1С
ШИШ (102)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КРОВИ У ЖИТЕЛЕЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
МЛ. By як, АЛ. Буганов, АЛ. Лобанов, А.И. Попов, Э.Р. Мирдалеева
ГУ научно-исследовательский институт медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, г. Надым (ЯНАО)
Цель исследования: провести анализ липидного обмена и глюкозы крови у лиц, проживающих в различных населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявленные изменения в липидном спектре и глюкозы крови позволили определить наиболее неблагоприятные территории по комфортности проживания. Вследствие этого можно заключить, что не только дискомфортные условия Крайнего Севера в целом, и географическая широта в частности, могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние метаболизма человека.
The aim of the present research is to analyze the process of lipid exchange and blood glucose with the inhabitantts of Yamal-Nenetsky autonomous district. Educed changes in lipid spectrum and in blood glucose helped to determine the most unfavorable territories as to comfortable living conditions. As a results authors propose conclude that not only uncomfortable living conditions of the Far North and geographical latitude may cause unfavorable influence on metabolic processes.
С эколого-гигиенической точки зрения можно выделить несколько природных факторов, способных оказать негативное воздействие на организм человека в условиях Крайнего Севера. К наиболее неблагоприятным относятся: фотопериодизм (полярный день и полярная
ночь), геомагнитные возмущения, резкая смена атмосферного давления, низкие температуры воздуха. Учитывая непрерывный характер воздействия природно-климатических раздражителей, возникла необходимость выделить отдельные территориальные зоны и группы
шишою)
17
людей, проживающих на них, каждая из которых отличается особенностями адаптивных перестроек в организме.
Известно, что проживание человека в высоких широтах сопровождается перестройкой ре-гуляторных механизмов. Организм переходит на иной тип метаболизма «северный метаболический тип». Изменяются обмен белков, жиров, углеводов. Однако ведущим признаком является повышение роли липидов в энергообеспечении адаптационных процессов [1, 3, 4].
Знание закономерностей формирования основных физиологических показателей крови в районах Крайнего Севера позволит выделить наиболее неблагоприятные территориальные зоны Ямало-Ненецкого автономного округа, что будет способствовать раннему определению факторов риска и обусловит своевременную диагностику и эффективность как лечебных, так и профилактических мероприятий.
Цель исследования: провести анализ ли-пидного обмена и глюкозы крови у лиц, проживающих в различных населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).
Материалы и методы
Для проведения работы все исследуемые населенные пункты были условно разбиты на 4 зоны, различные по географическому расположению и уровню комфортности проживания. Так, с. Яр-Сале находится на юге (67° с. ш. и 72° в. д.), а с. Се-Яха на севере Ямальского района (70° с. ш. и 72° в. д.). Пос. Красносель-куп занимает юго-восточное положение ЯНАО (65° с. ш. и 84° в. д.); пос. Самбург северо-вос-ток ЯНАО (67° с. ш. и 78° в. д.). При оценке зоны комфортного проживания населения, населенные пункты пос. Красноселькуп и с. Яр-Сале относятся к зоне повышенной трудности, а с. Се-Яха и пос. Самбург к зоне особой трудности, наиболее неблагоприятной для проживания [2].
В ходе проведения исследования было обследовано 1 333 чел. (средний возраст 40,8 + 12,2 лет) из числа коренных и пришлых жителей Ямальского, Красноселькупского и Пуровского районов ЯНАО.
Отбор анализируемого материала осуществлялся при проведении одномоментных эпидемиологических экспедиций в представленные населенные пункты округа. Всем обследованным проводилось определение: общего холестерина (ОХС), триглицеридов (ТГ), холестерин липопротеидов высокой плотности (ХС
ЛПВП). Исследование биохимических показателей крови проходило на автоматическом программируемом биохимическом анализаторе «Liza 300 Plus» (Франция) с использованием реактивов фирмы «Human» (Германия).
Расчет липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП) проводился по формуле Фрид-вальда:
ХС ЛПНП = 0ХС~ТГ
2,2-ХС ЛПВП '
холестерин липопротеидов очень низкой плотности (ХС ЛПОНП) — по формуле:
ХС ЛПОНП = ОХС - ХС ЛПНП - ХС ЛПВП , индекс атерогенности (ИА) по А.Н. Климову:
, ОХС-ХСЛПВП
ИА=-——-
ХС ЛПВП
Статистическая обработка данных включала анализ распределения признаков и их числовых характеристик: среднее значение (X), стандартное отклонение (SD). При рассмотрении внутригрупповых отличий применен дисперсионный анализ множественного сравнения критерий Ньюмена-Кейлса. Значения считались статистически значимыми при р < 0,05 [5].
