бы эффективность инвестиционной работы палат.
Торгово-промышленная палата Ростовской области - это место, где бизнесмены получают всю информацию о деловом климате региона, но одновременно и имеют возможность донести свое мнение до чиновников самого высокого ранга.
В рамках программы развития малого бизнеса особенно важно предоставить предпринимателям профессиональную помощь в консультировании, финансировании, урегулировании споров и предоставлении рабочих площадок для привлечения инвесторов. Реализация рабочих проектов Торгово-промышленной палаты Ростовской области - это прямой путь к повышению нашего региона в рейтинге инвестиционной привлекательности, а значит и экономическому росту.
Использованные источники:
1. Онищенко О.А. Методические аспекты комплексной оценки инвестиционной привлекательности территорий/ О.А. Онищенко // Экономическое пространство. - 2010. - No 40. - С. 132-146.
2. Основные направления деятельности Торгово-промышленной палаты Ростовской области на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] - Код доступа: http://www.tppro.ru
3. Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] - Код доступа: http://www.tpprf.ru/ru/about/documents/
4. Федотов В.И. Торгово-промышленные палаты. - М.: 2010. - с. 86.
5. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-Ф3 (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // СПС «КонсультантПлюс».
Перепелкин К.А. студент 1 курса магистратуры экономический факультет Филатова О.Е. студент 4 курса бакалавриата экономический факультет ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Россия, г. Ростов-на-Дону АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОСТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Аннотация: в статье проводится анализ инвестиционного климата Ростовской области в преддверии проведения Чемпиона Мира по футболу в 2018 году и рассматриваются перспективы привлечения иностранных инвестиций.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, экономический анализ, развитие регионов.
Summary: in article the analysis of investment climate of the Rostov region in anticipation of carrying out the World champion in soccer in 2018 is carried
out and prospects of attraction offoreign investments are considered.
Keywords: investments, investment climate, economic analysis, development of regions.
Для понимания места Ростовской области среди прочих регионов в отношении инвестиционной привлекательности, а также выделения преимуществ и недостатков, которые могут оказать влияние на принятие решения о вложении средств, необходимо провести анализ по отраслям.
В инвестиционной сфере у Ростовской области есть три основных конкурента - региона ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская область, Ставропольский край.
Проанализируем факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность Ростовской области по сравнению с другими регионами Южного Федерального округа.
Географическое положение Ростовской области очень выгодное, а в совокупности с развитой транспортной инфраструктурой создает инвестиционное преимущество.
Область расположена на пересечении важнейших транспортных магистралей. Через Ростовскую область проходят 6 железнодорожных линий (в том числе железнодорожная магистраль Москва - Ростов - Кавказ), 7 автомобильных дорог федерального значения, судоходный путь по рекам из северо-запада и центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург - Москва - Кавказский регион.
Однако, похожими характеристиками обладает и Краснодарский край, являющимся главным конкурентом РО по территориально-транспортному критерию инвестиционной привлекательности. Вообще, Кубань давно и прочно ассоциириуется с центром международного транзита.
Но эти преимущества не имеют решающего значения для инвесторов, которые рассматривают донские водные терминалы как наиболее дешевый способ доставки грузов, к тому же в ростовских и азовских портах не требуется перевалка прибывшим речным путем транзитных грузов, поскольку современные суда типа "река-море" успешно доставляют грузы из материковой части европейской России в страны Северной и Южной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, а по рекам Дунай и Рейн - в Придунайские страны.
Грузооборот автомобильного транспорта Ростовской области составил 3781,1 млн. тонно-км в 2014 г., что на 40,9 млн. тонно-км меньше уровня Краснодарского края (3822 млн. тонно-км) и составляет 41,8% от грузооборота ЮФО.
Данные за первый квартал 2015 года говорят об улучшении ситуации: грузооборот составил 736,9 млн. тонно-км и превосходит показатель Краснодарского края, который равен 711,8 млн. тонно-км. От общего грузооборота Южного Федерального округа показатель по Ростовской области составил 42,6%.
Отправление грузов железнодорожным транспортом в Ростовской области в 2014 году оказалось меньше уровеня Краснодарского края (18414,3 тыс. тонн против 31163,5 тыс. тонн) и составляло 24,8% от общего объема перевозок Южного федерального округа.
