УДК: 316.74:37
DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2017.26.136
Специфика жизни и педагогической деятельности на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)
© Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель Тюменского государственного университета, академик Российской академии образования. Тел.: 8 (3452) 59 74 41, 8 (3452) 45 04 89. lA E-mail: [email protected]
Тюменский государственный университет, Тюмень, Рос© Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии. Тел.: 8 (3452) 59 74 41, 8 (3452) 45 04 89. E-mail: [email protected]
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. Аннотация: Проживание на территории Крайнего Севера (и приравненных к нему территориях) имеет свою специфику, которая отражается на всех сторонах жизни населения. В статье рассматриваются природно-климатические особенности Заполярья и специфика трудового процесса местных жителей (на примере учителей). Проведён обзор статистики и образовательной политики органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа, представлены результаты социологического исследования учителей региона (анкетный опрос). Представлен анализ сроков проживания населения на Крайнем Севере, определена степень социальной укоренённости педагогов, представлена оценка основных факторов, детерминирующих интерес мигрантов к работе в северной школе, и основные мотивы переезда на Крайний Север. Материалы социологического исследования показывают в целом удовлетворительные оценки учительством, условиями и качеством жизни, что позволяет прогнозировать их дальнейшее закрепление на территории ЯНАО, динамичное и устойчивое развитие автономного округа. Полученные результаты применимы в деятельности органов управления общим образованием.
Ключевые слова: учитель, педагог, общеобразовательная школа, Крайний Север, Полярный круг, качество жизни, социологический портрет учителя, удовлетворённость трудом, социология образования
Specifics of life and pedagogical activity in the Far North (in terms of the Yamalo-Nenets Autonomous District)
© Gennady F. Shafranov-Kutsev, Dr. Sci. (Phil.)., Professor of Department of General and Economic Sociology, Research Supervisor of the Tyumen State University, Academician of the Russian Academy of Education. Phone: +7 (3452) 59 74 41, +7 (3452) 45 04 89. E-mail: [email protected] Tyumen State University, Tyumen, Russia.
© Galina Z. Efimova, Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor of Department of General and Economic Sociology. Phone: +7 (3452) 59 74 41, +7 (3452) 45 04 89. E-mail: [email protected] Tyumen State University, Tyumen, Russia.
Abstract: Living in the territory of Far North (and in the equated territories) has its specificity which is reflected in all aspects of life of the population. The authors consider natural and climatic features of the Polar region and the specifics of labor's process of locals (by the example of teachers). The review of statistics and educational policy of authorities of the Yamalo-Nenets Autonomous District is carried out, the results of sociological research of teachers of the region are presented (questionnaire). The analysis of periods of
living of the population at the Far North is presented, the degree of social rootedness of teachers is defined, the assessment of the main factors determining the interest of migrants to work at northern school and the main motives of moving to Far North is presented. The materials of a sociological research show in general the satisfactory estimates by teaching, conditions and quality of life that allow to predict their further fixing in the territory of the District, the dynamic and sustainable development of the autonomous District. The received results are applicable in the activity of governing bodies of the general education. Keywords: teacher, educator, comprehensive school, the Far North, the Polar circle, quality of life, sociological pro-file of a teacher, satisfaction with work, sociology of education
Крайний Север — часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга, характеризуется чрезвычайно суровым климатом. В Заполярье располагается 45% территории Российской Федерации, в том числе такие крупные города, как Мурманск, Норильск и Воркута. К районам Крайнего Севера относятся города и районы 14 субъектов Федерации и все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей1. Некоторые местности 16 субъектов Российской Федерации в правовом отношении приравнены к районам Крайнего Севера. Помимо России, Северный Полярный круг проходит по территории ещё семи стран: США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия.
В восьми приарктических государствах проживало 7,4% населения глобального социума Земли. В Заполярье постоянно проживает менее одного процента северян (0,88%) [1, Лукин Ю.Ф., с. 28-29]. «Население внутренних арктических губерний, провинций, штатов, областей, автономных округов, муниципалитетов восьми приарктических стран составляло в 2012 году 4,6 млн. человек, в том числе в девяти субъектах Российской Арктики постоянно проживало 2,5 млн. человек, а во всех остальных семи приарктических странах вместе взятых — 2,1 млн. человек.
Ямало-Ненецкий автономный округ — субъект Российской Федерации, занимающий одну из самых важных позиций в экономике государства. Регион отличается значительной территорией и высокой концентрацией природных ресурсов: 70% общенациональных и 22% мировых разведанных запасов природного газа и 12% нефти находятся на Ямале. При населении в 584 тыс. чел. (по данным на 1.01.2015) средний возраст жителя — 33 года. Дети и молодёжь составляют больше четверти населения округа, что делает ЯНАО одним из самых
1 Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 №12 (ред. от 03.03.2012) «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403/ (дата обращения 15 декабря 2016)
молодёжных субъектов в России. Адекватное управление, динамичное и устойчивое развитие Ямала требуют современной и высокоэффективной системы общего и профессионального образования как основы формирования трудовых ресурсов, человеческого капитала.
Система образования автономного округа обладает специфическими характеристиками. Особенности, присущие данному региону страны, определяются монопрофильностью экономического развития, суровостью природно-климатических условий, спецификой территориального расселения, высоким уровнем материальных доходов. Практически каждый десятый житель округа является представителем коренных малочисленных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, коми, селькупы). Большинство из них ведут традиционный образ жизни.
Высокая потребность населения автономного округа в качественных услугах системы образования определяется рядом факторов. В первую очередь это обусловлено достаточно высокими среднедушевыми денежными доходами населения. По данному показателю регион стабильно на протяжении многих лет занимает первые позиции общероссийского рейтинга и сравним с такими субъектами, как город Москва, Ненецкий и Чукотский автономные округа.
По официальным статистическим данным, среднемесячный уровень оплаты труда в ЯНАО значительно выше среднероссийских показателей. Так, средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях (государственной и муниципальной форм собственности) за январь-июнь 2016 г. составила 94 673,6 руб., что на 3% выше аналогичного показателя 2015 г.2. Общероссийский показатель средней заработной платы в 2,5 раза меньше, он составил 36 828 руб. в первом полугодии 2016 г.3. Во-вторых, это обусловлено относительно высоким уровнем образования населения Ямало-Ненецкого автономного округа. В возрасте 15 лет и старше в расчёте на тыс. чел. 273 человека имеют высшее образование. По России данный показатель выше только в столичных городах (г. Москва и г. Санкт-Петербург). В-третьих, специфика территориального распределения населения заключается в высоком уровне урбанизации (84% — городские жители, 16% — сельские жители). При этом северная урбанизация носит специфический характер арктической (циркумполярной) цивилизации [2, Ложникова И.Ф.].
Официальная статистика\Рынок труда и занятость населения URL: http:// www.yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/ru/statistics/employment/ (дата обращения 15 декабря 2016)
3 Официальная статистика\Рынок труда и занятость населения URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/2-16/tab02.xlsx (дата обращения 15 декабря 2016)
Население ЯНАО характеризуется неравномерностью расселения. В районах с суровыми природно-климатическими условиями севернее Полярного круга проживает 184 тыс. чел., треть населения, а две трети — южнее Полярного круга, где природно-климатические условия несколько мягче. Здесь находятся все крупные и средние города автономного округа.
Анализ статистики показывает, что образовательная политика направлена на формирование современной образовательной инфраструктуры, увеличение охвата качественными услугами общего образования детей (дошкольники — 100%, школьники — 100%), модернизацию условий обучения, повышение уровня профессионального мастерства педагогов Ямала. Особое внимание уделяется реализации программ этнокультурного образования. На территории ЯНАО образовательную деятельность ведут 14 кочевых школ и детских садов. Более 4 тыс. детей из числа коренных малочисленных народов Севера круглый год проживают в школах-интернатах или пришкольных интернатах. С целью модернизации интернатов реализуются определённые мероприятия, среди которых — практика по традиционным промыслам на сельскохозяйственных предприятиях, приобретение чумов для школ-интернатов, ведение предметов этнокультурной направленности, приближение условий проживания детей к семейной специфике и др.
В современной школе учителя испытывают вызов постоянного пересмотра сложившихся методик образовательного процесса, а также своих отношений с учащимися, коллегами, родителями, что остро ставит вопрос об адаптации учителя к новым трансформирующимся условиям и требованиям. Необходимость постоянной адаптации объективно повышает уровень тревожности педагогических работников и их неуверенности в своих возмож-
п V V <м>
ностях. В этих условиях важной задачей является повышение качества трудовой жизни учительства, т.е. уровня удовлетворения разносторонних потребностей учительства через его профессиональную деятельность. Учителя далеко не всегда и не во всём удовлетворены условиями труда и быта, заработной платой, отношениями в педагогическом коллективе, своими непосредственными руководителями, что сказывается на результативности труда отдельных работников и эффективности деятельности образовательных институтов в целом.
Опережающее развитие позволило региональному образованию быть готовым к внедрению новых стандартов, конкурсных показателей, информатизации и решению проблем кочевых школ и др. Однако остаются и «болевые точки» в развитии региональной системы образования.
Характеристика системы общего образования ЯНАО
Количество образовательных учреждений на начало 2014/2015 уч.г. составило 136 единиц, из них лишь две — негосударственные. Число дневных государственных школ — 127. Наблюдается снижение числа учреждений общего образования с 156 в 2006/2007 уч.г. до 136 в 2014/2015 уч.г.4. Снижение отмечается по всем без исключения категориям общеобразовательных учреждений (государственным и муниципальным, дневным и вечерним).
Соотношение школ, расположенных в городской и сельской местностях, сохраняется в пределах 62-65% городских и 38-35% сельских школ. Несмотря на данную тенденцию, наблюдается снижение количества обучающихся. С 2006/2007 по 2014/2015 уч.г. в школах ЯНАО стало на 10% учеников меньше: произошло сокращение с 76,7 до 69,3 тыс. чел. Также отмечается уменьшение численности педагогического состава: в 2006/2007 уч.г. в школах ЯНАО работали 5184 учителей, а в 2014/2015 на 7% меньше5.
Пропорция «учитель/ученик» практически не нарушилась от сокращения количества школ, педагогического состава и контингента обучающихся и варьируется в городских школах 1:15-1:16, а в сельских школах 1:11. Сокращение числа школ происходит значительно быстрее, чем снижение числа учеников, что увеличивает нагрузку на образовательные учреждения. В среднем в одной государственной школе в 2006/2007 году обучалось 497 учеников, а в 2014/2015 — 514 человек. В дневных школах количество учеников возросло с 509 до 535 человек. В городских школах нагрузка на образовательные учреждения возросла ещё больше: с 619 учеников в дневных государственных школах в 2006/2007 уч.г. до 666 человек в 2014/2015 уч.г.
На основании данных официальной статистики по общеобразовательным учреждениям Ямало-Ненецкого автономного округа можно сделать вывод о происходящем процессе оптимизации системы общего образования, реализуемом, в том числе, путём сокращения количества школ и педагогического персонала.
Изучению вопросов педагогической деятельности на Крайнем Севере посвящены немногочисленные работы по педагогике [3, Преображенская Г.А., Тихонова Д.Л.], социологии [2, Ложникова И.Ф.] и физиологии [4, Багистова Е.А.]. В наибольшей степени раскрыты аспек-
4 Общеобразовательные учреждения // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу URL: http:// www.yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/ru/statistics/sphere/ (дата обращения 15 декабря 2016)
5 Общеобразовательные учреждения // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу URL: http:// www.yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/ru/statistics/sphere/ (дата обращения 15 декабря 2016)
ты жизни и трудовой деятельности педагогов в Якутии (Россия) [5, Данилов Д.А.], [6, Тереш-кина Г.Д.] и на Аляске (США) [7, Williamson G.]. Социологический анализ двух сторон жизнедеятельности школьного учителя (профессионально-педагогической и социально-бытовой) в условиях проживания на Крайнем Севере проведён в работах [8; 9]. Общий анализ социологического портрета педагога представлен в работах [10, Осинский И.И.], [11, Соколова Е.А] и [12, Засыпкин В.П.]. В указанных работах рассмотрены следующие основные черты социологического портрета педагога: социально-демографические показатели учительства как социально-профессиональной общности; гендерные особенности учительства; образ жизни учительства округа; социальное самочувствие и свободное время учительства. Определены факторы удовлетворённости профессией; факторы, препятствующие продуктивной деятельности учителя.
Результаты социологического исследования
Коллективом Тюменского научно-образовательного центра Российской академии образования и учебно-научной социологической лаборатории кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета в 2016 году проведено социологическое исследование социально-профессионального портрета и качества жизни учительства Ямало-Ненецкого автономного округа6. Рассмотрение специфики педагогической деятельности на Крайнем Севере начнём с анализа социального портрета учительства и степени влияния специфических «северных» условий на работу педагогов общего образования.
Крупномасштабное освоение любого региона сопровождается серьёзными демографическими сдвигами, мощными миграционными процессами. Организация повседневной жизни осложняется десятками первостепенных и менее значимых социальных задач. Среди них одна из важнейших — создание системы общего и профессионального образования. Вместе с созданием материальной базы учебных заведений приходится формировать квалифицированные педагогические коллективы. Если в организации производства во многих случаях можно идти по пути использования вахтового метода или передислокации сложившихся производственных коллективов, то в организации образования возможен только ва-
6 Основной метод исследования: анкетирование. Опрос осуществлялся посредством анкетного опроса в печатном виде, а также через сеть Интернет. Сроки: март-июль 2016 г. Генеральная совокупность — 4830 учителей Ямало-Ненецкого автономного округа (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу на конец 2014 г.). Выборочная совокупность — 680 респондентов. Стандартная ошибка выборки — 3,55% (расчёт по формуле В.И. Паниотто), что свидетельствует о необходимой достоверности полученных данных. Метод отбора выборочных единиц — бесповторный, в зависимости от количества ступеней отбора вид выборки — одноступенчатая выборка. Тип выборки: квотная с репрезентацией по полу и стажу педагогической работы.
риант долгосрочных планов на будущее и штучного отбора кадров, он же остаётся единственным после отмены государственного распределения выпускников учебных заведений.
Последствия массовых миграционных сдвигов прослеживаются при анализе сроков проживания населения на Крайнем Севере. Помимо коренного населения, Ямало-Ненецкий автономный округ населяет большое количество мигрантов, приехавших для временного или постоянного проживания. Таким образом, всю выборочную совокупность можно разделить на три категории. Среди педагогов, принявших участие в исследовании, каждый седьмой (15%) представляет коренное население. Самая большая группа респондентов отнесла себя к приезжим, проживающим на Ямале постоянно (78%). Каждый тринадцатый педагог (8%) также является приезжим, но ориентирован лишь на временное пребывание («вахтовик»).
Для определения степени социальной укоренённости педагогов важно обратить внимание на вопрос «Сколько поколений Вашей семьи проживало на Крайнем Севере?». Больше половины учителей — ямальцы в первом поколении (56%). В каждом третьем случае (30%) на территории Крайнего Севера проживают два поколения (помимо респондента, до него на Ямале жили/живут его родители). Менее распространены варианты ответа: «три поколения» (7%) и «четыре поколения и более» (8%). Респонденты, причислившие себя к коренным жителям, указали, что три и более поколений их семьи проживает/проживало на территории Крайнего Севера.
Оценивая уровень «укоренённости» населения, важно проанализировать ответы на вопрос о масштабной межпоколенческой маятниковой миграции: «Повторяют ли поколения вашей семьи цикл «миграция на Север — миграция с Севера»». Для 41% опрошенных учителей эта миграционная схема стала привычной (некоторые члены семьи практикуют подобную миграцию в трети (33%) случаев, и устоявшейся практикой подобная трудовая стратегия является для 8% опрошенных), отрицательно ответили на этот вопрос 59% респондентов.
На новопоселенческий характер населения указывает распределение по стажу проживания на Крайнем Севере. Продолжительность проживания в районах Крайнего Севера большинства респондентов составляет от 26 до 40 лет (27%) и от 16 до 25 лет (24%). Так как на территории Ямала проживает достаточно большое количество приезжих, важно выяснить, откуда они приехали на Крайний Север. Среди стран основными «донорами» педагогических кадров являются Украина (10%), Казахстан (5%), Беларусь (4%). Среди регионов России лидирует юг Тюменской области (12%), Башкортостан (5%), Курганская (4%), Омская (3%), Московская и Новосибирская область (по 2%). Вопреки распространённому стереотипу, что Север «пополняется» за счёт приезжих с юга Тюменской области, в действительности оттуда
приехал лишь каждый восьмой респондент, а наименьшее количество приезжих — с Ханты-Мансийского автономного округа (лишь 2%).
Особый исследовательский интерес представляет оценка основных факторов, определяющих интерес мигрантов к работе в северной школе. Для двух третей педагогов ЯНАО, принявших участие в социологическом исследовании, основными мотивами переезда на Крайний Север стали «перспектива высокого заработка» (35%) и «переезд вслед за супругом/супругой» (35%). За «северными зарплатами» приехали более трети респондентов в возрасте моложе 30 лет (38%). Интерес к высокому заработку, который «обещает» Крайний Север, указали в качестве основного мотива переезда все категории респондентов (среднее значение по выборке — 35%), за исключением педагогов старше 60 лет (21%). Для старших возрастных категории наиболее актуален переезд в ЯНАО вслед за супругом/супругой (42% среди респондентов в возрасте 50-59 лет и 29% среди педагогов до 30 лет).
На Крайнем Севере проживали родители/родственники каждого третьего респондента, и они приехали сюда по «семейной традиции» (33%). В качестве «испытания себя» приехали работать на Крайний Север 29% педагогов. Менее значимыми стали такие факторы, как «интерес к экстремальным условиям жизни и работы» (11%), «интерес к этнокультуре народностей Крайнего Севера» (7%), «направление на работу органами управления образованием» (5%), «интерес к обучению детей «тундровиков»» (4%).
При анализе полученной социологической информации следует обратить внимание на потенциал «обратной миграции»: доля учителей, которые планируют после выхода на пенсию проживать на территории Ямала, значительно выше тех, кто в настоящее время относит себя к коренным жителям Ямала. Если в настоящее время к таковым себя отнесли 14% опрошенных учителей, то после выхода на пенсию планируют проживать на территории округа каждый четвёртый (!) респондент (24%). Это может свидетельствовать о заметном усилении положительной тенденции «укоренения» населения Ямала, которая является показателем успешного социально-экономического развития автономного округа.
Ещё одной заметной тенденцией становится увеличение привлекательности юга Тюменской области и города Тюмени среди потенциальных мигрантов. Если в настоящее время приехали из этого региона 12% опрошенных, то после выхода на пенсию переехать на юг Тюменской области (и, в частности, в город Тюмень) планирует четверть респондентов (27%). Считаем, что в первую очередь это связано с масштабными программами жилищного строительства жилья в Тюмени для северян, более мягким климатом (адаптация к которому для пожилых людей происходит легче по сравнению с южными регионами).
