Научная статья на тему 'Специфика женского предпринимательства Тамбовщины'

Специфика женского предпринимательства Тамбовщины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голубева Лидия Филипповна, Смолина Елена Эдуардовна

The specificity is revealed of Russian business as compared with that of the West. The article also looks at differences between men and women in their leadership abilities, peculiarities of the relationships between female business and public employment agencies, womens individual qualities furthering their involvement in business. Measures are proposed to promote womens employment and their learning so as to set up their own businesses in the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of female business in the Tambov Region. The article discusses issues of womens active involvement in regional business

The specificity is revealed of Russian business as compared with that of the West. The article also looks at differences between men and women in their leadership abilities, peculiarities of the relationships between female business and public employment agencies, womens individual qualities furthering their involvement in business. Measures are proposed to promote womens employment and their learning so as to set up their own businesses in the future.

Текст научной работы на тему «Специфика женского предпринимательства Тамбовщины»

своей наличностью. Таким образом, смета наличности необходима финансовому директору при определении краткосрочных потребностей фирмы в денежных средствах. Смета наличности, подготовленная с учетом ряда возможных результатов, также важна при оценке умения фирмы приспосабливаться к неожиданным изменениям в потоках денежных средств. Подготовка предварительных баланса и отчета о прибылях и убытках вкупе с результатами процесса моделирования (описанного выше) позволяет финансовому директору анализировать влияние различных решений на будущее [5-10].

1. Доугерти К. Введение в эконометрику. М., 1997.

2. Клейнер Г.Б., Смолян С.А. Эконометрические зависимости: принципы и методы построения. М., 2000.

3. Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и тактика. М., 1998.

4. Основы предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент / под ред. В.М. Власовой. М., 1999.

5. Доунс Д., Гудерман Дж.Э. Финансовоинвестиционный словарь. М., 1997.

6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М., 2002.

7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономики. М.,

1993.

8. Пенина Г.Г. Экономико-математические методы в торговле. Киев, 1984.

9. Щедрин Н.И., Кархов А.Н. Экономикоматематические методы в торговле. М., 1980.

10. Эннусте Ю.А., Матин А.В. Стохастические экономические модели адаптивного оптимального планирования и проблемы их координирования. М., 1989.

Поступила в редакцию 29.G8.2GG5 г.

СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ТАМБОВЩИНЫ

Л.Ф. Голубева, Е.Э. Смолина

Golubeva L.F., Smolina E.E. The specificity of female business in the Tambov Region. The article discusses issues of women’s active involvement in regional business. The specificity is revealed of Russian business as compared with that of the West. The article also looks at differences between men and women in their leadership abilities, peculiarities of the relationships between female business and public employment agencies, women’s individual qualities furthering their involvement in business. Measures are proposed to promote women’s employment and their learning so as to set up their own businesses in the future.

Ушедшее столетие привнесло важнейшие изменения в судьбы людей всего мира, и в частности женщин. Никогда ранее женщина не трудилась во всех сферах рядом с мужчинами, наравне с мужчинами, а зачастую и лучше мужчин. И если бы сегодня кто-либо решил вернуть женщин к их старинному уделу, лишив их общественных функций, то в любой стране мира, и тем более в России, остановилась бы жизнь детских садов, школ и вузов, поликлиник и торговых организаций, научных учреждений и так далее.

Женщина сегодня не только достигла высот, о которых в начале XX века и думать не могла, но и с уверенностью осваивает сферы деятельности, которые по привычке сама считает мужскими. В настоящее время

женщины составляют 53 % среди занятых в экономике, половину рабочих мест в науке, более половины - в искусстве.

В наиболее развитых странах мира последние 10-15 лет усилилась тенденция возрастания женского начала в развитии общества. Одним из ее проявлений является увеличение числа женщин, занимающих лидерские позиции в социальной, экономической и политической сферах общества. Конец прошлого века характеризовался ростом общественного движения женщин, принятием целого ряда международных документов, направленных на улучшение положения женщин.

Российские женщины все более уверенно чувствуют себя в относительно новых областях деятельности - на государственной и

административной работе, в политике и бизнесе.

В то же время пресловутый женский вопрос обрел в наши дни особую специфику. На примере нашей страны это выглядит особенно ярко. Женщины сильно уступают мужчинам в участии в политической жизни, в управлении государством и обществом на уровне принятия решения. Формирование рынка труда обернулось ростом преимущественно женской безработицы, трудностями в трудоустройстве, неодолимыми барьерами на пути вхождения в альтернативные структуры. В результате - семейные проблемы, конфликты, рост агрессии. В нашем обществе как-то не воспринимается термин «дискриминация женщин», но на самом деле это явление существует, и борьба с ним чрезвычайно актуальна. Российские женщины искусственно устранены из пространства ответственности за жизнедеятельность общества. В бизнесе, к примеру, женщины занимают лидирующее положение по количеству. Но в высших структурах, там, где, по сути, ведется распределение собственности и финансов, женщин на первых, ведущих ролях очень мало. Вот почему необходимо оказывать всемерное содействие выдвижению женщин-лидеров и в бизнесе, и в управлении: через эти механизмы женщины в XXI веке смогут встать на более активные позиции в управлении делами общества в целом.

Но пока, как показывает практика, в большинстве случаев мы видим низкую доступность для женщин престижных профессий и должностей в сфере бизнеса и управления, связанных с ответственностью и принятием решений.

Для России сегодня характерно исключительно низкое представительство женщин на уровне принятия решения как в государственном, так и в негосударственном секторах занятости. Используем данные работы

Н. Римашевской «Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России». Среди высших государственных служащих женщины составляют всего 5,7 %, тогда как в категории старших их насчитывается практически половина - 49,9 %, а в категории младших - свыше 80 % [1].

Женщины составляют все еще малую часть предпринимателей: их возможности ограничивают недостаточное образование,

профессиональная подготовка и доступ к кредитам. Исключение составляет семейный бизнес, где владелицы малых предприятий становятся все более заметным явлением.

Активное проникновение женщин в предпринимательскую деятельность России наблюдается в последнее десятилетие. При этом положение россиянок оказывается в каком-то смысле даже более выгодным, чем их коллег на Западе, где бизнес считался (да и считается) «мужским». Подобное положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе была специальная квота на присутствие женщин в органах власти: в период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие женщин и мужчин в управлении, в том числе и производством. Российская специфика состоит в том, что женщины и мужчины начали заниматься бизнесом одновременно. С началом перестройки у нас были компетентные руководители - как мужчины, так и женщины, имевшие опыт управленческой деятельности, одинаково высокий уровень образования, то есть у мужчин и женщин оказались во многом равные стартовые позиции, и тот факт, что женщины активно занимаются управлением и бизнесом, никого не удивляет [2].

Результаты, полученные в ходе социологических исследований в России и изложенные на конференции «Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы», проходившей еще в октябре 1997 года, подтвердили наметившийся рост доли женщин-предпринима-телей в общей численности предпринимательского слоя. По данным исследований, женщины составили одну пятую часть слоя собственников предприятий и фирм, а также лиц, профессионально занятых бизнесом. Как правило, женщинам принадлежат мелкие предприятия, 20 % женщин-предпринима-тельниц заняты производственным бизнесом. 40 % обследованных женщин могут быть отнесены к категории «полупредпринимате-лей», сочетающих собственное дело с работой по найму. Вместе с тем, проникновение женщин в крупный российский бизнес не носит пока массового характера: несмотря на позитивные тенденции, женское предпринимательство продолжает испытывать определенные трудности, часть которых связана с социально-экономическими факторами, а

часть - с феноменом культурной инерции, сохраняющей патриархальные стереотипы [3].

Как отмечает А. Чирикова в своей работе «Женщина во главе фирмы», становление женского предпринимательства в России можно назвать процессом, который формируется «снизу»: государство декларирует, но не помогает «слабому полу». Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только власти, но и не изжитые предрассудки женского менталитета, вечная готовность быть на вторых ролях [4]. Как показывают результаты исследований, карьера занимает у россиянок лишь пятую позицию на шкале представлений о счастье [5]. Согласно данным опросов, проведенных О. Здравомысловой, лишь 11,9 % хотели бы занимать руководящую должность, тогда как свыше 70 % высказались категорически против [6].

Сходная картина наблюдается и в западных странах: в личностном плане высокий уровень профессиональной компетентности оказывается для женщины скорее отрицательным, нежели положительным фактором, поскольку опровергает сложившиеся социальные стереотипы [4]. Подобное положение вещей существенно замедляет массовое вхождение женщин в бизнес: сегодня женское лидерство зачастую воспринимается как нечто вынужденное и не требующее поддержки и развития.

Традиционно при обсуждении потенциала и психологических задатков мужского и женского лидерства ученые сходятся во мнении, что представительницы женского пола имеют меньше шансов проявить себя в лидерской позиции по сравнению с мужчинами. В качестве примера приводятся результаты, полученные в ходе серьезных исследований в различных областях знаний: более низкий уровень притязаний женщин в их устремленности к успеху, их склонность приписывать удачное решение сложных задач воле случая или везению, выбирать более простые и легкодостижимые цели и проявлять меньшую настойчивость в их достижении.

