Научная статья на тему 'Внедрение библиотечно-информационных технологий в управление медицинским вузом'

Внедрение библиотечно-информационных технологий в управление медицинским вузом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
392
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА ВУЗА / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EDUCATION / LIBRARY OF A UNIVERSITY / MEDICAL INFORMATION / INFORMATION AND BIBLIOGRAPHIC SUPPORT / ELECTRONIC LIBRARY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кобзева Н. Р.

С целью изучения информационных потребностей и разработки критериев отбора информационных источников проведено анкетирование пользователей библиотеки Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что в современных условиях обеспечение информацией возможно только посредством комплексного использования традиционных бумажных и электронных информационных технологий. Такое сочетание форм обслуживания присуще информационно-библиотечному центру, предоставляющему доступ к разнообразным информационным ресурсам, в том числе и мировым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кобзева Н. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF the LIBRARY INFORMATION TECHNOLOGIES IN the MANAGEMENT OF a MEDICAL HIGH SCHOOL

A questioning of the users of the library of Bashkir State Medical University has been carried out to study the information needs of public health services experts'. It has been shown that the library information support of scientific educational process and medical activity in a medical high school in conditions of the distributed information resources demands the integration of the technologies of the electronic information services into the library activity.

Текст научной работы на тему «Внедрение библиотечно-информационных технологий в управление медицинским вузом»

УДК 378:61:002:025

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ФОНДА БИБЛИОТЕКИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© Н. Р. Кобзева

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 4З0000 г. Уфа, ул. Ленина, 3.

Тел: +7 (347) 272 41 73, факс: +7 (347) 272 3751.

E-mail: [email protected]

С целью изучения информационных потребностей и разработки критериев отбора информационных источников проведено анкетирование пользователей библиотеки Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что в современных условиях обеспечение информацией возможно только посредством комплексного использования традиционных бумажных и электронных информационных технологий. Такое сочетание форм обслуживания присуще информационно-библиотечному центру, предоставляющему доступ к разнообразным информационным ресурсам, в том числе и мировым.

Ключевые слова: библиотека вуза, медицинская информация, информационно-библиографическое обеспечение.

Тенденцией развития высшей школы, обусловленной принятием Россией Болонской декларации, является интеграция в мировое образовательное пространство, требующая перехода к принципиально новому уровню доступности образовательной и научной информации [1]. Качество образования и адаптация к мировому образовательному пространству напрямую зависят от уровня полноты, достоверности и доступа к информационным образовательным ресурсам. Создание и поддержание конкурентоспособной системы образования требуют решения задач создания современной информационной среды, образовательного пространства и информационной инфраструктуры в вузе, обеспечивающих эффективное формирование информационных ресурсов, подготовку информационных продуктов и услуг (образовательных программ и средств).

Процесс информационного обеспечения медицинского образования и научно-медицинской деятельности невозможен без знания специфики и структуры информационных потребностей специалистов системы здравоохранения. Формирующееся в настоящее время медицинское информационное пространство значительно корректирует библиотечную деятельность. Если раньше традиционно основной функцией библиотек были сбор и хранение источников, то теперь, когда библиотеки медицинских вузов имеют богатый информационный потенциал, представленный в виде книжного, газетно-журнального фонда, фонда нетрадиционных носителей, электронных баз данных, Интернет-ресурсов, развитый справочно-библиографический аппарат в электронном виде, важнейшей задачей становится анализ содержания источников с целью предоставления пользователю предметно-ориентированной и персонифицированной информации [2, 3].

Известно, что определение принципиально новой и эффективной политики комплектования фонда вузовской библиотеки должно основываться на научном подходе к принятию управленческих решений в его формировании, а также использовании библио-

течного мониторинга в прогнозировании этого процесса. Наблюдение и прогнозирование состояния исследуемого объекта - две важнейшие составляющие мониторинга как научного метода [4].

С целью изучения информационных потребностей пользователей информационного центра медицинской библиотеки и разработки критериев отбора информационных источников было проведено анкетирование пользователей библиотеки Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ). Анкетирование проводилось в течение двух недель среди пользователей (студентов и преподавателей), обратившихся в информационный центр библиотеки. Всего было распространено 150 анкет, 148 из которых возвращены в библиотеку.

Анкета представляла собой 19 тематических вопросов, которые условно можно поделить на 3 блока:

1. Сведения об анкетируемом;

2. Область научных интересов;

3. Выявление приоритетных информационных интересов с точки зрения пользователя.

Анкетируемые не были ограничены в выборе ответов и могли при желании внести дополнительный вариант ответа.

