Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахбазова Мадина Сулеймановна

В статье анализируются особенности управления малым и средним бизнесом в современных эко -номических условиях. Экономический кризис, эпидемиологическая ситуация и санкционная политика западных стран оказывают негативное влияние на сферу малого предпринимательства в России, а также на устойчивость его развития. Отмечается, что важным источником устойчивого развития малого предпринимательства является цифровизация данной сферы, которая оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на устойчивость развития предприятий. Делается вывод, что определение подходов к формированию системно-динамического сценария обеспеченности выживания и развития малого предпринимательства является важной задачей, решив которую удастся добиться устойчивого развития в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS MANAGEMENT IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article analyzes the features of managing small and medium-sized businesses in modern economic conditions. The economic crisis, the epidemiological situation and the sanctions policy of Western countries have a negative impact on the small business in Russia, as well as on the sustainability of its development. It is noted that an important source of sustainable development of small business is the digitalization of this area, which has had both a positive and a negative impact on the sustainability of the development of small businesses. It is concluded that the definition of approaches to the formation of a system-dynamic scenario for ensuring the survival and development of small business is an important task, by solving which it will be possible to achieve sustainable development in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_2_14 УДК 334

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ И СРЕДНИМ БИЗНЕСОМ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Шахбазова Мадина Сулеймановна,

ассистент кафедры бизнес-информатики, Институт математики, физики и информационных технологий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: madina.shakhbazova@ mail.ru

В статье анализируются особенности управления малым и средним бизнесом в современных эко -номических условиях. Экономический кризис, эпидемиологическая ситуация и санкционная политика западных стран оказывают негативное влияние на сферу малого предпринимательства в России, а также на устойчивость его развития. Отмечается, что важным источником устойчивого развития малого предпринимательства является цифровизация данной сферы, которая оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на устойчивость развития предприятий. Делается вывод, что определение подходов к формированию системно-динамического сценария обеспеченности выживания и развития малого предпринимательства является важной задачей, решив которую удастся добиться устойчивого развития в современных условиях.

Ключевые слова: управление; менеджмент; малый и средний бизнес; экономика; предпринимательство.

UDC 334

SPECIFICS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS MANAGEMENT IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Shakhbazova Madina Suleymanovna,

Assistant of the Department of Business Informatics, Institute of Mathematics,

Physics and Information Technologies, Chechen State University named after A.

A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: madina.shakhbazova@mail.ru

The article analyzes the features of managing small and medium-sized businesses in modern economic conditions. The economic crisis, the epidemiological situation and the sanctions policy of Western countries have a negative impact on the small business in Russia, as well as on the sustainability of its development. It is noted that an important source of sustainable development of small business is the digitalization of this area, which has had both a positive and a negative impact on the sustainability of the development of small businesses. It is concluded that the definition of approaches to the formation of a system-dynamic scenario for ensuring the survival and development of small business is an important task, by solving which it will be possible to achieve sustainable development in modern conditions.

Keywords: management; management; small and medium businesses; economy; entrepreneurship.

В современных экономических условиях под воздействием процесса цифровизации происходит трансформация условий ведения бизнеса в сфере малого и среднего предпринимательства, что в свою очередь оказывает влияние и на устойчивое развитие данной сферы.

Для России малое и среднее предпринимательство представляет собой растущий

сектор, поскольку на их долю приходится около 32 % валового внутреннего продукта (ВВП). Экономическая значимость очевидна, однако, поскольку это очень рассредоточенный и диверсифицированный сектор экономики, создание и рост этих предприятий все еще подвержены большой волатильности. Согласно данным исследований, вероятность успеха на российском рынке в среднем

составляет от 25 % до 30 %, что ниже среднего мирового показателя в 40 % [1; 4; 9].

Со стратегической точки зрения ресурсы и возможности, созданные малым и средним предпринимательством, страдают от нехватки навыков, плохой практики управления и ограниченной подготовки их рабочей силы. Они также не очень хорошо знакомы с лучшими мировыми практиками в области качества, дизайна или производства. Эта ситуация приводит к переменным показателям прибыльности, выживания и роста.

