Яковлева М. А.
17.5. СПЕЦИФИКА УЧАСТИЯ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРОЦЕССЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Яковлева Мария Александровна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра экономических исследований, аспирантка кафедры Мировой экономики Дипломатической Академии МИД РФ
Место работы: Центр экономических исследований
yak-mari@mail.ru
Аннотация: В данной статье проводится анализ специфики участия Чешской Республики в процессе европейской валютной интеграции. Приводятся актуализированные данные о выполнении ЧР критериев конвергенции, раскрываются особенности позиции страны по вопросу о возможности вступления страны в зону евро в условиях экономического кризиса в ЕС. Обозначаются возможные риски присоединения Чехии к банковскому союзу ЕС.
Ключевые слова: Чешская Республика, банковский сектор, банки, Еврозона, Банковский союз.
THE SPECIFIC CHARACTER OF THE CZECH REPUBLIC PARTICIPATION IN THE EUROPEAN MONETARY INTEGRATION PROCESS
Yakovleva Maria Alexandrovna, сandidate of Historical Sciences, Economic Research Centre, research associate, Postgraduate of the Department of World Economy (Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
Place of employment: Economic Research Centre
yak-mari@mail.ru
Annotation: In the article tne analysis of the specific character of the Czech Republic participation in the European monetary integration process. Actualized data on the Czech Republic’s convergence criteria fulfillment are given. The author depicts the distinctive features of the Czech position on the possibility of the Eurozone entry during economic crises in the EU. Possible risks of the Czech participation in the EU Banking Union are also given.
Keywords: Czech Republic, banking sector, banks, banking, Eurozone, Banking Union.
Основной целью интеграционного движения, начавшегося в западноевропейских странах после Второй мировой войны, было восстановление экономик за счет снятия торговых барьеров и расширения рынков. Идея валютной интеграции стала обсуждаться в конце 1980-х годов после принятия в 1987 году Единого европейского акта, который положил начало комплексной интеграции региона в общий внутренний рынок. В этом контексте единая валюта должна была стать одним из основных атрибутов общего внутреннего рынка. Основными политическими шагами к будущему валютному союзу стали заседание Европейского Совета в 1988 году в Ганновере, доклад Делора в 1989 году и заседание Европейского совета в Маастрихте в декабре 1991 года, где был одобрен план создания Экономического и валютного союза (ЭВС). Правовой основой ЭВС стал ряд соглашений подписанных в феврале 1992 года в Маастрихте, известными под названием Маастрихский договор. Эти договоренности вступили в силу 1 ноября
1993 года. По договору переход к единой валюте должен был проходить в три этапа - два подготовительных и третий этап - непосредственно введение в обращение евро.
Для осуществления контроля за созданием условий продвижения к третьему этапу создания Экономического и валютного союза, включая принятие единой валюты, договор устанавливал критерии конвергенции, которые были сформулированы на основе теоретических соображений относительно условий, необходимых для обеспечения устойчивости функционирования единой валюты в группе стран. Выполнение критериев конвергенции определяется с помощью отчетов Европейской комиссии и ЕЦБ. Были установлены следующие критерии:
1) дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП, государственный долг должен составлять не более 60% ВВП.
2) должна соблюдаться относительно высокая
стабильность цен, средние темпы инфляции (за последний год перед проверкой) не должны превышать более чем на 1,5 процентных пункта темпы инфляции трех государств-членов еврозоны, демонстрирующих лучшие показатели в области стабильности цен.
3) средняя номинальная процентная ставка по
долгосрочным кредитам не должна превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех государств-членов еврозоны, демонстрирующих лучшие показатели в области
стабильности цен.
4) предусмотренные в рамках механизма действия валютных курсов ERM II нормальные пределы колебания должны сохраняться в течение как минимум последних двух лет перед проверкой.
Вступив 1 мая 2004 года в ЕС, ЧР стала членом ЭВС без введения евро, которое планировалось ввести после выполнения Маастрихтских критериев. Степень готовности для принятия евро оценивает Европейская комиссия и ЕЦБ в своих докладах о конвергенции, которые готовятся один раз в два года, либо по соответствующему заявлению государства претендента на вступление в зону евро. Окончательное решение относительно выполнения всех условий принимает Европейский Совет в составе министров экономики и финансов. В отличие от Дании и Великобритании ЧР не смогла провести переговоры по постоянному статусу неприсоединения к евро. Поэтому непринятие евро носит только «временный» характер.
Позиция Чешской Республики относительно принятия евро была сформулирована в 2003 году, когда чешское правительство одобрило Стратегию вступления в зону евро (Евростратегию), в которой указана дата принятия евро 2009-2010 год. В 2005 году для координации правовых и технических действий для принятия евро была создана Национальная координационная группа. В 2006 году правительство одобрило одношаговый сценарий перехода к евро, а в 2007 году был одобрен Национальный план перехода к евро.
Точная дата принятия евро должна была быть определена на основе регулярной оценки степени выполнения Маастрихтских критериев и степени экономического соответствия ЧР еврозоне, которая производится ЧНБ и Министерством финансов ежегодно с 2005 года. В результате этой оценки чешскому правительству предоставляются рекомендации относительно того, стоит или не стоит ЧР в следующем году присоединиться к Механизму контроля курса валют
ERM II. Для выполнения Маастрихтских критериев необходимо участвовать в механизме как минимум три года до перехода к евро (два года в системе плюс один год для технической подготовки). Правительство Чехии не приняло решение о вступлении в ERM II. Основными причинами на тот момент было несоответствие государственного бюджета критерию конвергентнции, и в целом несоответствие чешской экономики зоне евро. Поэтому ЧР к обозначенной дате в зоеу евро не вступила1. Обновленная и все еще действующая Евростратегия 2007 года больше не содержит конкретной даты перехода к евро. Выполнение Чехией критериев конвергенции и соответствия экономики зоне евро продолжает регулярно оцениваться. Согласно выводам Минфина ЧР и ЧНБ2, Чехия в 2012 году не выполнила критерий стабильности цен, однако по прогнозам, сможет его выполнить в 2013 и 2014 годах.
Таблица 1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
среднее значение для трех государств еврозоны с лучшими показателями 2,6 0,0 0,9 1,6 1,1 1,4 1,4
референтное значение 4,1 1,5 2,4 1,3 2,6 2,9 2,9
Чешская Республика 6,3 0,6 1,2 2,2 3,4 1,6 2,1
Источник: www.cnb.cz
Критерий устойчивости государственного бюджета также не выполняется, начиная с 2009 года, когда показатель дефицита государственного бюджета составил 5,8% ВВП, затем благодаря консолидационным мерам правительства и изменениям в налогообложении физических лиц дефицит постепенно сокращался, и ожидается, что в 2014 году он составит 1,9% ВВП.
Таблица 2
Дефицит государственного бюджета ЧР в % ВВП
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
референтное значение 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0
Чешская Республика 0,7 5,8 4,8 3,7 3,5 2,9 1,9
Источник: www.cnb.cz
Начиная с 2008 года Чехия не испытывает проблем в выполнении критерия величины государственного долга не более 60% ВВП.
Таблица 3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
референтное значение 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0 60,0
Чешская Республика 28,7 34,3 37,6 40,5 42,4 42,8 42,0
Источник: www.cnb.cz
Вступление Чехии в ERM II будет возможно при стабилизации ситуации в чешской экономике, на мировых финансовых рынках, а также наличии благоприятного инвестиционного климата не только в ЧР, но и во всем Евросоюзе. Начиная с 2009 года чешская крона обладает высокой степенью волатильности и продолжает укрепляться по
1 http://www.cnb.cz/en/about_cnb/intemational_relations/cr_eu_integration /#EMU
2 Assessment of the fulfilment of the Maastricht Convergence criteria and the degree of economic alignment of the Czech Republic with the euro area. A joint document of the Ministry of finance of the Czech Republic and the Czech National Bank approved by the government of the Czech Republic on 14 December /011
3 Harmonized index of consumer prices - гармонизированный индекс потребительских цен, пересчитываемый для каждой страны зоны евро так, чтобы их можно было сопоставлять на единой базе.
