Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ'

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА ВУЗА / ОПТИМИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Авдеева М.О., Стрельцова Е.Д.

В статье рассматривается миссия современных вузовских библиотек, и, как следствие, специфика их функционирования в условиях применения глобальной сети Интернет. Выделены управленческие задачи, возникающие перед руководством библиотек. Предложено включить комплекс экономико-математических моделей, который будет позволять составлять оптимальный график работы обслуживающего персонала, учитывающий фазы наплыва читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF MANAGEMENT ACTIVITIES IN PPROVIDING LIBRARY SERVICES IN THE UNIVERSITY

In the article considers the mission of modern university libraries, and, as a consequence, the specificity of their functioning in the conditions of application of the global Internet network. Management tasks assigned to library management. It is suggested to include a set of economic and mathematical models that will allow to make an optimal schedule for the work of the staff, taking into account the phases of influx of readers.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 005.9:02:378

Авдеева М.О., к. э.н.

доцент

Высшая школа техносферной безопасности Санкт-Петербургский политехнический университет

Россия, г. Санкт-Петербург Стрельцова Е.Д., доктор экономических наук

профессор

кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники» Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И. Платова (НПИ) Россия, г. Новочеркасск

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ В ВУЗЕ

Аннотация: в статье рассматривается миссия современных вузовских библиотек, и, как следствие, специфика их функционирования в условиях применения глобальной сети Интернет. Выделены управленческие задачи, возникающие перед руководством библиотек. Предложено включить комплекс экономико-математических моделей, который будет позволять составлять оптимальный график работы обслуживающего персонала, учитывающий фазы наплыва читателей.

Ключевые слова: библиотека вуза, оптимизация, качество обслуживания, экономико-математические модели, автоматизация

Avdeeva M. O., Ph. D.

assistant professor of the higher school of technospheric security

St. Petersburg Polytechnic University Russia, St. Petersburg Strel'cova E.D., Dan, professor professor of the department software of computer facilities South-Russian State Polytechnic University

Russia, Novocherkassk

SPECIFICITY OF MANAGEMENT ACTIVITIES IN PPROVIDING LIBRARY SERVICES IN THE UNIVERSITY

Annotation: in the article considers the mission of modern university libraries, and, as a consequence, the specificity of their functioning in the conditions of application of the global Internet network. Management tasks assigned to library management. It is suggested to include a set of economic and mathematical models that will allow to make an optimal schedule for the work of the staff, taking into account the phases of influx of readers.

Keywords: university library, optimization, quality of service, economic and

mathematical models, automation

Концепция постиндустриального общества предусматривает становление и развитие инновационной экономики, направленной на повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Главным фактором развития инновационной экономики является рассмотрение интеллектуального капитала в качестве основного стратегического актива, формирующегося в системе вузовского образования и интегрирующего учебную и исследовательскую функции. В процессе формирования интеллектуального капитала существенная роль принадлежит вузовским библиотекам, являющимся структурной составляющей всей системы информационного обеспечения научно-образовательных процессов вуза. В настоящее время бытует мнение, что вузовская библиотека в традиционной форме своего функционирования уже не удовлетворяет требованиям современного общества, искореняет себя и вытесняется новой формой - виртуальной библиотекой. Но анализ ряда научных публикаций [1, 2, 3] позволил сделать вывод, что исследования современных учёных придают большое значение именно вузовским библиотекам и посвящаются выявлению миссии современных вузовских библиотек в процессе их эволюции, как ключевого понятия библиотековедения, заключающейся в создании условий доступа к информационным ресурсам студентам, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу при выполнении научно-образовательной деятельности. Образовательная миссия библиотеки вуза, превращающейся в своеобразные «ворота в информацию», наполняется в настоящее время новым содержанием, в соответствии с которым меняется роль библиотекаря, трансформируя его в инструктора, консультанта в условиях стремительного роста количества информации нового типа. Именно в библиотеках университета предъявляются особые требования к библиотекарю как квалифицированному эксперту в различных областях научно-образовательной деятельности. Таким образом, в аспекте сформированной миссии современная вузовская библиотека представляется активной составляющей научно-образовательной системы и состоит в содействии выполнению учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательских работ, подготовки высококвалифицированных специалистов. В такой полифункциональности и состоит специфика функционирования университетских библиотек как центра интегрированного информационного обеспечения образовательного, воспитательного и научного процессов, объединяющего в себе функции традиционной библиотеки с автоматизированной посредством представления пользователям информации на всех существующих видах носителей. В состав их информационных ресурсов включены и собственные издания студентов и научных работников: методические указания, учебные пособия, научные статьи, справочные материалы, результаты конкурсов,

