Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВЫБОРА КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ЗАЛОГ УПРАВЛЯЕМОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

СПЕЦИФИКА ВЫБОРА КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ЗАЛОГ УПРАВЛЯЕМОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникационная стратегия / субъекты политики / политический процесс / органы власти / политическая коммуникация / communication strategy / political actors / political process / authorities / political communication

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Балынская Н. Р., Лободенко Л. К.

Политический процесс в современном обществе разворачивается в пространстве политической коммуникации. Сама политическая коммуникация может быть эффективной только в том случае, когда все субъекты политических взаимодействий функционируют не просто в одном семантическом поле, наполненным понятными всем смыслами, но и когда субъекты политических отношений выбирают единую коммуникационную стратегию. От выбора коммуникационной стратегии во многом зависит и выбор средств коммуникации. В статье авторы рассматривают существующие коммуникационные стратегии, а также делают вывод о том, что властные структуры, как правило, выбирают стратегию презентационную. В то время как общество – конвенциональную. Каждая выбранная стратегия «диктует» и каналы связи, которые, как показывает практика. Не всегда совпадают. И это приводит к отсутствию диалога в политическом информационном пространстве. Как результат – невозможность выработать единый формат политического поведения, что делает и сам политический процесс зачастую неуправляемым. Авторы анализируют заявленную проблему, опираясь на экспертное мнение, стоматологический опрос, а также дают собственную оценку о перспективах изучения обозначенных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Балынская Н. Р., Лободенко Л. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2949-2513-2024-35-10-26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CHOOSING A COMMUNICATION STRATEGY BY POLITICAL COMMUNICATION SUBJECTS AS A GUARANTEE OF POLITICAL PROCESS CONTROLABILITY

Political process in modern society unfolds within the space of political communication. Political communication can be effective only when all subjects of political interaction operate not just within a single semantic field filled with universally understood meanings, but also when they choose a unified communication strategy. The choice of communication strategy significantly influences the selection of communication methods. In the article, the authors examine existing communication strategies and conclude that power structures typically opt for a presentational strategy, while society tends towards a conventional approach. Each selected strategy 'dictates' specific communication channels, which, as practice demonstrates, do not always align. This discrepancy often results in a lack of dialogue within the political information space. Consequently, developing a shared format for political behavior becomes challenging, rendering the political process itself frequently unmanageable. Based on expert opinions and qualitative surveys, the authors analyze the aforementioned issues and provide their own assessment of the prospects for further study of these phenomena.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВЫБОРА КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ЗАЛОГ УПРАВЛЯЕМОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

УДК: 32.019.51 ББК: 66.2 ГРНТИ 11.15.89 ВАК: 5.9.9

Б01: 10.24412/2949-2513-2024-35-10-26

Балынская Н.Р., Лободенко Л.К.

Челябинск, Россия

СПЕЦИФИКА ВЫБОРА КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ЗАЛОГ УПРАВЛЯЕМОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Политический процесс в современном обществе разворачивается в пространстве политической коммуникации. Сама политическая коммуникация может быть эффективной только в том случае, когда все субъекты политических взаимодействий функционируют не просто в одном семантическом поле, наполненным понятными всем смыслами, но и когда субъекты политических отношений выбирают единую коммуникационную стратегию. От выбора коммуникационной стратегии во многом зависит и выбор средств коммуникации.

В статье авторы рассматривают существующие коммуникационные стратегии, а также делают вывод о том, что властные структуры, как правило, выбирают стратегию презентационную. В то время как общество -конвенциональную. Каждая выбранная стратегия «диктует» и каналы связи, которые, как показывает практика. Не всегда совпадают. И это приводит к отсутствию диалога в политическом информационном пространстве. Как результат - невозможность выработать единый формат политического поведения, что делает и сам политический процесс зачастую неуправляемым.

Авторы анализируют заявленную проблему, опираясь на экспертное мнение, стоматологический опрос, а также дают собственную оценку о перспективах изучения обозначенных явлений.

Ключевые слова: коммуникационная стратегия, субъекты политики, политический процесс, органы власти, политическая коммуникация

N.R. Balyskaya, L.K. Lobodenko Chelyabinsk, Russia

SPECIFICITY OF CHOOSING A COMMUNICATION STRATEGY BY POLITICAL COMMUNICATION SUBJECTS AS A GUARANTEE OF POLITICAL PROCESS CONTROLABILITY

Abstract. Political process in modern society unfolds within the space of political communication. Political communication can be effective only when all subjects of political interaction operate not just within a single semantic field filled with universally understood meanings, but also when they choose a unified communication strategy. The choice of communication strategy significantly influences the selection of communication methods.