Однако не все факторы географического положения области можно оценить как безусловно положительные:
• аэропорт не соответствует международным нормам и требованиям к обслуживанию международных перевозок;
• специализация и оснащенность морских и речных портов не соответствует структуре и объемам существующих и перспективных внешнеторговых грузопотоков (таких как нефть и нефтепродукты, химические грузы наливом и насыпью), что исключает возможность их перевалки через порты Ростовской области;
• дорожная инфраструктура недостаточно развита;
• пропускная способность железнодорожной сети значительно уступает производственным мощностям портов Краснодарского края (Новороссийск, Темрюк, Туапсе).
Деловой туризм в последние годы стал одной из ведущих, наиболее прибыльных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики, основным и перспективным сегментом рынка гостеприимства. По уровню развития данного сектора иностранные туристы оценивают инвестиционную привлекательность региона. Если проанализировать уровень развития деловой инфраструктуры в Ростовской области, то можно утверждать, что он пока не соответствует требованиям иностранных инвесторов.
В последние годы развитие туризма в Ростовской области приобрело одно из приоритетных значений. Согласно проекту государственной программы развития туризма в Ростовской области до 2020 года, всего планируются вложения в размере около 215 миллионов рублей, предусмотрено привлечение частных инвестиций. Александр Левченко, министр экономического развития региона, говорит: «Поддержка туризма областным бюджетом осуществляется и будет в будущем. Бюджет обеспечивает решение инфраструктурных задач, а развитие туризма должно быть построено на экономической основе с привлечением внебюджетных источников».
На данный момент в Ростовской области всего зарегистрировано 360154 фирм, оказывающих туристические услуги. Одним из обязательных условий ФИФА является наличие в городе проведения Чемпиона Мира сертифицированных отелей разных категорий. Ростов-на-Дону регулярно проводит такие конкурсы отельеров как «Best Отель on Don», где помимо профессионалов гостиничной индустрии в борьбу вступают и те, кто только начинает зарабывать себе репутацию в этой сфере. На сегодняшний день количество аккредитованных отелей в Ростове-на-Дону значительно
154 По данным портала http://prohotel.ru/
увеличилось по сравнению с уровнем 2012 года. Сейчас в гроде пять четерыхзвездочных, два трехзвездочных и четыре двухзвездочных отеля. Процедура сертификации проводится раз в два года, поэтому многие отели нацелены получить звезды в 2016. Как заявил глава Администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань, требования ФИФА в отношении гостиничной инфраструктуре абсолютно выполнимы, и Ростов-на-Дону достойно сможет принять участников и гостей ЧМ по футболу 2018 года.
Портал prohotel.ru отмечает, что на российском рынке Ростов-на-Дону является одним из самых привлекательных городов для вложения инвестиций в развитие гостиничного бизнеса.
Подготовка к ЧМ-2018 затронула модернизационные процессы и в смежных областях, например, в энергетике и промышленности:
• на территории области идёт строительство и реконструкция трубопроводной системы для «Южного потока»;
• реализуются проекты по очередным блокам Новочеркасской ГРЭС, Ростовской АЭС;
• активно модернизируется сетевое хозяйство, в том числе крупные проекты намечаются в связи с энергообеспечением Крыма;
• создается вертолетный кластер вблизи города Батайска.
Транспортная отрасль, кроме проектов, связанных с Чемпионатом
Мира, реализует и другие, например, Аксайский обход, предполагающий строительство нового отрезка федеральной автодороги в обход города Аксая (его протяженность составит 35,2 километра), и реконструкция существующего участка трассы М-4 «Дон», общей протяженностью почти 67 километров. Объем предполагаемых инвестиций в данные проекты превысит 60 млрд рублей. 155
Активно развивается и стоительная сфера. Еще 10 лет назад поблема нехватки жилых и офисных зданий не находла решения, теперь же видны положительные сдвиги в этом вопросе. С 2012 по 2013 год объем работ, выполненный по виду деятельности «Строительство», увеличился на треть. Регион входит в ТОП-20 регионов-лидеров по объемам выполненных строителных работ.
