ЛИТЕРАТУРА
1. Замотин Т.М. Комплексная педагогическая оценка подготовленности гребцов-байдарочников высокой квалификации / Т.М. Замотин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 100-104.
2. Крупнов А. Е. Характеристика и требования к спортсменам-гребцам на ЯЛ-6 / А.Е. Крупнов, М.А. Правдов, Д.М. Правдов // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сборник материалов национальной науч.-практ. конф. с международным участием. - Шуя : Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2021. - С. 212-214.
3. Малышко А.В. Влияние стартовых гребков на прохождение соревновательной дистанции в гребле на шлюпках / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 4. - С. 23-30.
4. Малышко А.В. Методика коррекции состава экипажа шлюпки с позиции биомеханической совместимости / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 4. - С. 141-151.
5. Малышко А.В. Методика тренировки гребцов слаженной, синхронной работе в составе экипажа шлюпки на гребных тренажерах / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 10-15.
6. Способ коррекции биомеханических параметров командной техники гребли / А.В. Малышко, А.В. Игнатенко, М.А. Михайлова, С.Н. Могилинец // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 110-116.
REFERENCES
1. Zamotin, T.M. (2020), "Comprehensive pedagogical assessment of the preparedness of highly qualified rowers-kayakers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 100-104.
2. Krupnov, A.E., Pravdov, M.A. and Pravdov D.M. (2021), "Characteristics and requirements for rowers on YAL-6", Physical education in the conditions of the modern educational process: a collection of materials of the national scientific and practical. conf. with international participation, Shuya: Publishing house of the Shuya branch of IvGU, pp. 212-214.
3. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V. and Mikhailova M.A. (2017), "Influence of starting strokes on the passage of a competitive distance in boat rowing", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 23-30.
4. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V. and Mikhailova M.A. (2019), "The method of correction of the composition of the crew of the boat from the standpoint of biomechanical compatibility", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 141-151.
5. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V. and Mikhailova M.A. (2018), "Methods of training rowers for coordinated, synchronous work as part of a boat crew on rowing machines", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 10-15.
6. Malyshko, A.V., Ignatenko, A.V., Mikhailova M.A. and Mogilinets, S.N. (2016) A method for correcting the biomechanical parameters of team rowing technique", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 110-116.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2022
УДК 796.323.2:378.172
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА
Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных
наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Александра Сергеевна Селиверстова, ассистент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга
Аннотация
Цель работы - выявить особенности взаимосвязи показателей специальной подготовленности у баскетболистов студенческих команд различного игрового амплуа. В статье анализировалась взаимосвязь данных характеристик у различного контингента спортсменов, определялись и соответствующие параметры их соревновательной деятельности. Так, у защитников установлено 25 достоверных взаимосвязей между показателями специальной физической и технической подготовленности, у нападающих - 17 таких взаимосвязей, а у центровых игроков - только 10 достоверных взаимосвязей. Отчетливо выражена специфика структуры взаимосвязи показателей специальной подготовленности у баскетболистов студенческих команд различного игрового амплуа: разное количество достоверных взаимосвязей и различные уровни значимости, разное количество ветвей распределения показателей и разное соединение показателей специальной подготовленности.
Ключевые слова: студенческий баскетбол, специальная физическая и техническая подготовленность, взаимосвязь характеристик, дендрограмма, игровое амплуа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p210-215
. INDICATORS OF THE SPECIAL PREPAREDNESS SPECIFICITY OF STUDENT TEAMS BASKETBALL PLAYERS WITH DIFFERENT GAME ROLE
Anatoly Alexandrovich Kudinov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd; Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, docent, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Alexandra Sergeevna Seliverstova, the assistant, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University, Elabuga
Abstract
The purpose of the study was to reveal the features of the relationship between the indicators of special readiness among basketball players of student teams of various playing roles. The article analyzed the relationship of these characteristics in different contingent of athletes and determined the corresponding parameters of their competitive activity. Thus, defenders have 25 significant correlations between indicators of special physical and technical readiness, attackers have 17 such correlations, and center players have only 10 reliable correlations. The specifics of the structure of the relationship of indicators of special preparedness among basketball players of student teams of various playing roles are clearly expressed: a different number of reliable relationships and different levels of significance, a different number of distribution branches of indicators and a different combination of indicators of special preparedness.
Keywords: students' basketball, special physical and technical readiness, interrelation of characteristics, dendrogram, game role.
