Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-БАСКЕТБОЛИСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРОВОЕ АМПЛУА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрченко Александр Леонидович, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Шарагин Виктор Иванович, Иванов Дмитрий Анатольевич

Цель работы - выявить особенности взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности, соревновательной деятельности студентов-баскетболистов различного игрового амплуа. Методика и организация исследования. Показатели физической и технической подготовленности, соревновательной деятельности студентов-баскетболистов определяли, используя стандартные методики. В исследовании принимали участие 46 баскетболистов - студентов, которое проводилось в период сентябрь-февраль 2021-2022 учебного года. На первом этапе исследования определялась аутентичность показателей физической подготовленности студентов-баскетболистов, на втором - взаимосвязь результатов физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности. Результаты исследования. Определены особенности надежности и информативности тестов у защитников, нападающих и центровых студентов-баскетболистов. Это позволило отобрать необходимые тесты, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности, общую и специальную выносливость, техническую подготовленность у студентов-баскетболистов различного игрового амплуа. Выводы. Таким образом, отчетливо выражена специфика взаимосвязи показателей физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности студен-тов-баскетболистов с учетом игрового амплуа: изменяется количество достоверных взаимосвязей и уровни их значимости, проявляются особенности соединения анализируемых показателей их подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрченко Александр Леонидович, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Шарагин Виктор Иванович, Иванов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP FEATURES OF STUDENT TEAMS’ BASKETBALL DIFFERENT GAME ROLE PLAYERS PREPAREDNESS INDICATORS

The purpose of the study was to reveal the features of the relationship between indicators of physical and technical readiness, competitive activity of students-basketball players of various playing roles. Methodology and organization of the study. Indicators of physical and technical readiness, competitive activity of students-basketball players were determined using standard methods. The study involved 46 basketball players - students, which was conducted in the period September-February 2021-2022 academic year. At the first stage of the study, the authenticity of indicators of physical fitness of basketball students was determined, at the second - the relationship between the results of physical, technical fitness and competitive activity. Study results. The features of reliability and informativeness of tests for defenders, forwards and center students-basketball players are determined. This made it possible to select the necessary tests that characterize speed and speed-strength abilities, general and special endurance, technical readi ness among students-basketball players of various playing roles. Conclusions. Thus, the specificity of the relationship between indicators of physical, technical readiness and competitive activity of basketball students, taking into account the game role, is clearly expressed: the number of reliable relationships and levels of their significance change, the features of the connection of the analyzed indicators of their preparedness are manifested.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА»

УДК 796.323:378

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО

АМПЛУА

Александр Леонидович Юрченко, доцент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Дмитрий Анатольевич Иванов,

преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет,

Москва

Аннотация

Цель работы - выявить особенности взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности, соревновательной деятельности студентов-баскетболистов различного игрового амплуа. Методика и организация исследования. Показатели физической и технической подготовленности, соревновательной деятельности студентов-баскетболистов определяли, используя стандартные методики. В исследовании принимали участие 46 баскетболистов - студентов, которое проводилось в период сентябрь-февраль 2021-2022 учебного года. На первом этапе исследования определялась аутентичность показателей физической подготовленности студентов-баскетболистов, на втором - взаимосвязь результатов физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности. Результаты исследования. Определены особенности надежности и информативности тестов у защитников, нападающих и центровых студентов-баскетболистов. Это позволило отобрать необходимые тесты, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности, общую и специальную выносливость, техническую подготовленность у студентов-баскетболистов различного игрового амплуа. Выводы. Таким образом, отчетливо выражена специфика взаимосвязи показателей физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности студентов-баскетболистов с учетом игрового амплуа: изменяется количество достоверных взаимосвязей и уровни их значимости, проявляются особенности соединения анализируемых показателей их подготовленности.

Ключевые слова: студенты-баскетболисты, физическая и техническая подготовленность, соревновательная деятельность, игровое амплуа, взаимосвязь показателей подготовленности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p518-522

RELATIONSHIP FEATURES OF STUDENT TEAMS' BASKETBALL DIFFERENT GAME ROLE PLAYERS PREPAREDNESS INDICATORS

Alexander Leonidovich Yurchenko, the candidate of pedagogical science, docent, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow; Failya Ravilievna Sib-gatulina, the candidate of pedagogical science, professor, Russian University of Transport, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, docent, Dmitry Ana-tolievich Ivanov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

