Ковалева М. О. ассистент Стрельцова Е.Д., д.э.н., проф.
Ковалев О.Ф., д.тн., проф. ФГБОУ «ЮРГТУ(НПИ)» г. Новочеркасск
МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ БИБЛИОТЕЧНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ВУЗА
В настоящее время на первый план выдвигается проблема повышения качества образования в вузах, управления этим качеством и его совершенствования. Достижение заданного уровня вузовского образования невыполнимо без должного информационного обеспечения, необходимого не только для образовательного, но и для научного процесса. Вследствие того, что степень информационной обеспеченности научно-образовательных процессов находится в тесной зависимости от состояния вузовских библиотек, от качества обслуживания читателей, проблема управления библиотечной деятельностью вузов требует концентрации внимания. Решая эту проблему, авторами статьи сформулирована концепция управления информационным обеспечением научно-образовательных процессов вуза, основанная на сочетании двух понятий: «Управления» и «Качества оказания библиотечных услуг».
Под «Управлением» авторами статьи понимается как целенаправленное воздействие на объект или систему [1].
Говоря о качестве, авторы статьи отталкиваются от определения В.К. Клюева [2]: «Качество библиотечной услуги» - совокупность свойств и характеристик (параметров) услуг, процессов и условий их предоставления, обеспечивающих удовлетворение соответствующих потребностей пользователей в данном виде обслуживания. Формулируя концепцию управления качеством, авторами принят во внимание тот факт, что пользователи библиотек вуза, которыми являются студенты, профессорско-преподавательский состав, научные работники, ориентируются на оперативное получение требуемой информации.
Сформулированная авторами концепция заключается в следующем. Под управлением библиотечным обслуживанием в вузе понимается определение такой величины входных управляющих воздействий на процесс оказания библиотечных услуг, которое обеспечит его способность удовлетворять читательские потребности студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, научных работников в получении требуемой информации при минимальных затратах на обслуживание.
Разработанная концепция нацеливает выбор управленческих решений исходя из согласования противоречивых интересов пользователей библиотечных услуг, с одной стороны, и руководства библиотеки, с другой стороны. Нахождение компромиссных решений приводит к необходимости
создания и внедрения в процесс библиотечного обслуживания комплекс экономико-математических моделей М, позволяющих осуществлять решение задачи многокритериальной оптимизации с противоречивыми целевыми функциями.
Структура комплекса моделей М, представляющего собой кортеж М=<М1, М2, М3>, представлена на рис. 1.
Составляющая М\ е М, формализующая процесс обслуживания читателей, в свою очередь представлена семействами моделей М1=<М11, М12>, в котором М11 математически описывает поток читателей Ж посредством построения его закона распределения, а М12 использует этот закон, воспроизводя во времени процесс обслуживания читателей. Таким образом, М12 представляет собой имитационную модель [3], которая с учетом случайного характера возмущений Ж позволяет получить на выходе значения показателей качества /3/, / = 1,4 при заданных исследователем значениях управляющих переменных и1 и и2.
я
ЛПР
Рис. 1. Система моделей управления качеством обслуживания
читателей
Разработанная система моделей функционирует при взаимодействии с базой данных, в которой автоматически фиксируется и накапливается время прихода читателей (¿пр) посредством обработки электронных читательских билетов, формируя поток заявок Ж.
Результаты функционирования моделей М1=<М11, М12> используются
в качестве исходных данных семейством моделей М3=<М31, М32>,
* *
позволяющих выбрать компромиссное решение и 1 и и 2 относительно
противоречивых целевых функций /3/. Поиск компромисса и1 и и 2
осуществляется в два этапа. На первом этапе моделью М3 осуществляется
* * —
поиск оптимальных вариантов решений и* (/3/) и V*(/3/), / = 1,4 относительно скалярных целевых функций /3/ на базе применения метода оптимизации Хука-Дживса.
На втором этапе модель М32 ищет компромиссный вариант решения относительно векторной целевой функции / =< /31, /32, /33, /34 > с противоречивыми компонентами. Модель разработана на базе применения математического аппарата теории антагонистических игр Фон-Неймана.
Рекомендуемые комплексом моделей М3 компромиссные решения, принятые на основе обработки выборочных данных, позволяют оценить с вероятностной точки зрения значения входных управляющих переменных и, 1=1,2, где и1 - количество обслуживающего персонала библиотеки, и2 -их квалификационный уровень.
При любых вариантах решений и=<и1, и2> менеджера интересует вопрос качества принимаемых решений, т.е. относительное время пребывания процесса обслуживания системы в состоянии когда, например, все каналы обслуживания заняты или свободны, или один занят, а остальные свободны и т. д. С этой целью в диссертационной работе построен комплекс моделей оценки качества принимаемых управленческих решений М2=<М21, М22, М23>, дающий ответ на эти вопросы при использовании процедуры обслуживания читателей с отказом (модель М21), с ожиданием (модель М22) и с ограничением по длине очереди (модель М23).
На базе использования комплекса М созданных экономико-математических моделей создана методика принятия решений по управлению библиотечным обслуживанием, формально представленная в виде диаграммы прецедентов в нотации ЦМЪ на рисунке 2.
Лицо, принимающее решение (ЛПР), активно взаимодействует с имитационной моделью, варьируя значениями входных управляемых переменных и получая с помощью моделей оптимизации компромиссное решение относительно предложенных показателей качества.
ЛПР
(from Use Case View)
Рис. 2. Главная диаграмма прецедентов комплекса экономико-математических моделей управления библиотечным обслуживания
Использованные источники:
1. Манеров Г.Н., Волкова В.П., Шершенева Л.А. Количественная оценка качества труда библиотекаря // Науч. и техн. библиотеки СССР. - 1989. - №2. - С. 36-38
2. Клюев В.К. Маркетинг в системе управления библиотекой : учеб. пособие / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. - М., 1995. - С. 75-82
3. Ковалева М.О. Имитационная модель как основа системы поддержки принятия решений ресурсами вуза / Ковалева М.О. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - URL: http://www. science-education.ru/104-6692
Козлова Н.В.
Башкирский Государственный Аграрный Университет ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Бухгалтерская отчётность служит основным источником информации о деятельности предприятия. Тщательное изучение бухгалтерских отчётов раскрывает причину достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности.