12. Ronald, G. Hammond. 940-nm Laser for treatment of saphenous insufficiency : Histological analysis and long-term follow-up / G. Ronald Hammond [et al] // Photomedicine and laser surgery. -2005. - № 23 (1). - Р. 15-19.
13. Wellwood, J. M. Sensory changes following stripping of the long saphenous vein / J. M. Wellwood, S. J. Cox, A. Martin // J. Cardiovasc. Surg. - 1975. - № 16. - Р. 123-124.
РЕЗЮМЕ
Д. Ю. Семенов, М. Ш. Вахитов, З. М. Улимба-
шева, О. В. Ковалева
Тактика лечения варикозного расширения вен нижних конечностей с применением малоинвазивных методов
В работе приведен опыт применения малоинвазивных вмешательств в лечении 54 больных с ВБВНК. В качестве предоперационной диагностики поражений со стороны венозной системы нижних конечностей использовано дуплексное ангиосканирование. В зависимости от выявленных изменений выделены 3 группы, пациентам которых выполнены различные виды оперативных вмешательств. Подробно описаны методики оперативных вмешательств эндовазальной лазерной облитерации и минифлебэктомии в лечении ВБВНК. Анализ непосредственных и отдаленных
результатов лечения показал преимущества малоинвазивных методик перед традиционными хирургическими вмешательствами.
Ключевые слова: эндовазальная лазерная облитерация, мини-флебэктомия, дуплексное ангиосканирование, варикозная болезнь вен нижних конечностей.
S UMMARY
D. Yu. Semenov, Ml. Sh. Vakhitov, Z. Ml. Ulimba-sheva, O. V. Kovaleva
Tactics of treatment for the lower limb varicose vein with miniinvasive methods
The article deals with the problem of treatment for varicose vein in the lower limbs with minimally invasive interventions in 54 patients. Duplex ultrasound scanning was performed in order to preoperatively localize any venous system defects in the lower limbs. According to the revealed pathologies the patients were divided into 3 groups, with specific surgical intervention for each group. The techniques of surgical procedures - endovasal laser obliteration and miniphlebectomy - are described in detail. Analysis of the short-term and long-term results of the treatment has shown advantages of the minimally invasive techniques over traditional surgical interventions.
Key words: endovasal laser obliteration, miniphlebectomy, duplex ultrasound scanning, varicose vein in the lower limbs.
© Е. И. Николаева, Б. В. Каменский, 2008 г УДК 612.172.2:616.89-008.48-008.15]:613.954
Е. И. Николаева, Б. В. Каменский
СПЕЦИФИКА ВАРИАЦИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наиболее принятое преставление об интеллекте заключается в оценке его как механизма адаптации [3]. Действительно, при анализе результатов томографических [2, 8, 10-12] и электроэнцефалографических (ЭЭГ) [6, 9] исследований, в которых сопоставлялись активные области мозга при решении творческих задач или сравнивался процесс решения любых задач людьми с различным значениями коэффициента интеллекта, обнаружено, что чем выше интеллект, тем меньшее число зон включено в решение задач [10-12]. Более того, при обучении сложным задачам у людей с более высоким интеллектом отмечается высокая активация многих областей в начале обучения, тогда как в конце обучения у них обнаружено выраженное ограничение зон, участвующих в этом процессе, и снижение общей
активации при решении задачи [12]. Таким образом, психофизиологические данные свидетельствуют о том, что интеллект у взрослых действительно способствует большей эффективности нейрональных сетей, работающих на более низком режиме активности, чем у людей с более низким интеллектом.
Однако нет данных о том, что происходит у детей с различным уровнем интеллекта. Возможно, что у дошкольников, как и у высокоинтеллектуальных взрослых, на момент начала обучения существует большая активация мозговых структур, чем в норме. И только с возрастом, когда обучение нейрональных сетей достигнет определенного уровня, формируется то же соотношение, что и у высокоинтеллектуальных взрослых в конце обучения.
Мы не нашли данных, позволяющих ответить на этот вопрос однозначно. Именно поэтому задачей нашего исследования было сопоставить характеристики вариативности сердечного ритма у дошкольников с различным уровнем интеллекта. Мы не обратились к оценке ЭЭГ, поскольку у дошкольников ее ритмы еще не достаточно дифференцированы, чтобы сделать однозначные выводы об активации тех или иных областей. В то же время современные методы анализа электрокардиограммы (ЭКГ) позволяют оценить некоторые стохастические характеристики активности центральной нервной системы.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В обследовании принимал участие 31 ребенок, возраст был в пределах от 5,11 до 7,2 года. Все они посещали ГДОУ N° 94 (17 девочек и 14 мальчиков). Дети данной группы характеризовались тем, что в детском саду участвовали в программах «Формирование адаптационного ресур-
ОРИГИНАЛЬНЫЕ
РАБОТЫ
са» и «Коррекция и нормализация высших психических функций», что, безусловно, способствовало их физическому и психическому развитию.
Дошкольники выполняли ассоциативный эксперимент в ситуации эмоционального подкрепления. Подкрепление было отрицательным (штраф) и положительным (конфеты). Параллельно тестированию регистрировалась кардиограмма (электроды находились на обеих лодыжках и обеих запястьях). Характеристика ЭКГ во время эмоционально окрашенных заданий сравнивалась с показателями в фоне. Таким образом, анализировались показатели вариативности сердечного ритма в четырех разных ситуациях, каждая длительностью 5 минут. Первая -оперативный покой, в которой записывалась ЭКГ без определенной деятельности, вторая - фоновый ассоциативный эксперимент, в ходе которого ребенок отвечал антонимами на слова-стимулы, произносимые экспериментатором без оценок результата деятельности ребенка. Третья ситуация - ассоциативный эксперимент с положительным подкреплением, в котором экспериментатор за каждые 5 правильных ответов награждал ребенка конфетой. Последняя, четвертая, серия происходила с негативным подкреплением, при котором за каждую допущенную ошибку у ребенка забирали конфеты.
Посчитывали процент правильных реакций во всех трех вербальных сериях. Правильными реакциями считались ответы, которые ребенок давал в той же части речи, в которой давалось слово-стимул. В списке слов было 45 лексем, из них существительных, прилагательных и глаголов - по 14, 3 были представлены наречиями. В каждой серии предлагалось по 15 лексем [4].
ЭКГ обрабатывалась с помощью авторской компьютерной программы В. М. Урицкого и Н. И. Музалевской [7]. Для каждой записи ЭКГ у каждого ребенка были рассчитаны следующие параметры: средняя длительность R-R-интервалов, стандартное отклонение средней длительности R-R-интервалов, высокие частоты вариаций кардио-ритма (High frequency, HF с частотой 0,15-0,40 Гц), низкие частоты (Low frequency, LF с частотой 0,04-0,15 Гц), индекс вегетативного баланса (отношение процентного содержания низких частот к высоким). Помимо этих классических показателей мобилизации адаптационного ресурса, в работе использовались введенные в практику оценки состояния активности центральной нервной системы Н. И. Музалевской [5] стохастические параметры в виде индекса кортиколизации (So), отражающего участие высших отделов регуляции активности сердца, и фрактального индекса р, величина которого теоретически может принимать значения от +2 до -2. Фрактальный индекс р имеет диапазон оптимальных значений от +0,8 до +1,2, когда можно говорить о высокой иерархической сопряженности разных автономных звеньев регуляции сердечной активности.
Кроме этого, у всех детей был проведен детский вариант теста «Стандарт-
ные прогрессивные матрицы» Дж. Равена [1]. По результатам теста было определено медианное значение в группе и все дети отнесены к группе с высоким интеллектом (значения коэффициента интеллекта выше медианы) и в группу детей с относительно низким интеллектом (значения коэффициента интеллекта ниже медианы). Таким образом, обозначения «низкий» и «высокий» являются относительными и применимы в рамках данного плана исследования.
Статистический анализ был проведен с помощью пакета программы Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Разделение детей на основании результатов проведения теста Равена обнаружило 14 детей с высоким интеллектом и 17 - с низким. Согласно данным, представленным в табл. 1, дети двух групп различным образом выполняли ассоциативный тест в разных сериях. Различия между группами достоверны для нейтральной серии и серии с негативным подкреплением. При этом эффективность работы детей с высоким уровнем интеллекта снижается в серии с положительным подкреплением, тогда как при негативном подкреплении они работают так же, как при собственной мотивации.
У детей из группы с низким интеллектом максимальные результаты наблюдались в серии с негативным подкреплением, но они значимо отличались (были ниже) по сравнению с результатами у детей из группы с высоким интеллектом.
Оценка показателей вариативности сердечного ритма обнаружила только один показатель, который значимо отличался у детей двух групп и варьировал в каждой серии, - это показатель низких частот вариации кардиорит-ма - LF. Эти данные приведены в табл. 2. Из данных видно, что в фоне этот показатель, свидетельствующий об активации симпатического звена вегетативной нервной системы, не отличается в двух группах детей. Он одинаков и в серии с негативным подкреплением. Однако в нейтральной и основанной на положительном подкреплении сериях различия значимы, причем этот показатель выше в группе детей с высоким интеллектом.
Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что физиологические изменения не полностью следуют психологическим. Группы различаются по эффективности исполнения ассоциативного теста в серии с внутренней мотивацией и негативной мотивацией. Но различие
Таблица 1
Динамика изменения среднегрупповых значений уровня вербального интеллекта у детей с высоким и низким интеллектом
Тип экспериментальной серии
Группа детей Вербальная деятельность на фоне собственного мотивационного комплекса Вербальная деятельность с внешним положительным мотивационны м подкреплением Вербальная деятельность с внешним отрицательным мотивационны м подкреплением
Высокий интеллект 140±16 ** 128±15 134±16 *
Низкий интеллект 90±17 92±19 104±21
- различия с уровнем значимости (по Стьюденту) 0,95; ** - 0,98.
Таблица 2
Специфика изменений низких частот (в %) кардиоритма (LF) у дошкольников в различных сериях
Тип экспериментальной серии
Группа детей В состоянии оперативного покоя (ЭКГ фон) Вербальная деятельности на фоне собственного мотивациионного комплекса Вербальная деятельность с внешним положительным мотивационным подкреплением Вербальная деятельность с внешним отрицательным мотивационным подкреплением
С высоким 32±9 43±8 * 44±9 * 45±9
интеллектом
С низким 28±11 36±10 38±9 40±11
интеллектом
Примечание: обозначения как в табл. 1.
в выраженности низких волн на ЭКГ обнаружены только для собственной мотивации и мотивации с положительным подкреплением. Низкие волны традиционно связывают с выраженностью симпатического отдела вегетативной нервной системы [7]. Особенностью детей с высоким интеллектом является то, что у них тонус симпатического звена в фоне несколько выше, хотя и не достигает уровня значимости. Но при выполнении любого вербального задания симпатическая активация резко возрастает и не меняется от серии к серии, тогда как у детей с более низким интеллектом отмечено постепенное нарастание симпатической активации. Анализ корреляций между показателем LF и результатами теста Равенна выявил достоверную прямую связь у детей с низким интеллектом (0,52 по Пирсону) и отсутствие таковой связи для детей с высоким интеллектом (0, 21).
Стохастические показатели, отражающие центральную регуляцию, не выявили различий между группами.
Таким образом, наши данные позволяют сделать вывод о том, что у дошкольников с более высокими показателями интеллекта обнаружена более высокая активация симпатического звена вегетативной нервной системы при исполнении любых тестовых заданий. Причем, согласно нашим данным, положительное подкрепление не приводит к более эффективному выполнению ассоциативного тестирования у детей с низким интеллектом и ухудшает исполнение теста у детей с высоким интеллектом. Дети с высоким интеллектом имеют одинаковые результаты выполнения ассоциативного теста в ситуации внутренней мотивации и негативного подкрепления. Дети с низким интеллектом наилучшим образом выполняют тест при негативном подкреплении. Эффективность выполнения ассоциативного теста зависит от активации симпатического звена вегетативной нервной системы у детей с низким интеллектом, у которых его активация в норме снижена. У детей с высоким интеллектом в фоне симпатическая активация выше и снижается только при положительном подкреплении.