Подробная характеристика демографических и миграционных процессов вызвана тем, что они непосредственным образом формируют многие стороны социальной жизни.
О наличии специфики заявляет половина респондентов (51%), в том числе каждый пятый респондент отметил наличие существенных особенностей (20%). Рассмотрим, в чём именно заключаются данные различия.
1. Педагогические технологии (27%) (педагоги Крайнего Севера идут в ногу с современными достижениями педагогической науки; они широко используют новаторские педагогические технологии; дети более подготовлены для поступления в высшие учебные заведения, участвуют во всех олимпиадах, где используются передовые технологии; систематическая инновационная деятельность по апробации новых педагогических технологий; на территории ЯНАО происходит апробация передовых педагогических технологий, что повышает требования к организации учебного процесса и квалификации педагога; применяются здоровьесберегающие образовательные технологии с использованием северного колорита).
2. Техническое оснащение (35%) (высокая оснащённость школ современной компьютерной техникой; на Севере лучшее материально-техническое обеспечение школ, поэтому больше возможностей; серьёзное финансирование инновационной деятельности, низкое качество и скорость Интернет-сети не позволяет использовать Интернет-ресурсы в необходимом объёме).
3. Особенности коренных малочисленных народов Севера, кочевой образ жизни (52%) (особенность работы с детьми, проживающими с родителями в тундре и ведущими кочевой образ жизни; часть родителей ведёт кочевой образ жизни, и поэтому дети приходят и уходят из школы на каникулы не по школьному календарному графику, следовательно, надо успеть выдать и закрепить школьный материал; адаптация детей, приезжающих из оленбригад; дети национального состава, к ним необходим особый подход; есть ученики, слабо владеющие русским языком; педагогические технологии должны учитывать традиционные способы хозяйствования населения).
4. Территориальная удалённость (12%) (в городе нет высших учебных заведений и далеко ехать до ближайших университетов; территории Крайнего Севера далеки от культурных и научных центров, что ограничивает возможность очного участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях; удалённость от социальных и культурных центров не даёт возможности использовать некоторые педагогические технологии, затрудняет социальную адаптацию учащихся).
5. Смещение учебного графика (10%) (учёт миграционной активности учащихся и их семей в период отпусков).
6. Группирование изучаемых тем (6%) (в связи с большим количеством актированных дней; дети часто болеют, уезжают на отдых, морозы, карантин - много материала даётся дистанционно и для самостоятельного изучения; дистанционное образование в период неблагоприятных условий, актированных дней, пониженных температур; длинная полярная ночь оказывает влияние на здоровье и работу — педагоги и дети быстро устают; невозможно объяснить детям сменяемость времён года, они не понимают, что значит «цветут сады»; непродолжительные занятия на улице на уроках физической культуры, невозможность проведения практических работ на местности).
7. Сложная транспортная схема; низкое качество дорог или их полное отсутствие (5%) (половина детей на «подвозе», т.е. живут далеко от школы; сложная транспортная схема: выезд из посёлка затруднён, плохой зимник до города; отсутствие постоянного дорожного сообщения с Большой Землёй).
Для оценки степени и характера влияния условий проживания и работы на Крайнем Севере рассмотрим следующие аспекты: специфические «северные» условия и факторы, которые осложняют работу городских (поселковых) педагогических коллективов и личную жизнь учителей, оптимальные пути решения, предложенные педагогами для решения специфических «северных» проблем.
К числу основных специфически «северных» условий и факторов, которые осложняют работу педагогических коллективов, относятся: климатические условия (90%); территориальная отдалённость от других субъектов РФ и крупных образовательных центров (85%); труднодоступность во время межсезонья (65%); смещение графика учебного процесса (22%) (отъезд детей в течение года в отпуск с родителями за пределы округа); межнациональное взаимодействие (10%).
Также педагоги назвали волнующие их проблемы, которые не являются специфически «северными» и распространены по всей стране: введение дистанционного образования; жилищные проблемы учителей; большая нагрузка педагогов по составлению текущей, отчётной и аттестационной документации («бумажная работа»); жилищные проблемы; недостаточное материально-техническое оснащение; увеличение доли «коррекционных» детей.
Какую помощь/поддержку/содействие хотели бы получать работники сферы образования? Ответы респондентов на вопрос о желаемых мерах поддержки, помощи или содействия сгруппированы нами в восемь тематических блоков. Каждый респондент мог самостоятельно предложить один или же несколько вариантов ответа:
1. Социальные льготы и гарантии (85%) (возобновить выплаты «на оздоровление» и санаторное лечение для педагогов; для восстановления здоровья выезжать во время учебного года на несколько дней за пределы округа; повышение северных надбавок, помощь в переселении на юг области в пенсионном возрасте; разработка программы оздоровления для людей, проживающих в ЯНАО).
