Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ НОВОСТЕЙ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ НОВОСТНЫХ СМИ'

СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ НОВОСТЕЙ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ НОВОСТНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Telegram / телеграм-каналы / средства массовой информации / новости / новые медиа / новостные СМИ / интернет-издания / сетевая журналистика / Telegram / telegram channels / media / news / new media / news media / online publications / genre specifics of Telegram / network journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щербинина Ирина Дмитриевна, Медведева Полина Альбертовна

В статье рассматривается эволюция телеграм-каналов средств массовой информации и изменение их функционала – от дополнительной системы оповещения аудитории о новых публикациях на официальных сайтах СМИ до превращения в самостоятельные источники новостного контента. Цель проведенного исследования состоит в выявлении особенностей формата подачи новостей современных телеграм-каналов крупных новостных СМИ в контексте активного развития сетевой журналистики. На основе статистических данных, изучения предшествующих работ по смежной тематике и анализа особенностей платформы авторами приводятся ключевые характеристики формата подачи новостей в телеграм-каналах новостных СМИ на примере «РБК» и «Коммерсантъ». Кроме того, в статье уделено внимание новым медиасредствам массовой информации, изначально не имеющим материального носителя и представленным в преимущественно электронном формате, в том числе в виде телеграм-каналов. В частности, проведен краткий анализ медиапроекта «Baza» и его отличий от конвергентных медиа, включающих в себя публикации не только сетевого формата. В ходе исследования использовались сравнительный анализ и анализ контента. Также изучалась статистика посещаемости телеграм-каналов в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF NEWS COVERAGE IN TELEGRAM CHANNELS OF NEWS MEDIA

The article examines the evolution of telegram channels of the media and changes in their functionality – from an additional system for notifying the audience about new publications on official media websites to turning into independent sources of news content. The purpose of the study is to identify the features of the news presentation format of modern telegram channels of large news media in the context of the active development of online journalism. Based on statistical data, a study of previous works on related topics and an analysis of the platform’s features, the authors present the key characteristics of the format for presenting news in telegram channels of news media using the example of RBC and Kommersant. In addition, the article pays attention to new mediamedia that initially do not have a material medium and are presented in a predominantly electronic format, including in the form of telegram channels. In particular, a brief analysis of the “Baza” media project and its differences from convergent media, which include publications not only in a network format, was carried out. The study used comparative analysis and content analysis. The statistics of attendance of telegram channels in open sources were also studied.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ НОВОСТЕЙ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ НОВОСТНЫХ СМИ»

■ ■ ■ СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ НОВОСТЕЙ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ НОВОСТНЫХ СМИ

Щербинина И.Д., Медведева П. А.

Общество с ограниченной ответственностью «Медиалогия». Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Встатье рассматриваесят эволюция телеграм-каналов средств массовой информации и изменение их функционала - от дополнительной системы оповещения аудитории о новых публикациях на официальных сайтах СМИ до превращения в самостоятельные источники новостного контента. Цель проведенного исследования состоит в выявлении особенностей формата подачи новостей современных телеграм-каналов крупных новостных СМИ в контексте активного развития сетевой журналистики. На основе статистических данных, изучения предшествующих работ по смежной тематике и анализа особенностей платформы авторами приводятся ключевые характеристики формата подачи новостей в телеграм-каналах новостных СМИ на примере «РБК» и «Коммерсантъ». Кроме того, в статье уделено внимание новым медиа - средствам массовой информации, изначально не имеющим материального носителя и представленным в преимущественно электронном формате, в том числе в виде телеграм-каналов. В частности, проведен краткий анализ медиапроекта «Baza» и его отличий от конвергентных медиа, включающих в себя публикации не только сетевого формата. В ходе исследования использовались сравнительный анализ и анализ контента. Также изучалась статистика посещаемости телеграм-каналов в открытых источниках.

Ключевые слова: Telegram, телеграм-каналы, средства массовой информации, новости, новые медиа, новостные СМИ, интернет-издания, сетевая журналистика

Для цитирования: Щербинина И.Д., Медведева П.А. Специфика освещения новостей в телеграм-каналах новостных СМИ // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 8. №3. 2023. С. 45-52.

Сведения об авторах: Щербинина Ирина Дмитриевна, аналитик-стажёр Общество с ограниченной ответственностью «Медиалогия». Адрес: 127434, г. Москва, Дмитровское ш., д. 9А, стр. 1. E-mail: irisha.sh2000@gmail.com; Медведева Полина Альбертовна, магистрант Института государственной службы и управления. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84. lady.polinessa@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию: 20.07.2023.2023. Принята к печати: 16.09.2023.