ВВЕДЕНИЕ
Высокая результативность соревновательной деятельности в современном студенческом баскетболе требует рациональную многолетнюю тренировочную деятельность [1, 2]. Для повышения ее эффективности необходимо, чтобы студенты - баскетболисты преимущественно использовали тренировочные средства, характерные для своего игрового амплуа, важны не просто объемы выполнения физических нагрузок и технических приемов, а необходимые объемы средств подготовки, характерные для защитников, нападающих и центровых [3, 4]. Важно определить структуру взаимосвязи показателей специальной подготовленности игроков различного амплуа, чтобы более рационально выйти на дифференцированный подход в студенческом баскетболе, что обусловливает актуальность настоящего исследования.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Показатели специальной подготовленности определялись по стандартным методикам. В исследовании принимали участие 78 баскетболистов студенческих команд города Москвы, которое проводилось в сентябре 2021 года - март 2022 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами рассматривалась взаимосвязь показателей специальной подготовленности баскетболистов студенческих команд различного игрового амплуа, определялись и соответствующие их параметры соревновательной деятельности. Так, у защитников между результатами специальной подготовленности выявлено 25 достоверных взаимосвязей (таблица).
Таблица - Взаимосвязь показателей специальной подготовленности у баскетболистов различного игрового амплуа__
№ Показатели Номера показателей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Бег 30 м -680 - 597 -623 545 633 -
-598 - 626 -545 - - -730
-678 - 636 -597 - - -
2 Прыжок вверх с двух шагов разбега -586 828 -556 -601 742
-543 806 - - 790
- 630 - - -
3 Шестиминутный бег -553 -
-556 542
- -
4 Челночный бег 5х28 м -595 550 - 547 -740
- - -522 601 -702
- - - - -550
5 Серийные прыжки на высоту, равную 95 % от максимальной -614 762
- 783
- 690
6 Защитные передвижения 5х6 м -550 634 -785
- - -
- - -
7 40 бросков с точек 675 793
598 750
692 772
8 10 штрафных бросков -573 561
- 732
- 720
9 «Слалом» с ведение мяча -748
-750
-510
10 Показатель соревновательной деятельности
Примечание: коэффициенты корреляции умножены на 103, показаны только существенные взаимосвязи, выделены при однопроцентном уровне значимости. В первой строке представлены показатели защитников, во второй - нападающих, в третьей - центровых.
Наибольшие значения коэффициентов корреляции выявлены между результатами прыжка вверх с двух шагов разбега и количеством прыжков на высоту, равную 95% от максимальной (г=0,828), количеством точных бросков с точек (из 40 возможных) и показателем соревновательной деятельности (г=0,793), временем передвижения 5х6 м в защитной стойке и показателем соревновательной деятельности (г=-0,785). Анализируемые показатели специальной подготовленности баскетболистов - защитников сгруппировались системно: выделено центральное звено - показатель соревновательной деятельности
и пять ветвей распределения характеристик специальной подготовленности. Наиболее высокие ветви образовали результаты 40 бросков с точек и 10 штрафных бросков (ветвь 1), бега на 30 м, прыжка вверх с двух шагов разбега и серийные прыжки на высоту, равную 95% от максимальной (ветвь 2). Результаты шестиминутного бега и челночного бега 5х28 м образовали ветвь 3, защитные передвижения 5х6 м - ветвь 4, а «слалом» с ведение мяча - ветвь 5.
У баскетболистов - нападающих между представленными характеристиками специальной подготовленности выявлено 18 существенных взаимосвязей, восемь из них -при однопроцентном уровне значимости. Наиболее значимая взаимосвязь выявлена между результатами прыжка вверх с двух шагов разбега и количеством серийных прыжков на высоту, равную 95% от максимальной (г=0,806), прыжка вверх с двух шагов разбега и показателем соревновательной деятельности (г=0,790), результатами 40 бросков с точек и показателем соревновательной деятельности (г=0,750).
У нападающих выделено центральное звено - показатели соревновательной деятельности. Характеристики их специальной подготовленности распределись в шесть ветвей. Наиболее высокие ветви образовали показатели прыжка вверх с двух шагов разбега и количества прыжков на высоту, равную 95% от максимальной (ветвь 1), результаты 40 бросков с точек (ветвь 2), показатели 10 штрафных бросков (ветвь 3), бега на 30 м (ветвь 4). Результаты «слалома» с ведением мяча составили пятую ветвь, а результаты шестиминутного бега и челночного бега 5х28 м - шестую. Характеристики передвижения в защитной стойке 5х6 м проявились обособленно.
Защитники
Рисунок - Корреляционные дендрограммы показателей специальной подготовленности студентов-баскетболистов различного игрового амплуа
Условные обозначения представлены в таблице.
У баскетболистов - центровых нами выявлено 10 достоверных взаимосвязей и большинство из них проявились при пятипроцентном уровне значимости. Наиболее значимо взаимосвязаны показатели соревновательной деятельности с результативностью 40 бросков с точек (r=0,772) и 10 штрафных бросков (r=0,720).