In the article, the authors examine existing communication strategies and conclude that power structures typically opt for a presentational strategy, while society tends towards a conventional approach. Each selected strategy 'dictates' specific communication channels, which, as practice demonstrates, do not always align. This discrepancy often results in a lack of dialogue within the political information space. Consequently, developing a shared format for political behavior becomes challenging, rendering the political process itself frequently unmanageable.

Based on expert opinions and qualitative surveys, the authors analyze the aforementioned issues and provide their own assessment of the prospects for further study of these phenomena.

Keywords: communication strategy, political actors, political process, authorities, political communication

Постановка проблемы

Современная политическая повестка дня не просто формируется, но и окончательно «оформляется» для публичного обсуждения в поле коммуникации. В современной ситуации на фоне эскалации мировых политических конфликтов обостряются и конфликты внутренние, происходит политизация социальных вопросов и проблем, внешние геополитические противостояния неизбежно проецируются на конфликты внутри политических организаций и внутриличностные проблемы. Наша страна уже переживала периоды политических потрясений (как внутренних, так и внешних), в период которых именно институт журналистики брал на себя роль полноценного субъекта политических взаимодействий, помогал в формировании представлений о политической картине мира, выполнял прогнозные функции. В этом отношении именно от механизма выстраивания массовой коммуникации во многом зависит формирование не только политических идей, но и реального политического поведения субъектов политики.

Нам видится важным выстраивание не самого процесса коммуникации в области политики, поскольку основные участники такого коммуникационного взаимодействия давно существуют в едином поле обмена информацией и каналов передачи информации от разных субъектов политики (как коллективных, так и индивидуальных) становится все больше. Важно определиться, какие стратегии выбирают разные субъекты политических информационных взаимодействий, поскольку часто невозможность выстраивания единых смыслов и выработка единого направления действий в русле политического процесса проистекает из-за несовпадения выбранных коммуникационных стратегий. Исследователи в этом отношении утверждают, что «прежде чем реформировать общество, нужно реформировать сам тип коммуникации, который может быть использован в процессе реформ» [Дацюк, 2006: 57].

Вслед за исследователями мы под коммуникационной стратегией будем понимать «опирающуюся на общую стратегию социального субъекта (принадлежащего к любой сфере - политической, экономической, социальной, культурной) долгосрочную сбалансированную по ресурсам программу

достижения его (субъекта) стратегических целей через информационно -коммуникационные взаимодействия с внешней и внутренней средой» [Гавра, 2019: 70].

Из существующего множества взглядов на коммуникационные стратегии мы предпочитаем придерживаться традиционного, предполагающего, что существует «три инструментальных типа коммуникативных стратегий массмедиа: презентация, манипуляция и конвенция» [Дацюк, 2006: 57]. Хотя некоторые исследователи и трансформируют этот список, выделяя «конвенциональные, конфликтные; манипуляционные» [Гавра, 2019: 74]. Мы полагаем, что в несовпадении выбранных стратегий коммуникации разными участниками политических отношений кроется основной конфликт в формировании «повестки дня», когда запрос со стороны общества формируется в рамках одной парадигмы, а ответ со стороны властных структур - в другой. Это может в итоге привести к неэффективному управлению политическим процессом.

Обзор литературы.

Политическая коммуникация на каждом этапе развития общественно-политических отношений в каждой конкретной исторической ситуации обладает спецификой. Обострившаяся политическая обстановка на мировом уровне снова актуализировала процесс политизации коммуникации между всеми участниками политических отношений. Несмотря на то, что в теории политической коммуникации прослеживается влияние западных школ, можно с уверенностью утверждать: в рамках отечественной исследовательской школы многие исследователи уделяли внимание вопросам политической коммуникации. Так, диалог в сфере политики еще Михаил Бахтин определял как первичный тип диалога. Он утверждал: «В каждую эпоху развития литературного языка задают тон определенные речевые жанры, притом не только вторичные (литературные, публицистические, научные), но и первичные (определенные типы устного диалога - салонного, фамильярного, кружкового, семейно-бытового, общественно-политического, философского и др.) [Бахтин, 1986]. Исследователь рассуждал о том, что за счет определенной «повестки дня»,

порождающей новые формы жанровых приемов расширяется сам язык, и это влияет на коммуникацию в целом.

