Научная статья на тему 'Специфика туризма в малых исторических городах России'

Специфика туризма в малых исторических городах России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1288
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика туризма в малых исторических городах России»

датируется XI в. В окрестностях города туристам предоставляется возможность изучить представителей местной фауны, насчитывающей около 435 видов. Здесь произрастает около 2000 видов высших растений, более 2 % составляют эндемики, которые характерны только для Восточных Карпат.

> Ужгород (Закарпатская область) - город расположен в предгорьях Карпат на реке Уж. Известен с IX в. В этом старинном европейском городе находится липовая аллея, длиннее которой нет в Европе, а также великолепные средневековые замки и соборы, и многие другие достопримечательности. Главные туристские объекты - Ужгородский замок XI в., епископский дворец (1646 г.), католический костёл (1767 г.), ратуша (1810 г.). В 1930-х годах чешскими архитекторами был создан архитектурный ансамбль центра Ужгорода в формах, близких к конструктивизму. Туристы посещают Ужгородский университет, краеведческий и художественный музей, закарпатский музей народной архитектуры и быта, ботанический сад. В 2 км от Ужгорода на хуторе для отдыхающих организовывается конные прогулки.

Представленный молодежный эколого-образовательный туристский маршрут по Западной Украине призван способствовать овладению учащимися определенным комплексом умений и способов действий. В ходе тура создаются условия актуализирующие готовность участников использовать экологические знания и умения в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. С целью повышения интереса туристов, для развития экологического мышления учащихся можно рекомендовать на маршруте организовывать практические работы по изучению экологических проблем территории на основе непосредственных наблюдений и экскурсий.

Н. П. Казаков, Н. А. Якубовская Специфика туризма в малых исторических городах России

Малые города относятся к проблемным городским поселениям России. Бюджеты малых городов дотационны и не обеспечивают покрытия минимальных социальных стандартов для своих жителей, их градообразующая база по большей части разрушена, компенсирующие производства и виды деятельности не создаются. Отсюда высокая безработица, низкий уровень доходов населения, социальная напряженность. Таким образом, малые города - это особая группа поселений, находящаяся в особом социально-экономическом

346

положении, и она требует специального подхода при разработке управленческих решений. Основная задача состоит в том, чтобы создать в городе такие условия для работы, которые позволили бы задействовать в целом его экономику, создать механизм саморазвития и за счет этого решить проблемы занятости, роста уровня жизни населения, развития социальной сферы. Опыт зарубежных стран говорит о том, что существует достаточно эффективный способ решить эту проблему - развить внутренний и въездной туризм, обеспечив приток экономических средств к малым историческим городам.

Малый исторический город - это особый тип сообщества, в котором в значительной мере сохранился отечественный историкокультурный потенциал, способный актуализироваться в современности.

Важнейшая особенность такого города - взаимодействие с живой природой, первозданным ландшафтом в отличие от практически полностью искусственной среды большого города. Намечаемые сегодня планы по реприродизации (возвращение природы в городскую среду) больших городов проблему не решают.

Кроме этого большое значение имеет сложившийся уклад жизни. Социальная информация, оседающая на протяжении многих лет в среде малого города (традиции, обычаи, мифы, фольклор и т. д.), сохраняется дольше и всегда востребована.

Из всего этого вытекает специфика туризма в малых исторических городах России, которая должна быть направлена, прежде всего, на знакомство с культурой малого исторического города, подробное знакомство с историей страны, что может быть осуществлено в рамках внутреннего и въездного туризма. Не секрет, что именно эти виды туризма (в отличие от выездного) самые выгодные для любой страны, так как оставляют деньги в государстве и создают рабочие места.

Неблагополучное положение туризма в России объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. Так, «категорийными» признано Ростуризмом чуть больше 600 гостиниц, общее число мест в которых не превышает 75000. В Греции, для сравнения, международным стандартам соответствуют 8900 отелей, способных принять 670 000 человек.

Следует отметить существенно возрастание цен на внутренний туризм и рекреацию. По данным Ростуризма, в 2009 г. среднее туристское предложение на отдых в рамках внутреннего туризма оп-

347

ределялось в 25-27 тыс. руб. Кризис повлиял на переориентацию рекреационных потоков, которые теперь направлены на более доступное по экономическим соображениям туристское предложение, скорее всего местное, близкое по транспортной доступности. Казалось бы, в этих условиях туризм в малых городах должен получить развитие.

Туристический потенциал малых исторических городов необычайно велик. Однако отсутствие информациии о большинстве из них и слабо развитая туристическая инфраструктура, сводит на нет всю их историческую ценность.

Малые города, ставшие историческими, избежали участи превращения в моногородки, но оказались поставленными в зависимость от потока туристов. Однако этот поток в силу указанных причин не стал ожидаемым источником прибыли. Помимо этого, музейные объекты федерального уровня (например, на «Золотом кольце» - Суздаль, Ростов, Юрьев-Польский) ничего не дают в местный бюджет, а количество туристов-индивидуалов, которые пользуются гостиницами, ресторанами, сувенирными лавками, оказалось не настолько велико, чтобы исправно содержать целый город.

Необходимо, чтобы государство создало стимулирующие условия для частного бизнеса, что позволит без существенных финансовых затрат добиваться двоякой цели: роста экономики и доходной части бюджета, с одной стороны, и развития регионального туризма и его инфраструктуры - с другой. Структурные перемены в современной отечественной экономике позволяют говорить о необходимости кардинальной структурной перестройки регионального туризма в малых исторических городах, в первую очередь, путем изменения приоритетов - перехода от исключительной ориентации на элитарный туризм к развитию массовых видов туризма.

Для того чтобы получать деньги от туризма, надо их сначала вложить в развитие туристской инфраструктуры, сформировать положительный образ малого исторического города и проводить рекламные кампании. Желательно действовать именно в такой последовательности. Удачно проведенная рекламная кампания может «заманить» туриста в город, но при этом его ожидания будут обмануты.

Современный российский туризм рассчитан на норму прибыли, т. е. стремится к тому, чтобы получить максимальную прибыль. Нужно взять на вооружение европейскую туристскую деятельность, ориентирующуюся на массу прибыли - экономическая эффективность обеспечивается за счет большого туристского потока, при этом прибыль от каждого отдельного туриста минимальна.

348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.