С.В. БАЛАНДИНА (Волжский)
СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОЙ АНТИУТОПИИ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА А. ЗИНОВЬЕВА «ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ»
Исследуются специфические особенности жанра литературной антиутопии в русской литературе. Отмечены основные признаки антиутопического текста (жанровый синкретизм, особенности повествования, установка на достоверность, критика утопической модели мира, пародийный характер и т. д.), воплощенные в художественной ткани романа А.Зиновьева «Зияющие высоты».
Ключевые слова: антиутопия, утопия, А.Зиновъев, синтетический жанр, пародия, утопическая идея.
Впервые термин «антиутопия» (англ. dystopia, anti-utopia) был введен английским философом и экономистом Джоном Стюартом Миллом в 1868 г. и понимался как специфический литературно-философский жанр. Своего расцвета жанр антиутопии достигает в первой половине XX в., в период бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов.
Антиутопия - это жанр, представляющий собой критическое описание общества утопического типа - своеобразную антитезу социальной утопии. В произведениях описывается, как правило, квазиидеаль-ное общество (зачастую тоталитарное). Но это не означает, что антиутопия является полной противоположностью утопии: антиутопия развивает основные принципы утопии, доводя их до абсурда. XX век стал веком воплощенных антиутопий - в жизни и литературе. Антиутопия как жанр рождается в споре с утопическим сознанием, она неизменно оспаривает миф, созданный утопией без должной оглядки на реальность, подвергает сомнению саму идею идеального социума. И действительно, утописты обычно изображали миры поразительно упорядоченные, устроенные, а ан-тиутопические произведения проникнуты трезвым рациональным взглядом на уто-
пические идеалы. Нет еще окончательных и объективных критериев для характеристики жанра литературной антиутопии, хотя большинство исследователей выделяют ряд компонентов, отличающих этот жанр, которые мы и рассмотрим ниже.
Характеристика антиутопии как синтетического жанра, структурообразующим началом в котором выступает роман, отмечается во многих литературоведческих работах (Н. Арсентьева, Б. Ланин, О. Николаенко, А. Тимофеева, В. Чаликова и др.). В свете этого антиутопия может нести в себе элементы различных жанров. Происходит трансформация жанров, вследствие чего возникают новые жанры, межродовые образования, авторские жанровые формы. Такой пример мы видим в творчестве А. Зиновьева - его антиутопия «Зияющие высоты» (1975).
Для большинства романов А. Зиновьева характерна сложная жанровая природа, особый жанровый синтез. В случае с «Зияющими высотами» перед нами - социологический роман, как определил жанр своего творения сам автор, т. е. произведение, написанное «на стыке» художественного и научного творчества, социологии и литературы. Художественный текст заключен в форму научного исследования. Его нарочито нехудожественный стиль как бы настраивает на серьезный, научный лад. Созданная Зиновьевым социальная эпопея -не эпопея, не повесть, не роман, не поэма и вместе с тем и то, и другое, и третье. Зиновьев впервые соединил в рамках одного произведения искусство и науку, литературу и социологию. О. Зиновьева в статье «Начало. К 80-летию Александра Александровича Зиновьева» следующим образом определила жанровую особенность «Зияющих высот»: «Социологический роман отличается от обычного романа (включая социальные романы, вышедшие из-под пера Достоевского, Толстого, Тургенева, Рабле, Свифта) как по содержанию, так и по изобразительным средствам. Литературными персонажами в нем становятся социальные объекты, определяемые социологическими понятиями, и объективные социальные законы. Люди в нем фигурируют лишь как представители различных социальных категорий, как носители со-
© Баландина С.В., 2009
циальных закономерностей и материал их функционирования. А с другой стороны, традиционно литературные средства (образы, метафоры, стихи, новеллы, анекдоты, фельетоны) становятся средствами выражения научных социологических понятий, утверждений, теорий и гипотез... Сам автор назвал такое использование разнообразных литературных средств синтетическим литературным методом» [2: 36].