В области инноваций, исследований и технологического развития страдают малые и средние предприятия, поскольку у них часто нет необходимых ресурсов для запуска новых проектов. В то же время, согласно недавнему отчету, значительное число предприятий считают себя инновационными и так или иначе внедряют инновации [2; 5; 7].

Согласно различным опросам, доля инновационных предприятий в процессах значительна (примерно в пределах 15-40 %). Тем не менее по-прежнему существует значительный технологический разрыв с ведущими странами, и во многих случаях эти инновационные усилия представляют собой ответ на растущий вызов конкуренции, вызванный глобализацией.

В большинстве случаев малые и средние предприятия в России осуществляют управление технологиями для удовлетворения потребностей в базовых или общих технологических ресурсах, которые позволяют им выходить на рынок и оставаться на нем. В связи с этим отсутствует ответственная функциональная структура, не разрабатываются технологические планы или повестки дня, и нет конкретных бюджетов для этих мероприятий.

В научной литературе по управлению технологиями на малых и средних предприятиях подчеркиваются усилия по созданию рамок оценки типа реализуемой стратегии, а также влияние этой деятельности на эффективность бизнеса с точки зрения снижения затрат, дифференциации, реагирования на клиентов, эффективности, развитие талантов и навыков, интеграция и сотрудничество, успешное внедрение новых технологий, а также навыки прогнозирования перспективных приложений и будущих разработок [3; 8].

Сталкиваясь со все более неспокойной и высококонкурентной средой, возникает вопрос о том, может ли неформальное намерение стратегии перейти к более формальному управлению технологиями, развитию функциональных возможностей и практик, составляющих технологическое наследие, связи и гарантии знаний.

Управление технологиями возникло как ответ на необходимость стратегического управления технологическим фактором. Это определяется как процесс управления всеми теми видами деятельности, которые позволяют предприятию наиболее эффективно использовать технологии, созданные внутри компании и приобретенные у третьих сторон, а также внедрять их в новые продукты (продуктовые инновации) и способы их производства и доставки на рынок (процессные инновации). В нем рассматриваются проблемы принятия решений на всех уровнях, связанные с созданием и использованием технологических активов и возможностей; их воздействие на отдельных лиц, организации, общества и природу; и согласование экономических, социальных и экологических последствий технологических инноваций.

Управление технологиями направлено на улучшение возможностей усвоения и интер-нализации знаний. Таким образом, модели управления являются инструментами для принятия решений по инновационным стратегиям.

Рассмотрим модели, которые направлены на то, чтобы выбирать правильную практику, которая может применяться как малыми и средними, так и крупными предприятиями.

1) Целевая модель. Заключается в содействии развитию организаций любого размера и типа, с тем чтобы упорядоченно выводить их на конкурентоспособные уровни мирового уровня посредством устойчивого и систематического четкого управления технологиями. Она состоит из ряда процессов и функций.

2) Следующая модель устанавливается в качестве постоянного решения, основывающего разработку продуктов и услуг на органи -зационном потенциале и навыках создания, хранения, передачи, применения и распространения знаний через официальные сети. Модель представлена спиралью, основной частью которой являются инновации, придающие важное значение творчеству, качеству,

добавленной стоимости и предпринимательскому подходу. Эта модель должна быть инструментом координации человеческого капитала, а также средством постановки и достижения целей в разработке продукта.

3) Модель Суманта предлагает системный подход к управлению технологиями посредством непрерывного процесса, который может быть применен к продукту, услуге, рабочему месту и национальной или международной корпорации.

4) Модель Идальго, Леона и Павона определяет набор конкретных процессов управления, адаптированных к технологиям, для их идентификации, оценки, выбора, приобретения, усвоения и эффективного использования. Каждому бизнес-сектору придется адаптировать эти процедуры к своим потребностям.