2. Организация образовательного процесса (82%) (обеспечить высокий уровень организации работы и отдыха педагогов, чтобы человек не работал с утра до поздней ночи; изменение режима работы в зимние месяцы; пересмотр учебного плана и возможность дистанционной зачётной системы; работать только в первую смену).
3. Жильё (75%) (выделение ведомственного жилья на условиях служебного найма; обеспечение молодых педагогических работников жильём для закрепления их в условиях Крайнего Севера; предоставление педагогическим работникам жилья в капитальном исполнении, отработавшим на одном предприятии более 15 лет).
4. Финансирование (70%).
5. Повысить уровень заработной платы, выплата премий (65%)
6. Пенсия (48%) (льготное исчисление стажа работы при назначении пенсии; льготы для работающих пенсионеров; повышение пенсионного обеспечения всех категорий педагогических работников).
7. Обучение педагогического состава (45%) (создание возможности для повышения
квалификации на основе сотрудничества с научными центрами страны; привлечение специалистов на Крайний Север для проведения практико-ориентированных курсов, лекций, тренингов; возможность повышать квалификацию очно в престижных вузах; мастер-классы проведения уроков по новым методикам; помощь в развивающих практических тренингах).
8. Развивать транспортную инфраструктуру (45%) (ликвидировать сложность выезда за пределы округа; наладить круглогодичное дорожное сообщение с «большой землёй»).
9. Поднять качество жизни (28%) (усилить контроль качества привозимой продукции, продуктов питания; улучшать жизнеобеспечение всех северян, строить современные тёплые школы и жильё).
10. Культура и досуг (22%) (организация театрализованных представлений из других городов; развитие досуговой деятельности для молодёжи; строить театры, музеи и другие культурные заведения).
Среди респондентов выделилась группа «пессимистов» (3%), не предложившая конкретных мер и путей решения указанных специфических проблем. «Переезд» как способ решения проблем, упомянули лишь 2% педагогов («спасёт только переезд и проживание в более благоприятных климатических условиях»).
Для наиболее полного представления о качестве жизни важно проанализировать динамику материального положения за последние годы. Материальное положение учительства заметно улучшилось: более половины опрошенных отметили, что материальное положение их семьи существенно или немного улучшилось, четверть опрошенных указали, что материальное положение их семьи осталось без изменений, на существенное ухудшение материального положения указали только 5% опрошенных учителей. По мнению большинства опрошенных, за последние пять лет материальное положение их семьи улучшилось (56%), в том числе каждый девятый педагог отмечает существенное улучшение своего материального положения (12%). Финансовое положение осталось без изменений у каждого четвёртого респондента (24%). Ухудшение материального положения отмечают 20% опрошенных (в том числе существенно ухудшилось у 5%)
Также в исследовании сделана попытка выявить оценку населением своих ближайших перспектив. Понимая, что уровень материальной заинтересованности, материальных доходов, занимает в северных регионах основную роль в закреплении населения, в анкете был предложен вопрос: «По вашему мнению, как изменится материальное положение вашей семьи через пять лет?». Ожидания респондентов разделились следующим образом: одна треть респондентов считает, что финансовое положение немного улучшится (30%), другая треть респондентов считает, что «всё останется без существенных изменений» (30%). Оставшиеся респонденты склоняются к полярно противоположным оценкам: «существенное улучшение» материального положения своей семьи (17%), существенное ухудшение ожидает 8% опрошенных.
Уровень материального положения своей семьи большинство респондентов оценивает следующим образом: «денег хватает только на питание и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой» (37%) и «денег хватает на покупку товаров длительного пользования, но не автомобиля или квартиры» (35%).
На «продукты и обязательные траты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьёзные затруднения» у 13% респондентов. Зажиточными себя считают 13% респондентов (затруднение может вызвать покупка очень дорогих вещей), в то время как «едва сводят концы с концами и денег не хватает даже на продукты» лишь 2 человека (статистически незначимое количество на фоне всей выборочной совокупности) (см. таб. 1).
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Оцените уровень материального положения
вашей семьи?» (в % к числу ответивших)
Категория Вариант ответа Частота Процент
Нищие мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты 2 0,3
Бедные на продукты и обязательные траты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьёзные затруднения 85 12,5
Малообеспеченные хватает денег только на питание и одежду, но покупка товаров длительного пользования является проблемой 240 35,3
Обеспеченные денег хватает на покупку товаров длительного пользования, но не автомобиля или квартиры 253 37,1
Зажиточные семья вполне обеспечена, затруднение может вызвать покупка очень дорогих вещей 90 13,2
Нет ответа 10 1,5
Итого 680 100,0
Рассмотрим далее характер жилья педагогов Крайнего Севера. Большинство респондентов проживают в отдельной благоустроенной квартире (57%). В арендуемой квартире или доме живут 11% опрошенных, и аналогичная доля опрошенных ведёт хозяйство в служебном жилище (12%). Собственный дом есть у 6% педагогов, принявших участие в исследовании. Не ответили на вопрос 6% респондентов (см. таб. 2).