Нередко писатели расширяют собственно литературное пространство, включают в него пространство философии, культурологии и таким образом преображают и обогащают литературу. Возникают новые гибридные формы, межжанровые образования. В русской литературе укореняются так называемые «нехудожественный» роман, «двойной» роман, жанр «прозы», метафорическая эссеистика.
Е. Шкловский отмечает, что «автор строит этот антиутопический авантюрно-социальный роман из самых разнородных, разностильных элементов, с помощью пародии, иронии достигая достаточно органичного сплава» [6: 13]. И эти слова еще раз подтверждают наше мнение о синтетичной природе антиутопического жанра, оперирующего основными категориями других литературных жанров.
Для романов-антиутопий характерна установка на достоверность: события разворачиваются в реальных государствах и городах. Это необходимо для того, чтобы показать: нежелательное будущее наступит не где-то в другом государстве, а здесь, в реальном месте. В отличие от утопий, где действие происходит в вымышленном месте, антиутопия, как правило, связывается с определенной или хорошо узнаваемой точкой на карте. Но даже если географическое пространство антиутопии является вымышленным, эта неопределенность в значительной степени кажущаяся, т. к. читатель без особого труда может спроецировать изображаемое на вполне определенную - очерченную государственными границами - территорию. Примером тому является роман А.Зиновьева «Зияющие высоты».
Местонахождение Ибанска - загадочно, «чтобы попасть в Ибанск, надо написать заявление, представить характеристику, заверить справку и заполнить анкету. В анкете указать всех своих и чужих умерших родственников. Взять с них подпис-
ку о невыезде и неразглашении. Уплатить взносы, пройти через комиссию маразма-тиков-пенсионеров, вывернуть карманы и согласиться на все. После того, как вы это сделаете, вам уже не нужно будет знать, где находится... Ибанск, ибо вы уже будете находиться в нем... Ибанск занимает почти всю сушу и граничит со всеми странами мира» [1: 393]. Город является не просто реальным географическим пространством, а философско-эстетическим выражением представлений человека о должном мироустройстве («Ибанск - это город победившего социзма. Все жители Ибанска носят фамилию Ибанов и на голову выше всех остальных, за исключением тех, кто последовал их примеру. В Ибанске есть следующие достопримечательности: Сортир, Пустырь и Ларек. Через Ибанск течет речка Ибанючка, а руководят Ибанском, само собой, Заибаны. У Заибанов есть клички, чтобы их путать. Самый грозный Заибан звался Хозяином, а следом за ним шел Хряк. Остальных не помню. Их сейчас вообще мало кто помнит» (Там же: 453)).
Пространство антиутопического государства - это замкнутая система, отгороженная от остального мира физическими преградами, чтобы уберечь свое изолированное сообщество от испорченных нравов внешнего мира. Антиутопия описывает жизнь в замкнутом географическом и информационном пространстве, что препятствует появлению у людей таких черт, как инакомыслие, свобода мысли, несогласие с существующим порядком вещей, т. е. черт, способных разрушить стабильную жизнь данного государства. Почти во всех текстах, принадлежащих к этому жанру, упоминается о том, что место действия либо изолировано от внешнего враждебного мира, либо весь мир живет так и контакты с ним сведены к минимуму.
Ибанск в тексте Зиновьева внешне не представляет собой пример замкнутого существования, но это лишь внешне. Он не окружен высокими стенами, не располагается на удаленном острове, но он замкнут в самом себе при помощи социзма, который должны исповедовать все его жители. Обитание в едином идеологическом пространстве, отсутствие влияния извне -делает мир, созданный Зиновьевым, действительно изолированным.
Еще один признак антиутопии - ее пародийный характер. «Цель Зиновьева -
осмеять конкретную общественно-политическую систему, ибо многое из того, что Салтыков-Щедрин наблюдал в дореволюционной России, обнаруживает Зиновьев в СССР» [4: 279], - отмечает И. Скоропа-нова. Для этих целей негативная утопия пользуется гротеском, аллегорией, пародией - всем, что может вызвать смех у читателя.