Про влияние политики на все процессы, в том числе и на процесс коммуникации рассуждал и классик Ю. Лотман: «В ходе исторического развития каждое общество вырабатывает определенные формы присущей ему социально-политической организации» [Лотман, 1998]. И в этой социально-политической организации, в том числе, есть и коммуникативная составляющая, определяющая связь между частями политической конструкции. Именно об этом рассуждал в свое время М. Мамардашвили, который сосредоточил свое исследовательское внимание на формулировании новых идей, определяющих ход политического процесса. Он говорил, что «вопрос об идеях как таковых неимоверно усложнился. Радикально изменился их состав, и изменилась сама структура производства идей. Оказалось, что они могут производится в обществе не мыслителями, не художниками, не интеллигенцией, а - массами. То есть идеи стали производиться не в специализированной сфере, не внутри науки или искусства, а как бы спонтанировать в массовом сознании» [Мамардашвили, 1989]. Таким образом, уже в этом высказывании заложена идея массового субъекта политики и неконтролируемость возникающих идей, в том числе в поле публичных политических взаимодействий.

Таким образом, сформированная еще в советское время основа теории коммуникации не просто не потеряла своей актуальности, но и во многом предопределила развитие как научных изысканий в этой области, так и предсказала возможность нелинейного развития самого политического процесса и политической коммуникации как его неотъемлемой части. Цель коммуникации - взаимопонимание и договоренность, что чрезвычайно важно в области политики. Об этом пишет украинский политолог и политический философ С. Дацюк: «Чтобы «консенсус сопровождал» коммуникационную деятельность, необходимо, чтобы хотя бы одна из сторон имела конвенциональную коммуникационную стратегию. Если же одна или обе стороны имеют манипуляционную коммуникационную стратегию, то достижение консенсуса является проблематичным или временным» [Дацюк, 2006]. Он также дает свое

понимание коммуникационной стратегии: «... любое производимое социальное действие есть всегда в то же время производимая или воспроизводимая этим действием коммуникационная стратегия, которая создает новый или поддерживает старый способ коммуникации, который затем может закрепляться как содержательное основание культуры вообще. В этом смысле мы говорим не о коммуникации, а о коммуникационной стратегии, тем самым внося в этот инструмент содержание выбора, содержание перспективы и указывая на необходимость постоянных усилий на поддержание этого выбора и такой перспективы [Дацюк, 2006].

Если обратиться к конвенциональной стратегии как основе диалога в рамках политической коммуникации, то одной из характеристик такой стратегии является открытость органов власти. Об этом рассуждают исследователи, отмечая, что «для достижения информационной открытости органы государственной власти должны обеспечить многоканальный доступ к общественным ресурсам, выстроить систему обратной связи с гражданским обществом, отражать общественно значимые результаты деятельности министерств и ведомств, а также доводить информацию о работе ведомств до граждан в понятных форматах» [Ерышев, 2018: 24].

О важности политической коммуникации, инициированной властными структурами, рассуждает исследователь Берендеев, отмечающий, что «посредством инструментов массовой коммуникации власти направляют все сферы жизнедеятельности в конструктивное русло, вовлекают население в новые информационные повестки, создают новые площадки

коммуникации» [Берендеев, 2022: 84].

Более того, современная общественно-политическая реальность уверенно демонстрирует, что в условиях технологических инноваций качественно изменились и сами источники информации. Так, исследователь Минаева утверждает, что «источником информации традиционно являются СМИ, относящиеся к публичной дипломатии как направлению стратегической коммуникации. Но сегодня это не только классические пресса, радио и

телевидение, но и многочисленные медиаплатформы в Интернет пространстве» [Минаева, 2022: 65].