отношению к евро, хотя краткосрочные процентные дифференциалы по отношению к трехмесячной ставке EURIBOR были низкими в 2010 году, к концу 2011 года достигли отрицательного значения, в первом квартале 2012 года составили 0,2%4
Сдержанная позиция чешского правительства относительно участия ЧР в ERM II на наш взгляд достаточно оправдана и объясняется тем, что чешская экономика носит открытый характер и поэтому подвержена негативному воздействию извне (например, резкое повышение цен на товары в 2008 году) в контексте высокой энергозатратности чешской экономики и последующей за этим рецессии. Свободно плавающий курс чешской кроны может смягчать негативное воздействие извне на чешскую экономику5.
За последние годы Чешская Республика выполняла критерий средней номинальной ставки по долгосрочным кредитам с запасом в 1 процентный пункт.
Таблица 4
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
средний показатель для 3 стран ЕС с наименьшей инфляцией 4,2 3,9 4,0 3,3 3,6 3,2 3,1
референтное значение 6,2 5,9 6,0 5,3 5,6 5,2 5,1
Чешская Республика 4,6 4,8 4,2 3,7 3,7 3,9 4,2
Источник: www.cnb.cz
Прогресс в проведении правительственных реформ, высокая оценка Чехии агентством Standard & Poor's и интерес к чешским государственным облигациям со стороны как резидентов так и нерезидентов будут способствовать укреплению стабильности чешских государственных ценных бумаг. Современный долговой кризис в еврозоне представляет собой определенный риск для доходности правительственных ценных бумаг, однако инвесторы доверяют чешским гособлигациям, что подтверждается корреляцией доходности десятилетних чешских и немецких государственных ценных бумаг6. Разница между ними составляет около 1 процента и постепенно будет снижаться.
Мировой экономический кризис и экономическая ситуация в некоторых слабых странах еврозоны (Греция, Ирландия, Португалия, Кипр) привели к тому, что актуальной стала дискуссия относительно жизнеспособности европроекта. В Чехии соответственно дискуссия за и против принятия евро развернулась с новой силой. В связи с этим правительство Чехии не ставит каких-либо конкретных сроков для принятия евро. Оно заявило, что в основе принятия евро должна быть успешность и содержательность евро как проекта в целом. Кроме того, принятие евро будет возможно лишь тогда, когда чешский государственный бюджет будет успешно консолидирован.
Позиция руководства ЧНБ (М. Зингер, председатель) относительно текущей ситуации в еврозоне носит в целом скептический характер. Эксперты ЧНБ считают, что несмотря на то, что наиболее острой проблемой еврозоны на сегодня является долговой кризис, главная проблема
4 http://www.zavedenieura.cz/cps/rde/xbcr/euro/ECB_CON_REP 2012_cz.pdf ECB Konvergencni zprava kveten 2012 p. 72
5 http://www.mfcr.cz/cps/rde/xchg/mfcr/xsl/eu_acc_stra_13438.html
6 http://www.mfcr.cz/cps/rde/xchg/mfcr/xsl/eu_acc_stra_33780.html
Яковлева М. А.
заключается в ее разнородности, несоответствующим институциональным устройством и недостаточным выполнением правил. Единая валютная политика способствует углублению различий между странами «Южного крыла» и «ядром» еврозоны. Сохранение еврозоны в ее сегодняшнем виде в большой степени зависит от действий ЕЦБ, различных кредитов и трансфертов, а также от политической «солидарности» стран-членов. Самый крупный проект ЕС направленный на акселерацию его роста до уровня, который бы обеспечил глобальную конкурентоспособность, после десяти лет своего существования не привел к ожидаемому росту, наоборот существует угроза его коллапса7.