Результаты
В результате проведенного анализа было установлено, что содержание глюкозы крови у жителей севера Ямальского района (с. Се-Яха) выше на 7,1 % (р < 0,01), чем у населения юго-восточной зоны округа (пос. Красноселькуп), на 4,6 % (р < 0,01), чем у населения северо-во-стока округа (пос. Самбург) и на 4,0 % (р < 0,01), чем у жителей юга Ямальского района (с. Яр-Сале) (табл. 1). Следовательно, концентрация глюкозы крови увеличивалась в направлении с юга на север и снижалась с северо-востока на юго-восток.
Анализ результатов исследования липидно-го спектра сыворотки крови у обследованных жителей населенных пунктов округа выявил наличие повышенных уровней ОХС (норма до 5,2 ммоль/л), ХС ЛПНП (менее 4,0 ммоль/л) и ИА (менее 3,5) у населения юга Ямальского района (с. Яр-Сале) Ямало-Ненецкого автономного округа. Содержание ОХС крови было минимальным у жителей севера (с. Се-Яха) Ямальского района. Так, общий холестерин у лиц проживающих в с. Се-Яха ниже на 8,3 % (р < 0,01), чем у жителей юга Ямальского района (с. Яр-Сале), ниже на 7,9 % (р < 0,01), чем у населения юго-востока (пос. Красноселькуп),
10
ШИШ (102)
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей липидного и углеводного обменов у жителей, проживающих в различных населенных пунктах ЯНАО
Показатели пос. Красноселькуп (п = 372 (гр.1) пос. Самбург (п = 356) (гр. 2) с. Яр-Сале (п = 314) (гр. 3) с. Се-Яха (п = 291) (гр. 4) Различия между группами Р<
Глюкоза (ммоль/л) 4,9 ± 1,07 5,02 ± 1,26 5,05 ± 1,14 5,25 ±0,99 4 и 1; 4 и 2; 4 и 3 0,01
ОХС (ммоль/л) 4,92 ± 1,2 4,97 ±0,73 5,31 ±0,59 4,87 ±0,6 4 и 3; 3 и 1; 3 и 2 0,01
ТГ (ммоль/л) 1,15 ±0,77 1,06 ±0,58 1,19 ±0,59 1,0 ±0,6 3 и 4; 3 и 2; 1 и 4 0,01
ХСЛПВП (ммоль/л) 1,32 ± 0,42 1,18 ±0,4 1,37 ±0,36 1,44 ± 0,52 4 и 2; 4 и 1; 4 и 3 0,01
ХСЛПНП (ммоль/л) 3,07 ± 1,19 3,31 ±0,79 3,4 ±0,6 2,97 ±0,58 3 и 4; 3 и 1 0,01
ХСЛПОНП (ммоль/л) 0,53 ±0,36 0,48 ± 0,24 0,54 ± 0,27 0,46 ± 0,27 3 и 4; 3 и 2 0,01
ИД 3,92 ± 1,2 3,97 ±0,73 4,31 ±0,59 3,87 ±0,6 3 и 4; 3 и 1; 3 и 2 0,01
и ниже на 6,8% (р < 0,01), чем у лиц, проживающих на северо-востоке (пос. Самбург). Полученные результаты свидетельствуют о снижении концентрации общего холестерина в направлении с юга на север и с северо-востока на юго-восток.
Триглицериды крови — максимально высокие концентрации наблюдались у населения юга Ямальского района (с. Яр-Сале), выше на 19,0 % (р < 0,01) по сравнению с жителями севера данного района (с. Се-Яха) и выше на 12,3 % (р < 0,01), чем у лиц, проживающих на северо-востоке (пос. Самбург).
Известно, что липопротеиды осуществляют транспорт липидов как экзогенного (пищевого), так и заново синтезированного в печени и стенке тонкой кишки — эндогенного происхождения. Исходя из этого, представляет большой интерес оценка фракций (атерогенных и антиатерогенных) липопротеидов крови. Наиболее высокие показатели ХС ЛПВП в крови наблюдались у населения севера и юга Ямальского района, а наиболее низкие у жителей се-веро- и юго-восточной территории округа. Так, у жителей с. Се-Яха ХС ЛПВП выше на 22,0 % (р < 0,01),чемунаселенияпос. Самбург и выше на 9,1 % (р < 0,01), чем у жителей юго-востока (пос. Красноселькуп), а также на 5,1 % (р < 0,01), чем у населения юга Ямальского района (с. Яр-Сале).