Центральное звено - показатель соревновательной деятельности. Нами определено четыре ветви распределения характеристик специальной подготовленности: показатели 40 бросков с точек образовали первую ветвь, 10 штрафных бросков - вторую ветвь, бега на 30 м с, прыжка вверх с двух шагов разбега, челночного бега 5х28 м, серийных прыжков на высоту, равную 95% от максимальной - третью ветвь, «слалома» с ведением мяча - четвертую ветвь. Результаты шестиминутного бега и передвижения в защитной стойке 5х6 м проявились обособленно.
На следующем этапе исследования нами анализировалась взаимосвязь показателей технической подготовленности и соревновательной деятельности у баскетболистов студенческих команд различного игрового амплуа. Голевые передачи (r=0,715), перехваты мяча (r=0,704), результативность бросков с игры имели высокую значимость (однопроцентный уровень значимости) у защитников.
У нападающих высока значимость показателей результативности бросков с игры (r=0,810) и голевых передач (r=0,764), перехватов мяча (r=0,734), бросков с игры (r=0,698), овладения мячом под своим щитом (r=0,680) и штрафных бросков (r=0,660) в успешности их соревновательной деятельности.
У центровых игроков наиболее высока значимость показателей результативности бросков с игры (r=0,833), успешности овладения мячом в борьбе за отскок под чужим щитом (r=0,810), результативности штрафных бросков (r=0,770) в успешности соревновательной деятельности.
Таким образом, баскетболисты студенческих команд различного игрового амплуа имеют особенности взаимосвязи показателей игровой деятельности с показателями соревновательной деятельности, которые следует учитывать в тренировочном процессе.
Результаты исследования показывают, что необходимо дифференцировать подготовку баскетболистов студенческих команд с учетом их игрового амплуа. Такой подход позволит более качественно готовить студентов вузов к различным соревнованиям по баскетболу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отчетливо выражена специфика структуры взаимосвязи показателей специальной подготовленности баскетболистов студенческих команд различного игрового амплуа: разное количество достоверных взаимосвязей и различные уровни значимости, разное количество ветвей распределения показателей и разное соединение показателей специальной подготовленности. Учет этих особенностей структуры взаимосвязи показателей специальной подготовленности требует существенных изменений в содержании тренировочного процесса баскетболистов студенческих команд.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аленуров Э.А. Дифференцированная физическая подготовка студентов высших учебных заведений / Э.А. Аленуров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 5-8.
2. Взаимосвязь баскетболистов различного возраста и игрового амплуа / Д.А. Казаков, А.В. Романова, М.В. Еремин, М.Н. Комаров //Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. С. 45-46.
3. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А. С. Болдов, А. В. Гусев, В. Ю. Карпов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 10 (164). - С. 43-52.
4. Особенности физического развития, физической подготовленности и психомоторных функций у студентов занимающихся футболом / ЭА. Аленуров, О.Г. Рысакова, Е.С. Куманцова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 10-14.
REFERENCES
1. Alenurov, E.A. (2021), "Differentiated physical training of higher education institutions students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 195, No. 5, pp. 5-8.
2. Kazakov, D.A., Romanova, A.V., Eremin, M.V. and Komarov, M.N. (2021), "14-19 year-old basketball players' age and game-position-specific fitness variation analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 11-13.
3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpo,v V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.
4. Alenurov, E.A., Rysakova, O.G., Kumantsova, E.S. and Sharagin, V.I. (2022), "Features of physical development, physical fitness and psychomotor functions of students engaged at football classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 10-14.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2022
УДК 796.011
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОЙОГОЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕВУШЕК 20-25 ЛЕТ
Альбина Наильевна Кудяшева, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Ивановна Назаренко, студент, Светлана Андреевна Горбунова, студент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Гуль-шат Равильевна Шамгуллина, старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань
Аннотация
В последнее время в фитнес центрах и спортивных клубах становится популярным такое направление как аэройога. Данный формат урока бьет рекорды по посещаемости потому, что во-первых, методика занятий включает как легкие, так и сложные упражнения, и во-вторых, йога в гамаках отлично развивает такие физические качества как гибкость, силу и координацию. Более того, данное направление предназначено не только для здоровых людей, оно так же используется и в реабилитационных целях. Кроме того, есть специально адаптированные форматы для пожилых людей и детей. Эффект достигается за счет статических положений и того, что, пытаясь найти равновесие, тело включает в тонус мышцы, поддерживающие тело в пространстве. Кроме того, статическая работа мышц удерживает тела в одном положении, что позволяет развивать мышечную силу.
Ключевые слова: девушки 20-25 лет, гибкость, координация, сила, аэройога.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p215-218
INFLUENCE OF AEROYOGA CLASSES ON THE PHYSICAL FITNESS OF GIRLS
AGED 20-25 YEARS OLD Albina Nailevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Volga State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anna Ivanovna Nazarenko, the student, Svetlana Andreevna Gorbunova, the student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Gulshat Ravilevna Shamgullina, the senior teacher, Volga State Univer-