Введение евро в ЧР будет зависеть не только от выполнения необходимых требований, но и по большей части от того каким образом еврозона справится с современными вызовами, которые имеют непосредственное влияние на функционирование единой европейской валюты.
Новым элементом в европейской валютной интеграции стало принятЬе решения в декабре 2012 года о создании европейского Банковского союза, который как считается, будет способствовать укреплению экономического и валютного союза. ЕЦБ будет непосредственно контролировать все кредитные учреждения, чей объём активов превышает 30 млрд. евро или которые имеют активы, эквивалентные 20 процентам объёма ВВП их стран. В обязательном порядке под надзор попадают три крупнейших банка в каждом государстве — члене ЕС. При этом национальные органы надзора будут контролировать остальные пять тысяч банков. Однако еЦб сможет вмешаться, если он увидит проблемы в любом из банков еврозоны. Следующим этапом формирования этого союза станет учреждение общеевропейского агентства, уполномоченного закрывать банки, которые ЕЦБ сочтёт проблемными. Необходимым условием работы такого агентства, согласно подписанному в рамках Евросоюза соглашению, станет создание фонда для покрытия расходов, связанных с закрытием банков. Фонд обеспечит работу той части банка, которая отвечает за осуществление платежей и кредитование; остальные подразделения банка-банкрота ликвидируются. Последним этапом создания Банковского союза станет принятие и использование странами Европы сложной схемы гарантий депозитов. Она призвана останавливать паническое и массовое изъятие банковских вкладов в случаях форс-мажора.
К общеевропейскому банковскому надзорному механизму не присоединятся Великобритания, Швеция и Чехия. Эти страны не готовы делегировать национальные полномочия по контролю над банками. Для банков стран, входящих в ЕС, но остающихся вне зоны евро, будет действовать особый режим, на соблюдении которого настаивала в основном Великобритания, опасающаяся чрезмерного усиления позиций ЕЦБ. В частности, для того чтобы распространить надзорные решения Европейского банковского союза на страны — члены ЕС, не входящие в союз, потребуется двойное большинство при голосовании.
Экономисты Брюгельского института8 приводят следующие аргументы в пользу создания такого союза:
7 Krize eurozony. 10. Mezinârodni konference European Governance -Corporate Governance „Perspektivy eurozony“ Praha, 26. rijna 2012 Miroslav Singer guvernér, Ceska narodni banka
8 J. Pisani-Ferry, A. Sapir, N. Véron, G. Wolff // What kind of European Banking Union? // Bruegel Policy Contribution, June 2012
- происходит фрагментация финансовых рынков по границе Север-Юг. Банки прекращают движение капитала через эту границу, т.к помощь банкам ограничивается помощью от национальных правительств.
- ответственность национального государства за спасение проблемных банков создает сильную двустороннюю зависимость между банковским кризисом и кризисом вызванным неплатежеспособностью национального правительства.
- фрагментация банковской политики создает пространство для системных сбоев в рамках еврозоны, что повышает расходы для налогоплательщиков.
Основные единые элементы будущего банковского союза:
1) банковский надзор в ЕЦБ
2) европейская система страхования вкладов
3) европейская система фондов для реструктуризации банковского сектора
4) правила, устанавливаемые EBA (Single Rule Book)9
Еврозона в текущий момент характеризуется высокой
степенью неоднородности: различный уровень инфляции, неоднородность процентных ставок по долгосрочным кредитам (ЧР имеет более низкие процентные ставки по сравнению с некоторыми странами-членами еврозоны), а также неоднородность роста денежных резервов и развития цен на недвижимость (цены на недвижимость в ЕС развивались в 2009-2011 годах крайне неравномерно -от резкого падения на 40% в Ирландии, Прибалтике, до значительного роста в 10% в Австрии, Швеции, Германии). Все эти показатели оказывают соответствующее воздействие на качество кредитных портфелей банков, их прибыльность и способность предоставлять новые кредиты.