The purpose of the study was to reveal the features of the relationship between indicators of physical and technical readiness, competitive activity of students-basketball players of various playing roles. Methodology and organization of the study. Indicators of physical and technical readiness, competitive activity of students-basketball players were determined using standard methods. The study involved 46 basketball players - students, which was conducted in the period September-February 2021-2022 academic year. At the first stage of the study, the authenticity of indicators of physical fitness of basketball students was determined, at the second - the relationship between the results of physical, technical fitness and competitive activity. Study results. The features of reliability and informativeness of tests for defenders, forwards and center students-basketball players are determined. This made it possible to select the necessary tests that characterize speed and speed-strength abilities, general and special endurance, technical readi-

ness among students-basketball players of various playing roles. Conclusions. Thus, the specificity of the relationship between indicators of physical, technical readiness and competitive activity of basketball students, taking into account the game role, is clearly expressed: the number of reliable relationships and levels of their significance change, the features of the connection of the analyzed indicators of their preparedness are manifested.

Keywords: students-basketball players, physical and technical readiness, competitive activity, game role, interrelation of readiness indicators.

ВВЕДЕНИЕ

Тренировочная деятельность студентов-баскетболистов существенно отличается от подготовки профессиональных спортсменов [1, 4, 5], однако многие тренеры студенческих баскетбольных команд используют технологии и методические установки, которые применяют высококвалифицированные баскетболисты, не учитывают особенности взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности и соревновательной деятельности у различного контингента баскетболистов [2, 3, 6]. Это накладывает негативный отпечаток на тренировочный процесс студентов-баскетболистов, поэтому необходимы новые данные о взаимосвязи показателей физической и технической подготовленности у данного контингента спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходным материалом для проведения анализа результатов тренировочного процесса студентов-баскетболистов с целью установления надежности, а в дальнейшем информативности послужили результаты предварительных обследований занимающихся, которые в соответствии с их специализацией были распределены на три группы: первая -защитники, вторая - нападающие, третья - центровые игроки. Диапазон оценок надежности (стабильности) и информативности показателей, отражающих различные стороны подготовленности студентов-баскетболистов, представлены в таблице.

Таблица - Аутентичность тестов специальной подготовленности баскетболистов различного игрового амплуа

Аутентичность показателей

№ Тесты Измеряемое качество Надежность Информативность

Игровые амплуа

Защит. Напад. Центр. Защит. Напад. Центр.

1 Бег 20 м Скоростные способности 0,93 0,86 0,79 0,52 0,73 0,40

2 Прыжок вверх с места Скоростно-силовые способности 0,94 0,87 0,84 0,74 0,79 0,76

3 Прыжок в длину с места Скоростно-силовые способности 0,79 0,76 0,78 0,62 0,41 0,46

4 Тест Купера Общая выносливость 0,89 0,82 0,76 0,47 0,54 0,35

5 Челночный бег 2x40 м Скоростная выносливость 0,89 0,84 0,79 0,74 0,70 0,65

6 Серийные прыжки на высоту, равную 95 % от макс. Прыжковая выносливость 0,85 0,82 0,77 0,76 0,78 0,69

7 Защитные передвижения 5x6 м Быстрота передвижений 0,92 0,88 0,78 0,78 0,50 0,51

8 40 бросков с точек Точность бросков 0,76 0,92 0,84 0,79 0,75 0,77

9 Штрафные броски 10x3 Точность штрафных бросков 0,86 0,84 0,85 0,56 0,73 0,72

10 «Слалом» с ведением мяча Быстрота ведения мяча, техника владения мячом 0,86 0,85 0,74 0,74 0,75 0,51

Примечание: выделены значимые оценки для каждого критерия.

По нашим данным, только у защитников показатели бега на 20 м, характеризующие скоростные способности, имели хорошую надежность (гй=0,93). Нападающие проявляли приемлемую надежность при оценке скоростных способностей (га=0,86). Аналогичная закономерность прослеживалась и при анализе показателей надежности прыжка

вверх с места, только баскетболисты - защитники имели хороший уровень (гй=0,94).

Прыжок в длину с места у всех категорий обследуемых имел плохую воспроизводимость и поэтому для оценки скоростно-силовых способностей студентов-баскетболистов целесообразно использовать прыжок вверх с места. У защитников и нападающих выявлены приемлемые показатели надежности теста Купера, прослеживался низкий уровень оценки данной характеристики только у центровых игроков.

