

2. Багаутдинова Н.В. Развитие культуры здоровья педагогического вуза (на примере коррекци-

онно-оздоровительных групп): Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2004. - 177 с.

3. Багнетова Е.А. Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Сургут, 2004. - 22 с.

4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. - М.: Владос, 2000. - 192 с.

5. Карасева Т. В. К вопросу об уточнении понятия «культура здоровья педагога» // Здоровье, образ жизни и образование. Выпуск II: Сборник материалов по итогам «Недели науки» (18-25 апреля 2005). - Шуя, 2005. - С. 2-10.

6. Кисляков П.А. Управление качеством здоровьеформирующего образования будущих педагогов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2008. - 23 с.

7. Куделина О.В. Формирование культуры здоровья студентов в образовательном процессе среднего профессионального учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: МГПУ, 2008. -27 с.

8. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

9. Мысина Г.А. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей среде вуза: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тула, 2011. - 48 с.

10. Никифорова Т.Ю. Валеологическое образование в формировании культуры здоровья школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Липецк, 2002. - 25 с.

11. Рыбачук Н.А. Теория и технология формирования культуры здоровья студентов: Дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 2003. - 519 с.

12. Скумин В.А., Трунин В.В., Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Программа учебной дисциплины «Культура здоровья». - СПб.: СПбГУ, 2002. - 56 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.