Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ НА СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАПЛАТФОРМАХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ'

СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ НА СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАПЛАТФОРМАХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / медиаплатформы / формат / дизайн / аудитория / visualization / media platforms / format / design / audience.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — М В. Алекян, Д Е. Ерицян

В данной статье проведен анализ специфики визуализации данных на медиаплатформах образовательных учреждений высшего профессионального образования с целью рассмотреть их роль в деле привлечения внимания пользователей, усиления вовлеченности аудитории и удержания количества подписчиков. Полученные результаты исследования позволяют выявить наилучшие практики и стратегии коммуникации за счет визуализации данных на медиаплатформах вузов, а также показать, как новые мультимедийные форматы способствуют популяризации образовательных ресурсов и привлечению читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DATA VISUALIZATION ON MODERN MEDIA PLATFORMS: ADVANTAGES AND RISKS

This article analyzes the specifics of data visualization on media platforms of educational institutions of higher professional education to consider their role in attracting the attention of users, increasing audience engagement, and retaining the number of subscribers. The obtained research results make it possible to identify the best practices and communication strategies through data visualization on university media platforms, as well as to show how new multimedia formats contribute to the popularization of educational resources.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ НА СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАПЛАТФОРМАХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ»

БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-531-541

СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ НА СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАПЛАТФОРМАХ: ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ

М.В. Алекян, Д.Е. Ерицян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт медиа, рекламы и кино (ИМРК)

dav.eritsyan@mail.ru АННОТАЦИЯ

В данной статье проведен анализ специфики визуализации данных на медиаплатформах образовательных учреждений высшего профессионального образования с целью рассмотреть их роль в деле привлечения внимания пользователей, усиления вовлеченности аудитории и удержания количества подписчиков. Полученные результаты исследования позволяют выявить наилучшие практики и стратегии коммуникации за счет визуализации данных на медиаплатформах вузов, а также показать, как новые мультимедийные форматы способствуют популяризации образовательных ресурсов и привлечению читателей.

Ключевые слова: визуализация, медиаплатформы, формат, дизайн, аудитория.

Введение

С сокращением времени вовлеченности читателя создаются новые методы и способы для удержания внимания читателя с учетом возможностей конкретных медиаплатформ. Специфика визуализации данных на современных медиаплатформах включает в себя широкий спектр оформления; сама по себе визуализация данных является лишь одной из составляющих данных журналистики, благодаря которой «... открываются новые

возможности, когда мы сочетаем традиционный «нюх на новости» и способности рассказать историю с огромным объемом и диапазоном цифровой информации...» [1]. Поэтому визуализация данных играет ключевую роль в обработке цифровой информации, информационного потока. Она позволяет аудитории легче воспринимать сложную информацию, и, тем самым, увеличить вовлеченность читателя. Неудивительно, что все чаще медиап-латформы прибегают к применению визуализации данных при помощи новых форматов медиа. Однако каждая медиаплатформа требует особого подхода к визуализации данных, исходя из функционала социальных сетей и потребностей аудитории.

Чтобы рассмотреть специфику визуализации данных, необходимо рассмотреть форматы, которые обычно используются для визуализации на современных медиаплатформах. Н.С. Авдонина определяет следующие форматы [2]:

• Карточки - разновидность объяснительной журналистики. Здесь должна раскрываться только одна тема, тем самым помогая аудитории разобраться в актуальном вопросе в сжатые сроки. Основная проблема - найти вопросы, на которые аудитория ищет ответы.

• Списки - средство быстрого информирования. Они структурируют информацию, создают ощущение важности каждой цифры и каждого слова. Их легко иллюстрировать при помощи фотографий, видео, §1Г-анимаций и др.

• Инфографика - используется как убедительное доказательство описываемых в статьях фактов и мнений. Данные визуализируются в разных формах инфографики: диаграмм, графиков, схем, карт. Ин-фографика позволяет сэкономить время читателей и журналистов.

Материал и методы

В данной статье мы провели контент-анализ университетских медиа-платформ. В анализ были включены топ-3 университета (на июнь 2023г.), которые находятся в официальном рейтинге медийной активности вузов России - М-Рейтинг (М-ЯЛТЕ) [3]. Это позволит нам выявить активность и специфику средств визуализации данных для представления информации. На основе данного анализа можно сделать выводы о том, насколько

университеты следят за трендами визуализации данных, это также позволит нам:

1. Идентифицировать популярные типы визуализации. Мы сможем определить, какие формы визуализации данных наиболее распространены. Это может включать графики, диаграммы, инфографику и др.

2. Сравнить практики университетов. Мы можем сравнить, как разные университеты используют визуализацию данных, и выявить различия в подходах и стилях представления информации.

3. Предложить улучшения и рекомендации. На основе анализа будут предложены рекомендации для улучшения вовлеченности для вышеупомянутых форматов.

Анализ был проведен на телеграм-каналах вузов по следующим критериям: запись не должна являться репостом, в записи данные должны быть визуализированы как минимум одной картинкой в вышеупомянутых форматах (карточки, списки, инфографика, допускается и гибридный формат: совмещение списков, инфографик в карточках). В анализе не учитывались карточки и списки в форме анонса и постеров. Данные были взяты в период с 1 января по 31 июня 2023 г.

Результаты анализа (Рис.1) показывают, что находящийся на первом месте в рейтинге медийной активности РЭУ им. Г.В. Плеханова активно использует формат карточек для визуализации данных. Так, например, в рассматриваемом промежутке времени данный вуз опубликовал более 100 карточек на различную тематику. Тематика карточек в основном опирается на интересы молодежи, является развлекательной (советы, пожелания, подборки книг и т.д.). Стоит отметить, что форматы инфографика и списки использовались крайне редко и были использованы совместно с карточками. Занимающий второе место ДВФУ также опубликовал более 100 карточек. А телеграм-канал МАИ использовал более 250 карточек за указанный период. Примечательно, что большинство карточек в канале данного вуза являлись одиночными, и формат «список» использовался совместно с карточками.

Исходя из результатов анализа, следует отметить, что каждое из высших учебных заведений демонстрирует свою уникальную практику в визуализации информации: если большинство карточек МАИ были одиночными, то карточки РЭУ в основном являлись сериями картинок. Таким образом,

мы выявили, что форматы представления информации, такие как списки и инфографика, применяются крайне редко изолированно (или не применяются вообще). Вместо этого, формат карточек является доминирующим средством визуализации данных, он как бы «поглощает» другие форматы в себя, тем самым передавая более информативное представление данных. В таком случае разграничить понятие карточек и других форматов визуализации данных становится всё более трудной задачей, поскольку карточки уже сами представляют собой компактные информационные блоки, списки и инфографики, эффективно синтезируя их в привлекательном дизайне.

Рисунок 1. Количество опубликованных карточек в телеграм-каналах топ-3 вузов.

Дополнительно в выше рассматриваемых каналах был проведен анализ в месячном промежутке (01.07.23-31.07.23), чтобы проследить частоту использования карточек наряду с другими форматами, их частотность в месячном промежутке, а также выявить являются ли карточки такими же просматриваемыми, как и другие форматы. В итогах анализа намеренно не было включено количество комментариев, поскольку результаты показали, что они являются частными и случайными.

В результате анализа средних просмотров по форматам за месячный период (Рис. 2) было выявлено следующее:

1. Карточки равноправно сосуществуют вместе с остальными форматами и набирают такое же количество просмотров или больше (пример: среднее количество просмотров карточек за неделю в те-леграм-канале ДВФУ).

2. Телеграм-каналы РЭУ и ДВФУ, помимо иных форматов и карточек, публикуют также контент, оформленный как «фоторяд» (5 и более фотографий).

3. Взрывной характер карточек по набору количества просмотров (пример: среднее количество просмотров карточек за месяц в те-леграм-канале РЭУ).

Рисунок 2. Средние просмотры по форматам за месяц (01.07.23-31.07.23).

Средние просмотры по форматам за месяц (01.07.23-31.07.23)

О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000

Новость( 117) 1

Карточки(21) 1

Кружок( 1) 1

Фоторяд(4) I

ш а, Инос(5) I

Новость(162) 1

Карточки)!9) 1

Кружок(4) 1

Фоторяд[ 19} 1

Иное{35) 1

¡8 5 Новость(46) I

Карточки (54) 1

Кружок(4) 1

г < Фоторяд( 1) 1

Иное<13) 1

Большое количество опубликованных карточек в телеграм-канале МАИ объясняется тем, что используется такой вид контента, который оформлен как карточка, т.е. контент оформляется в виде карточки, но содержание данного контента не соответствует определению формата «карточки», которое указано выше.

Дизайн

Предыдущий контент-анализ показал, что другие форматы визуализации (список, инфографика) используются в синтезе с одним форматом -карточек. Мы решили рассмотреть, как совмещение различных форматов может влиять на дизайн и восприятие информации.

Среди аспектов, которые можно выделить в дизайне проанализированных нами карточек, включаются:

1. Логотип вуза.

2. Нумерация карточек. Данный аспект позволяет ориентироваться в контенте и последовательности информации.

3. Векторная графика. Использование векторной графики позволяет повысить качество изображений, адаптировать их под разные разрешения без потери качества.

4. Объединение цитаты и фотографии автора цитаты. Зачастую карточки содержат гармоничное оформление цитаты и фотографии самого автора.

5. Типографика. Карточки позволяют использовать несколько шрифтовых семейств, совмещать курсив и жирность шрифта. Данный аспект может подчеркивать важность текста и усиливать визуальное воздействие.

6. Наличие эмодзи. Часто карточки развлекательного характера содержали в себе эмодзи.

7. Совмещение форматов. Проведенный нами анализ показал, что карточки могут интегрировать иные визуальные и информационные элементы, такие как: списки, инфографика, изображения, цитаты в единый и легко усваиваемый контент.

8. Использование абстрактных форм. Для заполнения пустого пространства карточек, зачастую используются абстрактные формы.

Рассмотрим самую просматриваемую запись (более 69 тыс. просмотров), опубликованную в телеграм-канале РЭУ за месяц (Рис. 3). Оформление содержит в себе вышеперечисленные аспекты: векторная графика, эмодзи, широкое использование типографики, абстрактные формы заднего фона и пр.

Рисунок 3. Самая просматриваемая запись в месячном периоде в телеграм-канале РЭУ (01.06.23-31.06.23).

Другим примером, который совмещает форматы (карточки и списки), является запись РЭУ «Статистика про суеверия и приметы студентов» (Рис. 4). В рассматриваемых выше форматах уже было упомянуто, что список позволяет структурировать информацию и создать важность каждой цифры. Это наглядно видно в примере, где карточки включают в себя список.

Во время анализа мы столкнулись с различными вариантами дизайна, и дизайн играет одну из ключевых ролей в повышении вовлеченности. Но чрезмерно сложный и запутанный дизайн карточки может затруднить освоение информации и тем самым даже обычный текстовый вариант данных может оказаться проще для усвоения. В анализируемых телеграм-каналах слабо проявлялись четкие формы дизайна, свойственные конкретному вузу, и каждая новая запись с карточками могла кардинально отличаться от предыдущих, тем самым заставляя читателя адаптироваться к новому дизайну. Читателю приходится сначала потратить время на освоение формы

карточки, прежде чем приступить к освоению информации. Это говорит о необходимости создания конкретных цветовых палитр, конкретных форм, которые будут свойственны тому или иному вузу.

Рисунок 4. Пример объединения форматов (карточки и списки).

Plekhanov Universe

Как студенты относятся к своим традициям?

npcnOflODCTTPnW

52%

42% гдд--

12%

Чтобы помять, верят ли учащиеся вузов в студенческие приметы и соблюдают ли они обычаи.

-Твой Хос» опросил 1 180

учостииков трека «Определяю»

Р

Большинство

студентов СПЮ

birrI—

^Ц А ты знаешь, с какой ноги нужно встать утром перед экзаменом, чтобы получить «отлично»?

