УДК 378:61:002:025
СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ФОНДА БИБЛИОТЕКИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
© Н. Р. Кобзева
Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 4З0000 г. Уфа, ул. Ленина, 3.
Тел: +7 (347) 272 41 73, факс: +7 (347) 272 3751.
E-mail: [email protected]
С целью изучения информационных потребностей и разработки критериев отбора информационных источников проведено анкетирование пользователей библиотеки Башкирского государственного медицинского университета. Показано, что в современных условиях обеспечение информацией возможно только посредством комплексного использования традиционных бумажных и электронных информационных технологий. Такое сочетание форм обслуживания присуще информационно-библиотечному центру, предоставляющему доступ к разнообразным информационным ресурсам, в том числе и мировым.
Ключевые слова: библиотека вуза, медицинская информация, информационно-библиографическое обеспечение.
Тенденцией развития высшей школы, обусловленной принятием Россией Болонской декларации, является интеграция в мировое образовательное пространство, требующая перехода к принципиально новому уровню доступности образовательной и научной информации [1]. Качество образования и адаптация к мировому образовательному пространству напрямую зависят от уровня полноты, достоверности и доступа к информационным образовательным ресурсам. Создание и поддержание конкурентоспособной системы образования требуют решения задач создания современной информационной среды, образовательного пространства и информационной инфраструктуры в вузе, обеспечивающих эффективное формирование информационных ресурсов, подготовку информационных продуктов и услуг (образовательных программ и средств).
Процесс информационного обеспечения медицинского образования и научно-медицинской деятельности невозможен без знания специфики и структуры информационных потребностей специалистов системы здравоохранения. Формирующееся в настоящее время медицинское информационное пространство значительно корректирует библиотечную деятельность. Если раньше традиционно основной функцией библиотек были сбор и хранение источников, то теперь, когда библиотеки медицинских вузов имеют богатый информационный потенциал, представленный в виде книжного, газетно-журнального фонда, фонда нетрадиционных носителей, электронных баз данных, Интернет-ресурсов, развитый справочно-библиографический аппарат в электронном виде, важнейшей задачей становится анализ содержания источников с целью предоставления пользователю предметно-ориентированной и персонифицированной информации [2, 3].
Известно, что определение принципиально новой и эффективной политики комплектования фонда вузовской библиотеки должно основываться на научном подходе к принятию управленческих решений в его формировании, а также использовании библио-
течного мониторинга в прогнозировании этого процесса. Наблюдение и прогнозирование состояния исследуемого объекта - две важнейшие составляющие мониторинга как научного метода [4].
С целью изучения информационных потребностей пользователей информационного центра медицинской библиотеки и разработки критериев отбора информационных источников было проведено анкетирование пользователей библиотеки Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ). Анкетирование проводилось в течение двух недель среди пользователей (студентов и преподавателей), обратившихся в информационный центр библиотеки. Всего было распространено 150 анкет, 148 из которых возвращены в библиотеку.
Анкета представляла собой 19 тематических вопросов, которые условно можно поделить на 3 блока:
1. Сведения об анкетируемом;
2. Область научных интересов;
3. Выявление приоритетных информационных интересов с точки зрения пользователя.
Анкетируемые не были ограничены в выборе ответов и могли при желании внести дополнительный вариант ответа.
Анализ сведений, полученных из первого блока вопросов, показал, что среди пользователей информационным центром библиотеки преобладает профессорско-преподавательский состав - 76 из 148 респондентов (51.3%). Аспиранты и клинические ординаторы составили 18.2% от общего числа респондентов (27 человек), студенты - 30.5% (45 человек).
Представляет интерес тот факт, что если в информационный центр в исследуемый период времени обратились 10.4% профессорско-преподавательского состава университета, то обращаемость аспирантов и клинических ординаторов оказалась более чем вдвое ниже - 4.4% от общего количества данной категории потребителей информации. Услугами информационного центра библиотеки воспользовались менее 1% студентов университета. Наши данные согласуются с мнением других исследователей о том, что большин-
ство студентов не владеют знаниями и навыками поиска литературы, информации по теме [5, 6].
