Научная статья на тему 'Развитие малого и среднего бизнеса как условие повышения эффективности регионального рынка труда'

Развитие малого и среднего бизнеса как условие повышения эффективности регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION EMPLOYMENT / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леманова Полина Викторовна

В статье рассматривается одно из приоритетных направлений социально-трудовых отношений, касающихся развития малого и среднего бизнеса и его влияния на повышение занятости населения. На примере Ростовской области показано влияние малого бизнеса на решение социально-экономических задач и улучшение условий жизни населения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is considered one of the priority directions of the sociolabor relations. It concerns development of small and medium business and its influence on the extension of population employment. Also is shown the influence of small business on the solution of social and economic tasks and improvement of the population living conditions on an example of the Rostov region.

Текст научной работы на тему «Развитие малого и среднего бизнеса как условие повышения эффективности регионального рынка труда»

Окончание таблицы 2

- Изменение конструкций всех инструментов, используемых в данной работе для ее оптимального выполнения

Основной оценочный показатель Количество произведенной продукции Качество труда, и только потом количество

Затраты на работника - это издержки производства и обращения - это вклад в основной капитал организации

Наиболее сложными в определении производительности интеллектуального труда вопросами являются формулировка сущности производственного задания и оценка качества его выполнения.

Задание не определяет действий работника интеллектуального труда, как это происходит у работников физического труда. При выполнении производственного задания у данных работников всегда присутствует творческая, креативная составляющая. По мнению П. Ф. Друкера [там же], работник сам должен определить, в чем состоит производственное задание, каким оно должно быть, что нужно для его выполнения и что мешает при его выполнении, что нужно устранить? Рассмотрение ответов на данные вопросы и принятие соответствующих мер обычно в два-три раза увеличивает производительность работников интеллектуального труда.

Присутствие творческой (креативной, инновационной) компоненты интеллектуального труда делает его оценку трудоемкой, сужая область применения и продуктивность количественных методик. В работе [3] отмечается, что «сложность количественной оценки интеллектуального труда, равно как и предпринимательских способностей, формирует базис "справедливости" социального неравенства. Все перечисленное в совокупности делает оценку интеллектуального труда настолько сложной задачей, что все чаще говорится о невозможности объективной оценки интеллектуального труда». П. Ф. Друкер по этому вопросу пишет следующее: «Определение качества интеллектуального труда и использование этого определения для повышения производительности умственного труда сводится, в общем и целом, к определению производственного задания. Но это определение невозможно без ответа на очень сложный вопрос: что считать "результатом" деятельности данного предприятия и данной отрасли? В целом ответ нам известен. Однако большинство организаций, как и большинство работников умственного труда, редко прежде задавались этим вопросом. Ответ на него всегда противоречив и неоднозначен» [2].

Таким образом, повышение производительности работника умственного труда требует пересмотра основного подхода не только к деятельности каждого отдельного работника, но и ко всей организации труда, т.е. внедрения инновационной модели управления людьми.

Репутация организации в широком смысле, ее рыночная стоимость зависят не только от стоимости материальных и нематериальных активов, но и от уровня управления интеллектуальным капиталом. Это требует создания методологических подходов и инструментария для повышения производительности интеллектуального труда и оценки его потенциала, позволяющих выявить приоритеты развития конкретной организации применительно к разнообразным ресурсам и при необходимости скорректировать эти приоритеты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородин, А. Сравнительный анализ базовых характеристик моделей управления трудовыми ресурсами в организациях [Электронный ресурс] / А. Бородин, Н. Шаш // Человек и труд. - Электрон. дан. - 2012. -№ 6. - Режим доступа: http://chelt.ru/new/ (дата обращения: 10.12.2012).

2. Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI в. [Электронный ресурс] / П. Ф. Друкер. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://enbv.narod.ru/text/Econom/drucker/str/05.html (дата обращения: 20.12.2012).

3. Юдина, С. К вопросу об оценке интеллектуального труда в корпорациях // Человек и труд. - 2012. - № 7.