Кроме того, в ЕС существует значительная разнородность в сфере финансового посредничества и объемах частных кредитов, предоставленных банками в соотношении к ВВП. Объем кредитов населению и нефинансовым предприятиям в ЧР один из самых низких в ЕС (77% ВВП), наивысший в - Португалии (250% ВВП). Чешский банковский сектор длительное время принадлежит к самым прибыльным в ЕС.
В ЕС также наблюдаются серьезные страновые различия в соотношении кредитов и вкладов. Банковский сектор ЧР является одним из немногих в ЕС, где вклады преобладают над кредитами10.
Для ЧР крайне важно обеспечить, чтобы вклады в чешских банках не стали использоваться для решения финансовых проблем иностранных материнских банков.
Основные риски членства ЧР в Банковском союзе:
1) Нарушение стабильности и благосостояния отдельных банков и как следствие финансовой стабильности в ЧР за счет применения принципа группового коллективного интереса (переток ликвидности и капитала, перенос кризиса), угроза усиления рисков в случае упрощения процедуры перевода дочерних обществ в форму филиалов.
2) Включение национальной системы страхования вкладов в решение проблем в других странах (финансовый союз).
3) Нарушение существующего национального надзора ЧНБ над банковским сектором (во время кризиса 2008
9 http://www.zavedenieura.cz/cps/rde/xchg/euro/xsl/index_1794.html. 03-102012 Podnetny prispevek do debaty o bankovni unii.
10 Bankovni unie: „One Size Fits All?“ Vladimir Tomsik Ceska narodni banka Seminar Centra pro konomiku a politiku 29. rijna 2012
года на 1 крона не была выделена из госбюджета на спасение банков).
4) Ослабление национального влияния при создании правил функционирования внутреннего рынка и финансового сектора.
Руководство ЧНБ придерживается мнения, что создание Европейского Банковского союза не отвечает современному политическому устройству в ЕС (отсутствует финансовый союз), не будет способствовать разрешению существующего долгового и финансового кризиса еврозоны и обеспечения ее финансовой стабильности. Проект создания Банковского союза противоречит принципу субсидиарности при обеспечении финансовой стабильности отдельного государства, ослабляет ответственность национальных правительств за длительную финансовую недисциплинированность.
Приоритетом для ЧР является недопущение оттока ликвидности и капитала из дочерних банков иностранных банков, недопущение ослабления полномочий ЧР и ЧНБ как на национальном уровне (надзор, финансовая стабильность), так на уровне ЕС (голосование ЕВА, отношения с ЕЦБ), а также сохранение деятельности иностранных банков в форме дочерних банков и не превращение их в филиалы.
Таким образом, можно говорить о том, что участие Чешской Республики в процессе европейской валютной интеграции носит ограниченный характер. Вступив 1 мая 2004 года в ЕС, ЧР стала членом ЭВС за исключением введения евро. Евро должен быть введен на территории ЧР после того как ЧР выполнит необходимые условия (Маастрихтские критерии). Стратегия вступления в зону евро (Евростратегия) предполагала дату принятия евро 2009-2010 год. Вступлению в еврозону должно предшествовать подключение к Механизму контроля курса валют ERM II. Для выполнения Маастрихтских критериев необходимо участвовать в механизме как минимум два года. Правительство Чехии не приняло пока решение о вступлении в ERM II. Основными причинами является несоответствие государственного бюджета критериям конвергенции, и в целом несоответствие чешской экономики зоне евро. Таким образом, изначальная дата принятия ЧР евро 2009-2010 год выполнена не была11. В обновленной чешской Евростратегии 2007 года не указывается конкретная дата перехода к евро. Согласно выводам Минфина ЧР и ЧНБ1 , Чехия в 2012 году не выполнила критерий стабильности цен и устойчивости государственного бюджета.