Наиболее приоритетной областью строительной сферы являлется жилищная застройка. По объемам вводимого жилья Ростовская область входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации и по итогам 2013 года занимает 8-е место в Российской Федерации и 2-е место в Южном Федеральном округе. В 2013 году в области было введено 2133,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов, при этом ежегодный рост показателя сохраняется на уровне 7-8%. Ростовская область обеспечивает более 3%
155 Выступление губернатора В.Ю. Голубева с инвестиционным посланием на пленарном заседании международного бизнес-форума «Ростовская область - территория роста» 12 ноября 2014 г. в Ростовском музыкальном театре
общей площади введенного жилья в Российской Федерации.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал (по видам основных фондов) по итогам 2013 года основная доля инвестиций приходится на строительство зданий (кроме жилых) и составляет 40,9%.
Инвестиции в жилищное строительство в 2013 году составили 23,6% освоенных инвестиций в Ростовской области.
Несмотря на свою многонациональность (а в области проживают представители более 100 национальноестей), социально-политическая обстановка в регионе спосокойная. В последние годы национальный состав пополнился бышими жителями Украины, однако и это не ухудшило ни социальную, ни криминальную обстановку.
Ростовская область входит в десятку лидеров по объему розничной торговли, при этом оебспечивая 3% розничного оборота старны и более трети - Южного Федерального округа. Важно отметить, что более 50% в этом обороте занимает малое предпринимательство, а около 40% приходится на крупных и средних предпринимателей. Долю в 20% занимают сетевые ритейлеры.
Основным богатством области можно назвать ее сельскохозяйственный потенциал. Территория области расположена на черноземных и каштановых, самых плодородных, почвах. В сельхозпроизводстве занято на данный момент 1,5 тысячи сельхозорганизаций, 8,6 тысяч фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 547 тысяч личных хозяйств граждан. Отрасль сельского хозяйства - одна из самых перспективных для инвестирования, так как на нее не так сильно влияет экономическая и политическая обстановка в стране и мире, а плодороднсть почв позволяет повышать производственные мощности.
В 2014 году губернатором было приянто решение о замораживании существующих ставок налогов для инвесторов. По этому показателю регион способен конкурировать со странами, с которыми Россия обычно борется за локализацию инвестиционных проектов. Для поддержания такого преимущества, в 2014 гоу правительством Ростовской области было принято решение о замораживании существующих налоговых тарифов для предпринимателей и инвесторов.
Кроме того, от налога на вновь создаваемое имущество освобождается любой инвестор, выбравший для размещения своего предприятия индустриальный парк, включенный в областной реестр. Дополнительные льготы есть и для малого бизнеса - при упрощенной системе налогообложения предприниматель платит налог по ставке 10% (при максимальных по стране 15%).
В соответствии с исследованием рейтингового агентства АК&М, по итогам 2013 года Ростовская область заняла 15-е место по интегрированному уровню кредитоспособности субъектов России, улучшив на 2 позиции уровень 2012 года и на 8 позиций, в сравнении с 2011 годом.
Но кроме факторов, положительно влияющих на привлечение инвестиций, сущесвтвуют и сдерживающие.
Ежегодный рост тарифов ЖКХ снижает инвестиционную привлекательность Ростовской области, в особенности для размещения новых производственных объектов.
Особенно негативно на данную ситуацию влияет рост тарифов на электро и газоснабжение, который в свою очередь стимулирует увеличение стоимости предоставляемых услуг водоснабжения, водоотведения, транспорта и других услуг.
В целом рост тарифов провоцирует инфляцию, увеличение процентных ставок по кредитам, что снижает конкурентоспобность бизнеса, замедляет рост объемов обрабатывающих производств и инвестиций.
Степень износа основных фондов по всем видам экономической деятельности составляет порядка 44,3%
На фоне постоянной модернизации производственного оборудования предприятия ростовской области отстают в своем техническом оснащении. Большинсво обрудования морально и физически устарело, в обрабатывающей сфере износ достигает 45%, а сферах транспорта и связи -60. При этом, присутствует такой негативны фактор, как неполная загруженность мощностей, которая тормозит развитие отрасли и не позволяет произвести капитальные вложения в обновление производства.
Еще один сдерживающий фактор представлен банковской сетью. Несмотря на достаточное количество филиалов и представительств, банковская сеть распространена неравномерно и сконценрирована, в основном, в крупных городах и районных центрах. В итоге уровень доступности финансовых ресурсов в Ростовской области является низким.