Анализ сведений, полученных из первого блока вопросов, показал, что среди пользователей информационным центром библиотеки преобладает профессорско-преподавательский состав - 76 из 148 респондентов (51.3%). Аспиранты и клинические ординаторы составили 18.2% от общего числа респондентов (27 человек), студенты - 30.5% (45 человек).

Представляет интерес тот факт, что если в информационный центр в исследуемый период времени обратились 10.4% профессорско-преподавательского состава университета, то обращаемость аспирантов и клинических ординаторов оказалась более чем вдвое ниже - 4.4% от общего количества данной категории потребителей информации. Услугами информационного центра библиотеки воспользовались менее 1% студентов университета. Наши данные согласуются с мнением других исследователей о том, что большин-

ство студентов не владеют знаниями и навыками поиска литературы, информации по теме [5, 6].

Профессорско-преподавательский контингент

пользователей неоднороден и включает в себя 39 докторов наук (51.3%) и 27 кандидатов наук (35.5%), причем из них 35 человек (46.1%) входят в административный состав вуза (проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами). Следовательно, наиболее активной категорией пользователей информационного центра библиотеки БГМУ является научная элита - ученые-организаторы, обеспечивающие расширение знаний, выдвигающие научные и технологические идеи и воплощающие их в жизнь [7].

При изучении информационных интересов респондентов установлено, что большинство (88.5%) предпочитают блок медико-биологических наук. 6.7% участников анкетирования проявили интерес к блоку естественных наук, гуманитарные науки интересовали 2.7% пользователей.

В анкету был включен вопрос «Как вы предпочитаете получать информацию: самостоятельно со своего рабочего места, самостоятельно в информационном читальном зале или заказывать тематический поиск библиотекарю?».

Анализ полученных ответов показал, что 107 опрошенных (72.3%) предпочитают заказывать тематический поиск библиотекарю, 29 человек (19.6%) -получать самостоятельно со своего рабочего места или из дома, и лишь 12 (8,1%) - получать самостоятельно в читальном зале.

Причины, затрудняющие самостоятельный поиск информации, весьма разнообразны. Из ответов на вопрос анкеты о причинах, затрудняющих самостоятельную работу по поиску информации, можно сделать вывод, что основными причинами являются: высокая стоимость индивидуальной подписки на коммерческие профессиональные ресурсы (а часто бывает так, что именно там можно найти самую свежую научную информацию), затруднения в составлении поисковых предписаний и незнакомая поисковая система. Одной из главных причин является отсутствие доступа к Интернету.

На вопрос анкеты «Откуда вы узнаете информацию о той или иной базе?» анкетируемые ответили следующим образом: большинство читателей получают информацию о базах данных Интернета из объявлений на сайте БГМУ (56.3%) или от коллег (62.6%). Целевыми объявлениями библиотеки пользуются 30.7% респондентов, это та часть пользователей, которые получают информацию по рассылке библиотеки. Лишь 3.5% анкетируемых получают информацию из других источников.

Таким образом, полученные результаты анкетирования пользователей информационного центра научно-медицинской библиотеки БГМУ свидетельствуют о высоком уровне востребованности электронных ресурсов в библиотечно-информационном обеспечении профессорско-преподавательского состава. В то же время студентами новые информационные тех-

нологии используются недостаточно. Полученные результаты указывают на необходимость совершенствования библиотечно-информационного обеспечения в медицинском вузе и улучшения эффективности использования ресурсов библиотеки для повышения научного и образовательного потенциалов вуза, улучшения качества профессиональной подготовки выпускников.

С целью создания информационных массивов для обеспечения библиотечно-информационной поддержки, самостоятельной работы студентов, дистанционного обучения и последипломного непрерывного образования в условиях реформирования высшего медицинского образования нами разработана Электронная библиотека БГМУ. Создание и развитие Электронной библиотеки (ЭБ) направлено на совершенствование информационно-библиотечного обслуживания в условиях реформирования высшего образования, смену приоритетов в области информационной деятельности, введение новых форм и методов комплектования фондов Электронной библиотеки.

Электронная библиотека БГМУ ориентирована

на:

• студентов всех форм обучения;

• аспирантов;

• слушателей института последипломного образо-

вания;

• профессорско-преподавательский состав.

