ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 330
А. И. Шинкевич, Д. С. Герасимов
СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И МЕДИЦИНЫ В РТ Ключевые слова: жизненный цикл инноваций, перспективные направления развития, красная биотехнология, КНИТУ
В работе исследована специфика жизненного цикла инновационной продукции, полученной с применением энергоресурсберегающих технологий, а именно методами биотехнолологий. Обнаружено, что несмотря на значительный потенциал применения инновационной биотехнологической продукции в области медицины и фармацевтики, специфика жизненного цикла продукции данной категории в настоящее время недостаточно изучена и наиболее противоречивым этапом является стадия НИОКР. В случае перехода к виртуально-интегрированным структурам в фармацевтической отрасли РФ, КНИТУ имеет значительный потенциал в качестве виртуальных К&Б партнеров российских фармацевтических компаний, результатом которой будет являться повышении конкурентоспособности отечественной фармацевтики и медицины.
Keywords: prospective directions of development, innovations’ life cycle, red biotechnology, Kazan National Research Technological
University
In the article the specificity of innovations life cycle on the basis of energy-saving technologies, i.e. biotechnologies, is studied. It is found that despite of significant potential of innovative biotechnological products’ application in Pharma and Medicine, the specificity of that products’ life cycle is poorly studied and the most discrepant stage of it - the R&D stage was marked. On the base of a characteristic tendency for pharmaceutical companies, videlicet a transition from vertical to virtual integration, the further research in according with established prospective direction of development will allow laboratories of Kazan National Research Technological University to play at the very beginning stage of a innovative products life cycle as a virtual structure - a virtual R&D partner for Russian pharmaceutical companies. It will result in increase of competitiveness of national Pharma and medicine.
Понятие жизненного цикла продукции (товара) возникло довольно давно и является достаточно хорошо изученным вопросом. Практические и теоретические вопросы в данной области начали активно исследоваться, начиная со второй половины XX века; в числе наиболее видных ученых можно отметить работы Теодора Левитта, Реймонда Вернона, Майкла Портера, Филипп Котлера и др. «Жизненный цикл товара» представляет собой период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка [1].
Конец ХХ и начало ХХ века связаны с осознанием правительством развитых стран (США, Европа, Япония и др.) преимуществ экономики инновационного типа. В этой связи, возникла необходимость более глубокого изучения специфики жизненного цикла инноваций. Основным отличием инновационного товара является обязательность присутствия в жизненном цикле стадии НИОКР, что отражено в работе [2]: «жизненный цикл для инновационных проектов - начинается с НИОКР»; результатом инновационного процесса выступает наукоемкий продукт [3].
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной
силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду [4].
Стадии жизненного цикла инновации делятся на следующие стадии:
1) концептуальная фаза (фундаментальные исследования, прикладные исследования, стадия опытно-конструкторских разработок);
2) фаза разработки проекта (проектирование, строительство, экологический менеджмент);
3) фаза реализации (стадии освоения, промышленное производство);
4) коммерциализация (маркетинг, сбыт, завоевание рынка).
Создание инновационной продукции, подразумевает под собой ряд этапов:
ИП = Фи+Пи +Р +Пр +С +Эм +Ос +Пп +М +Сб, (1)
где Фи - фундаментальные исследования; Пи - прикладные исследования; Р - стадия опытноконструкторских разработок; Пр - проектирование; С - строительство; Эм - экологический менеджмент; Ос - стадия освоения; Пп - промышленное производство; М - маркетинг; Сб - сбыт, завоевание рынка [5].
В контексте инновационного развития, прикладные биотехнологии и их применение в области медицины и фармацевтики («красные биотехнологии») выделены в качестве приоритетных направле-
ний, при этом специфика жизненного цикла продукции этих отраслей в настоящее время мало изученной в экономической литературе.