Антиутопическое общество в романе «Зияющие высоты» вызывает прямые ассоциации с советским обществом в сталинском варианте. Деканонизации советской власти, советского образа жизни отводится на страницах «Зияющих высот» ведущее место. Оживают и материализуются портреты коммунистических вождей, также утрачивающих канонизированный официальной идеологией вид, превращающихся в гротескные фигуры. Примером тому может служить яркий эпизод с акцентом Хозяина, в образе которого легко можно найти аналоги с И. Сталиным: «От природы Хозяин был средне-посредственный человек. Из среды сверстников он ничем не выделялся, если не считать повышенной склонности к ябедничеству. И говорил он как обычный средне-безграмотный крупный государственный деятель. Но когда перед ним открылась перспектива стать вождем, он заметил одну очень важную в карьере вождя закономерность. Народ любит, когда вождь выделяется не умом и красотой, а каким-нибудь заметным недостатком. Например, хром, горбат, косноязычен, лыс и т. п. Народ не любит умников и красавцев. Народ любит убогеньких... И Хозяин решил приобрести недостаток, достойный вождя - вождя всех времен и всех народов. Какой? Ответ напрашивался сам собой: акцент. Ученые собрались на специальное тайное совещание и стали думать, какой акцент привить Хозяину, чтобы он после этого стал ни на кого не похож. И решили: акцент павиана» [1: 391]. Конечно, Хозяину потребовалось несколько лет на овладение этим навыком, но после этого «его речь любой ибанец даже спросонья может отличить от всех прочих звуков на свете» (Там же: 392).
Текст изобилует многочисленными квазинаучными и псевдонаучными словечками, канцеляризмами, которыми пестрит речь персонажей. В этом отношении неисчерпаемым источником для автора стал язык соцреализма - он разлагался на со-
ставные элементы, которые вновь собирались в нечто пародийное, абсурдное, что в результате демонстрировало абсурдность самой официальной культуры. Но в языковых трансформациях отражается отношение не только к языку, но и к политическим ситуациям того времени. Это было хорошо понято властью и официальной критикой, что и определило дальнейшую писательскую судьбу Зиновьева.
В антиутопических жанрах сюжет, как правило, играет второстепенную роль, уступая место утопической идее. И действительно, весь текст «Зияющих высот» соткан из обрывков разговоров, рассуждений, споров, диалогов. Заслоняемый диалогами и размышлениями персонажей сюжет угадывается с трудом. «Автор широко использует прием сериала, при этом разделяет определенную сюжетную, тематическую линию на многочисленные фрагменты, отдаленные друг от друга, благодаря чему возникает эффект лабиринта. В книге нет ни одной сюжетной и тематической единицы, которая составляет последовательное, автономное целое. Это, безусловно, затрудняет чтение и понимание текста, требует от читателя напряженного внимания. Он, вслед за рассказчиком, должен перескакивать от одной сюжетной линии к другой, из одного места действия -в другое», - поясняет Л. Суханек [5: 185].
Антиутопии присуще кастовое разделение мира, т. к. антиутопическое общество непременно иерархично. На верхушке общества - Троглодит, Социолог, Супруга, Кис и многие другие, кто питается из закрытых распределителей, разъезжает по заграницам, где есть возможность обменять старинные иконы на джинсы и вельветовые пиджаки, имеют возможность публиковать свои работы и ездить на симпозиумы; на самом дне - Шизофреник, Клеветник, Мазила, Неврастеник, которые не имеют всего этого, а хотят лишь спокойно работать, творить, жить. А между этими двумя узкими категориями - все остальные ибанчане, вся жизнь которых состоит из нескончаемых очередей - в магазин, в детский сад, на получение квартиры. Но они не возражают и молчат. Эти герои -схемы, поэтому не случайно у них часто нет собственных имен, точнее, у всех одинаковая фамилия - Ибанов, что лишний раз утрирует, обезличивает героев. Каждый из них отличается не собственным именем, а скорее, прозвищем, заменяющим
вышеупомянутое и заключающим основную характеристику самого носителя имени - Болтун, Социолог, Карьерист, Певец и т. д. Их имена - это отражение их социальной роли. Каждый из них выполняет свою роль, заложенную в его имени, вне зависимости от способностей к ее исполнению - например, Клеветник ни на кого не клевещет, а Социолог ничего не понимает в социологии. Но каждый занимает свое место в обществе, каждый выполняет свою роль, которая навязана им обществом, роль эту изменить они не в состоянии так же, как и поменять свое имя. Тем самым достигается обобщение, но исчезает характер.