Постановка проблемы. В эпоху цифровизации, под которой подразумевается объективный процесс вытеснения всего аналогового из технологии, культуры и экономики [Мультимедийная...], средства массовой информации были вынуждены адаптироваться к новым реалиям информационного пространства. Современные пользователи зачастую предпочитают традиционным медиа экраны смартфонов [Лосева],

использовать которые для чтения новостей со страниц интернет-сайтов изданий не удобно.

В связи с высоким темпом жизни в крупных городах, формат коротких новостей в мессенджерах, подобных Телеграм, становится всё более актуальным. В особенности, если новость изложена лаконично, чтобы при взгляде на краткий текст уведомления можно было сформировать мнение о том, насколько велика потребность в более подробном ознакомлении с её полным содержанием. Другим фактором, привлекающим на данную платформу большое количество пользователей, является интерактивность Телеграм [Авдонина]. Даже при закрытых комментариях всегда присутствует возможность отреагировать на сообщение и оценить реакцию окружающих, поставив один из широкого спектра доступных эмодзи-символов под публикацией.

Традиционные и новые медиа в Телеграм

Интернет-издания, публикующие материалы сначала у себя на сайте, а затем распространяющие их в социальных сетях и мессенджерах со ссылкой, ведущей на сайт, сегодня было бы корректно относить уже к категории «традиционных» СМИ, которые также имеют свой web-сайт и аккаунты в социальных сетях и телеграм-каналах [Гарбузняк].

Понятие «новых медиа» в российском сегменте изучения массовых коммуникаций варьируется в разных источниках, несмотря на то, что научные работы, посвящённые изучению данного явления, появлялись более десяти лет назад. Наиболее спорным аспектом трактовки данного термина является вопрос о том, включать ли в так называемые «новые медиа» те из информационных ресурсов, которые располагаются в социальных сетях и используют их в качестве одной из основных платформ для размещения своего контента. Для того, чтобы не возникало затруднений при рассмотрении вопроса о телеграм-каналах и особенностях их классификации в системе медиа-ресурсов, примем за определение новых медиа вариант, предложенный в статье В.Е. Соломина и Н.А. Карева: «новые медиа - совершенно новый формат существования СМИ, постоянно доступный на цифровых устройствах и подразумевающий активное участие пользователей в создании и распространении контента». В этой интерпретации авторы не уточняют, является ли издание, имеющее офлайн-версию, новым медиа. Исходя из такого определения, можно сделать вывод, что телеграм-каналы СМИ можно отнести к числу новых медиа, поскольку на данной мессенджер-платформе соблюдены все условия: доступно на цифровых устройствах, подразумевает активное участие пользователей в создании и распространении контента. В то же время, не следует забывать о разграничении телеграм-каналов, представляющих из себя отдельные средства массовой информации и телеграм-каналов, являющихся частью системы более крупного мультиплатформенного СМИ.

Однако, рассматривая эволюцию телеграм-каналов средств массовой информации, можно отметить, что некоторые из них, сохраняя связь с базовых

медиа, которому принадлежат, в современных условиях медиарынка приближаются в своём формате к отдельно существующим новым медиа, изначально не имеющим иных платформ для распространения контента. Это связано с высокой конкуренцией между переходящими в цифру традиционными СМИ и новыми медиа, в которой первым необходимо для удержания аудитории учитывать опыт и технологии последних.

Помимо этого, в сети присутствуют медиапроекты нового типа, которые не имеют web-сайта, где был бы собран и распределен по рубрикам весь контент. В качестве примера можно привести сайт медиапроекта «Baza» нацеленный прежде всего на то, чтобы мотивировать посетителя скачать мобильное приложение. Однако большая часть контента публикуется в телеграм-канале. Это прежде всего новости, часто эксклюзивные: корреспонденты «Baza» специализируются на быстром установлении контакта с неофициальными источниками информации по актуальным темам. Для публикации более крупных форматов, включая расследования, они используют web-платформу с доменным именем своего сайта, но ссылка на каждую такую публикацию есть только в телеграм-канале. Ни с главной страницы сайта, ни из раздела лонгридов открыть эти материалы нельзя.

Специфика публикации новостей в телеграм-каналах

У многих крупных изданий, имеющих долгую историю и медленно адаптирующихся к изменениям в цифровом пространстве, телеграм-каналы и по сей день выполняют функцию переходного звена между читателем и основным сайтом СМИ. К примеру, подобная стратегия присутствует у «Комсомольской Правды». Не только Телеграм, но и другие социальные сети, в которых представлено данное медиа, представляют из себя сборник анонсов материалов с основного сайта, слабо использующих возможности для интеракции с аудиторией.