Профессорско-преподавательский контингент
пользователей неоднороден и включает в себя 39 докторов наук (51.3%) и 27 кандидатов наук (35.5%), причем из них 35 человек (46.1%) входят в административный состав вуза (проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами). Следовательно, наиболее активной категорией пользователей информационного центра библиотеки БГМУ является научная элита - ученые-организаторы, обеспечивающие расширение знаний, выдвигающие научные и технологические идеи и воплощающие их в жизнь [7].
При изучении информационных интересов респондентов установлено, что большинство (88.5%) предпочитают блок медико-биологических наук. 6.7% участников анкетирования проявили интерес к блоку естественных наук, гуманитарные науки интересовали 2.7% пользователей.
В анкету был включен вопрос «Как вы предпочитаете получать информацию: самостоятельно со своего рабочего места, самостоятельно в информационном читальном зале или заказывать тематический поиск библиотекарю?».
Анализ полученных ответов показал, что 107 опрошенных (72.3%) предпочитают заказывать тематический поиск библиотекарю, 29 человек (19.6%) -получать самостоятельно со своего рабочего места или из дома, и лишь 12 (8,1%) - получать самостоятельно в читальном зале.
Причины, затрудняющие самостоятельный поиск информации, весьма разнообразны. Из ответов на вопрос анкеты о причинах, затрудняющих самостоятельную работу по поиску информации, можно сделать вывод, что основными причинами являются: высокая стоимость индивидуальной подписки на коммерческие профессиональные ресурсы (а часто бывает так, что именно там можно найти самую свежую научную информацию), затруднения в составлении поисковых предписаний и незнакомая поисковая система. Одной из главных причин является отсутствие доступа к Интернету.
На вопрос анкеты «Откуда вы узнаете информацию о той или иной базе?» анкетируемые ответили следующим образом: большинство читателей получают информацию о базах данных Интернета из объявлений на сайте БГМУ (56.3%) или от коллег (62.6%). Целевыми объявлениями библиотеки пользуются 30.7% респондентов, это та часть пользователей, которые получают информацию по рассылке библиотеки. Лишь 3.5% анкетируемых получают информацию из других источников.
Таким образом, полученные результаты анкетирования пользователей информационного центра научно-медицинской библиотеки БГМУ свидетельствуют о высоком уровне востребованности электронных ресурсов в библиотечно-информационном обеспечении профессорско-преподавательского состава. В то же время студентами новые информационные тех-
нологии используются недостаточно. Полученные результаты указывают на необходимость совершенствования библиотечно-информационного обеспечения в медицинском вузе и улучшения эффективности использования ресурсов библиотеки для повышения научного и образовательного потенциалов вуза, улучшения качества профессиональной подготовки выпускников.
С целью создания информационных массивов для обеспечения библиотечно-информационной поддержки, самостоятельной работы студентов, дистанционного обучения и последипломного непрерывного образования в условиях реформирования высшего медицинского образования нами разработана Электронная библиотека БГМУ. Создание и развитие Электронной библиотеки (ЭБ) направлено на совершенствование информационно-библиотечного обслуживания в условиях реформирования высшего образования, смену приоритетов в области информационной деятельности, введение новых форм и методов комплектования фондов Электронной библиотеки.
Электронная библиотека БГМУ ориентирована
на:
• студентов всех форм обучения;
• аспирантов;
• слушателей института последипломного образо-
вания;
• профессорско-преподавательский состав.
При создании Электронной библиотеки мы руководствовались:
- положением об Электронной библиотеке;
- концепцией развития базы данных Электронной библиотеки;
- положением, регламентирующим отбор и наполнение документов и Приказом ректора о создании базы данных и размещении в ней трудов ученых БГМУ;
- инструкцией о порядке размещения информационных материалов в Электронной библиотеке БГМУ;
- результатами ежеквартальных мониторингов, проводимых среди профессорско-преподавательского состава и студентов БГМУ с целью отбора релевантных документов в базу данных;
- соблюдением российского законодательства об авторском праве;
- типовыми договорами, заключаемыми с авторами на право воспроизведения произведений печати на бумажных и электронных носителях в базе данных.
Электронная библиотека ориентирована на решение следующих задач:
1. Создание десятии электронных баз данных для студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов, субординаторов, клинических ординаторов, аспирантов, слушателей института последипломного образования, профессорско-преподавательского состава на базе автоматизированной библиотечно-информационной системы ИРБИС.