Л. Митрохин приводит в своей статье «О феномене Зиновьева» следующие слова автора: «Я никогда не был хроникером, описывающим окружающих меня людей, реальные мнения и разговоры. Я стремился выделить систему максимально типичных для нашего общества персонажей, неких кирпичиков, создающих специфику ибан-ского общежития» [3: 66]. Отрицательные имманентные качества, изначально свойственные толпе (обезличенность, равнодушие, склонность к жестокости, безответственность, безнаказанность и т. п.), по принципу смежности становятся свойственны всей сталинской эпохе.
Таким образом, антиутопия все еще остается дискуссионным жанром в литературоведении. И хотя в последнее время стало появляться большое количество крупных исследований об антиутопии, ее разновидностях, не все ее проблемы решены окончательно, остается еще множество проблем, связанных с этим жанром (выявление специфических жанровых черт антиутопии, ее истоки и причины возникновения, связь с другими жанрами и др.). Но тем не менее можно с уверенностью сказать, что в произведении А. Зиновьева мы можем наблюдать целый ряд формальных особенностей, ставших каноничными для антиутопии как литературного жанра.
Литература
1. Зиновьев А. Зияющие высоты: роман. М.: Эксмо, 2008. 736 с.
2. Зиновьева О. Начало. К 80-летию Александра Александровича Зиновьева // Наш современник. 2002. №10. С. 35 - 38.
3. Митрохин Л. О феномене Зиновьева // Вопр. философии. 2007. №4. С. 61 - 68.
4. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М.: Флинта: Наука, 2006. 608 с.
5. Суханек Л. Метафора системы. О романе «Зияющие высоты» Александра Зиновьева / / Десять лучших русских романов XX века: сб. ст. М.: Луч, 2004. С.182 - 201.
6. Шкловский Е. Ускользающая реальность // Лит. обозрение. 1991. №2. С. 10 - 18.
The specific of anti utopia genre in the A. Zinoviev’s novel«The Yawning Heights»
There are discussed the specific of anti utopia genre in Russian literature. The main features of anti utopia text are figured out (genre syncretism, narration peculiarities, authenticity line, utopia world model criticism, parody nature and etc.) and realized in the A. Zinoviev’s novel«The Yawning Heights».
Key words: anti utopia, utopia, A. Zinoviev, synthetic genre, parody, utopia idea.
Т.Ш. ГИЛАЗОВ (Казань)
ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕПУТАЦИЯ ТУКАЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г. ИБРАГИМОВА
Рассматривается проблема литературной репутации классика татарской литературы Г. Тукая в литературно-эстетической концепции Г. Ибрагимова, основным законом которой является изображение в художественной литературе внутреннего мира человека.
Г. Ибрагимов подвергает сомнению художественность, поэтичность творчества Г. Тукая.
Ключевые слова: Г. Ибрагимов, Г. Тукай, литературная репутация, национальный характер, народный дух поэзии, внутренний мир, духовность.
Г. Ибрагимов является одним из основоположников татарской литературной критики, которая начала формироваться в начале XX в., авторитетной и влиятельной личностью, известной в литературных кругах широтой кругозора и глубиной теоре-
© Гилазов Т.Ш., 2GG9