В последние двадцать лет биотехнологии при активном развитии геномики, комбинаторной химии и достижений в сфере расшифровки генов добились значительных успехов по сравнению с традиционными естественными науками (биохимия, фармакология, молекулярная и клеточная биология, иммунология и генетика).
Данные открытия не только повлияли на скорость открытия и разработки новых лекарств, но и обеспечили инструментарий для развития направлений персонализированной медицины. Лидерами по уровню развития данных технологий являются США, Япония и ЕС; российская экономическая система в настоящее время находится в положении «догоняющего». В фокусе внимания исследователей и потребителей находятся не столько вопросы эффективности и доступности препаратов, а в большей степени наиболее безопасные продукты.
В результате, значительно возросло число отказов в процессе регистрации новых биомедицинских и фармацевтических продуктов. Соответственно, объемы продаж биофармацевтических продуктов и затраты на осуществления RAD-деятельности компаниями, оплату работы специалистов увеличиваются с каждым годом.
Для большинства биофармацевтических компаний, вышедших на лидирующие позиции в последние несколько лет (Genentech, Amgen, Eli Lilly и др.), характерна тенденция перехода от вертикально интегрированной структуры, в которых имеются собственные исследовательские, R&D, регулирующие, производственные, сбытовые и маркетинговые подразделения к виртуальноинтегрированным структурам, что проиллюстрировано на рис. 1 [6].
Ситуация в РФ в контексте обеспечения микроклимата для новейших достижений в области медицины, фармацевтики и биотехнологий может быть охарактеризована как позитивная, что выражается в разработке программ и стратегий как национального, так и регионального уровня.
В частности, приняты и находятся на разной стадии реализации «Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» (Фарма-2020), «Целевая программа развития биотехнологий в Республике Татарстан на 2010 - 2020 год», создаются технологические платформы («Клеточные и молекулярные технологии для медицины, ветеринарии, сельского и лесного хозяйства» на базе Пущинского научного центра РАН, «Медицина будущего» на базе Сибирского государственного медицинского университета и др.).
В частности, целью стратегии «Фарма-2020» является повышение внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной промышленности. В соответствии с этой целью будет осуществляться стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств.
а) Вертикально интегрированная компания
Клинические испытания и сертификация
Проведение R&D
Рис. 1 - Эволюция бизнес-модели биотехнологических компаний
В последние годы число лекарственных средств, разрешенных для медицинского применения в РФ, быстро растет, и на сегодняшний день превышает 13 тысяч. По данным Министерства Промышленности и Торговли РФ, импортные лекарства составляют около 78% (2010г.) российского фармацевтического рынка. Соответственно, в рейтинге производителей доминируют иностранные компании: Sanofi-Aventis, Novartis AG, Pfizer Inc., AstraZeneca, Teva Pharmaceutical Industries Ltd., Johnson & Johnson, Novo Nordisk A/S, Nycomed, Berlin-Chemie/Menarini Pharma, GlaxoSmithKline, и др. В структуре продаж импортных лекарственных препаратов не менее половины составляют образцы производства стран Запада, Канады, США и Японии.
В 2011 году фармацевтический рынок РФ вырос на 12% в рублях и на 1% в упаковках. За 2011 год стоимостной объём рынка составил 823,7 млрд. рублей; натуральный - 5,6 млрд. упаковок (в 2010г. данные цифры составили - 735,2 млрд.руб. и 5,5 млрд.упаковок) [7]. Фармстандарт - единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущих игроков на фармрынке России. Ниже представлена сводная таблица о результатах анализа деятельности ведущих российских фарм.компаний.
Компаниями-лидерами по объемам выручки являются ГК Фармстандарт, Штада Си-Ай-Эс, ЗАО «Верофарм», Валента, Акрихин, Эвалар, Материя-Медика и Микроген и др. (входят в Топ-10, 2011г.). Представленный рейтинг компаний разнится с данными «Рейтинга влиятельности субъектов российского фармацевтического рынка», 2011г., составленного газетой «Фармацевтический Вестник» и «Фармэксперт. Аналитика и консалтинг». Вв ТОП-10 самых влиятельных субъектов среди фармацевтический компаний входят 5 компаий, являющихся лидерами по объемам выручки - Фармстандарт, Штата Си-Ай-Эс, Верофарм, Валента, Акрихин. Ос-
тальные 5 лидеров представлены заводами Озон, Вертекс, Материа-Медика и др.
С целью формирования комплексной оценки инновационной активности российского фармацевтического рынка, представляется целесообразным проанализировать R&D деятельность фармацевтических компаний в РФ. По данным аналитического отчета, посвященного рынку клинических исследований (КИ) в России компании Synergy Research Group (SynRG) [6], в 2011 году Минздрав-соцразвития России было выдано 571 разрешение на все виды клинических исследований, это на 16% больше, чем в прошлом году, в том числе 369 международных многоцентровых клинических исследований, 117 локальных клинических исследований и 85 исследований биоэквивалентности. Спонсорами КИ, разрешенных к проведению в России в 2011 году, выступили компании из 31 страны: Россия (169 КИ), США (146 КИ), а также Швейцария, Великобритания, Франция и др.
Всего в КИ I-IV фаз, начатых в 2011 году, приняло участие 53 958 пациентов, это на 20% больше, чем в 2010 году. Распределение исследований по фазам показано в табл. 1.
Таблица 1 - Распределение количества клинических исследований в РФ по фазам в 2010-2011 гг.
Год I фаза II фаза III фаза IV фаза
2011 64 87 327 75
2010 43 86 232 38
В 2011 среди иностранных производителей по количеству новых исследований лидерами являлись фармацевтическая компания Novartis, GlaxoSmithKline, Roche, Eli Lilli и. Лидером -Novartis - запущено 26 исследований, Pfizer организовал 14 исследований.
Рейтинг отечественных производителей по количеству КИ, проведенных в 2011 году, включает компании «Биокад», «Материа Медика», «Вален-та», «Петровакс» и Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор». Число исследований лидера компании «Биокад» - 13, «Вектор» замыкает список с 3 КИ [8].
Достижения в сфере фармацевтических и биомедицинских технологий (так называемой «красной биотехнологии») позволяют успешно проводить терапию многих заболеваний: онкологические заболевания, ВИЧ-инфекции, сердечнососудистые заболевания, диабет, склерозы, гепатит, нейро-дегенеративные заболевания и т.д. [9]. Фактически, в РФ в 2011 году более трех четвертей всех новых исследований было инициировано в семи терапевтических областях: онкология, пульмонология, заболевания опорно-двигательного аппарата, эндокринология, инфекционные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы, неврология. При
этом наиболее число исследований (121) относилось к области онкологии, наименьшее число исследований (34-35) инициировано в области инфекционных, неврологических и сердечно-сосудистых заболеваний [8].
Россия, как уже отмечалось выше, относится к развивающимся странам, находящимся в процессе перехода от индустриальной экономики к инновационной, т.е. экономике основанной на знаниях. В соответствии с наиболее «острыми» проблемами современного человеческого общества, формируются приоритетные направления исследований в области медицины и фармацевтики. Отечественные фарм.производители, несмотря на текущие аут-сайдерские позиции в сравнении с холдингами глобального масштаба, ведут исследования в областях, соответствующих мировым трендам и направленных на удовлетворения спроса со стороны растущей и одновременно стареющей популяции людей. Данная тенденция подтверждается как данными о ежегодном росте фармацевтического рынка, так и ростом числом клинических исследований.
Анализ деятельности ведущих российских фармацевтических компаний показал следующую тенденцию: несовпадение распределения позиций в рейтингах по объемам продаж, влиятельности и количества проведенных клинических исследований. Соответственно, сегодняшние абсолютные лидеры по продажам и влиятельности - Фармстандарт, Штата и Верофарм, завтра могут быть потеснены такими компаниями как Биокад, Материа-медика и др. за счет вывода на рынок инновационных патентованных препаратов.
При этом, для иностранных компаний, безоговорочно доминирующих на российском фармацевтическом рынке, наблюдается значительный (более чем в 2 раза) количественный перевес по числу инициированных клинических исследования на одну фарм. компанию. Кроме того, отмечено стремление перехода от вертикально-
интегрированных к виртуально-интегрированным структурам.
Анализируя охарактеризованные выше тенденции инновационного развития, авторы пришли к выводу, что исследования, проводимые учеными Казанского Научно-Исследовательского Технологического Университета по признанному перспективным направлению «Энергоресурсосберегающие технологии перспективных материалов», согласуются с направлениями развития биомедицины и фармацевтических технологий. В частности, к ним относят:
- фармацевтические нанотехнологии, в т. ч. нанотехнологические системы доставки лекарств;
- создание полимеров и новых лекарственных препаратов;
- направленный транспорт лекарственных препаратов;
- процессы синтеза пептидов и нуклеиновых кислот, технологии экстракции и трансформации биологически активных соединений;
- биофизические технологии в медицине;
- новые методы анализа и диагностики;
- процессы культивирования микроорганизмов и тканей-продуцентов физиологически активных веществ [10].
С учетом активизировавшихся глобализа-ционых и интеграционных процессов, сопряженных с реализуемой большинством предприятий политикой оптимизацией издержек в процессе создания и выпуска продукции, неизбежен переход фармацевтических компаний, в том числе и в РФ, от схемы вертикальной интеграции к практике виртуальных партнерств. В данной ситуации, имеющаяся фундаментальная и практическая база и кадровый состав лабораторий и кафедр КНИТУ позволяет прогнозировать лидирующие положения университета в качестве партнерских Я&Б-площадок при проведении исследований в области медицины и фармацевтики. Наиболее вероятным партнером в случае реализации схемы виртуальной - интеграции в фармацевтической отрасти РТ, а именно потребителем результатов Я&Б, проводимых КНИТУ, может выступить ОАО «Татхимфармпрепараты». Данный вывод подкрепляется успешным опытом реализации Целевой программы развития биотехнологий в Республике Татарстан на 2010 - 2020 год».
Литература
1. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.
Жизненный цикл товара. Современный экономический
словарь. 5-е изд., перераб. и доп. ИНФРА-М, Москва, 2007. 495 с.
2. К.В. Тышкевич, АРД, 1, 7-8 (2003);
3. Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева, Инновации, 8, 71-75 (2008);
4. О.А. Дюдина, Вестник ТИСБИ, 1 (2010)
http://www.tisbi.org/science/vestnik/2010/issue1/Dudina.ht ml)
5. А.В. Мананков, И.А. Рахманова, Вестник ТГАСУ, 1, 143-149 (2010);
6. S.G. Burrill, Biotech 2011 - Life Sciences. Looking back to see ahead. Burrill&Company LLC, Сан-Франциско, 2011, 383 с.;
7. DSM Group. Фармрынок России. Итоги 2011 года /
Новости. DSM Group // DSM Group. 2012
(http://www.dsm.ru/marketnews/1137_16.02.2012).
8. Synergy Research Group, Clinical Trials in Russia. Year 2011 (аналитический отчет). Synergy Research Group, Москва, 2012, 11 с.
9. М.В. Леонова, А.И. Шинкевич, Сборник трудов Меж-
дународной научно-практической конференции «Современные информационные технологии в управлении транспортно-логистическими системами», 1, 92-97
(2011);
10. В.В. Бурмистров, Проблемы современной экономики, 23, 3, 537 (2007).
© А. И. Шинкевич - д-р экон. наук, проф., зав. каф. логистики и управления КНИТУ, [email protected]; Д. С. Герасимов -асп. той же кафедры, [email protected].