5) Пятая модель основана на несложной структуре, охватывающей пять элементов или функций. Каждому элементу могут помочь различные инструменты для его реализации, такие как исследование рынка, SWOT-анализ, технологическое предвидение и прогнозирование, конкурентная разведка, цепочка создания стоимости, оценка и управление проектами, управление портфелем, причинно-следственная диаграмма, управление интеллектуальной собственностью, анализ стоимости, управление изменениями или управление талантами и знаниями.

Все модели включают:

- Анализ окружающей среды (ожидание эффективности, оптимизации и упрощения). Наблюдение за окружающей средой посредством организованного, формального, выборочного и систематического процесса, позволяющего принимать решения с меньшим риском и предвидеть изменения. Определение технологического потенциала с точки зрения потребностей рынка и основных конкурентов. Обсуждение идеи с технологическими, капитальными и операционными партнерами.

- Исследование рынка и оценку технологий (разработка критериев для повышения конкурентоспособности). Выбор наиболее подходящих технологий с учетом таких факторов, как доступность, стоимость, взаимосвязь с другими технологиями, выбор направлений действий, составление технологического плана.

- Приобретение и адаптацию технологий (внедрение технических средств и предоставление технологических ресурсов). Определение и оценка поставщиков и материалов. Расширение технологического наследия (изучение внешних возможностей, прежде чем принимать решение о проведении внутреннего развития). Обучение (после выбора технологического варианта предприятие должно выделить необходимые ресурсы для реализации выбранного варианта); привлечение исследовательского персонала. Внедрение экспериментальной инфраструктуры на лабораторном уровне с последующим переходом на промышленное предприятие.

- Усвоение и внедрение технологического наследия (улучшение конкурентных позиций за счет накопления и внедрения технологических возможностей). Реализация инновационных проектов до окончательного запуска в качестве нового продукта или услуги. Показатели для измерения эффективности инноваций, а также технологических, организационных, финансовых и социальных последствий. Защита и забота о технологическом наследии посредством защиты товарных знаков и патентов. Совершенствование приобретенных технологий, адаптация их к конкретным потребностям, что влечет за собой обучение персонала и установление внутренних процедур. Важные решения, касающиеся устаревания данной технологии.

Малые и средние предприятия могут быть не в состоянии использовать новые продукты из-за ограниченных организационных и маркетинговых возможностей. Филсон и Льюис анализируют культурные барьеры для инноваций, такие как сопротивление изменениям, тенденция игнорировать процесс, сосредоточенность на краткосрочных потребностях, отсутствие стратегического видения и распространение культуры обвинения. Тенденция игнорировать процедуры (не брать на себя ответственность), отсутствие мероприятий по надзору за процессами и плохое управление - это проблемы, которые влияют на инновационный процесс, определяемый как последовательность задач.

В исследовании Скоцци, Гаравелли и Кро-устоуна представлен обзор литературы по этим вопросам и их влияние на инновации, где отсутствие мониторинга технологий, функций поиска и организационной памяти

упоминаются в качестве важных проблем в исследованиях, которые интерпретируют инновационный процесс как поток решений. Важной проблемой является отсутствие стратегического видения для стимулирования развития инноваций. Проблемы, связанные с творческим подходом, зависят от способностей и возможностей предпринимателя и, следовательно, не являются общими для всех компаний.

Основными видами деятельности для функции анализа среды малого и среднего предпринимательства в нашем исследовании являются проведение внутреннего и внешнего ситуационного анализа. Эта функция может быть согласована с теоретическими моделями в той мере, в какой она учитывает систематическую деятельность по сбору информации (как внутри, так и за пределами предприятия), выявляет внимание различных заинтересованных сторон и уделяет внимание окружающей среде для поиска возможностей и угроз для технологической модернизации и инноваций.

Что касается исследования рынка и оценки технологий, данные подтверждают траекторию собственного развития, где различные технологии оцениваются в соответствии со степенью их специализации и сложности с критериями технического изучения, цены и финансового анализа. Исследования и разработки представляют собой распределенную конкуренцию с другими областями и, в частности, в основном интегрированы с продажами и обслуживанием, хотя производственные отделы и отделы качества считаются более важными для развития этой деятельности. Эта функция раскрывает определенную способность идентифицировать, оценивать и выбирать технологии по технико-экономическим критериям, в которых участвуют разные специалисты компании, но не обязательно разрабатывать стратегии оптимального использования приобретаемой технологии, учитывая ограниченную активность, установленную теоретическими моделями управления.