При создании Электронной библиотеки мы руководствовались:

- положением об Электронной библиотеке;

- концепцией развития базы данных Электронной библиотеки;

- положением, регламентирующим отбор и наполнение документов и Приказом ректора о создании базы данных и размещении в ней трудов ученых БГМУ;

- инструкцией о порядке размещения информационных материалов в Электронной библиотеке БГМУ;

- результатами ежеквартальных мониторингов, проводимых среди профессорско-преподавательского состава и студентов БГМУ с целью отбора релевантных документов в базу данных;

- соблюдением российского законодательства об авторском праве;

- типовыми договорами, заключаемыми с авторами на право воспроизведения произведений печати на бумажных и электронных носителях в базе данных.

Электронная библиотека ориентирована на решение следующих задач:

1. Создание десятии электронных баз данных для студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов, субординаторов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей института последипломного образования, профессорско-преподавательского состава на базе автоматизированной библиотечно-информационной системы ИРБИС.

2. Отбор и систематизация учебного, научного и общеобразовательного материала.

3. Наполнение Электронной библиотеки БГМУ:

- каталогизация и систематизация информации в сис-

теме ИРБИС,

- индексация документов,

- создание полнотекстовых документов различными

способами (сканирование, набор, прием от автора и пр.);

- подключение полного текста документа к системе

ИРБИС;

- присвоение документу категории доступа.

4. Выставление баз данных в Интернет.

5. Обеспечение автоматизированного заказа или резервирование литературы из фонда библиотеки, если на него нет полного текста, по локальной сети (библиотеки или университета) и через Интернет.

6. Обеспечение сохранности материала.

7. Создание программного обеспечения для авторизации пользователей с целью защиты информации и соблюдения авторских прав.

8. Организация учета и отчетности.

9. Обучение пользователей работе в Электронной библиотеке БГМУ.

Для реализации данного проекта на базе библиотеки БГМУ создана рабочая группа в составе:

- администратора Электронной библиотеки для регулярной актуализации, подключения полных текстов и контроля за вводом записей - 1;

- координатора по сбору необходимой информации, заключению договоров на передачу авторских прав - 1;

- каталогизатора для каталогизации и систематизации документов в систему ИРБИС- 2;

- индексатора для постановки дескрипторов и ненормированных ключевых слов, обеспечивающих поиск документов по специальности, факультетам и темам - 1;

- группы по оцифровке документов - 2;

- программиста для поддержки баз данных в рабочем состоянии, обеспечения сохранности документов, защиты от несанкционированного доступа - 1.

Администратору Электронной библиотеки предписывается подключать полный текст полученного электронного документа к системе ИРБИС, используя возможность работы с полными текстами документов, или давать ссылку на полный текст документа сети в Интернет.

Координатор осуществляет разработку необходимых документов, определяющих создание и развитие Электронной библиотеки БГМУ, а также договора для заключения авторских прав с авторами электронных версий документов, входящих в состав баз. Координатор обязан предоставлять каталогизаторам списки источников информации, отобранные для подключения к Электронной библиотеке, заключать авторские права на передачу имеющихся электронных версий отобранного материала или подлежащих оцифровке.

Для обеспечения оптимальных поисковых возможностей в созданных базах данных Электронной библиотеки каталогизаторам предписывается каталогизировать и систематизировать полученные материалы в систему ИРБИС. В случае если библиографическое описание документа имеется в электронном каталоге библиотеки, каталогизатор должен передать его в необходимую базу данных для формирования полной картины информационного обеспечения самостоятельной работы студентов и дистанционного обучения и для заказа источника информации из фонда библиотеки.

Задачей индексатора является постановка дескрипторов, используя тезаурусы по медицине Ые8Ы для поиска информации по определенной теме, и ненормированных ключевых слов для поиска информации по факультетам и специальностям.

Группа по оцифровке создана для оцифровки печатных изданий, отобранных для наполнения баз данных Электронной библиотеки БГМУ (если в этом есть необходимость и позволяют авторские права).

Деятельность программиста заключается в открытии в библиотечно-информационной системе ИРБИС 10-ти баз данных для обеспечения информационной поддержки самостоятельной работы и дистанционного обучения студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов, субординаторов, ординаторов, аспирантов, слушателей ИПО, профессорско-преподавательского состава.

Преподавателям университета было предложено разработать списки учебного материала и полные версии электронных копий (если таковые имеются в наличии и на их использование заключены авторские права) для передачи их координатору с целью наполнения баз данных. В учебные базы данных входят:

- учебно-методические материалы (учебники, учебные и учебно-методические пособия, вопросы к экзаменам, тесты), изданные как БГМУ, так и другими издательствами и применяемые в учебном процессе;

- научно-исследовательские материалы (сборники и отдельные научные публикации, авторефераты диссертаций);

- материалы по совместной работе с органами здраво-

охранения (клинические рекомендации, информационно-методические письма и др.);

- ссылки на медицинские ресурсы Интернета.

В базу входят не только полные версии документов, но и библиографические описания всего учебно-методического материала, находящегося в фонде библиотеки БГМУ и рекомендованного преподавателями для учебно-образовательной деятельности.

При организации доступа к полнотекстовой базе необходимо сортировать файлы для обеспечения уровней доступа - внутреннего и внешнего. В первом случае документ доступен только из внутренней сети библиотеки, что значительно сужает круг пользователей. Как правило, это студенты и профессорско-преподавательский состав ВУЗа. Во втором случае

предполагается доступ как локально, так и в сети Интернет. Таким образом, необходимо иметь возможность заключения договоров с правообладателями полных текстов (авторами) на предоставление их трудов на разных уровнях доступа.

Программист обязан предоставить доступ к Электронной библиотеке по локальной сети и через Интернет, обеспечить сохранность электронных версий путем архивирования и сохранения копий на зеркальном сервере библиотеки БГМУ и компакт-дисках. В задачи программиста также входит создание программного обеспечения для авторизации (проверка полномочий для данного пользователя) пользователей с целью защиты информации и соблюдения авторских прав. Авторизация проводится по номеру электронного читательского билета.

Программист и сотрудники библиотеки БГМУ должны обеспечить автоматизированный заказ и резервирование источников, найденных в электронной библиотеке БГМУ, оцифровать которые не позволяют авторские права. Архивирование рабочих баз данных сотрудников осуществляется 1 раз в неделю.

В деятельности Электронной библиотеки предусмотрено обязательное создание резервных копий вновь поступивших электронных изданий на ОБ, БУБ-диски в формате оригинала и на сервер библиотеки. За создание резервных копий и сохранность информации несет ответственность администратор Электронной библиотеки.

Оценка деятельности Электронной библиотеки БГМУ показала, существенное повышение результативности учебного и научно-исследовательского процессов за счет:

- быстрого предоставления полнотекстового учебного материала в удобное для пользователя место, в том числе в офис или на дом;

- обеспечения доступности материалов, находящихся в различных коллекциях и фондах, включая малотиражные и уникальные издания, без видового или тематического ограничения, без учета национальных границ или ведомственной принадлежности;

- актуальности данных благодаря возможности регулярного пополнения Электронной библиотеки новыми цифровыми материалами;

- сокращения времени на поиск информации для учебного и научного процессов за счет того, что все

базы находятся в едином информационном пространстве (в системе ИРБИС);

- расширения круга потенциальных поставщиков и получателей информации, в том числе и за пределами библиотечного сообщества;

- устранения ограничений на получение информации пользователями с физическими или социальными ограничениями.

Электронная университетская библиотека обладает высокой книгообеспеченностью, позволяет экономить средства на тиражирование большого количества учебно-методических пособий в печатном варианте.

С информационными продуктами Электронной библиотеки можно одновременно работать в удаленном или в локальном режиме. Для поиска в локальном режиме оборудованы автоматизированные рабочие места в зале каталогов, а с развитием компьютерной университетской сети поиск можно будет проводить в локальном режиме с любого компьютера в университете.

Таким образом, полученные результаты создания и применения Электронной библиотеки в БГМУ свидетельствуют о том, что внедрение новых библиотечно-информационных технологий позволяет оптимизировать информационное обеспечение научнообразовательного процесса в медицинском вузе в условиях распределенных информационных ресурсов, расширить и углубить формы взаимодействия с различными категориями пользователей через электронную среду.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Батова Л. Л., Племнек А. И., Размарилова Н. И., Соколова Н. В., Чуприкова Н. Т., Шапошников С. О. Современная университетская библиотека: модернизация, управление, качество. М.: Логос, 2005. -126 с.

2. Дрешер Ю. Н. // Секция медицинских и больничных библиотек: Информационный бюллетень № 2. Казань, 2007. С. 44-52.

3. Шрайберг Я. Л. // Научные и технические библиотеки. 2005. № 1. С. 25-47.

4. Эйдемиллер И. В. Стратегия формирования фондов публичных библиотек: маркетинговый подход. СПб., 1995. -124 с.

5. Дронова Н. А. // Научные и технические библиотеки. 2006. № 4. С. 42^7.

6. Дусь Ю., Садчикова А. // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 175-176.

7. Болотин И., Попов С. // Вестн. высшей школы. 1994. № 4. С. 18-21.

Поступила в редакцию14.12.2007 г. После доработки —10.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.