Это сопряжено с определенными неудобставми: предпринимателям из окраинных населенных пунктов приходится довольно много времени тратить на дорогу. Кроме того, сама процедура оформления банковских документов, в частности, дял получения кредита, требудет оформления большого количества бумаг, и растянута во врмени иногда на период до двух месяцев. Еще одной проблемй становится залоговое обеспечение, которое не всегда является достаточным для получения займа. Все это негативно отражается на возможности привлечения кредита для азвития бизнеса.
Впрочем, доля банковских кредитов среди всех источников финансирования инвестиционных проектов сравнительно невелика - около 9%. Основную часть (38%) составляют средства крупных корпораций и холдингов, которые полностью или частично владеюсь предприятиями региона.
Еще одна актуальная проблема - нехватка квалифицированных кадров. Анализ потребности в рабочих профессиях на 2013-2016 года выявил острую нехватку водителей, сварщиков, токарей, слнсарей и иных аналогичных специальностей.
По данным центра занятости, спрос на рабочие специальности более
чем в 11 раз превышает их предложение на рынке труда. На данный момент потребность именно в специалистах рабочих специальностей - 75% от всех обращений работодателей. При том, что сосикателей таких профессий всего 15% от отбратившихся. Наиболее остро дифицит кадров проявляется на крупных предприятиях, таких как «Роствертол», «Ростсельмаш», «Юг Руси», «Эмпилс», «Донской табак».
Достаточно острой остается проблема подключения к центральной сети жилищно-коммунальных услуг. Водоснабжение в среднем есть только у 87,5% жителей области, в городах этот процент выше - 96,2, в сельской местности - 65,9. Только половина сельских населенных пунктов имеет цнтрализованную систему водоснабжения, остальным приходится пользоваться привозным. При этом повышается опасность заражения инфекционными заболевания, что не может не сказываться на привлекательности района.
Среди основных проблем с водоснабжением можно выделить следующие:
1. Износ объектов водснабжения - на уровне от 30 до 70%;
2. Вышедшие из стоя и нуждающиеся в замене водопроводные трубы - 7,5%;
3. Потери и неучтенные расходы воды достигают 42% всей поданной воды.
Канализационная сеть находится в лучшем состоянии, хотя и здесь есть нерешенные вопросы. В 8% населенных пунктов отсутствует центральная канализационная сеть, при этом 40% имеющейся требует капитального ремонта или змены. Система обеззараживания присутствует не во всех пунктах, а там, где она есть, произодвится старыми методами - в основном, хлорсодержащими реагентами.
Несмотря на развитость дорожной сети, здесь тоже присутствует неравномерность. Восточные и юго-восточные районы с инветиционной точки зрения менее доступны, так как к ним труднее добраться. Привлекательность Заветинского, Морозовского и Ремонтненского района существенно снижается за счет неразвитости транспортной сети.
В Ростовской области отмечается дефицит пропускной способности дорог по ряду направлений, технические параметры дорог не соответствуют современным требованиям.
Острой проблемой является состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах области. В настоящее время на региональных дорогах эксплуатируется 424 моста и путепровода, из которых, по данным 2014 года, 31,6% находятся в неудовлетворительном состоянии.
Множетсво автомобильных дорог имеют пересечения с желенодорожными линиями, что негативно сказывается на скорость и безопасность использования такого отрезка дороги.
296 начеленных пунктов с общей численностью жителей 17868 человек пока не имеют связи с дорожной сетью с твердым покрытием.
Наиболее проблемными являются районы: Зимовниковский, Кашарский, Тарасовский.