УДК 331.101 ББК 65.290.31

П. В. Леманова

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Аннотация. В статье рассматривается одно из приоритетных направлений социально -трудовых отношений, касающихся развития малого и среднего бизнеса и его влияния на повышение занятости населения. На примере Ростовской области показано влияние малого бизнеса на решение социально-экономических задач и улучшение условий жизни населения.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, социальная политика, занятость населения, развитие предпринимательства.

P. V. Lemanova

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS AS A CONDITION OF INCREASING THE REGIONAL LABOR MARKET EFFICIENCY

Abstract. In this article is considered one of the priority directions of the sociolabor relations. It concerns development of small and medium business and its influence on the extension of population employment. Also is shown the influence of small business on the solution of social and economic tasks and improvement of the population living conditions on an example of the Rostov region.

Key words: small and medium business, social policy, population employment, entrepreneurship development.

Анализ экспертных оценок по материалам законодательно-нормативных документов, литературных источников показывает, что в современной России пока не создана база для реального развития малого и среднего бизнеса, которая отвечала бы требованиям разумного баланса между трудом и капиталом. Основным направлением партнерства в области социально-трудовых отношений, на наш взгляд, является разъяснение населению роли и значения предпринимательского труда как важнейшего экономического института.

Правительством России в 2009 году была определена «Программа антикризисных мер», в которой обозначились основные приоритетные направления, среди которых выделено развитие малого бизнеса. Проблема состоит в том, что наиболее склонным к инновационной экономике является малый и средний бизнес. По данным политической экспертной сети «Кремль.О^», текущий финансовый кризис показывает, что несмотря на огромные возможности, Россия так и не смогла создать диверсифицированную, устойчивую экономику, существующую за счет внутреннего спроса [3].

На развитие малого и среднего бизнеса (и предпринимательства вообще) в России не было уделено должного внимания со стороны государства и Правительства до 2007 года. В связи с этим последовала государственная социальная политика создания позитивных условий для развития бизнеса. Появились случаи, когда малый и средний бизнес имели возможность быть активными участниками «экономики знаний», а не влачить жалкое существование. Именно малому и среднему бизнесу необходима отдельная государственная программа социальной политики, предусматривающая систему конкретной информационной поддержки, которая позволит ему (малому предпринимательству) быть активным участником в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В развитых странах мира вклад малых предприятий в ВВП составляет около 50-70 %. В Российской Федерации он составляет только около 15 %. Поэтому создание мощного сектора мелкого (и среднего) предпринимательства является одним из ключей к экономическому и социальному процветанию страны. Его развитие будет способствовать росту доходов населения, повышению занятости в сфере труда, рождаемости, что повлечет за собой уверенное снижение социальной напряженности, формирование опоры власти для среднего класса. По «расширенным» критериям, составляющим в настоящее время не более 5-10 % населения, по Стратегии 2020 года на малый и средний бизнес отводится - 60-70 % ВВП [3].

Малому и среднему бизнесу в России сложно обеспечить свою микросоциальную политику, поскольку занять свое место (нишу) в разделении труда, даже внутри отдельного региона, довольно непростая задача, а удержаться в занятой нише еще сложнее. Это связано с тем, что Россия не имеет позитивного опыта развития предпринимательства. Частное предпринимательство, успешно зарождающееся в России после отмены крепостного права, было полностью уничтожено. Горбачевская «перестройка» дала стране долгожданный глоток экономической свободы. Однако реформы 90-х годов прошлого века стали «шоковой терапией», создав, таким образом, значительные проблемы для развития предпринимательства. Это и скачкообразный рост цен, и гиперинфляция, которые привели к ликвидации национальных сбережений. Введение высокого уровня НДС создало благоприятные условия для развития так называемой теневой экономики.

Таким образом, либеральная финансовая политика оказалась неспособна решить задачу адекватного развития финансовой системы страны. Создание таких позитивных условий труда, чтобы малый бизнес «заработал», требует немалых затрат. Нужна государственная социальная политика по конкретной поддержке малых и средних бизнес-структур, которые в дальнейшем с лихвой вернут государству понесенные им затраты. В. В. Путин отметил, что развитие предпринимательства должно стать одной из составляющих нашей национальной идеи [5]. Развитие пред-

принимательства должно стать способом достижения высшей степени конкурентоспособности страны и ее граждан во всех сферах.

Заметим, что именно эта идеология стала основой превращения США в XIX веке в мощнейшее государство мира, а теперь ее не менее успешно (но с учетом местной специфики) использует Китай. Своевременная социальная поддержка малых и средних бизнес-структур будет способствовать ослаблению противоречий между трудом и капиталом.

Необходимыми условиями эффективного развития малого и среднего бизнеса (и предпринимательства вообще) являются:

- ликвидация административных барьеров, являющихся основой для коррупции;

- создание структур, отвечающих за развитие малого и среднего бизнеса и в целом предпринимательства (например, в США еще в 1953 году была создана Администрация Малого Бизнеса (SBA) - U.S. Small Business Administration);

- ликвидация инфраструктурных барьеров и строительство бизнес-центров;

- расширение финансирования, доступность кредита, минимизация риска ведения бизнеса;

- разумный компромисс между государством и бизнесом, снижающий рост издержек производства;

- решение проблем прав собственности и ее распределения путем создания механизмов доступности земельных ресурсов, - чтобы земля стала капиталом;

- снятие налоговых барьеров и создание позитивных условий для нормального налогообложения и пополнения бюджета страны [3].

В настоящее время существует ряд законов, подписанных Президентом Российской Федерации, направленных на поддержку малого бизнеса, среди которых:

- преимущественное право на выкуп арендуемых помещений через 3 года;

- сокращение периодичности проверок;

- уведомительный характер по регистрации для значительной части видов деятельности;

- замена сертификации на декларирование качества продукции и др.

В связи с этим Д. А. Медведев отметил, что развитие предпринимательства и защита прав собственности - это задача № 1 для власти. Наши граждане должны получить реальную возможность реализовать себя в интересной, эффективной и нормально оплачиваемой работе.

Так, в конце 2011 года вошел в силу Федеральный Закон о развитии малого предпринимательства. В нем предполагается установление критериев для предприятий малого и среднего бизнеса, которые будут классифицированы по трём «весовым» группам: микропредприятия (численностью до 15 человек); малые предприятия (до 100 человек); предприятия среднего бизнеса (до 250 человек). Такая градация соответствует европейским нормам и позволит дифференцировать меры реальной государственной поддержки для «малышей» и «середняков».

Так, в 2010 году в рамках Программы поддержки малого и среднего бизнеса государство выделило из федеральной казны 3,5 миллиарда рублей, что на миллиард больше ассигнований 2009 года. Малым предпринимателям был открыт доступ к приватизации [1].

Таким образом, малый и средний бизнес в России становится самым выгодным, он перестаёт быть рискованным видом трудовой деятельности.

С целью решения обозначенных задач, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации о разработке институциональных и иных мер по расширению доступа малых предприятий к рынкам капитала Министерство Антимонопольной политики (МАП) России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минимуществом России, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства и Банком России был разработан комплекс мер, направленный на развитие в Российской Федерации страховых, кредитных и других институтов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. К ним относятся:

- институциональные меры, позволяющие сформировать на базе норм Федерального закона РФ № 88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" целостную систему правовых актов, отвечающих требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации и обеспечивающих четкую регламентацию прохождения по всем уровням бюджетной системы средств по долевому финансированию кредитов, инвестиций малого бизнеса и инфраструктурных проектов его поддержки на территориях;

- меры по увеличению объемов кредитования малых предприятий кредитными организациями, позволяющие предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование банков для кредитования малого бизнеса, включая распространение передового опыта, подготовку кадров банковских структур по работе с малыми предприятиями, льготы и преференции на капитал, вложенный в развитие малых предприятий;

- меры по развитию страховых институтов, направленные на дополнение существующих нормативно-правовых и законодательных актов в области создания и функционирования общества взаимного страхования;

- меры по развитию небанковских финансовых институтов, создающих поддержку для развития благоприятного микрофинансового климата;

- меры по развитию гарантийно-инвестиционных институтов, направленные на разработку проекта федерального закона "О Фондах поддержки малого предпринимательства", регулирующего деятельность фондов поддержки малого предпринимательства;

- меры по развитию инвестиций в малое предпринимательство, стимулирующие инвестиции собственников и внешних инвесторов в развитие малых предприятий и созданию сетей венчурных фондов для финансирования инновационных проектов малых предприятий в регионах России [4].

Позитивные действия руководителей государства, общественности и бизнеса, несомненно, приведут к стабилизации экономики страны. Стабильная экономика характеризуется тем, что для нее важнейшей решаемой задачей является поддержание социального мира в трудовых отношениях между их участниками:

- работодателями (объединениями работодателей) и наемными работниками (профсоюзами);

- работодателями (объединениями работодателей) и государством;

- наемными работниками (профсоюзами) и государством.

Решение этих первостепенных задач видится в развитии государственно-частного партнерства при активном участии бизнеса, поэтому потенциально эффективным инструментом стабильного долгосрочного экономического и социального развития современной России являются отраслевые контакты между государством и частным бизнесом, что предусматривает двусторонние официальные обязательства. Государство обязуется:

- создавать для бизнеса благоприятные условия в сферах налоговой и таможенной службы;

- привлекать инвестиции под государственные гарантии;

- представлять государственные заказы.

При этом частные компании обязаны:

- достигнуть в оговоренный срок определенных объемов производства;

- провести модернизацию предприятий;

- направить необходимые инвестиции в научно-исследовательские разработки.

Примеры такого взаимодействия на сегодняшний день уже есть на рынке труда в Ростовской области. В 2011 году в Ростовской области была принята программа «Снижение напряженности на рынке труда». Одной из ее основных задач является обеспечение эффективной занятости безработных граждан в малом бизнесе, что позволяет существенно снизить уровень регистрируемой безработицы, способствует возвращению граждан в трудовую деятельность. Безработные граждане получают средства на мероприятия по содействию самозанятости на основании внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Объем получаемых средств зависит от числа созданных рабочих мест для трудоустройства граждан из числа безработных, состоящих на учете в органах службы занятости населения.

Малый и средний бизнес в Ростовской области набирает обороты и укрепляет позиции не только внутри области, но и за её пределами. Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально -экономического развития Ростовской области, заключающиеся в обеспечении экономического роста и занятости населения, в повышении инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Ростовской области.

В Ростовской области принята и реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 26.12.2008 № 604 «О переходных положениях при реализации областных целевых программ». Ее основная цель состоит в обеспечении равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одной из основных задач Программы является повышение роли малого и среднего предпринимательства, что повлечет за собой улучшение условий жизни населения в Ростовской области. В Программе предусмотрено 120 мероприятий, нацеленных на достижение к 2014 году темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 102,6 %, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 103,6 %, объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее 111,0 %, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее 114,5 %, доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВРП.

В 2014 году не менее 20,5 % составят доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 году не менее 26,1 %. Прогнозировать такие результаты позволяют следующие факторы:

- сложившееся деловое партнёрство с банками и микрофинансовыми организациями;

- работа Совета по предпринимательству при администрации Ростовской области и аналогичных Советов при администрациях муниципальных образований;

- деятельность областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров и соответствующих комиссий на местах;

- расширяющийся доступ к информации, консультационным услугам и повышению образовательного уровня.

По важнейшим показателям развития малого предпринимательства Ростовская область занимает следующие места в Российской Федерации: по количеству малых предприятий - 5, среднесписочной численности работающих на них - 6, обороту - 9, инвестициям в основной капитал - 6.

Реализация полномочий муниципальных образований по развитию малого и среднего предпринимательства в Ростовской области осуществляется в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2014 годы. На указанные цели из средств областного бюджета в 2009 году было направленно 39,8 млн. рублей, из федерального бюджета - 50 млн. рублей, в 2010 году - 25 и 100 млн. рублей, в 2011 году - 65 и 140 млн. рублей соответственно.