семинаров и конференций и т.д. Появление новых специальностей и обеспечивающих их дисциплин требует обеспечения их учебной и научной литературой в соответствии с учебными и научными планами. В связи с этим направление функционирования вузовской библиотеки должно быть коллиниарным вектору перспективной научной деятельности вуза при трансформации знаний в образовательном процессе.

В настоящее время в зарубежных странах также уделяется особое внимание вузовским библиотекам. Так, например, в университетских библиотеках США библиотекари в процессе своей деятельности тесно контактируют с преподавателями при разработке заданий студентам в плане использования имеющихся информационных ресурсов.

В связи с этим возникает потребность исследования теоретических и методологических основ управления деятельностью вузовских библиотек, нацеленному на повышение качества предоставления библиотечных услуг с учётом как социального, так и экономического аспектов.

Качественное оказание библиотечных услуг, несомненно, требует применения новейших информационных технологий, изменяющих деятельность вузовских библиотек.

Проводимые автором исследования корреспондируют современному направлению совершенствования деятельности университетских библиотек -созданию эффективных автоматизированных библиотечных систем, осуществляющих полную автоматизацию процессов управления информационным обслуживанием пользователей на базе активного применения новейших информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет. Переход вузовской библиотеки на новые информационные технологии, переводящие их деятельность в новое информационное пространство, обуславливает появление новых функций, в составе которых:

- информационная поддержка программ учебных дисциплин посредством формирования и развития электронных информационных ресурсов;

- программно-информационная поддержка пользовательского доступа к этим ресурсам;

- повышение качества обслуживания запросов читателей на получение информационных ресурсов, в том числе посредством электронной доставки документов.

При этом возрастают требования к библиотечному сервису, наполняя его новым содержанием. Вузовская библиотека переходит на качественно новый уровень обслуживания читателей, снижая временные, а, следовательно, и материальные затраты на поиск требуемых информационных ресурсов.

Но автоматизация библиотечных процессов на базе применения информационных технологий и сети Интернет не отменяют традиционных форм обслуживания читателей, а дополняют и совершенствуют их. Не каждый из читателей университетских библиотек изъявляет желание изучать

научные источники в электронном виде. Да и целесообразность такой формы изучения не всегда оправдана.

Без сомнения, что в ближайшие десятилетия библиотека сохранится и в электронном варианте, и в смешанном. И будут в неё обращаться не только по каналам связи, но и просто приходить полистать книги. Об этом свидетельствует высказывание В.В. Путина на XXV Московской международной книжной выставке-ярмарке 5 сентября 2012 года: «Со своей стороны отмечу, что судьба книги, эффективное развитие книжной отрасли всегда были в числе важнейших государственных приоритетов. Ведь, несмотря на широкое распространение новейших технологий и средств массовой информации, книга остаётся важнейшим источником просвещения, учит добру, воспитывает в человеке лучшие качества, высокие

152

нравственные ориентиры» .

При совершенствовании библиотечно-информационных процессов классические формы работы библиотекарей с читателями не упраздняются и, следовательно, аннулированию в скором будущем не подлежат. Кроме того, электронные информационные ресурсы сети Интернет ещё не могут соперничать с традиционной формой научных изданий.

Сеть Интернет является хорошим транспортным средством для доставки электронных документов, но для обеспечения компетентного и быстрого ответа современный библиотекарь киберпространства должен обладать знаниями, как в различных предметных областях, так и в области технологий поиска информации. На университетского библиотекаря возлагаются функции и помощи читателям в пользовании печатных изданий, и организации обслуживания по электронной почте, и оказания услуг в режиме реального времени посредством применения технологии Интернет. В связи с тем, что в настоящее время в условиях функционирования автоматизированных библиотек наблюдается увеличение числа пользователей, которые не приходят в библиотеку, возникает необходимость развития справочно-информационного обслуживания. При этом одни из вузовских читателей задают вопросы библиотекарю по телефону, другие обслуживаются, используя электронную почту или сЬа1-технологию. Выполнение функций консультанта в различных режимах обслуживания читателей (как в традиционном, так и в режиме применения новых информационных технологий) требует временных затрат. Поэтому проблема оптимизации информационного обслуживания читателей вузовских библиотек остаётся актуальной и в условиях виртуальных библиотек.

Для читателей не является важным, осуществиться ли для них доступ в библиотеке к необходимой информации в печатном или в электронном виде: к вузовской библиотеке предъявляются требования повышения

152 http://Президент.рф/letters/16381

оперативности и качества предоставления услуг. Как известно, любая функция библиотеки, связанная с оказанием услуг, требует определённого ресурсного обеспечения. В условиях ограниченности ресурсов является существенной их правильная оценка с позиции оптимального использования. Система информационного обслуживания библиотеки вуза, ориентируясь на читательские потребности и опираясь на кадровый потенциал, должна гибко реагировать на изменения, происходящие в системе образования и науки. Эти изменения связаны с переходом на двухуровневую систему образования, изменениями специальностей, преподаваемых дисциплин и с появлением в связи с этим научных и методических изданий, как в печатном, так и в электронном виде. Для качественного оказания библиотечных услуг в автоматизированных библиотеках остаётся актуальной проблема составления оптимального графика работы сотрудников с учётом фаз наплыва читателей, обусловленного сессионными периодами, привлекая к мобильному обслуживанию наиболее квалифицированных библиотекарей (рис. 1). Решение данной проблемы, несомненно, требует применения методов количественного анализа на базе экономико-математического моделирования, опубликованных ранее в [4].

Автором статьи ранее была рассмотрена в источнике [5] система показателей качества оказания библиотечных услуг с учётом их социального и экономического аспектов, применимая как при традиционном функционировании библиотеки вуза, так и для случая информационно -справочного обслуживания автоматизированных библиотек.

Рис. 1. Задачи управления оказанием библиотечных услуг

Особенность построения экономико-математических моделей, воспроизводящих процесс информационного обслуживания читателей и поддерживающих процесс принятия решений при планировании расстановки количества обслуживающего персонала и их квалификации, состоит в учёте случайного характера изменения времени обслуживания. Случайный характер поступления заявок на обслуживание обусловлен необходимостью выполнения библиотекарями функций консультанта, эксперта и т.д. при широком диапазоне изменения тематики информационных ресурсов, а также в периодическом изменении параметров в законе распределения потока заявок на библиотечное обслуживание. Эта особенность вызвала необходимость включения в обратную связь системы экономико-математических моделей блока, который был подробно рассмотрен в [4], осуществляющего сбор статистических данных о временных характеристиках процесса обслуживания читателей с целью их использования для внесения изменений в математическом описании входного потока заявок. Таким образом, предложенная система экономико-математических моделей способна приспосабливаться к изменениям условий, связанных с прохождением научно-образовательных процессов в вузе.

Хотя предложенный подход к оптимизации принимаемых решений относительно количества обслуживающего персонала и их квалификации на базе построения имитационного экономико-математического моделирования прошёл апробацию для традиционной формы обслуживания, он может быть применён и для автоматизированных библиотек. Созданные экономико -математические модели могут быть использовании при планировании количества каналов для решения задач справочно-информационного обслуживания, доставки документов по электронной почте, электронной доставки документов по МБА, и т.д.

Использованные источники:

1. Дрешер Ю.Н. Система управления качеством в библиотечно-информационном производстве / Ю.Н. Дрешер, Т.А. Атлантова // Науч. и техн. библиотеки. - 2005. - №12. - С. 3-14

2. Инновационное развитие библиотек / М.И. Акилина, С.Д. Колегаева, С.Г. Матлина и др. // Библиотековедение. - 2004. - №2. - С. 27-32

3. Короткевич М.Н. Моделирование - стратегический путь развития публичных библиотек / Короткевич М.Н. // Библиотека. - 2004. - №8. - С. 2024

4. Ковалева М.О. Модельный подход к оценке качества управления информационными ресурсами вуза // European Social Science Journal. - 2011. -№ 11 (14). - С. 65-71.

5. Стрельцова Е.Д. Комплекс экономико-математических моделей оценки качества управления информационными ресурсами / Е.Д. Стрельцова, М.О. Яблонская, О.Ф. Ковалев // Вестник Адыгейского университета. - 2011. - № 2. - С. 181-185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.