В противовес можно рассмотреть «Ъ», канал которого постепенно переходит от публикации ссылок к коротким новостям, приобретая черты среднего арифметического между самостоятельными Интернет-СМИ нового типа и посредником между аудиторией и основным медиа. Новостные сообщения телеграм-канала «Коммерсантъ» варьируются по своему объёму, представляя собой как посты, составленные по принципу «перевёрнутой пирамиды», так и краткие заметки, состоящие из одного-двух предложений, тезисно обозначающих произошедшее событие. Помимо прочего, телеграм-канал данного СМИ, несмотря на свой относительно небольшой охват аудитории, активно пользуется возможностями для интерактивного взаимодействия с пользователями. Не только наиболее распространённого в рамках Телеграм варианта, включающего в себя функцию выставления эмодзи-символа, обозначающего реакцию на публикацию канала, но и полноценно открытые комментарии, что даёт возможность пользователям активнее участвовать в обсуждении контента.

Реакции аудитории в виде подписки на канал или отказа от подписки, «лайков», комментариев и репостов, непосредственным образом влияют на

развитие средств массовой информации. Для дальнейшего анализа особенностей использования платформы Телеграм крупными игроками медиарынка, необходимо подробнее рассмотреть особенности формирования контента в телеграм-каналах новостных СМИ и новых медиа. К отличительным особенностям публикаций в телеграм-каналах относятся сжатость, частота обновления материала и мультимедийность.

В частности, одним из примеров успешного конвергентного СМИ в российском сегменте массмедиа является РБК, куда входят телеканал, сетевое издание, печатная газета и группы во всех доступных на данный момент крупных социальных сетях. В том числе, и на мессенджер-платформе Телеграм, активно развивающейся у данного средства массовой информации. Именно на этом телеграм-канале можно сосредоточить внимание для более подробного анализа эволюции канала СМИ от зеркала сайта до относительно самостоятельного ресурса.

При рассмотрении телеграм-канала такого крупного СМИ, как РБК, можно сделать вывод о том, что с каждым годом количество постов за день лишь возрастало, посты стали меньше по объему, лаконичнее. Количество просмотров значительно увеличилось. Также канал «РБК» стал чаще делать репосты других каналов, наращивая свои популярность и охват за счёт взаимных ссылок. Нельзя игнорировать и финансовый аспект, связанный с прибылью за рекламу, за счёт которой происходит и дальнейшее развитие канала.

Телеграм-канал «РБК» старается совместить в своей работе публицистику и удобный для пользователя дизайн. Безусловно, это помогает охватить как можно большее количество читателей. Те, кому будет интересно читать новости и смотреть картинки, рано или поздно перейдут на сайт, чтобы прочесть более серьезные тексты большего объема. «РБК» использует социальные сети для того, чтобы повысить посещаемость сайта, они делают это при помощи использования методик продвижения в социальных сетях SMM [Муха].

Таблица 1. Сравнение телеграм-каналов РБК и Коммерсантъ

Название СМИ РБК Коммерсантъ

Кол-во подписчиков 376 600 211 215

Тематический охват Экономика(финансы), политика, бизнес Политика, экономика, общество

Активность аудитории Наблюдается наибольшая активность аудитории под постами о бизнесе и статистике Наблюдается наибольшая активность аудитории под постами о социальной сфере

Кол-во постов в нед. 375 293

Аудитория 25 21

Комментарии Закрыты Открыты

Индекс цитирования 5360 3657

Анализ работы СМИ на платформе Телеграм позволяет сделать определённые выводы о том, стоит ли современному изданию тратить время и деньги на развитие социальных сетей и мессенджеров. Те издания, которые активно занимаются совершенствованием социальных медиа, получают больше просмотров материалов на сайте, занимают лидирующие позиции среди цитируемых источников и определённо пользуются большим успехом у интернета аудитории [Telegram 2021... ].

Социальные сети и мессенджер-платформы, подобные Телеграм, по данным научных исследований, проведённых Кузьменко А.А., являются оптимальным вариантом для развития средств массовой информации, предоставляющим возможности для расширения аудитории и развития привлекательных для читателя форм подачи контента [Гарбузняк, 2022]. Причины растущей популярности данного мессенджера связаны с особенностями изменения восприятия материала аудиторией, вызванного трансформацией общественного сознания в цифровую эпоху. В реалиях современной России важно учитывать также фактор ограничения числа доступных медиаплатформ (блокировка Twitter, Instagram, Facebook). Помимо этого, важным является практический аспект использования Телеграм: функционал мессенджера позволяет выкладывать мультимедийные файлы и одновременно писать к ним вводные, пересылать информацию в мессенджерах, при перепостах - давать комментарии [Ляховенко].

Выводы. Подводя итог, важно отметить, что экосистема новостных телеграм-каналов является ярким и самобытным феноменом, играющим важную роль в современной коммуникации, в том числе, распространении и выстраивании формата новостных сообщений. В наше время наблюдается активное развитие телеграм каналов крупных новостных изданий, соответствующее потребностям аудитории. В связи с активной цифровизацией общества возрастает потребность к переду в онлайн формат.