Исследовательская группа, занимающаяся вопросами влияния цифровых технологий на процесс политической коммуникации, также отмечает возросшее влияние интернета: «Онлайн-сервисы нового поколения отличаются наличием инструментов поиска новых контактов и установления связей между людьми без учета географических ограничений, возможностью мгновенного обмена данными различного формата. Передовым медиа приходится существовать в состоянии постоянного эксперимента с новыми форматами контента и каналами дистрибуции. Все это влияет на коммуникативные стратегии, которые призваны детализировать, какой контент, когда и где публиковать, как сообщения будут взаимодействовать друг с другом и какую повлекут за собой реакцию аудитории» [Лободенко, Шестеркина, 2022: 43].

Однако в среде исследователей политической коммуникации, инициированной со стоны властных структур, есть и мнение, что «несмотря на возросшую роль социальных сетей и мессенджеров, недопустимо делать акцент на один канал. Эффективны не каналы, а точное таргетирование информационных сообщений на целевые аудитории через все доступные каналы, т.е. эффективна интегрированная комплексная информационная кампания» [Берендеев, 2022: 91].

Таким образом, мы видим: в научном пространстве сложились как отдельные позиции конкретных авторов по вопросам коммуникаций в области политики, так и целые научно-исследовательские школы, объектом исследования которых становится коммуникация в публичном политическом пространстве.

Метод исследования.

Для оценки выбранных коммуникативных стратегий различными субъектами политики было использовано несколько методов. Метод экспертной оценки заключается в участии компетентных экспертов в анализе и решении заявленной проблемы. Мнение экспертов отражено в ежегодном докладе о состоянии гражданского общества в Челябинской области. Исследовательский

интерес этот документ вызывает по трем причинам. Во-первых, в нем концентрированно собрано экспертное мнение по различным вопросам развития общества. Экспертами выступают как органы власти, так и институт общественного мнения, представленный членами общественной палаты, различными совещательными органами. Во-вторых, доклад выстроен определенным образом, позволяющим увидеть Челябинскую область в разрезе всей страны (результаты социологического исследования регионального масштаба соотносятся с данными ВЦИОМ, делается вывод о специфике области или о том, что все тенденции - это общероссийское «русло»). В-третьих, по мнению исследователей, Челябинская область - это проекция всей России, поскольку на этой территории представлены практически все национальности, проживающие на территории РФ, а также - все основные виды деятельности, характерные для всей страны. Именно поэтому по показателям Челябинской области можно делать вывод о всероссийских тенденциях [Балынская, 2009: 11].

Также используется метод анализа вторичных данных: детально проанализирован Доклад «О состоянии гражданского общества в Челябинской области в 2023 году» (далее - Доклад), приведены результаты социологического опроса, проведенного Общественной палатой Челябинской области в рамках подготовки упомянутого доклада; изучены научные публикации отдельных авторов, посвященные исследуемой проблеме.

Исследование

В рамках нашего исследования мы поставили своей задачей сформулировать основные позиции, по которым формируется, в соответствии с результатами опроса, представленного в Докладе, политическая повестка со стороны общества. Это позволило нам увидеть «болевые точки», вокруг которых желательно разворачивание коммуникационного процесса в рамках политики. Далее мы постарались определить коммуникационную стратегию, которая предпочтительна для обсуждения выделенных проблем. Мы также поставили своей целью определить, какие каналы коммуникации предпочитают для коммуникации общество и органы власти, и какую коммуникационную стратегию предпочитают органы власти.

Итак, населению был задан вопрос об интересе к политическим процессам в обществе как на региональном, так и на федеральном уровнях. Результаты показали, что почти 60% населения интересуется происходящим в регионе и в стране [Доклад «О состоянии гражданского общества», 2023: 13].

Рисунок 1. Результаты ответа на вопрос об интересе к политическим новостям При этом мировые конфликты весьма беспокоят южноуральцев: свыше 47% молодежи и около 50% взрослого населения оценивают степень своей тревожности как среднюю, свыше 21% и около 38% соответственно - как высокую, и только 30% и 12,5% соответственно - как низкую. Таким образом, взрослое население придает большее значение текущим международным конфликтам и испытывает дополнительное психологическое напряжение из-за этого. [Доклад «О состоянии гражданского общества», 2023: 15].