К числу наиболее актуальных проблем дорожного комплекса Ростовской области можно отнести:
• Доля федеральных дорог среди всех транспортных путей составляет всего 4,5%, тогда как именно по ним, а не по дорогам общего пользования проходит 40% областного грузопотока;
• Особенно отсро дорожная проблема стоит в районах, наиболее перспективных в остарсли сельского хозяйства. Кроме того, как уже было сказано, восточная часть Ростовской области слабо охвачена транспортной инфраструктурой. Все это сдерживает аграрное и социально-экономическое развитие региона;
• недостаточное количество объезных дорог для вывода транзитного транспорта из г. Ростова-на-Дону, других городов и муниципальных образований области;
• отсутствуют «дублеры» основных въездов в г. Ростов-на-Дону; параметры въездных магистралей не соответствуют сложившимся размерам транспортных потоков, что приводит к перегрузке дорог, особенно в период летних «пиковых» нагрузок;
• в целом по области доля дорог IV, V категорий и внекатегорийных составляет около 75,6 процента, при этом, 1,3 процента дорог общего пользования не имеют твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта, особенно с большими осевыми нагрузками;
• на областном уровне отмечается острая нехватка средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования;
• недостаточный уровень технического развития региональных и муниципальных дорог обуславливают высокий уровень транспортных издержек, а также аварийности движения.
И тем не менее, общий анализ показал, что конкурентные преимущества Ростовской области значительно превосходят сдерживающие факторы и инвестиционные риски.
Сопоставление основных показателей развития экономики Ростовской области с общероссийскими индикаторами по итогам 2013 года свидетельствует о сохранении опережающего роста промышленного производства, инвестиций в основной капитал, денежных доходов населения. Динамика основных показателей свидетельствует о росте инвестиционной привлекательности Ростовской области (Таблица №1).
Таблица №1.
Наименование Россия Ростовская область
показателя
Индекс физического объема 99,8 118,0
инвестиции в основной
капитал, процентов
Индекс промышленного 100,4 106,2
производства, процентов
Реальные располагаемые 103,2 108,7
денежные доходы, процентов
Обобщенные результаты SWOT-анализа Ростовской области представлены в Таблице №2.
Таблица №2.
Сильные стороны Слабые стороны
1. Инвестиционный потенциал 1.1. Один из крупнейших по численности населения регион страны, с высоким потребительским потенциалом. 1.2. Крупнейший в стране образовательный комплекс 1.3. Высокий научный и инновационный потенциал. 1.4. Крупный индустриально развитый регион с диверсифицированной структурой. 1.5.Высокий уровень энергообеспеченности региона. 1.6. Наличие земельных ресурсов, пригодных для эффективного ведения сельского хозяйства. 1.7. Выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных, а также международных экономических связей, в том числе транзитных сообщений. 1.8. Прогрессивное инвестиционное законодательство. 1.9. Значительный потенциал и уровень развития строительного комплекса. 1.10. Развитая финансово-банковская сеть. 1.11. Наличие месторождений полезных ископаемых. 1.12. Благоприятные природно-климатические условия и культурно-историческое наследие, как предпосылки для активного развития туристско-рекреационной сферы. 1.13. Активный участник 1. Инвестиционный потенциал 1.1. Опережающий рост тарифов естественных монополий 1.2. Перегруженность транспортно-дорожной сети, ее не равномерное развитие. 1.3. Низкий уровень внедрения инновационных разработок. 1.4. Слабо адаптированный к условиям конкурентной среды промышленный комплекс. 1.5. Снижение доли населения в трудоспособном возрасте. 1.6. Не равномерное развитие муниципальных образований. 1.7. Недостаточный уровень использования возможностей туристско-рекреационного потенциала области.
внешнеэкономической деятельности. 2. Инвестиционные риски 2.1 Наличие стратегических и программных документов социально-экономического развития региона на перспективу. 2.2. Широкий спектр преференций в Ростовской области компаниям, реализующим инвестиционные проекты, как на региональном, так и на муниципальном уровне. 2. Инвестиционные риски 2.1 Наличие административных барьеров при проведении согласительно-разрешительных процедур в ходе реализации инвестиционных проектов. 2.2. Наличие финансовой зависимости бюджета региона от средств из федерального бюджета. 2.3. Область находится в зоне рискового земледелия.
Возможности для развития Угрозы для развития
1. Экономический рост в Российской Федерации. 2. Интеграция предприятий региона в систему мирохозяйственных связей. 3. Возможность получения синергетического эффекта от интеграции предприятий, научных и вузовских учреждений региона. 4. Потребность в широкомасштабной модернизации материально-технической базы экономики Российской Федерации. 5. Участие предприятий региона в реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ Ростовской области, ориентированных на реформирование и инновационное обновление промышленного и аграрного производства, развитие рекреационной сферы, импортозамещение. 6.Развитие института государственно-частного партнерства. 1.Неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация. 2. Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг. 3. Обострение конкуренции для региональных предприятий на товарных рынках. 4. Сохранение теневой экономики, особенно в сфере малого бизнеса. 5. Сокращение внешних иностранных инвестиций в результате применения санкционных мер.