ХС ЛПНП — это наиболее атерогенная фракция в структуре всех липопротеидов, т. к. является основной транспортной формой хо-
лестерина для нужд клеток сосудистой стенки, а при патологических условиях — источником накопления его в стенке сосуда. Определение ХС ЛПНП — информативный показатель, и отклонение его от нормы может с большой степенью вероятности свидетельствовать о степени развития дизадаптации и наличии атеросклероза.
В соответствии с третьим пересмотром Европейских рекомендаций по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в клинической практике считаются нормальными значения концентрации ХС ЛПНП менее 3,0 ммоль/л. Следует отметить, что в населенных пунктах с. Яр-Сале, пос. Самбург и пос. Красноселькуп содержание данного липопротеида выходило за пределы рекомендуемых нормативов ВОЗ [6].
Кроме этого, установлено, что для жителей Ямальского района (с. Яр-Сале) характерны максимально высокие значения ХС ЛПНП в сравнении с аналогичными показателями населения севера (с. Се-Яха) — на 14,5% (р < 0,01) и юго-востока (пос. Красноселькупа) — на 12,5% (р <0,01). Аналогичная картина наблюдалась и в отношении концентрации ХС ЛПОНП. Так, данный показатель у жителей с. Яр-Сале оказался выше чем у жителей с. Се-Яха и пос. Самбург (на 17,4 и 12,5 % соответственно при р < 0,01 в обоих случаях).
При оценке риска развития сердечнососудистой патологии и атеросклероза используют индекс атерогенности, который свидетельствует о благоприятном или неблагоприят-
ШИШОи) ЗУ«66 iq
ном сочетании лииоиротеидов. Коэффициент атерогенности отражает отношение атероген-ных к содержанию антиатерогенных липопро-теинов в плазме крови. Этот коэффициент у здоровых людей принимает значение от 3,0 до 3,5 [7]. В результате проведенного нами исследования было установлено, что данный показатель у всех обследованных лиц, проживающих в различных по географическому положению населенных пунктах, оказался выше физиологического значения. При этом значение ИА у населения юга Ямальского района (с. Яр-Сале) оказалось выше аналогичных показателей жителей севера Ямальского района (с. Се-Яха) — на 11,4 % (р < 0,01), юго-востока (по-с. Красноселькуп) — на 9,9% (р < 0,01) и севе-ро-востока (пос. Самбург) на 8,6 % (р < 0,01).
Таким образом, выявленные нами изменения в липидном спектре и глюкозы крови позволили определить с.с. Яр-Сале и Се-Яха Ямальского района как наиболее неблагоприятные территории по комфортности проживания. Вследствие этого можно заключить, что не только дискомфортные условия Крайнего Севера в целом, но и географическая широтность в частности, могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние метаболизма человека. Полученные нами данные это результат недавно начатых исследований в представленном направлении. Однако уже на сегодняшний день итоги настоящей работы позволили нам заложить теоретическую основу решения вопросов
профилактики дизадаптивных реакций со стороны сердечно-сосудистой системы, а также поддержания уровня здоровья, качества и продолжительности жизни северян в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян H.A. Критерии адаптации и эко-портрет человека //Бюл. СО АМН СССР, 1981. №6. С. 35.
2. Атлас Ямало-Ненецкого автономного округа. ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2004,— 304 с.
3. Бойко Е.Р, Ткачев A.B. Характеристика липидного обмена у постоянных жителей Севера //Физиология человека, 1994. Т. 2. №2. С. 151.
4. Будяк В.П. Возрастные особенности липидного обмена, гемодинамики и нейрогу-моральных регуляторных механизмов у практически здоровых мужчин Архангельской области. Автореф. дис. канд. биол. наук. Архангельск, 1997,— 23 с.
5. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с анг. М.: Практика, 1998,— 459 с.
6. Диагностика и коррекция липидного обмена с целью профилактики и лечения атеросклероза. Российские рекомендации. Комитет экспертов Российского научного общества кардиологов. Секция атеросклероза. М., 2004. С. 5-11.
7. Назаренко Г.И., Кишкун A.A. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. М.: Медицина, 2000. С. 146—152.