Приемлемая надежность выявлена нами при анализе показателей челночного бега 2x40 м у защитников (гй=0,89) и нападающих (га=0,84). Воспроизводимость в повторных попытках этого теста центровыми игроками - плохая (га=0,79). Приемлемая надежность серийных прыжков на высоту, равную 95% от максимальной, выявлена у баскетболистов - защитников (гй=0,85) и нападающих (га=0,82). Аналогичная закономерность прослеживалась и при анализе показателей передвижения 5x6 м в защитной стойке также только у защитников и нападающих.

Хорошая надежность характерна для теста «40 бросков с точек» при выполнении данного упражнения нападающими (гй=0,92), а приемлемая надежность - защитниками (гй=0,86) и центральными игроками (гй=0,84). Тест «Штрафные броски 10x3», надежность которого у обследуемых студентов-баскетболистов обладала приемлемым уровнем (гй=0,84-0,86). «Слалом» с ведением мяча наиболее воспроизводим у баскетболистов -защитников (гй=0,86) и баскетболистов-нападающих (га=0,85). Таким образом, показатели надежности различных тестов подготовленности студентов-баскетболистов часто не совпадают у спортсменов различного игрового амплуа. Вместе с тем, в целом отмечался низкий уровень воспроизводимости анализируемых тестов физической и технической подготовленности центровых игроков, что указывает на не сформированность техники выполнения различных специальных упражнений у данного контингента обследуемых.

Только показатели скоростной подготовленности нападающих достоверно взаимосвязаны с характеристиками соревновательной деятельности (^=0,73). Вместе с тем эти способности у защитников и центровых игроков не оказывали достоверное воздействие на результативность их соревновательной деятельности.

Достоверную взаимосвязь с критерием соревновательной деятельности у спортсменов различного игрового амплуа имели показатели выпрыгивания вверх с места (^=0,74-0,79). Результаты прыжка в длину с места были взаимосвязаны с характеристиками соревновательной деятельности только у защитников.

Результаты теста Купера проявили наибольшую информативность только в группе нападающих (^=0,54). Прошли проверку на информативность следующие тесты: «челночный бег 2x40 м», «серийные прыжки в высоту, равную 95 % от максимальной». Причем в уровнях взаимосвязи этих тестов с критериями соревновательной деятельности, установленными для разных групп спортсменов, значительных различий не обнаружено.

Из всего набора тестов, подвергающихся корреляционному анализу, наивысшие оценки взаимосвязи с критерием соревновательной деятельности имели некоторые показатели технической подготовленности: количество точных бросков с точек (из 40 возможных), штрафные броски (10x3) и «слалом» с ведением мяча, защитные передвижения (5x6 м). Тесты, отражающие в основном уровень технической подготовленности, коррелировали наиболее тесно (по сравнению с другими сторонами подготовленности) с показателями соревновательной деятельности. У баскетболистов - защитников и нападающих обнаружено большее число достоверных взаимосвязей (по восемь) и более высокие коэффициенты информативности. Это позволило отобрать необходимые тесты, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности, общую и специальную выносливость, техническую подготовленность для специфического контингента студентов-баскетболистов, которые отвечают критериям стандартизации.

В ходе 25 официальных игр регистрировались игровые действия каждого баскетболиста, определялась взаимосвязь показателей физической и технической подготовлен-

ности с параметров соревновательной деятельности у баскетболистов различного игрового амплуа. Так, в группе защитников выявлено наибольшее количество (двадцать пять) достоверных взаимосвязей. Наибольшие значения коэффициентов корреляции выявлены между результатами прыжка вверх с места и количеством прыжков на высоту, равную 95 % от максимальной (г=0,824), показателем соревновательной деятельности и количеством точных бросков с точек (г=0,793 и временем передвижения 5x6 м в защитной стойке (1=0,785).

Показатели подготовленности баскетболистов-защитников сгруппировались системно: выделено центральное звено - соревновательная деятельность и пять ветвей распределения результатов. Выделены три ветви комбинированные и две - монокомпонентные. Наиболее высокие ветви образовали показатели 40 бросков с точек и штрафные броски 10x3 (ветвь 1), бега на 20 м, прыжка вверх с места и серийные прыжки на высоту, равную 95 % от максимальной (ветвь 2). Результаты теста Купера и челночного бега 2x40 м образовали ветвь 3, а защитные передвижения 5x6 м - ветвь 4, «слалом» с ведение мяча - ветвь 5.