По итогам 2014 года Национальное Рейтинговое Агентство понизило урвоень инвестиционной привлекательности Ростовской области до группы 1С5 (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень). В 2013 году область располагалась на группу выше - в первом уровне средней инвестиционной привлекательности. Исходя из проанализированных данных можно сделать вывод о достаточно высоком уровне инвестиционной привлекательности области на данный момент и о высокой степени перспективности ее развития.
Использованные источники:
1. Социально-экономическое положение федеральных округов - 2014г. Copyright © Федеральная служба государственной статистики
2. Социально-экономическое положение федеральных округов в I квартале 2015 года. Copyright © Федеральная служба государственной статистики
3. Сайт агентства инвестиционного развития ростовской области : [Электронный ресурс] : http://www.ipa-don.ru/ [Режим доступа: 20.05.2015]
4. Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2004 № 151-ЗС;
5. Областной закон «О предоставлении государственных гарантий Ростовской области» от 02.07.2008 № 35-ЗС;
6. Областной закон «Об основах государственно-частного партнерства» от 22.07.2010 № 448-ЗС;
7. Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 № 843-ЗС;
8. Областной закон «Об индустриальных парках в Ростовской области» от 05.07.2013 № 1114-ЗС;
9. Постановление Правительства Ростовской области «О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета» от 22.03.2012 № 218;
10. Постановление Правительства Ростовской области от 13.12.2012 № 1073 «О п
11. орядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области»;
12. Постановление Правительства Ростовской области от 15.03.2012 № 187 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области»;
13. Постановление Правительства Ростовской области от 16.01.2014 № 18 «О Реестре индустриальных парков на территории Ростовской области»;
14. Постановление Правительства Ростовской области от 14.03.2014 № 175 «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в Ростовской области».
15. Постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 474 «О Стратегии развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 года» с изменениями от 16.09.2014
16. Выступление губернатора В.Ю.Голубева с инвестиционным посланием на пленарном заседании международного бизнес-форума «Ростовская область - территория роста» 12 ноября 2014 г. в Ростовском музыкальном театре.
17. Портал «Про гостиничный бизнес» : [Электронный ресурс] : http://prohotel.ru/ [Режим доступа: 20.05.2015]
18. Официальный сайт Национального Рейтингового Агентства : [Электронный ресурс] : http://www.ra-national.ru [Режим доступа: 20.05.2015]
19. Официальный портал Правительства Ростовской области : [Электронный
ресурс] : http://www.donland.ru/ [Режим доступа: 20.05.2015]
Пивоварова К.А. магистрант 2 курс Чаушьян Н.А. магистрант 2 курс Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-Технологическая Академия Южный федеральный университет
Россия, г. Таганрог МАРКЕТИНГ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИЗГОТАВЛИВАЮЩЕГО ТОВАРЫ
ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ Развитие рынков товаров длительного пользования является следствием повышения уровня жизни в Российской Федерации. Среди российских компании, реализующих и производящих товары длительного пользования, мало кто регулярно производит комплексные маркетинговые исследования и использует методы маркетингового анализа. Тем временем крупные транснациональные компании беспрепятственно проникают на рынок, вовремя производя его анализ и используя результаты всех необходимых маркетинговых исследований, которые предоставляют им возможность оценить большой потенциал российского рынка. Таким образом, на рынке товаров длительного пользования значительно усиливается конкуренция и компаниям, уже работающим в данной сфере, достаточно тяжело удерживать свои позиции на данном рынке [3].
Безусловно, с проблемой сбыта своих товаров сталкивается абсолютное большинство российских компаний-производителей товаров длительного пользования. Дело в том, что во многих рыночных сегментах спрос на данные товары близок к насыщению, поэтому компаниям необходимо осуществлять постоянный поиск новых рыночных ниш, а также разрабатывать новые виды и модели товаров, позволяющие их занять [2].