Безусловно, признавая различия между мужчинами и женщинами в лидерских возможностях, стоит, на наш взгляд, подчеркнуть, что они никоим образом не являются фактором, полностью закрывающим для представительниц «слабого пола» возможность лидировать в бизнесе или политике.

Наличие подобных различий лишь подтверждает необходимость поиска женщинами тех моделей лидерства, которые разрушают гендерные стереотипы и обеспечивают успех начатого дела.

Кроме выше изложенного, в рамках изучаемого вопроса, нам необходимо отметить и проблему взаимодействия женского предпринимательства со службой занятости населения конкретного региона. Как показывает практика, нынешняя служба занятости пока не оказывает необходимую помощь деловым женщинам. Да и оказать не может. Она не располагает необходимой для этого информацией и финансово-организационными возможностями. Деятельность предпринимателя должна быть направлена в нужные для региона, приоритетные отрасли хозяйства. Разработка же таких приоритетов обязанность региональных органов власти. Приоритеты направлений деятельности предполагают наличие комплекса благоприятных условий, создаваемых органами власти и осуществляемых совместно со службой занятости населения.

Следовательно, служба занятости в наших нынешних условиях, когда рынок не в состоянии дать приоритетные ориентиры предпринимателю, должна оказывать ему содействие не просто в создании рабочих мест, но и развернуть целую цепочку запросов на дополнительную рабочую силу в нужных отраслях хозяйства. При этом оказать содействие предпринимателю в обеспечении достаточной конкурентоспособности. Иными словами, взаимосвязь интересов предпринимателя региона и службы занятости должна быть взаимной.

Именно такой поворот назрел во взаимоотношениях службы занятости населения и администрации с предпринимателем.

Но это только начало предпринимательской деятельности, связанное с выбором сферы этой деятельности. Предприниматель связан не только с производством товара или услуги, но и со сбытом, организацией рекламы, изучением рынка, учетом и прогнозированием изменений рынка. Многие наши предприниматели, к сожалению, далеки от этого. Да они и не могут в одиночку решить эти проблемы. Нужна инфраструктура, способная оказывать помощь предпринимателю в решении названных проблем.

Кроме того, предпринимателю нужна помощь профессионально-ориентационная. Практика показывает, что предпринимателем может быть далеко не каждый человек. Едва ли найдутся 1-2 человека из сотни, обладающие нужными предпринимателю личностными качествами. А надежными, преуспевающими предпринимателями едва ли становятся 1-2 из тысячи. Такую, то есть профориентационную помощь может оказывать центр занятости населения. Но личностных психофизиологических предпосылок предпринимательской деятельности недостаточно. Нужны правовые, экономические, социальные знания. А кроме знаний нужны, хотя бы самые начальные, умения использовать эти знания. Эта сторона формирования предпринимательских качеств практически находится на нулевом уровне. Поэтому проблема содействия предпринимательству обусловливает необходимость крупномасштабного совершенствования службы занятости населения всех ее уровней.

Итак, путь к предпринимательству тернист, особенно, если это касается женщин. И, тем не менее, в каждом регионе найдется много примеров, когда женщины вносят существенный вклад в развитие малого бизнеса посредством создания собственных предприятий. Что заставляет их решать вопросы самозанятости или создания собственного дела вместо того, чтобы получить безопасную работу или быть домохозяйкой?

Разговаривая с женщинами и наблюдая за теми, кто успешно занимается своим делом, можно заметить, что большинство из них, если не все, обладают следующими индивидуальными качествами и типами поведения:

• они настойчивы;

• умеют использовать возможности;

• превращают проблемы в возможности;

• рискуют продуманно;

• работают эффективно;

• борются за повышение качества;

• владеют даром убеждения;

• взаимодействуют друг с другом;

• выполняют свои обещания;

• планируют на перспективу, контролируют результаты;

• возрождаются после неудач;

• вкладывают на перспективу больше, чем тратят сейчас;

• они энтузиасты;

• всегда уверенны в себе.

Это не окончательный список свойств, присущих успешным женщинам-предприни-мателям, но это пример характерных черт, которыми обладают наиболее успешные женщины-предприниматели во всем мире.

