Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА'

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
инвестиционная активность / порты / капиталоемкость / финансирование / investment activity / ports / capital intensity / financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян А. А.

В статье затрагиваются вопросы специфики и повышения уровня инвестиционной активности предприятий морской отрасли в условиях глобальных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF INVESTMENT ACTIVITY MANAGEMENT OF MARINE TRANSPORT ENTERPRISES

The article deals with the issues of specifics and increasing the level of investment activity of enterprises in the marine industry in the context of global transformations.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 336.027

Григорян А.А.

магистрант 3 курса Государственный морской университет им. Адм. Ф.Ф. Ушакова

(г. Новороссийск, Россия)

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация: в статье затрагиваются вопросы специфики и повышения уровня инвестиционной активности предприятий морской отрасли в условиях глобальных трансформаций.

Ключевые слова: инвестиционная активность, порты, капиталоемкость, финансирование.

Одной из наиболее актуальных проблем, сдерживающих развитие морского транспорта в течение всего периода реформирования отрасли в России, остается недостаточное инвестиционное обеспечение воспроизводственных процессов. В результате их замедления на морском транспорте в последние годы наблюдается устойчивая тенденция старения и ухудшения технического состояния инфраструктуры и парка транспортных средств. Несмотря на увеличение объема поступающих в отрасль инвестиций, их абсолютный уровень все еще не в состоянии обеспечить нормального воспроизводства основного капитала. В настоящее время приток частного капитала в отечественную отрасль морского транспорта сдерживают высокая капиталоемкость инвестиционных проектов, длительные сроки их окупаемости, высокая степень риска. Инициатива частного сектора сдерживается несовершенством действующего законодательства об инвестициях, недостаточной практикой в области

страхования инвестиций, отсутствием современных механизмов привлечения частного капитала.

Выделим особенности функционирования отечественных морских компаний, влияющие на уровень их инвестиционной привлекательности:

1. Российская экономика характеризуется весьма значительным присутствием государства, в том числе в капитале транспортных компаний. Это снижает привлекательность компаний для частных инвесторов.

2. Крупнейшие транспортные компании России представляют собой сложно структурированный интегрированный бизнес, акционерами которого являются резиденты и нерезиденты Российской Федерации. Деятельность таких групп может быть непрозрачна.

3. В России наблюдается тенденция интеграции транспорта, особенно портов и судоходных компаний, и крупномасштабного бизнеса ресурсопроизводящих отраслей. На определенном горизонте их стратегического развития это создает возможности оптимизации деятельности транспортных компаний, что является фактором повышения их инвестиционной привлекательности.

4. Система управления в транспортных компаниях, как правило, не нацелена на рост стоимости для акционеров. Изменение парадигмы управления позволит использовать и развить потенциал фондового рынка [1].

Именно поэтому повышение инвестиционной привлекательности морского транспорта для частного капитала является одним из приоритетов государственной инвестиционной политики в России, что требует целенаправленных мер государственного стимулирования и поддержки частных инициатив.

Следует подчеркнуть, что морские порты пользуются большой популярностью у российских инвесторов, о чем свидетельствуют высокие темпы наращивания производственных мощностей. Однако сегодня сдерживающим фактором для дальнейшего роста становится дефицит пропускной способности железных дорог. Поэтому особое значение приобретает синхронизация темпов

развития инфраструктуры. Производственные мощности морских портов России с 2024 по 2026 гг. вырастут более чем на 150 млн тонн. В текущем году планируется осуществить прирост на 56,29 млн. тонн. [4].

Морская инфраструктура растет более быстрыми темпами, чем железнодорожная. Поэтому задача государственных органов состоит в синхронизации этого развития во избежание создания большого количества избыточных мощностей. Для этого существует механизм инвестиционных деклараций, в частности, существует порядок, который предусматривает согласование с ОАО «РЖД» реализации любого инвестиционного портового проекта.

Для решения проблемы обновления материально-технической базы морского транспорта формирование необходимого уровня финансово-инвестиционного потенциала морского бизнеса на основе использования исключительно рыночных механизмов невозможно. Это определило комплекс мер государственной поддержки морского транспорта России, обеспечивающих повышение инвестиционного потенциала морского бизнеса, в том числе, введение новых льгот для судовладельцев и судостроителей, субсидирование российским транспортным компаниям и пароходствам части затрат на уплату процентной ставки по кредитам кредитных организаций, создание условий для обеспечения потенциала для реальной конкуренции внутреннего водного транспорта России с наземными видами транспорта и др. [2, 3]. В целом на формирование инвестиционного потенциала предприятий морского транспорта значительное влияние оказывают внешние и внутренние факторы. Факторы внешней среды оказывают все большее влияние на финансово-инвестиционные решения. Интегрированный бизнес имеет больше возможностей для адаптации к изменению деловой среды, используя механизмы оптимизации бизнес-портфеля. Волатильность внешней среды требует от предприятий морского транспорта существенных структурных изменений в организации их деятельности, обеспечивающих адаптацию к внешним угрозам, использование шансов и создание внутренних условий для стратегического успеха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дуйсенбаева Б.Б. Специфические особенности инвестиционной деятельности и развития морского порта как объекта инвестирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. №2 12 (130). С. 24;

2. Крайнова К.В., Григоренко И.В. Инструменты повышения инвестиционной активности // Форум молодых ученых. 2019. № 4(32). С. 580586;

3. Пантина Т.А., Сабайдаш М.В. Экономическая оценка и пути повышения инвестиционной привлекательности водного транспорта // Журнал Университета водных коммуникаций. Вып. №3. С. 69-71;

4. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/37755

Grigoryan A.V.

State Maritime University named after Adm. F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia)

SPECIFICS OF INVESTMENT ACTIVITY MANAGEMENT OF MARINE TRANSPORT ENTERPRISES

Abstract: the article deals with the issues of specifics and increasing the level of investment activity of enterprises in the marine industry in the context of global transformations.

Keywords: investment activity, ports, capital intensity, financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.