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Опишите характер вашего жилья»
(в % к числу ответивших)
Вариант ответа Частота Процент
Отдельная квартира в собственности 384 56,5
Общежитие 54 8,0
Собственный дом 42 6,1
Арендуемая квартира/дом 75 11,1
Служебная квартира/дом 84 12,4
Нет ответа 41 6,2
Итого 680 100
Больше чем три четверти опрошенных педагогов с надеждой и оптимизмом (40%) или спокойно без особых тревог и иллюзий оценивают своё ближайшее будущее (39%), алармистские мотивы подчеркнули 18%, оценивают своё будущее «со страхом и отчаянием» менее одного процента опрошенных. Уровень тревожности женщин существенно повышен (22%) по сравнению с сильным полом (14%).
Далее рассмотрим такой значимый для социологии вопрос: к какой социально-стратификационной группе относит себя респондент? Существует множество подходов к определению критериев среднего класса. Один из них — самоидентификация. Другие подходы основываются на конкретной сумме устойчивых доходов, достаточных для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей, либо на совокупности ряда критериев: наличие высшего образования, нефизический характер труда и прочее. Две трети педагогов причисляют себя к среднему классу (65%), а каждый пятый относит себя к социальному слою «выше среднего» (20%).
Заключение
Материалы социологического исследования позволяют сделать основные выводы:
1) Выявлены две значимые тенденции в трудовом поведении учителей. Во-первых, потенциал «обратной миграции» (доля учителей, которые планируют после выхода на пенсию проживать на территории Ямала) значительно выше тех, кто в настоящее время относит себя к коренным жителям Ямала. Во-вторых, отмечено увеличение привлекательности юга Тюменской области и города Тюмени среди потенциальных мигрантов.
2) Жизнь и трудовая деятельность учителя Ямало-Ненецкого автономного округа, относящегося к территории Крайнего Севера, отличается рядом специфических черт: применяются здоровьесберегающие образовательные технологии и игры с использованием северного колорита; особенности коренных малочисленных народов Севера, кочевой образ жизни; территориальная удалённость от культурных и научных центров; смещение учебного графика; группирование изучаемых тем, в связи с большим количеством актированных дней; сложная транспортная схема; низкое качество дорог или их полное отсутствие; межнациональное взаимодействие.
3) Для улучшения социально-профессионального положения, качества жизни учителя на Ямале и оптимизации его трудового процесса необходимо осуществить/интенсифицировать следующие меры поддержки работников сферы образования: регулярные и бесплатные (льготные) путёвки на оздоровление; льготы для педагогов во время проживания в ЯНАО, а также для передвижения по стране; гарантированное жильё на
время работы и конкурентоспособный уровень продажи квартиры на Ямале для приобретения недвижимости в другом регионе страны; повышение заработной платы; введение доплат и социальных гарантий для педагога, работающего/проработавшего в условиях Крайнего Севера; повышенная пенсия по окончании трудовой деятельности; компенсация затрат учителей на услуги сотовой связи; восстановление подготовительных классов для детей из числа коренных малочисленных народов Севера по обучению русскому языку и подготовке к школе; расширение объёма преподавания родного языка коренных малых народов Севера в рамках реализуемой образовательной программы; обеспечение психологической и методической подготовки учителей к работе с детьми из числа коренных малочисленных народов Севера.
4) Важным критерием, определяющим качество образовательного процесса, является профессиональное, экономическое и социально-бытовое самочувствие воспитателей, учителей и педагогов, работающих в системе образования. Становление системы образования сопровождается существенными и противоречивыми изменениями в теории и практике учебно-воспитательных процессов. Педагоги должны применять новые технологии обучения, адекватные современным технологическим возможностям и способствующим вхождению ребёнка в информационное общество и современный социум. Происходит трансформация роли учителя, который уже не является единственным источником информации для ученика. Всё более значимыми становятся функции наставника. Большинство школьных учителей идентифицируют себя со средним классом.
Литература
1. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ,
2013. URL: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=233183 (дата обращения 15 декабря
2016)
2. Ложникова И.Ф. Феномен российского северного города: социокультурные и экологические
перспективы развития: автореф. дис. ... канд. культурологии / И.Ф. Ложникова. М., 2008. 21 с.
3. Преображенская Г.А., Тихонова Д.Л. «Новая школа» в условиях Севера // Аккредитация в обра-
зовании. 2011. №7(51). С. 68-70.