2. Отбор и систематизация учебного, научного и общеобразовательного материала.
3. Наполнение Электронной библиотеки БГМУ:
- каталогизация и систематизация информации в сис-
теме ИРБИС,
- индексация документов,
- создание полнотекстовых документов различными
способами (сканирование, набор, прием от автора и пр.);
- подключение полного текста документа к системе
ИРБИС;
- присвоение документу категории доступа.
4. Выставление баз данных в Интернет.
5. Обеспечение автоматизированного заказа или резервирование литературы из фонда библиотеки, если на него нет полного текста, по локальной сети (библиотеки или университета) и через Интернет.
6. Обеспечение сохранности материала.
7. Создание программного обеспечения для авторизации пользователей с целью защиты информации и соблюдения авторских прав.
8. Организация учета и отчетности.
9. Обучение пользователей работе в Электронной библиотеке БГМУ.
Для реализации данного проекта на базе библиотеки БГМУ создана рабочая группа в составе:
- администратора Электронной библиотеки для регулярной актуализации, подключения полных текстов и контроля за вводом записей - 1;
- координатора по сбору необходимой информации, заключению договоров на передачу авторских прав - 1;
- каталогизатора для каталогизации и систематизации документов в систему ИРБИС- 2;
- индексатора для постановки дескрипторов и ненормированных ключевых слов, обеспечивающих поиск документов по специальности, факультетам и темам - 1;
- группы по оцифровке документов - 2;
- программиста для поддержки баз данных в рабочем состоянии, обеспечения сохранности документов, защиты от несанкционированного доступа - 1.
Администратору Электронной библиотеки предписывается подключать полный текст полученного электронного документа к системе ИРБИС, используя возможность работы с полными текстами документов, или давать ссылку на полный текст документа сети в Интернет.
Координатор осуществляет разработку необходимых документов, определяющих создание и развитие Электронной библиотеки БГМУ, а также договора для заключения авторских прав с авторами электронных версий документов, входящих в состав баз. Координатор обязан предоставлять каталогизаторам списки источников информации, отобранные для подключения к Электронной библиотеке, заключать авторские права на передачу имеющихся электронных версий отобранного материала или подлежащих оцифровке.
Для обеспечения оптимальных поисковых возможностей в созданных базах данных Электронной библиотеки каталогизаторам предписывается каталогизировать и систематизировать полученные материалы в систему ИРБИС. В случае если библиографическое описание документа имеется в электронном каталоге библиотеки, каталогизатор должен передать его в необходимую базу данных для формирования полной картины информационного обеспечения самостоятельной работы студентов и дистанционного обучения и для заказа источника информации из фонда библиотеки.
Задачей индексатора является постановка дескрипторов, используя тезаурусы по медицине Ые8Ы для поиска информации по определенной теме, и ненормированных ключевых слов для поиска информации по факультетам и специальностям.
Группа по оцифровке создана для оцифровки печатных изданий, отобранных для наполнения баз данных Электронной библиотеки БГМУ (если в этом есть необходимость и позволяют авторские права).
Деятельность программиста заключается в открытии в библиотечно-информационной системе ИРБИС 10-ти баз данных для обеспечения информационной поддержки самостоятельной работы и дистанционного обучения студентов 1, 2, 3, 4, 5 курсов, субординаторов, ординаторов, аспирантов, слушателей ИПО, профессорско-преподавательского состава.
Преподавателям университета было предложено разработать списки учебного материала и полные версии электронных копий (если таковые имеются в наличии и на их использование заключены авторские права) для передачи их координатору с целью наполнения баз данных. В учебные базы данных входят:
- учебно-методические материалы (учебники, учебные и учебно-методические пособия, вопросы к экзаменам, тесты), изданные как БГМУ, так и другими издательствами и применяемые в учебном процессе;
- научно-исследовательские материалы (сборники и отдельные научные публикации, авторефераты диссертаций);
- материалы по совместной работе с органами здраво-
охранения (клинические рекомендации, информационно-методические письма и др.);
- ссылки на медицинские ресурсы Интернета.
В базу входят не только полные версии документов, но и библиографические описания всего учебно-методического материала, находящегося в фонде библиотеки БГМУ и рекомендованного преподавателями для учебно-образовательной деятельности.