Рисунок 2. Результаты измерения тревожности жителей Челябинской области Одной из основных проблем, волнующих респондентов, является проблема мигрантов. Так, среди молодежи Челябинской области преобладает, в общем, нейтральное отношение к проживающим в регионе трудовым мигрантам (67,5%). При этом количество респондентов, положительно оценивающих трудовую миграцию, в Челябинской области значительно меньше, чем в целом по России (согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в августе 2023 г. 58,5% опрошенных в возрасте от 18 до 34 лет считают миграцию положительным явлением, 26,5% - отрицательным, а 15% затруднились ответить). Таким образом, подобное расхождение челябинских результатов с общероссийскими может свидетельствовать об определенных проблемах с миграционным вопросом в регионе [Доклад «О состоянии гражданского общества», 2023: 22].

Считаете ли вы, что есть необходимость в ужесточении миграционного ч а к оподательггва в регионе или стране?

Считаете ли вы, что есть необходимость в

ужесточении миграционного законодательства в регионе или стране?

■ Считаю, что да, есть необходимость

■ Не определился (-лась) i Не знаю

■ Считаю, что необходимости в этом нет

Рисунок 3. Результаты ответа на вопрос об ужесточении миграционного законодательства Таким образом, в основном, на повестке дня находятся проблемы общемировые, проблемы миграции в регионе. Заметим, что в Докладе присутствует, таким образом, и прогнозная составляющая. В 2024 году всю страну потрясла ситуация в г. Коркино Челябинской области, повлекшая смерть женщины от руки мигрантов, а также отставку главы города [Мэр челябинского Коркино Лощинина уходит в отставку, 2024]. Это еще раз подчеркивает важность своевременного определения коммуникационной парадигмы, выстраиваемой со стороны общества.

Мы полагаем, что коммуникационная стратегия, которую предпочитает общество, - это конвенция как желание обеспечить коммуникацию по обозначенным проблемным вопросам для достижения согласия. Интересно обратить внимание на то, какие каналы для выстраивания коммуникации выбирает общество. Обратим внимание, что социальные мессенджеры и новостные сайты выбирают больше половины респондентов, а вот традиционные СМИ (аудиовизуальные и печатные) теряют популярность.

Рисунок 4. Результаты ответа на вопрос об источниках получения информации жителями Челябинской области

Обратим внимание на самых востребованные мессенджеры и социальные сети. Это Telegram (25,3%), ВКонтакте (20,9%), YouTube (14,7%) и TikTok (14,6%).

Теперь обратимся к мессенджерам, которым приоритет отдают органы власти. Данные опроса показывают, что проанализированные ведомства (более 30) активно ведет информационную работу в социальных сетях (суммарное количество подписчиков «Вконтакте» - 88 000; Telegram-каналы - 15 000; «Одноклассники» - 400) [Доклад «О состоянии гражданского общества», 2023: 73].

Рисунок 5. Результаты ответа на вопрос об источниках получения информации властными органами Челябинской области

Данные показывают очевидное несовпадение в приоритетах в выборе каналов связи. У исследователей есть этому объяснение: «На начальном этапе ведения госпабликов использовалась в большинстве своем информационно -новостная стратегия. Стоит отметить, что такой тип контента наиболее сложный с точки зрения восприятия аудиторией [Будникова, 2023: 28]. Отметим, что госпаблики и сейчас используют эту стратегию, которую смело можно отнести в разряд презентационной. Ее цель - презентация определенного события, своеобразный отчет о том, что какое-то явление действительности просто имеет место быть. При этом сама коммуникационная среда, в которой происходит общение, остается неизменной. Зачастую в госпабликах отключены комментарии. Таким образом, проанализированные мессенджеры презентуют работу органов власти без учета реальных информационных запросов аудитории.

Выводы

Представленное исследование показало, что различные субъекты политики используют разные коммуникационные стратегии. Общество, испытывающее волнение за развитие мирового политического процесса, за миграционные вопросы внутри региона, выбирает конвенциональную стратегию и, как подтверждение, - популярные мессенджеры, позволяющие проявить свою точку зрения. Властные структуры, напротив, предпочитают презентационную стратегию, используя рекомендованные мессенджеры для информирования аудитории и присутствия в информационном поле.

Несовпадение коммуникационных стратегий не приводит к открытому диалогу и совместной выработке политической повестки. Как следствие - резкая разница в оценках действий власти: от позитивной (связанной, например, со знаменитым «разворотом Текслера» [Разворот Текслера» признан одной из лучших практик, 2023]) до крайне негативной (связанной с обострением миграционных проблем в регионе) и отсутствие возможности высказать свою

точку зрения в рамках постоянно организованного коммуникационного пространства. Для непосредственного общения власти и общества, как показывает практика, использованы нестандартные решения («разворот» как незапланированная поездка, чтобы увидеть реальную картину; трагедия, связанная с мигрантами как «площадка для обсуждения проблемы»).