Долговой кризис в некоторых странах еврозоны (Греция, Ирландия, Португалия) привели к тому, что в Чехии актуальной стала дискуссия относительно жизнеспособности евро-проекта, и целесообразности вступления страны в еврозону. В настоящее время правительство Чехии не ставит каких-либо конкретных сроков для принятия евро. В связи с этим, возможность введения евро в ЧР обусловлено двумя факторами -выполнением всех критериев конвергенции и способностью еврозоны преодолеть современный кризис.
Участие Чехии в европейском Банковском союзе также будет носить ограниченный характер. Среди возможных
негативных последствий членства ЧР в БС можно выделить: нарушение стабильности и благосостояния отдельных банков и как следствие финансовой стабильности в ЧР за счет перетока ликвидности и капитала из дочерних банков и филиалов в материнские банки в других странах ЕС, подключение национальной системы страхования вкладов к решению проблем в других странах, нарушение существующего национального надзора ЧНБ над банковским сектором, ослабление национального влияния при создании правил функционирования внутреннего рынка и финансового сектора.
Список литературы:
1. Assessment of the fulfilment of the Maastricht Convergence criteria and the degree of economic alignment of the Czech Republic with the euro area. A joint document of the Ministry of finance of the Czech Republic and the Czech National Bank approved by the government of the Czech Republic on 14 December 2011
2. Bankovni unie: „One Size Fits All?“ Vladimir Tomsik Ceska narodni banka Seminar Centra pro konomiku a politiku 29. rijna 2012
3. http://www.cnb.cz/en/about_cnb/international_relations/cr_e u_integration/#EMU
4. http://www. mfcr.cz/cps/rde/xchg/mfcr/xsl/eu_acc_stra_1343 8.html
5. http://www. mfcr.cz/cps/rde/xchg/mfcr/xsl/eu_acc_stra_3378 0.html
6. http://www.zavedenieura.cz/cps/rde/xbcr/euro/ECB_CON_ REP_2012_cz.pdf ECB KonvergenCni zprava kveten 2012
7. Krize eurozony. 10. Mezinarodni konference European Governance - Corporate Governance „Perspektivy eurozony“ Praha, 26. rijna 2012 Miroslav Singer guverner, Ceska narodni banka
8. Яковлева М. А., Банковский сектор Чешской Республики на современном этапе развития // Бизнес в законе №5, 2012, с. 159
Reference list:
1. Assessment of the fulfilment of the Maastricht Convergence criteria and the degree of economic alignment of the Czech Republic with the euro area. A joint document of the Ministry of finance of the Czech Republic and the Czech National Bank approved by the government of the Czech Republic on 14 December 2011
2. Bankovni unie: „One Size Fits All?“ Vladimir Tomsik Ceska narodni banka Seminar Centra pro konomiku a politiku 29. rijna 2012
3. http://www.cnb.cz/en/about_cnb/international_relations/cr_e u_integration/#EMU
4. http://www. mfcr.cz/cps/rde/xchg/mfcr/xsl/eu_acc_stra_1343 8.html
5. http://www. mfcr.cz/cps/rde/xchg/mfcr/xsl/eu_acc_stra_3378 0.html
6. http://www.zavedenieura.cz/cps/rde/xbcr/euro/ECB_CON_ REP_2012_cz.pdf ECB Konvergencni zprava kveten 2012
7. Krize eurozony. 10. Mezinarodni konference European Governance - Corporate Governance „Perspektivy eurozony“ Praha, 26. rijna 2012 Miroslav Singer guverner, Ceska narodni banka
11 http://www.cnb.cz/en/about_cnb/international_relations/cr_eu_ integration/#EMU
12 Assessment of the fulfilment of the Maastricht Convergence criteria and the degree of economic alignment of the Czech Republic with the euro area. A joint document of the Ministry of finance of the Czech Republic and the Czech National Bank approved by the government of the Czech Republic on 14 December 2011