Наше исследование не противоречит высказанному предположению о том, что у детей с высоким интеллектом ситуация с активацией подобна той, которая отмечается у взрослых с высоким интеллектом в начале обучения: она повышена. Однако тот факт, что стохастические параметры ЭКГ в группах не отличаются, свидетельствует о том, что у детей интеллект, по-видимому, связан, прежде всего, с включением эмоциогенных структур мозга. У взрослых при решении задач особая активность отме-
чена в лобных долях [12], которые у детей активно формируются лишь с 7 лет.
При этом наше исследование ставит некоторые новые вопросы:
- опосредует ли стресс высокий интеллект у детей с низкими показателями интеллекта (именно негативное подкрепление привело к наибольшей эффективности исполнения ими ассоциативного тестирования)?;
- можно ли предположить, что дети с высокими показателями интеллекта эффективнее работают при внутренней мотивации и не нуждаются во внешней?;
- возможны ли высокие достижения у дошкольников без негативного подкрепления?;
- какова роль лобных структур в решении интеллектуальных задач дошкольниками?
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова, М. К. Интеллектуальные тесты / М. К. Акимова // Психология индивидуальных различий. - М. : МГУ, 1992. -С. 122-128.
2. Бехтерева, Н. П. Электроэнцефалографические исследования креативного мышления как когнитивно-специфического функционального состояния мозга / Н. П. Бехтерева [и др.] // Материалы междунар. конф. «Творчество : взгляд с разных сторон». -М. ; Звенигород, 2005.
3. Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т. 1 / Ж. Годф-руа ; пер. с фр. - М. : Мир, 1992.
4. Каменская, В. Г. Стресс как психобиологический фактор формирования состояния здоровья / В. Г. Каменская // Здоровье подрастающего поколения мегаполиса : сб. тр. к 20-летнему юбилею кафедры. - СПб. : Милена, 2007. - С. 11-21.
5. Музалевская, Н. И. Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии / Н. И. Музалевская, В. Г. Каменская // Физиология человека. - 2007. - Т. 33. - № 1. - С. 1-9.
6. Разумникова, О. М. Отражение структуры интеллекта в пространственно-временных особенностях фоновой ЭЭГ / О. М. Разумникова // Физиол. человека. - 2003. - Т. 29. - № 4. - С. 32-40.
7. Урицкий, В. М. Физические механизмы фрактальной организации живых систем / В. М. Урицкий, Н. И. Музалевская // Био-мед. информатика. - СПб., 1995. - С. 108-129.
8. Charlot, V. Different mental imagery abilities result in different regional cerebral blood How activation patterns during cognitive tasks / V. Charlot [et al] // Neuropsychologia. - 1992. - № 30. - Р. 565-580.
9. Jausovec, N. Differences in cognitive processes between gifted, intelligent, creative, and average individuals while solving complex problems : аn EEG study / N. Jausovec // Intelligence. - 2000. - № 28. -Р. 213-237.
10. Haier, R. J. Brain size and cerebral glucose metabolic rate in nonspecific mental retardation and Down syndrome / R. J. Haier [et al] // Intelligence. - 1995. - № 20. - Р. 191-210.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ
РАБОТЫ
11. Haier, R. J. Cortical glucose metabolic rate correlates of abstract reasoning and attention studied with positron emission tomography / R. J. Haier // Intelligence. - 1988. - № 12. -Р. 199-217.
12. Neubauer, A. C. Intelligence and individual differences in becoming neurally efficient / A. C. Neubauer // Acta Psychologica. -2004. - Vol. 116. - P. 55-74.
13. Nikolaeva, E. Model of family discipline influence on child's heart rate / E. Nikolaeva // Health Psychology Review. - 2007. -Suppl. 1. - P. 45.