Таким образом, заявленная исследовательская проблема важна для дальнейшего исследования, поскольку процессы в мировой политике ужесточаются, что неизменно приведет и к внутренней напряженности. Выбор коммуникативной стратегии всеми участниками политики - важный шаг на пути управляемости политического процесса и его прогнозируемости.

Библиография

Балынская Н.Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. - Екатеринбург: УрФУ, 2009. - 38 с.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература. 1986. С. 428-472.

Берендеев М.В. Новые форматы политических коммуникаций региональной власти в форс-мажорных условиях Covid-19 // Российская школа связей с общественностью. Вып. 26. Москва. 2022. С. 83-98.

Бреслер М.Г., Мурзагулов Р.Р., Сулейманов А.Р. Трансформация политической коммуникации и PR-деятельности в цифровом обществе // Журнал политических исследований. 2019. № 3. С. 125-132.

Будникова Н.С. Информационная открытость государства в России: органы исполнительной власти в социальных сетях // Социодинамика. 2023. №6. С. 22-36.

Володенков С.В. Особенности интернета как современного пространства политических коммуникаций // PolitBook. 2018. № 3. С. 6-21.

Гавра Д.П. Понятие и характеристики коммуникационной стратегии // Российская школа связей с общественностью. 2019. №15. С. 65-78.

Дацюк С.А. Коммуникативные стратегии // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 09.08.2006. Дата обращения: 20.11.2024. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2751

Доклад «О состоянии гражданского общества в Челябинской области в 2023 году» / автор-составитель Н.Р. Балынская // Сайт Общественной палаты Челябинской области. Дата

размещения (апрель 2024). Дата обращения 19.11.2024. URL:

https://op74.ru/materials/dokumenty-palaty/doklad-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obschestva-v-

chelyabinskoy-oblasti-v-2023-godu.html

Дугин Е.Я. Медиаиндустрия в условиях цифровых трансформаций. М. Канон+. 2020.

353 с.

Ерышев А.Е. Открытость федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях // Экономика, управление, финансы: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство. 2018. С. 32-35.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. Искусство - СПБ. 1998. 285 с.

МамардашвилиМ.К. Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно... // Театр. 1989. № 3. С. 88-96.

Минаева Л.В. Стратегическая коммуникация и информационная война // Российская школа связей с общественностью. Вып. 26. Москва. 2022. С. 59-82.

Мэр челябинского Коркино Лощинина уходит в отставку после схода из-за убийства // LIFE. Дата размещения (октябрь 2024). Дата обращения 19.11.2024. URL: https://life.ru/p/1698883

«Разворот Текслера» признан одной из лучших практик // Миасский рабочий. Дата размещения 19 декабря 2019. Дата обращения 19.11.2024. URL: https://miasskiy.ru/20191225-razvorot-tekslera-priznan-odnoj-iz-luchshih-praktik

Трансформация стратегии и тактики медиакоммуникаций в условиях пандемии: монография / под ред. Л.К. Лободенко, Л.П. Шестеркиной. Челябинск. Издательский центр ЮУрГУ. 2022. 415 с.

References

Balynskaya N.R. Spetsifika uchastiya sredstv massovoy informatsii v politicheskom protsesse sovremennoy Rossii: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni doktora politicheskikh nauk [Specifics of participation of mass media in the political process of modern Russia: synopsis of a dissertation for the Doctor's degree of Political Sciences]. - Ekaterinburg: UrFU, 2009. - 38 s.

Bakhtin M.M. Literaturno-kriticheskiyye stat'i [Literary and critical articles]. M.: Khudozhestvennaya literatura. 1986. S. 428-472.

Berendeyyev M.V. Novye formaty politicheskikh kommunikatsiy regional'noy vlasti v fors-mazhornykh usloviyakh Covid-19 [New formats of political communications of regional authorities in the force majeure conditions of Covid-19] // Rossi-yskaya shkola svyaze-y s obshchestvennost'yu. Vyp. 26. Moskva. 2022. S. 83-98.