При организации доступа к полнотекстовой базе необходимо сортировать файлы для обеспечения уровней доступа - внутреннего и внешнего. В первом случае документ доступен только из внутренней сети библиотеки, что значительно сужает круг пользователей. Как правило, это студенты и профессорско-преподавательский состав ВУЗа. Во втором случае
предполагается доступ как локально, так и в сети Интернет. Таким образом, необходимо иметь возможность заключения договоров с правообладателями полных текстов (авторами) на предоставление их трудов на разных уровнях доступа.
Программист обязан предоставить доступ к Электронной библиотеке по локальной сети и через Интернет, обеспечить сохранность электронных версий путем архивирования и сохранения копий на зеркальном сервере библиотеки БГМУ и компакт-дисках. В задачи программиста также входит создание программного обеспечения для авторизации (проверка полномочий для данного пользователя) пользователей с целью защиты информации и соблюдения авторских прав. Авторизация проводится по номеру электронного читательского билета.
Программист и сотрудники библиотеки БГМУ должны обеспечить автоматизированный заказ и резервирование источников, найденных в электронной библиотеке БГМУ, оцифровать которые не позволяют авторские права. Архивирование рабочих баз данных сотрудников осуществляется 1 раз в неделю.
В деятельности Электронной библиотеки предусмотрено обязательное создание резервных копий вновь поступивших электронных изданий на ОБ, БУБ-диски в формате оригинала и на сервер библиотеки. За создание резервных копий и сохранность информации несет ответственность администратор Электронной библиотеки.
Оценка деятельности Электронной библиотеки БГМУ показала, существенное повышение результативности учебного и научно-исследовательского процессов за счет:
- быстрого предоставления полнотекстового учебного материала в удобное для пользователя место, в том числе в офис или на дом;
- обеспечения доступности материалов, находящихся в различных коллекциях и фондах, включая малотиражные и уникальные издания, без видового или тематического ограничения, без учета национальных границ или ведомственной принадлежности;
- актуальности данных благодаря возможности регулярного пополнения Электронной библиотеки новыми цифровыми материалами;
- сокращения времени на поиск информации для учебного и научного процессов за счет того, что все
базы находятся в едином информационном пространстве (в системе ИРБИС);
- расширения круга потенциальных поставщиков и получателей информации, в том числе и за пределами библиотечного сообщества;
- устранения ограничений на получение информации пользователями с физическими или социальными ограничениями.
Электронная университетская библиотека обладает высокой книгообеспеченностью, позволяет экономить средства на тиражирование большого количества учебно-методических пособий в печатном варианте.
С информационными продуктами Электронной библиотеки можно одновременно работать в удаленном или в локальном режиме. Для поиска в локальном режиме оборудованы автоматизированные рабочие места в зале каталогов, а с развитием компьютерной университетской сети поиск можно будет проводить в локальном режиме с любого компьютера в университете.
Таким образом, полученные результаты создания и применения Электронной библиотеки в БГМУ свидетельствуют о том, что внедрение новых библиотечно-информационных технологий позволяет оптимизировать информационное обеспечение научнообразовательного процесса в медицинском вузе в условиях распределенных информационных ресурсов, расширить и углубить формы взаимодействия с различными категориями пользователей через электронную среду.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батова Л. Л., Племнек А. И., Размарилова Н. И., Соколова Н. В., Чуприкова Н. Т., Шапошников С. О. Современная университетская библиотека: модернизация, управление, качество. М.: Логос, 2005. -126 с.
2. Дрешер Ю. Н. // Секция медицинских и больничных библиотек: Информационный бюллетень № 2. Казань, 2007. С. 44-52.
3. Шрайберг Я. Л. // Научные и технические библиотеки. 2005. № 1. С. 25-47.
4. Эйдемиллер И. В. Стратегия формирования фондов публичных библиотек: маркетинговый подход. СПб., 1995. -124 с.
5. Дронова Н. А. // Научные и технические библиотеки. 2006. № 4. С. 42^7.
6. Дусь Ю., Садчикова А. // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 175-176.
7. Болотин И., Попов С. // Вестн. высшей школы. 1994. № 4. С. 18-21.
Поступила в редакцию14.12.2007 г. После доработки —10.04.2008 г.