университета в о д н ы х коммуникаций
Т. А. Пантина,
д-р экон. наук, проф., СПГУВК;
М. В. Сабайдаш,
канд. экон. наук, СПГУВК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ECONOMIC ESTIMATION AND WAYS OF INCREASING INVESTMENT APPEAL
OF WATERWAY TRANSPORT
Рост инвестиций в основной капитал морского и речного транспорта может быть обеспечен в результате повышения инвестиционной привлекательности водного транспорта. Методика оценки инвестиционной привлекательности водного транспорта включает оценку инвестиционного потенциала, инвестиционной активности и инвестиционных рисков. Направления повышения инвестиционной привлекательности могут быть сформулированы на основе методики ее количественной оценки.
Growth of investments into the fixed capital of sea and river transport can be provided as a result of increasing investment appeal ofwaterway transport. Methods of estimation of investment appeal ofwaterway transport include estimation of investment potential, investment activity and investment risks. Directions of increasing investment appeal can be formulated on the basis of methods of its quantitative estimation.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционная активность, инвестиционные риски, бюджетные инвестиции, концессия.
Key words: investment appeal, investment potential, investment activity, investment risks, budgetary investments, concession.
НАСТОЯЩЕЕ время уровень развития транспортной системы не в полной мере отвечает потребностям
В течение последних лет высокими темпами развивалась инфраструктура морского транспорта. Объем перевалки грузов через морские торговые порты России в 2007 г. составил 451 млн т, что на 12 % больше максимального объема перевалки грузов портами Советского Союза в 1989 г. Однако развитие портов и смежной железнодорожной, автомобильной, складской инфраструктур происходит неравномерно, кроме того, существует нехватка портовых мощностей, ориентированных на перевалку экспортных грузов. Принятие закона о Международном реестре судов [4] не остановило российских судовладельцев, и они продолжают регистрировать свои суда в странах с «удобным» флагом.
национальной экономики. Как отмечается в Транспортной стратегии Российской Федерации [1], сегодняшние объемные, экономические и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере решать стоящие перед ней задачи.
Инвестиции в транспортный комплекс
не только являются катализатором развития всех отраслей экономики и регионов страны, но и положительно влияют на качество жизни населения. Отсутствие необходимых инвестиций в транспортную структуру по расчетам Всемирного банка снижает темпы роста экономики в долгосрочной перспективе на 1-3 %. Для перехода транспортной системы Российской Федерации на новый качественный уровень, соответствующий потребностям инновационного пути развития страны, объем инвестиций должен составлять 4,5 % от ВВП [7].
В настоящее время позиция внутреннего водного транспорта в транспортной системе Российской Федерации ослаблена, так как имеются участки внутренних водных путей, ограничивающие пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации. Их протяженность составляет 4,9 тыс. км (75 %) [5]. Нали-
[69]
во
V
о X 3
II университета
'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации
и наличия ресурсов (инвестиционный потенциал), а также от инвестиционной активности и характеристик реализуемых инвестиционных проектов, в свою очередь воздействуя на них.
Для эффективного управления инвестиционными процессами в отрасли на основе грамотной инвестиционной политики необходима научно обоснованная методика экономической оценки инвестиционной привлекательности водного транспорта. Она строится на следующих принципах:
— сравнительной оценки;
— модульного построения интегрального показателя инвестиционной привлекательности;
— оценки и анализа динамики показателей инвестиционной привлекательности;
— доступности информации.
Базовым является принцип сравнительной оценки уровня инвестиционной привлекательности морского и речного транспорта на основе сравнения индекса их инвестиционной привлекательности с индексами инвестиционной привлекательности других видов транспорта и сравниваемых отраслей за анализируемый период с использованием информационного массива статистических показателей.
Модульный принцип построения интегрального показателя оценки инвестиционной
Показатели инвес
привлекательности морского и речного транспорта предполагает расчет частных индексов инвестиционной активности и инвестиционного потенциала, а также оценку инвестиционных рисков на основе формирования системы показателей, адекватно отражающих структурные составляющие инвестиционной привлекательности.
Третий принцип подразумевает дополнение расчета статических показателей инвестиционной привлекательности анализом их динамики для определенных периодов времени. Это позволяет оценить характер инвестиционных процессов и идентифицировать фазу инвестиционного цикла для формирования эффективной инвестиционно-финансовой стратегии развития морского и речного транспорта.
Принцип доступности информации означает, что оценка инвестиционной привлекательности водного транспорта проводится при использовании информационной базы, сформированной на основе официальных статистических данных органов государственной статистики и профильных органов управления промышленности и транспорта.
На основе сформулированных методических принципов можно выделить группу статических и динамических показателей инвестиционной активности видов транспорта и других отраслей (табл. 2).
Таблица 2
онной активности
Наименование показателей Целевое значение
Объем инвестиций в основной капитал отрасли Мах
Темп роста отраслевых инвестиций в основной капитал Мах
Объем чистых инвестиций в отрасль Мах
Коэффициент обновления основных фондов отрасли Мах
<ч ж
Предложенная система показателей отражает объем и динамику валовых и чистых инвестиций, а также процессы обновления основных фондов.
Инвестиционный потенциал отрасли является совокупностью частных инвестиционных потенциалов и может оцениваться с помощью следующей системы показателей (табл. 3).
II университета
[ЖУРНАЛ водн ы х /_/ коммуникации
Список литературы
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.
2. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ.
5. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848» от 20 мая 2008 г. № 377.
6. Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса в 2008 году и задачах на 2009 год и среднесрочную перспективу до 2011 года / Аналитический обзор Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.
7. Доклад директора Департамента экономики и инвестиций Ю. В. Зворыкиной «Формирование стратегии инвестиционной деятельности в сфере транспорта в рамках трехлетнего бюджетного планирования» 21 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http:// www.mintrans.ru.
8. Транспорт в России: стат. сборник / Госкомстат России. — М., 2007. — 182 с.
9. http://www.worldbank.org.
Н. О. Портная,
соискатель, СПГУВК
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ
STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SEA PORT OF RUSSIA
В статье приводятся основные направления деятельности морского транспорта и существующие проблемы, описываются проекты развития объектов портовой инфраструктуры и результаты их реализации.
The article presents main directions of activity of sea transport and current problems, describes development projects of objects ofport infrastructure and the results of their realization.
Ключевые слова: морской транспорт, российские порты, транспортная система, прибрежно-пор-товая инфраструктура, федеральная целевая программа.
Key words: sea transport, Russian ports, transport system, coast-port infrastructure, federal target program.
М
ОРСКОЙ транспорт играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации и решающую роль в транспортном обеспечении ее внешнеэкономических связей. Им перевозится более 60 %
внешнеторговых грузов. Основные направления деятельности морского транспорта:
— выполнение экспортно-импортных, транзитных и каботажных (в том числе арктических) морских перевозок;
о X 3