РЕЗЮМЕ
Е. И. Николаева, Б. В. Каменский
Специфика вариаций сердечного ритма в эмоциональной ситуации у дошкольников с высокими и низкими значениями коэффициента интеллекта
Целью исследования было сопоставить характеристики вариативности сердечного ритма у дошкольников с различным уровнем интеллекта. В обследовании принимал участие 31 ребенок, посещающий ГДОУ № 94 (17 девочек и 14 мальчиков) в возрасте от 5,11 до 7,2 года со второй и третьей группой здоровья. Дошкольники выполняли ассоциативный эксперимент в ситуации эмоционального подкрепления с помощью наказания (штрафа) и поощрения в виде конфет при параллельной регистрации частоты сердечных сокращений. У дошкольников с более высокими показателями интеллекта обнаружена более высокая активация симпатического звена вегетативной нервной системы при исполнении любых тестовых заданий. Положительное подкрепление не приводит к более эффективному выполнению ассоциативного тестирования у детей с низким интеллектом и ухудшает исполнение теста у детей с высоким интеллектом. Дети с высоким интеллектом имеют одинаковые результаты выполнения ассоциативного теста в ситуации внутренней мотивации и негативного подкрепления. Дети с низким интеллектом наилучшим образом выполняют тест при негативном
подкреплении. Эффективность выполнения ассоциативного теста зависит от активации симпатического звена вегетативной нервной системы у детей с низким интеллектом, у которых его активация в норме снижена. У детей с высоким интеллектом в фоне симпатическая активация выше и снижается только при положительном подкреплении.
Ключевые слова: дети, интеллект, сердечный ритм. S UMMARY
E. I. Nikolaeva, B. V. Kamensky
Specificity of cardiac rhythm variations in emotional situations in preschool children with high and low values of
IQ
The purpose of the research was to compare characteristics of cardiac rhythm variability in preschool children with various IQ. Thirty-one children were the participants (17 girls and 14 boys, 5.117.2 years old). The children performed the associative experiment in situations of emotional reinforcement (punishment or reward) with electrocardiography being done in parallel. Higher activation of the sympathetic part of the vegetative nervous system was found in children with higher IQs. The positive reinforcement did not lead to more effective performance of the associative test by children with low IQs and worsened performance of the test by children with high intelligence. Children with high IQs had identical results of performance of the associative test in situations of internal motivation and in negative reinforcement. Children with low IQs were the best in the test with negative reinforcement. Efficiency of performance of the associative test depends on activation of the sympathetic part of the vegetative nervous system in children with low IQs.
Key words: creativity, heart rate variability, preschool children.
Работа поддержана грантами РГНФ № 07-06-0414а и № 07-06-00469.
© С. А. Буркова, Е. И. Николаева, 2008 г.
УДК 616.172.2:370.54]:371.21
С. А. Буркова, Е. И. Николаева
СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВАРИАЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ПРИПОМИНАНИИ НАКАЗАНИЯ
И ПООЩРЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
ВВЕДЕНИЕ
Большинство младших школьников при адаптации к школе не способны сформулировать те эмоциональные переживания, которые возникают у них в процессе обучения. Это крайне затрудняет возможность раннего выявления дезадаптации. Одним из самых очевидных показателей, помогающих на ранних этапах оценить первые
признаки дезадаптации, можно считать самооценку. Самооценка - одна из активно разрабатываемых проблем в психологии [1-4, 7, 15, 16]. Но при кажущейся разработанности данной темы, множестве исследований, посвященных ей, невыясненным остается целый ряд вопросов, среди которых - методы определения самооценки.
В имеющихся методах выявления самооценки («Лесенка», методики Будасси и Дембо-Рубинштейна) субъективность человека, дающего самооценку, накладывается на субъективность исследователя, определяющего, насколько и чему эти результаты адекватны, имеют ли они среднее, низкое и высокое значение. При кажущейся очевидности понятия точная научная его реализация представляется крайне сложной.
Особенно явственно встает эта проблема, когда исследователь обращается к детской самооценке: у ребенка нет опыта, не сформирована (или очень ограничена) система ценностей, успехи его слишком ничтожны в сравнении с успехами окружающих взрослых (и ни один ребенок не согласится сравнивать себя с детьми, а не с взрослыми), у него нет идеального образа «я», а «я»-концепция слишком неопределенна, чтобы реагировать на результат деятельности. Безусловно, самооценка ребенка во