инвалидизации детей с аутистической симптоматикой. Важно отметить, что социальная адаптация детей с данным видом дизонтогенеза возможна только при правильно и специально организованных средовых условиях.
Е.И. Николаева, Б. В. Каменский РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫСОКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ
КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕЛЛЕКТА
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Многочисленные профилактические осмотры детей разного возраста демонстрируют безрадостную картину их здоровья (Отева и др, 1993; Николаева, Королева, 2007 и многие другие). Структура заболеваемости детей с возрастом все более приближается к таковой у взрослых, для которых характерны так называемые «болезни адаптации» - спектр заболеваний, обусловленных стрессом и его последствиями. Одними из важнейших в этом списке являются сердечно-сосудистые расстройства (Рябыкина, Соболев, 1998). Это связано с тем, что сердце и сосуды активно реагируют на адреналин, выделяющийся на первых этапах стресса, и на кортизол, включающийся на более поздних его этапах (Николаева, 2003).
Известно, что болезни взрослых закладываются в детстве. Наилучшим методом, снимающим последствия стресса, является двигательная активность. Однако с возрастом развитие интеллектуального потенциала ребенка требует от него длительного снижения двигательной активности в процессе обучения, что ухудшает возможности ребенка справляться со стрессогенными ситуациями. Эти изменения могут быть зафиксированы при оценке состояния вегетативной регуляции. В настоящее время появились методы, позволяющие сопоставить активность симпатического и парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы на основе анализа вариаций сердечного ритма. Именно поэтому задачей данного исследования было оценить особенности вегетативной регуляции детей с разным уровнем интеллекта в процессе интеллектуальной деятельности на основе оценки вариабельности сердечного ритма.
В обследовании принимал участие 31 ребенок в возрасте от 5,11 лет до 7,2 лет. Все они посещали ГДОУ №94 (17 девочек и 14 мальчиков). Дети данной группы характеризовались тем, что в детском саду участвовали в программах «Формирование адаптационного ресурса» и «Коррекция и нормализация высших психических функций», что, безусловно, способствовало их физическому и психическому развитию.
Дошкольники выполняли ассоциативный эксперимент в ситуации эмоционального подкрепления. Подкрепление было отрицательным (штраф) и положительным (конфеты). Параллельно тестированию регистрировалась кардиограмма (электроды находились на обеих лодыжках и обоих запястьях). Характеристика ЭКГ во время эмоционально окрашенных заданий сравнивалась с показателями в фоне. Таким образом, анализировались показатели вариативности сердечного ритма в четырех разных ситуациях, каждая длительностью 5 минут. Первая - оперативный покой, в которой записывалась ЭКГ без определенной деятельности, вторая - фоновый ассоциативный эксперимент, в ходе которого ребенок отвечал антонимами на слова-стимулы, произносимые экспериментатором без оценок результата деятельности ребенка. Третья ситуация - ассоциативный эксперимент с положительным подкреплением, в котором экспериментатор за каждые 5 правильных ответов награждал ребенка конфетой. Последняя, четвертая серия, происходила с негативным подкреплением, при котором за каждую допущенную ошибку у ребенка забирали конфеты.
Посчитывали процент правильных реакций во всех трех вербальных сериях. Правильными реакциями считались ответы, которые ребенок давал в той же части речи, в которой давалось слово-стимул. В списке слов было 45 лексем, из них существительных, прилагательных и глаголов - по 14, три были представлены наречиям. В каждой серии предлагалось по 15 лексем Каменская, 2007).
ЭКГ обрабатывалась с помощью авторской компьютерной программы В.М. Урицкого и Н.И. Музалевской (1995). Для каждой записи ЭКГ у каждого ребенка были рассчитаны следующие параметры: средняя длительность R-R интервалов, стандартное отклонение средней длительности R-R интервалов, высокие частоты вариаций кардиоритма (High frequency, HF, с частотой 0,15- 0,40 Гц) низкие частоты (Low frequency, LF, с частотой 0,04 -0,15 Гц), индекс вегетативного баланса (отношение процентного содержания низких частот к высоким). Помимо этих классических показателей мобилизации адаптационного ресурса в работе использовались введенные в практику оценки состояния активности центральной нервной системы Н.И. Музалевской (2007) стохастические параметры в виде индекса кор-тиколизации (So), отражающего участие высших отделов регуляции активности сердца, и фрактального индекса в, величина которого теоретически может принимать значения от +2 до -2. Фрактальный индекс в имеет диапазон оптимальных значений от +0,8 до +1,2, когда можно говорить о высокой иерархической сопряженности разных автономных звеньев регуляции сердечной активности.