Bresler M.G., Murzagulov R.R., Sule-ymanov A.R. Transformatsiya politichesko-y kommunikatsii i PR-deyatel'nosti v tsifrovom obshchestve [Transformation of political

communication and PR activities in a digital society] // Zhurnal politicheskikh issledovani-y. 2019. № 3. S. 125-132.

Budnikova N.S. Informatsionnaya otkrytost' gosudarstva v Rossii: organy ispolnitel'noy vlasti v sotsial'nykh setyakh [Information openness of the state in Russia: executive authorities in social networks] // Sotsiodinamika. 2023. №6. S. 22-36.

Volodenkov S.V. Osobennosti interneta kak sovremennogo prostranstva politicheskikh kommunikatsiy [Features of the Internet as a modern space of political communications] // PolitBook.

2018. № 3. S. 6-21.

Gavra D.P. Ponyatiye i kharakteristiki kommunikatsionnoy strategii [Concept and characteristics of a communication strategy] // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu.

2019. №15. S. 65-78.

Datsyuk S.A. Kommunikativnyye strategii [Communication strategies] // Elektronnaya publikatsiya: Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. 09.08.2006. Data obrashcheniya: 20.11.2024. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2751

Doklad «O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Chelyabinsko-y oblasti v 2023 godu» [Report "On the state of civil society in the Chelyabinsk region in 2023"] / avtor-sostavitel' N.R. Balynskaya // Sa-yt Obshchestvenno-y palaty Chelyabinsko-y oblasti. Dat a razmeshcheniya (aprel' 2024). Data obrashcheniya 19.11.2024. URL: https://op74.ru/materials/dokumenty-palaty/doklad-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obschestva-v-chelyabinsko-y-oblasti-v-2023-godu.html

Dugin E.Ya. Mediaindustriya v usloviyakh tsifrovykh transformatsiy [Media industry in the context of digital transformations]. M. Kanon . 2020. 353 s.

Eryshev A.E. Otkrytost' federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti v sotsial'nykh setyakh [Openness of federal executive bodies in social networks] // Ekonomika, upravleni-yye, finansy: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, oktyabr' 2018 g.). Sankt-Peterburg: Svoyye izdatel'stvo. 2018. S. 32-35.

Lotman Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta [Structure of fiction] // Lotman Yu.M. Ob iskusstve. SPb. Iskusstvo - SPB. 1998. 285 s.

Mamardashvili M.K. D'yavol igrayyet nami, kogda my ne myslim tochno... [The devil plays with us when we do not think precisely...] // Teatr. 1989. № 3. S. 88-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mina-yyeva L.V. Strategicheskaya kommunikatsiya i informatsionnaya voyna [Strategic communication and information war] // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Vyp. 26. Moskva. 2022. S. 59-82.

Transformatsiya strategii i taktiki mediakommunikatsiy v usloviyakh pandemii: monografiya [Transformation of the strategy and tactics of media communications in the context of a pandemic: a monograph] / pod red. L.K. Lobodenko, L.P. Shesterkino-y. Chelyabinsk. Izdatel'ski y tsentr YuUrGU. 2022. 415 s.

Mer chelyabinskogo Korkino Loshchinina ukhodit v otstavku posle skhoda iz-za ubiystva [Mayor of Chelyabinsk Korkino Loshchinina resigns after a rally due to murder] // LIFE. Data razmeshcheniya (oktyabr' 2024). Data obrashcheniya 19.11.2024. URL: https://life.ru/p/1698883

«Razvorot Tekslera» priznan odnoy iz luchshikh praktik [Texler's U-turn" is recognized as one of the best practices] // Miasskiy rabochiy. Data razmeshcheniya 19 dekabrya 2019. Data obrashcheniya 19.11.2024. URL: https://miasskiy.ru/20191225-razvorot-tekslera-priznan-odnoj-iz-luchshih-praktik

Сведения об авторах

Лободенко Лидия Камиловна - доктор филологических наук, доцент, директор института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета, e-mail: lobodenkolk@susu.ru

Балынская Наталья Ринатовна - доктор политических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮжноУральского государственного университета, e-mail: balynskaya@list.ru

Lidia Kamilovna Lobodenko - Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Institute of Media and Socio-Humanitarian Sciences, South Ural State University, e-mail: lobodenkolk@susu.ru

Balyskaya Natalia Rinatovna - Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University, e-mail: balynskaya@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.