Источники

Авдонина Н.С., Богатырева В.Н. (2020). Актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. № 2 (39). - C.10.

Гарбузняк А.Ю. (2022). Новые медиа как фактор «расщепления» интернет-СМИ // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. - C.5.

Кузьменко А.А. (2020). Актуальные возможности использования социальных сетей для развития современных СМИ / А. А. Кузьменко // Студенческая наука и XXI век. Т. 17, № 2-2 (20). - C.4.

Лосева Н. (2016). С Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет. - C.31-86.

Ляховенко О.И. (2023). Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram-kanaly-v-sisteme-ekspertnoy-i-politicheskoy-kommunikatsii-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 16.06.2023).

Мультимедийная журналистика / под общ.ред. А.Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 67 с.

Муха А.В. (2023). Специфика работы телеграм-канала «РБК» / А.В. Муха, Ю.В. Толстоусова, Е.Р. Левтерова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. № 1 (25). - 140 с.

Telegram 2021: аудитория, каналы, реклама [эл. ресурс]: https://vc.ru/u/431296-ex-libris/257151-telegram-2021-auditoriya-kanaly-reklama (Дата обращения: 10.06.2023).

■ ■ ■ SPECIFICITY OF NEWS COVERAGE IN TELEGRAM CHANNELS OF NEWS MEDIA

Shcherbinina I.D., Medvedeva P.A.

Limited Liability Company «Medialogia». Moscow, Russian Federation.

Abstract. The article examines the evolution of telegram channels of the media and changes in their functionality - from an additional system for notifying the audience about new publications on official media websites to turning into independent sources of news content. The purpose of the study is to identify the features of the news presentation format of modern telegram channels of large news media in the context of the active development of online journalism. Based on statistical data, a study of previous works on related topics and an analysis of the platform's features, the authors present the key characteristics of the format for presenting news in telegram channels of news media using the example of RBC and Kommersant. In addition, the article pays attention to new media - media that initially do not have a material medium and are presented in a predominantly electronic format, including in the form of telegram channels. In particular, a brief analysis of the "Baza" media project and its differences from convergent media, which include publications not only in a network format, was carried out. The study used comparative analysis and content analysis. The statistics of attendance of telegram channels in open sources were also studied.

Keywords: Telegram, telegram channels, media, news, new media, news media, online publications, genre specifics of Telegram, network journalism

For citation: Shcherbinina I.D., Medvedeva P.A. Specificity of news coverage in telegram channels of news media // Communicology: electronic scientific journal. 2023. Vol. 8. No. 3, pp. 45-52

Inf. about the authors: Shcherbinina Irina Dmitrievna - graduate student at the Faculty of Journalism, Institute of Public Service and Management, RANEPA; Medvedeva Polina Albertovna - graduate student at the Faculty of Journalism, Institute of Public Service and Management RANEPA. Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadskogo Ave., 84. Email: irisha.sh2000@gmail.com; lady.polinessa@yandex.ru.

Received: 20.07.2023. Accepted: 16.09..2023. References

Avdonina N.S., Bogatyreva V.N. (2020). Current trends in digital journalism and new media // Bulletin of the Amur State University named after Sholom Aleichem. No. 2 (39). - C.10. (In Rus.).

Garbuznyak A.Yu. (2022). New media as a factor of «splitting» Internet media // Scientific works of the Moscow University for the Humanities. №1. - C.5. (In Rus.).

Kuzmenko A.A. (2020). Actual possibilities of using social networks for the development of modern media / A. A. Kuzmenko // Student science and the XXI century. Vol. 17, No. 2-2 (20). - C.4. (In Rus.).

Loseva N. (2016). With the Audience of New media // How new media have changed journalism. 2012-2016 / edited by S. Balmayeva and M. Lukina. Yekaterinburg: University of the Humanities. - C.31-86. (In Rus.).

Lyakhovenko O.I. (2023). Telegram channels in the system of expert and political communication in modern Russia // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. No.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telegram-kanaly-v-sisteme-ekspertnoy-i-politicheskoy-kommunikatsii-v-sovremennoy-rossii (date of address: 06/16/2023). (In Rus.).

Multimedia journalism / under the general editorship of A.G. Kachkaeva, S. A. Shomova. M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2017. - 67 p. (In Rus.).

Mukha A.V. (2023). The specifics of the work of the telegram channel «RBC» / A.V. Mukha, Yu.V. Tolstousova, E.R. Levterova // At the intersection of languages and cultures. Topical issues of humanitarian knowledge. No. 1 (25). - 140 p. (In Rus.).

Telegram 2021: audience, channels, advertising [email]: https://vc.ru/u/431296-ex-libris/257151-telegram-2021-auditoriya-kanaly-reklama (Date of application: 06/10/2023). (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.