В функции приобретения и адаптации технологий основным источником приобретения являются поставщики. На эту деятельность приходится от 10 % до 20 % продаж, и эти инвестиции направлены на повышение производительности, улучшение качества про-

дукции и внесение изменений в процессы. Адаптация требует изменений в инженерных, производственных или технологических процессах или модификаций продукта, которые выполняются в основном выпускниками в рамках самофинансируемых проектов, на долю которых приходится менее 1 % продаж, которые используют инфраструктуру ремонтных мастерских и лабораторий качества. В этой деятельности они также прибегают к поддержке государственных университетов. Что наиболее востребовано, так это поддержка модернизации, обучения и повышения качества.

Эмпирическая функция устанавливает организованное управление внутренними ресурсами с четкими целями, позволяющими перейти от закупки к эксплуатации за счет собственного финансирования, что позволяет осуществлять внедрение собственным персоналом и использовать поддержку в окружающей среде для облегчения ассимиляции, но выявляет высокую зависимость от поставщиков. В деятельности, связанной с освоением и внедрением технологий, масштабы новизны внесенных изменений в основном ограничены предприятием и доводятся до сведения обслуживающего персонала посредством обучения и практики. Эти изменения помогают улучшить человеческий капитал и получить доступ к нему, оптимизировать процессы, а в крупнейших компаниях даже стимулировать экспорт. Воздействие отражается на различных показателях конкурентоспособности, таких как затраты, продажи, проникновение, расширение, разработка и качество продукции, развитие международных рынков и др.

Ограниченное технологическое наследие обеспечивается немногочисленными, но разнообразными гарантиями, от патентов, полезных моделей и товарных знаков до соглашений о конфиденциальности. Лишь немногие предприятия участвуют в передаче своих модификаций, а некоторые даже не заинтересованы в том, чтобы о них стало известно. Успех связан с поддержанием технологических поставщиков, модификацией продуктов и поддержанием технологического уровня в отрасли.

Что касается этапа освоения и внедрения технологии, наименее эффективным кластером с наименьшей относительной

эффективностью являются микро- и малые оффшорные предприятия. Они считают себя последователями технологий и выделяются тем, что используют полезные модели в качестве защитного механизма и сосредотачивают влияние внедрения технологий на расширении ассортимента продукции в ситуации, когда они считают, что их технология находится в процессе разработки.

Однако если рассматривать остальные кластеры, в которых используются зрелые технологии, то наиболее ограниченными показателями являются предприятия микростроительства, которые считаются технологическими последователями и рациональность внедрения технологий которых заключается в увеличении масштабов и снижении затрат на рабочую силу.

С другой стороны, наиболее сложной моделью являются предприятия среднего размера. Внедрение технологий преследовало множество целей, от модификации процессов и улучшения качества до повышения производительности. Малые и средние предприятия считают себя автономными и престижными новаторами, что позволяет им интернационализировать свое производство. Это свидетельствует о том, что с увеличением масштаба происходит технологическое совершенствование, различия в сложности между секторами и между регионами, но также и о том, что существуют различия в сложности между одними и теми же сегментами.

Если инновации следуют за сложной динамикой постепенных и кумулятивных процессов, то можно предположить рост, основанный на эволюции сложности в управлении технологиями.

Согласно исследованиям, малые и средние предприятия могут изменять размер, чтобы преодолеть инновационные недостатки, такие как ограниченная способность к освоению, плохая доступность информации, высокая текучесть квалифицированного персонала, недостаток технологического интеллекта и плохие условия для принятия рисков.

Что касается модели "сложность - увеличение размера", то можно провести вероятную траекторию от малого предприятия с простейшей схемой управления технологиями до предприятия среднего размера с наиболее сложным управлением. Согласно функции анализа окружающей среды, схема становится более сложной, и предприятие растет из-за увеличения частоты планирования и сложности окружающей среды.