Безусловно, одна из главных проблем, стоящих перед женщинами любого региона, -их трудовая занятость. По данным управления социальной защиты населения Тамбовской области, с начала 2002 года не смогли самостоятельно реализовать себя в сфере трудовой деятельности и обратились в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве более 20 тысяч женщин. Нашли работу (доходное занятие) чуть более 12 тысяч женщин. На профессиональное обучение было направлено 2,2 тысячи женщин, более 90 % обученных смогли найти доходное занятие. На 1 января 2003 года на учете в качестве безработных состояло более 10,7 тысячи женщин, что составляет 69,6 % от общей численности безработных.

Специалистами службы занятости ежеквартально проводится качественный и количественный анализ состава женщин, зарегистрированных в качестве безработных, как потенциальных участников специальных программ по трудоустройству. Введен учет женщин по категориям: одинокие и многодетные матери; выпускники учебных заведений; длительно состоящие на учете; члены семей граждан, уволенных с военной службы; лица предпенсионного возраста. Эффективной формой взаимодействия служб занятости с работодателями является сотрудничество по формированию и использованию областного, территориального банков данных о наличии свободных рабочих мест. Банк данных вакансий формируется по отраслям экономики города или района, по профессиям, квалификации, специальностям, при этом выделяются вакансии для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе и женщин. Надо заметить, что, по данным адресных исследований «Безработная женщина - запросы и возможности», которые охватывают более 80 % безработных женщин, состоящих на учете, большинство женщин нереально оценивают обстановку на рынке труда, предъявляют завышенные требования к заработной плате, другим услови-

ям, но сами довольно пассивны в поиске применения своего труда.

В комплексе мероприятий по содействию трудоустройству важное место занимают программы социальной адаптации. В 2002 году в 19 центрах занятости проводились занятия по программе «Клуб ищущих работу», в 26 - по курсу «Новый старт», «Старт в профессию», «Деловая женщина», «Предприимчивая женщина», «Инициативная

женщина», «Дорога в бизнес». Общая численность участников программ социальной адаптации составила более 1,7 тысячи безработных граждан, 92 % из них - женщины. В рамках этих программ оказывается помощь женщинам, желающим открыть свое дело, в разработке и экспертизе бизнес-планов. Причем женщин, желающих заняться собственным делом, в настоящее время все чаще привлекает не только торговля, но и ремонтные работы, парикмахерские услуги, швейное дело и так далее. В 2002 году 305 безработных женщин направлено на обучение для последующей организации собственного дела [1].

Таким образом, сложившаяся ситуация, а также новые возможности, появившиеся с переходом к рыночным отношениям, побуждают женщин искать новые, более достойные сферы приложения сил, новые источники жизненных средств. Сегодня отчасти так и происходит. По мнению экспертов, около половины работающих женщин действительно пытаются заниматься предпринимательской деятельностью, чтобы как-то поддержать существование своих семей, однако, как показывает практика Тамбовского региона, лишь немногие добровольно покидают свое основное место работы ради открытия собственного дела или ищут более оплачиваемое место взамен, если даже их предупредили об увольнении.

Дело в том, что для женщин, более консервативных в мышлении по сравнению с мужчинами, здесь существует множество проблем психологического характера. Для

женщин привычка к коллективу, сложившимся в нем отношениям с коллегами очень дорога. Разрыв с привычной обстановкой у многих оборачивается внутренней драмой. Адаптация же в новых условиях работы длительна и сложна, а нередко мучительна. Поэтому им сложней переориентироваться, чем мужчинам. Все это, безусловно, следует учитывать при разработке политики занятости женщин.

Неумелая политика российского правительства, в том числе и в нашем регионе, действительно ставит женщину в крайне противоречивое положение на рынке труда. С одной стороны, появляются новые возможности, связанные с возникновением новых сфер приложения сил, с другой - существующие многочисленные объективные и субъективные факторы, которые препятствуют реализации этих возможностей, которые, как мы видим, являются в значительной степени также результатом осуществляемой государственной политики в сфере женского труда - в прошлом. Вечная проблема «двойной занятости» не может быть решена в условиях хронической неразрешимости десятилетиями накапливающихся проблем, связанных с элементарными жизненными потребностями человека.

1. Римашевская Н. // Социальные последствия рыночных реформ в России. М., 1997.

2. Тюрина И.О. // Социологические исследования. 2002. № 11.

3. Мужчина и женщина: меняющиеся роли и образы // Матер. науч. конф. 14-16 окт. 1997 г. М., 1997.

4. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. М.,

1994.

5. Силласте Г.Г. // Социологические исследования. 1994. № 3.

6. Бабаева Л.В. // Российский общественный научный фонд: науч. докл. Т. 34. М., 1996.

Поступила в редакцию 29.08.2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.