4. Багистова Е.А. Оценка некоторых параметров психологического и функционального состояния
организма педагогов ХМАО-ЮГРЫ // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-2. С. 324328.
5. Данилов Д.А. Концептуальные подходы к модернизации подготовки педагогических кадров в
республике // Успехи современного естествознания. 2008. №1. С. 89-90.
6. Терешкина Г.Д. Профессиональная компетентность учителя в специфических условиях дея-
тельности малокомплектной школы малочисленных народов Севера // Вестник СевероВосточного федерального университета. 2010. №4. Том 7. С. 64-69.
7. Retaining quality teachers for alaska. Prepared by G. Williamson McDiarmid, Boeing Professor of
Teacher Education University of Washington and Eric Larson, Alexandra Hill Institute of Social and
Economic Research University of Alaska Anchorage. Prepared for University of Alaska and Alaska
Department of Education and Early Development. P. 67. URL::
http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/FINAL%20Teacher%20S-D%2012_18.pdf (дата обращения 15 декабря 2016)
8. Учитель на Крайнем Севере: социологический портрет. Часть 1. Екатеринбург. Надым: Надым-
ское управление народного образования. Институт экономики УрО РАН. НИЦ «Горизонт-М». 1998. 61 с.
9. Учитель на Крайнем Севере: социологический портрет. Часть 2. Екатеринбург. Надым: Надым-
ское управление народного образования. Институт экономики УрО РАН. НИЦ «Горизонт-М». 1998. 72 с.
10. Осинский И.И. Социологический портрет современного учителя // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. №4. С.108-112.
11. Соколова Е.А. Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект // Педагогическое образование в России. 2014. №10. С. 180-184.
12. Засыпкин В.П. Учительство ХМАО-Югры как социально-профессиональная общность: монография / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. Тюмень: Аксиома. 2013. 352 с.
References
1. Lukin Yu.F. Rossiiskaya Arktika v izmenyayushchemsya mire: monografiya. Arkhangel'sk: IPTs SAFU,
2013. URL: http://narfu.ru/aan/news.php?ELEMENT_ID=233183 (Accessed 15.12.2016)
2. Lozhnikova I.F. Fenomen rossiiskogo severnogo goroda: sotsiokul'turnye i ekologicheskie perspektivy
razvitiya: avtoref. dis. ... kand. kul'turologii. Moscow, 2008. 21 p.
3. Preobrazhenskaya G.A., Tikhonova D.L. «Novaya shkola» v usloviyakh Severa, Akkreditatsiya v obra-
zovanii. 2011. №7(51), pp.68-70.
4. Bagistova E.A. Otsenka nekotorykh parametrov psikhologicheskogo i funktsional'nogo sostoyaniya
organizma pedagogov KhMAO-YuGRY, Fundamental'nye issledovaniya, 2014, № 9—2, pp. 324—328.
5. Danilov D.A. Kontseptual'nye podkhody k modernizatsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov v respublike. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2008, № 1, pp. 89—90.
6. Tereshkina G.D. Professional'naya kompetentnost' uchitelya v spetsificheskikh usloviyakh deyatel'nosti malokomplektnoi shkoly malochislennykh narodov Severa, Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta, 2010, №4. Vol. 7, pp. 64—69.
7. Retaining quality teachers for Alaska. Prepared by G. Williamson McDiarmid, Boeing Professor of
Teacher Education University of Washington and Eric Larson, Alexandra Hill Institute of Social and Economic Research University of Alaska Anchorage. Prepared for University of Alaska and Alaska Department of Education and Early Development. 67. P. URL: http://www.iser.uaa.alaska.edu/Publications/FINAL%20Teacher%20S-D%2012_18.pdf (Accessed 15.12.2016)
8. Uchitel' na Krainem Severe: sotsiologicheskii portret. Chast' 1. Ekaterinburg - Nadym: Nadymskoe up-
ravlenie narodnogo obrazovaniya. Institut ekonomiki UrO RAN. NITs «Gorizont-M», 1998, 61 p.
9. Uchitel' na Krainem Severe: sotsiologicheskii portret. Chast' 2. Ekaterinburg Nadym: Nadymskoe up-
ravlenie narodnogo obrazovaniya. Institut ekonomiki UrO RAN. NITs «Gorizont-M», 1998, 72 p.
10. Osinskii I.I. Sotsiologicheskii portret sovremennogo uchitelya, Vestnik Buryatskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2011, №4, pp. 108-112.
11. Sokolova E.A. Stereotipnyi obraz uchitelya v presse provintsial'nogo goroda: gendernyi aspect, Ped-agogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, №10, pp. 180-184.
12. Zasypkin V.P. Uchitel'stvo KhMAO-Yugry kak sotsial'no-professional'naya obshchnost': monografiya. V.P. Zasypkin, G.E. Zborovskiy, E.A. Shuklina i dr. Tyumen': Aksioma, 2013. 352 p.