Ребята из Всероссийского студенческого проекта «Твой ход» выкатили занимательную статистику про суеверия и приметы студентов Щ

А в какие приметы веришь ты Пиши в комментариях % ^

26 4 8 4 4 4

Ф 3162 edited 9:05

Исследование аудитории

Формат карточек является ключевым элементом успешной коммуникации с аудиторией на современных медиаплатформах. Это подтверждает исследование аудитории социальных сетей и мессенджеров от «М-Рей-тинг» (период проведения с 22 июня по 22 июля 2023 г.) [4]. Был использован стихийный тип выборки среди абитуриентов, студентов, молодых

ученых и сотрудников вузов по возрастным группам 17-21 и 22-35 лет. Использовался метод публикации опросов в телеграм-канале «Рейтинг вузов России».

Одним из ключевых выводов исследования является то, что Telegram оказался наиболее популярным ресурсом среди молодёжи в возрасте 17-35 лет (Рис. 5).

Рисунок 5. Используемые площадки.

Какими площадками пользуетесь чаще всего?

500 1000 1500 2000 2500

3000

Telegram «ВКонтакте» YouTube Дзен Rutube

2504

1173

1766 1740

| 65

76

56 40

56

17-21 год (6 137 голосов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22-35 лет (4 045 голосов)

0

Однако, более значимо то, что формат карточек с инфографикой (цифры, данные, аналитика) был признан самым востребованным и наиболее удобным для восприятия контента у обеих возрастных групп (Рис 6). Это подчеркивает необходимость уделять особое внимание созданию и распространению информации в этом формате при взаимодействии с целевой аудиторией.

Также аудитория демонстрирует низкую готовность читать длинные тексты, вне зависимости от формата («только если материал упакован в карточки» - 7%). Единственный фактор, влияющий на готовность прочтения длинных текстов, это полезные для обучения материалы (24%). Главным поводом для отписки от канала являются слишком большое количество публикаций в день (50%) и слишком длинные тексты новостей (49%).

Рисунок 6. Предпочитаемый формат контента.

В каком формате вам удобнее всего воспринимать контент?

0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000

Короткий текст (до двух абзацев)

Карточки с текстом

Карточки с инфографикой (цифры, данные, аналитика)

Вертикальный ролик ■ 17-21 год (8 307 голосов) ■ 22-35 лет (3 641 голос)

С учетом этой информации для успешной коммуникации необходимо уделять особое внимание формату короткого текста и карточек с инфографикой.

Таким образом, формат карточек оказался не только популярным, но и наиболее удобным для восприятия контента, это подтверждает его эффективность в привлечении внимания читателей и их удержания на страницах медиаплатформ. Однако важно отметить, что успех формата зависит и от качественного дизайна и структуры. Сложность и запутанность дизайна могут создать преграды для усвоения информации, и, следовательно, необходимо уделять внимание созданию привлекательного и легко воспринимаемого дизайна карточек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Gray J., Chambers L., Bounegru L. The data journalism handbook: How journalists can use data to improve the news. ISBN: 978-1-449-33006-4 // O'Reilly Media, Inc., 2012.

2. Авдонина Н.С. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для вузов / Н.С. Авдонина. М.: Изд-во «Юрайт», 2023. 183с. (Высшее образование). ISBN 9785-534-14337-9. С. 111 Текст: электронный // Образовательная платформа «Юрайт» [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/519996/p.111 (дата обращения: 23.07.2023).

3. М-Рейтинг. Рейтинг медийной активности вузов // [Эл. ресурс]. Режим доступа: URL: https://м-рейтинг.рф

540

4. Telegram - лидер среди молодежной аудитории // Рейтинг вузов России / [Эл. ресурс]. Режим доступа: URL: https://t.me/M_Rate/1091 (дата обращения: 15.08.2023).

SPECIFICS OF DATA VISUALIZATION ON MODERN MEDIA PLATFORMS: ADVANTAGES AND RISKS

M. Alekyan, D. Eritsyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of Media, Advertising and Film (IMRK)

ABSTRACT

This article analyzes the specifics of data visualization on media platforms of educational institutions of higher professional education to consider their role in attracting the attention of users, increasing audience engagement, and retaining the number of subscribers. The obtained research results make it possible to identify the best practices and communication strategies through data visualization on university media platforms, as well as to show how new multimedia formats contribute to the popularization of educational resources.

Keywords: visualization, media platforms, format, design, audience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.