Приведем показатели, характеризующие деятельность малых предприятий в Ростовской области (таблица 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие деятельность малых предприятий в Ростовской области

за период 2008-2012 гг. [2]

Наименование показателей 2008 2009 2010 2011 2012 (янв.-июнь)

Количество малых предприятий 7200 7334 50357 54619 53164

Количество занятых на малых пред- 199600 187500 172000 174800 168730

приятиях

Средняя зарплата на малых предпри- 10508,4 10905,3 12286,0 13475,2 13855,7

ятиях (рублей)

Оборот 408573,9 261279,5 277587,2 335336,4 165063,8

(млн. рублей)

Работа по развитию и поддержке малого предпринимательства ведется органами государственной власти Ростовской области системно и целенаправленно с применением программно-целевого комплексного подхода. Реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства в Ростовской области. Сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки. Функции микрофинансирования выполняют 86 кредитных потребительских кооперативов. В Ростовской области действуют:

- 10 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;

- 21 агентство поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- 20 информационно-консалтинговых центров по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;

- 8 бизнес-инкубаторов;

- 2 технопарка;

- 3 инновационно-технологических центра.

Все эти меры позволили Ростовской области стабильно удерживать ведущие позиции в развитии малого предпринимательства.

Кроме того, Ростовская область ежегодно в период с 2005-2008 гг. награждалась дипломами как лучший регион по развитию малого предпринимательства, созданию для этого наиболее благоприятных условий, формированию законодательной базы в указанном секторе экономики.

Таким образом, проведение согласованной социально-экономической политики обеспечивает установление общих принципов социальной стабильности, направленной на повышение благосостояния населения, на основе механизмов согласования позиций и интересов органов исполнительной власти Ростовской области и объединений предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Основные задачи в достижении согласования интересов органов власти и представителей бизнеса решаются на основе развития социального партнерства в сфере труда на отраслевом, межрегиональном, региональном, территориальном и локальном уровнях, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.

Реализация указанных задач позволит активизировать эффективность социально-трудовых отношений как реальных инструментов, способствующих развитию механизмов социального партнерства и координации политики на рынке труда, проводить мониторинг ситуации в сфере занятости и решать проблемы территориальных рынков труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это означает, что кодекс трудового законодательства должен быть ориентирован на достижение компромисса между различными субъектами трудовых отношений, а не только на реализацию интересов одного из этих субъектов за счет другого. В связи с этим новые рыночные социально-трудовые отношения должны руководствоваться принципами социального партнерства. «К сожалению, сегодня, - пишет Т. В.Яковлева, - приходится констатировать, что в самых разных международных рейтингах эксперты ставят Россию на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса на последнее. Поэтому, перед законодательной и исполнительной властью поставлены амбициозные задачи по повышению социальной ответственности бизнеса и по упрочению взаимодействия государства и делового сообщества» [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государство поддержит малый бизнес! [Электронный ресурс] // «ZRPRESS.ru»: деловая Интернет-газета. -Электрон. дан. - 2009. - № 87. - Режим доступа: http://www.zrpress.ru/

2. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.donland.ru.

3. Политическая экспертная сеть [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.kreml.org/ opinions/200461159.

4. Рекомендации участников Международной конференции «Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.smb-support.org/news/recom.htm.

5. Сайт Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.government.ru.

6. Яковлева, Т. В. Вложение в развитие человеческого потенциала через партнерство государства и бизнеса -важное условие современного развития в России // Представительная власть. - 2008. - № 5-6 (84 - 85).

УДК 33 ББК 65.28

М. Н. Мечикова

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАТЕГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию функциональной роли промышленной политики в развитии современной России. Дан анализ категориального аппарата, дано авторское определение понятию "промышленная политика", а также проведена систематизация основных подходов к реализации промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, производство, производственный потенциал, модели промышленной политики, модернизация, Российская федерация.

M. N. Мechikova

CONCEPTUALIZATION OF THE FUNCTIONAL ROLE OF INDUSTRIAL POLICY IN THE STRATEGY OF INDUSTRIAL POTENTIAL OF RUSSIA

Abstract. The article is devoted to the study of the functional role of industrial policy in the development of modern Russia. The analysis of categorical apparatus of the author defines the notion of "i n-dustrial policy", as well as the systematization of the main approaches to implementation of industrial policy.

Key words: industrial policy, production, production capacity, models of industrial policy, modernization, the Russian Federation.

Модернизация промышленности, рассматриваемая как необходимое условие повышения конкурентоспособности российской экономики, в настоящее время является центральной проблемой концептуализации промышленной политики России и формирования действенного механизма ее реализации. Технологическое отставание отечественного промышленности от США, значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.