Кроме этого у всех детей был проведен детский вариант теста Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равенна (Акимова, 1992). По результатам теста было определено медианное значение в группе и все дети отнесены к группе с высоким интеллектом (значения коэффициента интеллекта выше медианы) и в группу детей с относительно низким интеллектом (значения коэффициента интеллекта ниже медианы). Таким образом, обозначения «низкий» и «высокий» являются относительными и применимы в рамках данного плана исследования.
Статистический анализ был проведен с помощью пакета программы Excel.
Наши данные свидетельствуют о большей симпатической активации у детей с высоким интеллектом при всех видах заданий и в фоне. Более того, нагрузка разного рода практически не изменяет состояние регуляции ССС у детей с высоким интеллектом, тогда как у детей с низким интеллектом наиболее выраженные изменения в регуляции ССС обнаруживаются только при негативном подкреплении. Известно, что чем больше величина стандартного отклонения R-R интервалов, тем в большей мере выражена парасимпатическая активация.
Все параметры вариабельности сердечного ритма свидетельствуют о преобладании симпатического звена над парасимпатическим у детей с высоким интеллектом. При этом в фоне при выполнении ассоциативного теста на основе внутренней мотивации у детей с низким интеллектом вегетативный баланс равен единице, то есть существует равенство двух звеньев вегетативной нервной системы.
Индекс кортиколизации не отличается у детей с низким интеллектом в фоне и при выполнении ассоциативного теста с негативным подкреплением. Однако этот показатель снижается в два раза по сравнению с фоном при выполнении ассоциативного теста на основе внутренней мотивации и при положительном подкреплении. Это свидетельствует о большей включенности высших этажей центральной нервной системы в сердечно-сосудистую регуляцию, а значит, и большую подверженность стрессогенным воздействиям детей с более высоким интеллектом.
Наши данные демонстрируют, что дети с более высокими значениями общего интеллекта на фоне внутренней мотивации выполняют ассоциативный тест лучше всего, причем положительное и даже негативное подкрепление не ведут к более эффективному выполнению теста. Но дети с низким невербальным интеллектом напрямую зависят в исполнении вербального задания от подкрепления, причем негативное подкрепление обусловливает наибольшие результаты.
В то же время оказывается, что большая эффективность в исполнении интеллектуальных тестов у детей с более высокими значениями общего интеллекта обусловлена постоянным превалированием симпатического звена над парасимпатическим, что может привести к срыву сердечно-сосудистой регуляции у них. Этому же способствует и больший контроль сердечно-сосудистой регуляции со стороны высших отделов центральной нервной системы. Следовательно, необходимо проводить регулярное обследование интеллектуально одаренных детей на предмет состояния сердечно-сосудистой регуляции и в качестве профилактических мер увеличивать длительность подвижных игр у них или изменения самого процесса обучения, которое может сочетаться с теми или иными двигательными упражнениями.
Выводы:
1. У интеллектуально одаренных дошкольников обнаружена более высокая активация симпатического звена вегетативной нервной системы при исполнении любых тестовых заданий.
2. Дети с высоким интеллектом имеют одинаковые результаты выполнения ассоциативного теста в ситуации внутренней мотивации и негативного подкрепления. Дети с низким интеллектом наилучшим образом выполняют тест при негативном подкреплении.
3. Необходима разработка профилактических мероприятий для увеличения времени двигательной активности у интеллектуально одаренных дошкольников.
А. С. Орлов
ПРОБЛЕМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия
Лекарственные средства (ЛС) являются специфическим товаром, способствующим сохранению, поддержанию и улучшению здоровья людей, и поэтому обладают большой социальной значимостью. В связи с тем, что цены на фармацевтическом рынке помимо экономического содержания имеют также важное социальное и государственное значение, то во многих странах, в том числе и в России, осуществляется государственный контроль за ценами на ЛС. В то же время государственное регулирование ценообразования на фармацевтическом рынке требует решения целого комплекса проблем, связанных с выбором оптимальной схемы регулирования, обоснованием устанавливаемого предельного уровня цен на лекарства, оценкой эффективности мер государственного воздействия на ценообразование.
Государственный контроль за ценами на фармацевтическом рынке может осуществляться прямым или косвенным путем. В случае прямого воздействия цены на лекарства стро-