У баскетболистов нападающих выявлено 17 достоверных взаимосвязей, восемь из них - при однопроцентном уровне значимости. Наиболее тесная взаимосвязь выявлена между показателями прыжка вверх с места и количеством серийных прыжков на высоту, равную 95 % от максимальной (г=0,798), прыжка вверх с места и критерием соревновательной деятельности (г=0,790), результатами 40 бросков с точек и критерием соревновательной деятельности (г=0,750).

Выделено центральное звено - результаты соревновательной деятельности. Показатели спортивной подготовленности баскетболистов-нападающих распределись в шесть ветвей. Наиболее высокие ветви образовали результаты прыжка вверх с места и количества прыжков на высоту, равную 95 % от максимальной (ветвь 1), результаты 40 бросков с точек (ветвь 2), показатели штрафных бросков 10x3 (ветвь 3), бега на 20 м (ветвь 4). Показатели «слалома» с ведением мяча составили пятую ветвь, а результаты теста Купера и челночного бега 2x40 м - шестую ветвь. Характеристики передвижения в защитной стойке 5x6 м проявились обособленно.

У центровых игроков наиболее тесно взаимосвязаны показатели соревновательной деятельности с результативностью 40 бросков с точек (г=0,772) и штрафных бросков 10x3 (г=0,720). Выделено центральное звено - результаты соревновательной деятельности, определены четыре ветви распределения показателей.

Наиболее высокие ветви образовали показатели 40 бросков с точек (ветвь 1), штрафных бросков 10x3 (ветвь 2). Две ветви находились ниже центрального звена. Третью ветвь образовали показатели бега на 20 м, прыжка вверх с места, челночного бега 2x40 м, серийных прыжков на высоту, равную 95 % от максимальной, а четвертую - показатели «слалома» с ведением мяча. Результаты теста Купера и передвижения в защитной стойке 5x6 м проявились обособленно.

ВЫВОДЫ

Таким образом, отчетливо выражена специфика структуры взаимосвязи показателей физической, технической подготовленности и соревновательной деятельности студентов-баскетболистов с учетом игрового амплуа: изменяются количество достоверных взаимосвязей, уровни их значимости, особенности соединения анализируемых показателей, что необходимо учитывать в тренировочном процессе студентов-баскетболистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимосвязь показателей подготовленности баскетболистов различного возраста и игрового амплуа / Д.А. Казаков, А.В. Романова, М.В. Еремин, М.Н. Комаров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 45-46.

2. Динамика общей физической подготовленности студентов-первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8(198). - С. 118-123.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовленности баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Елевич Сергей Николаевич. - Москва, 2004. - 24 с.

5. Карпов, В.Ю. Содержание технической подготовки спортсменов в игровых видах спорта / В.Ю. Карпов, Р.Е. Петрунин, А.В. Родин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 4 (18). - С. 271-273.

6. Особенности физического состояния футболистов различного игрового амплуа студенческих команд / Э.А. Аленуров, М.В. Еремин, А.Н. Лутков, С.В. Першиков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 81-82.

REFERENCES

1. Kazakov, D.A., Romanova, A.V., Eremin, M.V and Komarov, M.N. (2021), "14-19 years-old basketball players' age and game-position-specific fitness variation analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 45-46.

2. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin VI. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade student's general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 118-123.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Elevich, S.N. (2004), Dynamics of special readiness of highly qualified basketball players at the competitive period of the annual cycle, dissertation, Moscow.

5. Karpov, V.Yu., Petrunin, R.E. and Rodin, A.V. (2011), "The content of the technical training of athletes in team sports", Bulletin of Sochi State University of Tourism and Resort Business, Vol. 18, No. 4, pp. 271-273.

6. Alenurov, E.A., Eremin, M.V, Lutkov, A.N. and Pershikov, S.V (2021), "University footballers' game-position-specific physical fitness and physical development tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 18-20.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2022

УДК 796.966

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИГРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА ОСНОВЕ ПРЕЕМСТВЕННОГО УСЛОЖНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И УСЛОВИЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Евгения Александровна Ястребова, старший преподаватель, Андрей Александрович Кузьменко, аспирант, Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Анатольевна Кузьменко, доктор педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Москва

Аннотация

В статье представлены методические подходы к преемственному усложнению средств специальной физической подготовки с ориентацией на развитие индивидуального игрового потенциала юного хоккеиста 9 лет. Структурно-содержательный анализ актуальных характеристик исполнения технических действий и комбинаций (вариативного дриблинга) в определенных отрезках времени позволяет обосновать педагогические условия повышения максимального темпа и точности движений в вариативном дриблинге, включающем выполнение преемственно координационно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.