Что касается исследований рынка и технологической оценки, обычной практикой является проведение технических исследований и интеграция деятельности с отделом продаж. В следующей функции, связанной с приобретением и адаптацией технологий, воздействие, с которым сталкиваются компании, варьируется от затрат на рабочую силу до изменений в процессах, от необходимости поддержки модернизации до доступа к технологической информации и обратно к технологической модернизации (циклическая схема), а отсюда к повышению качества и источникам сотрудничества, в то время как инфраструктура поддерживается техническим обслуживанием.

Наконец, в процессе усвоения и внедрения интеллектуальная собственность переходит от конфиденциальности и товарных знаков к полезным моделям и обратно к конфиденциальности (циклическая схема), откуда она переходит к патентованию; а технологическое воздействие проявляется через качество для достижения конкретных продуктов и в конечном итоге на международных рынках.

Таким образом, управление технологиями не зависит исключительно от приобретения новых и специализированных технологий, как ошибочно считается. Скорее, конкурентное отличие заключается в том, насколько эффективно они управляют или направляют ресурсы, которые у них есть в настоящее время, для получения знаний, исследований и инноваций, тем самым способствуя развитию динамичного потенциала предприятия.

Список литературы_

1. Аганбегян А. Г На пути к цивилизованному рынку // Вестник Института экономики РАН. 2018. № 1. С. 7-26.

2. Алексеев О. Б. Активный город и местное самоуправление. М., 2019. 190 с.

3. Алексеева С. Г, Ионкина Е. А. Взаимодействие органов местного самоуправления с малым бизнесом // Системные технологии. 2019. № 24. С. 43-46.

4. Алклычев А. М. Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы? // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2009. № 4. С. 107-111.

5. Антонова М. В., Шипицын А. В., Чистникова И. В. Совершенствование банковского кредитования предприятий малого бизнеса : моногр. Белгород : БУЭП, 2019. 115 с.

6. Артемова О. В., Логачева Н. М., Нестеренко И. Ю. Ресурсы для развития малого и среднего предпринимательства в регионах // Общество и власть. 2021. № 2 (70). С. 48-55.

7. Афанасьев В. О. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 2019. № 8. С. 6-23.

8. Бакатин Д., Нургалиев Р. Формирование предпринимательства в современной России: экономические аспекты // Российский экономический журнал. 2021. № 3. С. 12-27.

9. Белоглазова Г Н., Кроливецкая Л. П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Г Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 545 с.

References_

1. Aganbegyan A. G. On the way to a civilized market. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 1. Pp. 7-26.

2. Alekseev O. B. Active city and local self-government. M., 2019. 190 p.

3. Alekseeva S. G., lonkina E. A. Interaction of local self-government bodies with small business. System technologies. 2019. No. 24. Pp. 43-46.

4. Alklychev A.M. Small and medium business in construction: are there any prospects? All-Russian Economic Journal ECO. 2009. No. 4. Pp. 107-111.

5. Antonova M. V., Shipitsyn A.V., Chistnikova I. V. Improvement of bank lending to small businesses: monogr. Belgorod: BUEP, 2019. 115 p.

6. Artemova O. V., Logacheva N. M., Nesterenko I. Yu. Resources for the development of small and medium-sized entrepreneurship in the regions. Society and power. 2021. No. 2 (70). Pp. 48-55.

7. Afanasyev V. O. Small business: problems of formation. Russian Economic Journal. 2019. No. 8. Pp. 6-23.

8. Bakatin D., Nurgaliev R. The formation of entrepreneurship in modern Russia: Economic aspects. Russian Economic Journal. 2021. No. 3. Pp. 12-27.

9. Beloglazova G. N., Krolivetskaya L. P. Banking. Organization of the activities of a commercial bank: textbook and workshop for academic bachelor's degree / edited by G. N. Beloglazova, L. P. Krolivetskaya. 3rd ed., reprint. and additional. Moscow: Yurayt, 2019. 545 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.